Современное государство как объект институционального анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:34, контрольная работа

Краткое описание

Трансформации института государства происходят под воздействием политических, социальных, экономических и технологических феноменов ХХ века, предопределивших постиндустриальный транзит.
Феномен «конца истории» Ф.Фукуямы — либеральная демократия может представлять собой «окончательную форму правления в человеческом обществе» и «конечный пункт идеологической эволюции человечества».

Оглавление

Введение. Трансформации института государства в условиях постиндустриального транзита
Раздел 1. Политико-правовой концепт современного государства: правовое, светское, социальное
Глава 1.1. Правовое государство
Глава 1.2. Светское государство
Глава 1.3. Социальное государство
Глава 1.4. Правовое государство и качество жизни: сопоставительный анализ
Раздел 2. Основы функционирования современного государства: конкуренция или коррупция
Глава 2.1. Конкуренция: экономическая, политическая, информационная, социальная
Глава 2.2. Коррупция: систематизация проявлений и институциональный механизм
Глава 2.3. Политико-правовой анализ мер против коррупции
Глава 2.4. Свобода и конкуренция или коррупция: сопоставительный анализ
Раздел 3. Управление современным государством: тенденции и проблемы
Глава 3.1. Реорганизация государственного управления
Глава 3.2. Открытость, прозрачность и подотчетность государственного управления
Глава 3.3. Электронное государство
Глава 3.4. Качество государственного управления: сопоставительный анализ
Раздел 4. Современные методы исследования государства
Глава 4.1. Метод политико-правового анализа
Глава 4.2. Метод сопоставительно-институционального анализа
Список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 33.45 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки РФ

Казанский Государственный Архитектурно-Строительный

Университет

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине:  «Институциональная Экономика»

На тему: «Современное государство  как объект институционального анализа»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 2ПМ11З

                                                         Иванов И.И

                     Научный руководитель: к.э.н

                                                                                                           Федоренко О.С

 

 

 

 

 

Казань

2012 

Содержание: 
 
Введение. Трансформации института государства в условиях постиндустриального транзита

Раздел 1. Политико-правовой концепт современного государства: правовое, светское, социальное 
 
Глава 1.1. Правовое государство 
 
Глава 1.2. Светское государство 
 
Глава 1.3. Социальное государство 
 
Глава 1.4. Правовое государство и качество жизни: сопоставительный анализ

Раздел 2. Основы функционирования современного государства: конкуренция или коррупция 
 
Глава 2.1. Конкуренция: экономическая, политическая, информационная, социальная 
 
Глава 2.2. Коррупция: систематизация проявлений и институциональный механизм 
 
Глава 2.3. Политико-правовой анализ мер против коррупции 
 
Глава 2.4. Свобода и конкуренция или коррупция: сопоставительный анализ

Раздел 3. Управление современным государством: тенденции и проблемы 
 
Глава 3.1. Реорганизация государственного управления 
 
Глава 3.2. Открытость, прозрачность и подотчетность государственного управления 
 
Глава 3.3. Электронное государство 
 
Глава 3.4. Качество государственного управления: сопоставительный анализ

Раздел 4. Современные методы исследования государства 
Глава 4.1. Метод политико-правового анализа 
Глава 4.2. Метод сопоставительно-институционального анализа

Список  литературы

Введение. Трансформации института государства в условиях постиндустриального транзита 
 
Трансформации института государства происходят под воздействием политических, социальных, экономических и технологических феноменов ХХ века, предопределивших постиндустриальный транзит. 
 
Феномен «конца истории» Ф.Фукуямы — либеральная демократия может представлять собой «окончательную форму правления в человеческом обществе» и «конечный пункт идеологической эволюции человечества». Институциональный компонент феномена состоит в том, что демократия как приоритетная форма организации политических и государственных порядков признается большинством государств современного мира. Ценностный компонент — человек, его права и свободы признаются большинством государств в качестве базовой социальной ценности. Отказ от этатистского воззрения на государство как на высший результат и цель общественного развития и реорганизация на этой основе системы управления современным государством. 
 
Феномен «восстания масс» как начало коренной трансформации связей в обществе, разрушения его классовой структуры, сословных перегородок, изменений положения групп и индивидов по отношению к власти. Х.Ортега-и-Гассета о проблемах массового общества и угрозе тоталитарного государства. Необходимость перевоплощения безликой массы во множество личностей, трансформации массового общества в немассовое гражданское для «перехода к новой, еще неведомой организации человечества». 
 
«Третья волна» Э.Тоффлера — рождение новой цивилизации в результате революционных изменений в техносфере, инфосфере, социосфере и властной сфере. «Третья волна» как социально-технологическая революция, которая порождает необходимость качественных изменений в поле политике и трансформаций института государства в условиях резкого сдвига в сторону социального многообразия и демассификации общества. Децентрализация власти — ключевая тенденция трансформации государства «изнутри».  
 
Феномен повышения миграционный мобильности как следствие качественных изменений транспортных технологий и либерализации миграционной политики, обусловленной как экономическими, так и демографическими процессами. Возможность свободного трансграничного перемещения по миру, в котором временные и пространственные связи становятся все теснее. 
 
Трансформации института государства под давлением «извне». Концепция С.Хантингтона об отмирании государства — «бильярдного шара». Утрата национальным государством доминирующей роли в результате глобализации. Глобализация как процесс по определению З.Бзежинского «преодоления социальной, политической и экономической активностью пространственных границ».

Часть I. Современное государства как политический институт 
 
Тема 1. Институциональное построение современного государства 
 
Договорная сущность современного государства, в соответствии с которой граждане делегируют власть государству, определяют полномочия, права и обязанности государственной власти и ее органов и осуществляют контроль деятельности власти.  
 
Государство как публичный политический институт, организующий совместную жизнь людей на определенной территории и обеспечивающий на этой территории определенный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития. 
 
Соотношение политической и государственной власти. Государственная власть как высшая и самая мощная форма политической власти, оказывающая воздействие на деятельность и поведение людей с помощью государственного принуждения и от имени государства. 
 
Кибернетический подход теории управления к рассмотрению государства как системы регулирования с обратной связью. Современное общество как сложный объект регулирования: институциональная структура, соотношение государственного регулирования общественных отношений, самоорганизации и саморегуляции общества. Система органов власти, включаю государственную власть и местное самоуправление, как централизовано-децентрализованное управляющее устройство с иерархической структурой. 
 
Политическая децентрализация власти для предотвращения ее монополизации, единоличной или групповой узурпации как институциональная основа государства XXI века. Устойчивая тенденция постиндустриального развития — функционально-иерархическая децентрализация государственной власти, разделение ее полномочий по функциям и уровням компетенции и ответственности. Разделение опорных исполнительных механизмов государства: государственный аппарат, армия (службы обеспечения внешней безопасности) и полиция (службы обеспечения внутренней безопасности).  
 
«Федерализация» как одно из ключевых направлений децентрализации власти, разделение ее полномочий, компетенции и ответственности между центральным, региональным и местным уровнями. Типы и формы «федерализации» взаимоотношений между центральной и региональной властью. Местное самоуправление как связующее звено между обществом и государственной властью, между договорным саморегулированием и самоорганизацией общества и государственным властно-принудительным регулированием общественных отношений. 
 
Тема 2. Политические порядки современного государства 
 
Полиархическая демократия как форма организации политических и государственных порядков в современном государстве. Основные политические институты демократии по определению Р.Даля: выборность и сменяемость публичных должностных лиц; свободные и честные выборы; свобода выражения; альтернативные источники информации; автономия ассоциаций; всеобщие гражданские права. 
 
Основная политическая цепь зависимости и подотчетности государственной власти обществу: многопартийная система, избирательный механизм, парламент как общегосударственный представительный орган власти. Многопартийная система как «корневая система» цепи участия граждан в управлении делами государства, формирования и контроля деятельности государственной власти. Двуединая цель политической партии — завоевание (удержание) и использование государственной власти. Современные тенденции трансформации политических партий. Избирательный механизм как базовый механизм представительной демократии и политической конкуренции. Характеристики избирательной системы. Типы избирательной системы: мажоритарная, пропорциональная и смешенная и основные тенденции их трансформации. Парламент как основополагающий общегосударственный институт представительной демократии. Роль и место парламента как политического института в системе разделения властей. 
 
Информационно-коммуникационная стабилизация политических и государственных порядков. Механизмы функционирования канала коммуникаций «общества – власть». Механизм общественного мнения как механизм наиболее эффективного воздействия общества на власть и истинная «четвертая власть». Лоббизм как механизм учета частных и корпоративных интересов. Субъекты, объекты и механизм лоббистской деятельности. Основные модели лоббистской деятельности. Механизмы функционирования канала коммуникаций «власть — общество». Механизм связей с общественностью как современная философия организационного управления. Проблемы и угрозы PR-деятельности органов и институтов государства. Механизм консультационного взаимодействия. Принципы и проблемы создания консультационных структур при органах государственной власти. 
 
Тема 3. Законодательство как инструмент государственного регулирования 
 
Политико-правовая парадигма законодательной деятельности. Сравнительный анализ онтологических свойств права и политики как универсальных регуляторов социальных отношений. Право как регулятор, стабилизатор всего социального пространства, который фиксирует тот согласованный предел взаимных требований индивидов и групп к установлению общественного порядка, который необходим для их совместного существования и осуществления власти. Политика как совокупность отношений, складывающихся в процессе целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. Конкурентность и инклюзивность как онтологические свойства политики. 
 
Закон как инструмент властно-принудительного регулирования социальных отношений и основной вид регулирующего воздействия государственной власти на социум. Закон как конечный продукт государственной деятельности, процесс которой протекает в законодательных органах государственной власти при участии конкурирующих политических сил и под воздействием разнообразных групп давления. 
 
Принцип правозаконности в классической интерпретации А.Дайси и в современной правовой интерпретации, который определяет иерархическую систему приоритетов права и закона в государственном регулировании. 
 
Законодательная деятельность в системе разделения властей. Система сдержек и противовесов в законодательной деятельности. Ключевая роль парламента в системе органов государственной власти как основного субъекта законодательной деятельности. Политические аспекты формирования внутренней организационной структуры парламента и законодательного процесса. 
 
Политические акторы законодательной деятельности. Парламентарии и депутатские объединения. Политические партии в законодательном процессе. Закон как конечный продукт деятельности партии. Методы и формы воздействия партии на законодательный процесс.

Часть II Основы функционирования современного государства: 
 
конкуренция или коррупция 
 
Тема 4. Конкуренция: экономическая, политическая, информационная, социальная  
 
Экономическая конкуренция, которая может осуществляться только при условии соблюдения и защиты государством прав граждан, обеспечивающих свободу их деятельности в экономической сфере. Два базовые механизма конкурентного саморегулирования экономики: механизм спрос — предложение, обеспечивающий влияние, как производителей, так и потребителей на экономические процессы, и механизм смены неэффективных управляющих и собственников субъектов экономической деятельности, обеспечивающий их «естественный» конкурентный отбор и «кадровую» санацию экономики. Проблема естественных экономических и «неестественных» политических монополий. 
 
Политическая конкуренция в процессе завоевания власти. Демократическая власть — «производная» политической конкуренции. Динамика политической конкуренции как фактор социально-политической обеспечения стабильности и устойчивости демократических политических систем и государств. Ограниченное и локальное применение конкуренции в регуляторной деятельности государственной власти. Конкурентно-дискуссионный принцип работы парламента. Децентрализация власти как механизм замещения конкуренции в обеспечении необходимой власти состязательности. Профессиональная конкуренция в кадровом обеспечении исполнительной и судебной власти. 
 
Информационная конкуренция как конкуренция между производителями информации, информационной продукции и услуг и потребителями такой продукции и услуг, с одной стороны за получение прибыли, с другой, - за полное удовлетворение потребностей. Практический смысл свободы информации и СМИ — наличие множества альтернативных источников информации, профессионально и добросовестно конкурирующих в сфере массового информирования и возможностей свободного выражения посредством альтернативных СМИ всего спектра мнений и оценок. Конкуренция множества альтернативных источников информации как механизм представления объективной и достоверной картины окружающей действительности и происходящих в ней событий. Проблема «информационного неравенства» и угроза «информационного расслоения» общества. 
 
Социальная конкуренция как «стремление индивидов занять наиболее благоприятное положение в системе общественного сотрудничества» по определению Л.Мизеса. Добросовестная социальная конкуренция в качестве стимулятора гражданской активности и ответственности. Основные тесно взаимосвязанные движущие мотивы социальной конкуренции — стремление к материальному обогащению и нематериальная «жажда признания». Условия социальной конкуренции — соблюдение и защита государством всех без исключения прав и свобод его граждан. 
 

Тема 5. Коррупция: систематизация проявлений и институциональный  механизм 
 
Коррупция как насущная и серьезная проблема для всех государств современного мира. Коррупционные отношения, искажающие политические, экономические и социальные порядки, возникают в первую очередь при взаимодействиях частного сектора экономики и граждан с органами и должностными лицами государства. 
 
Экономическая коррупция — коррупция, цель которой состоит в получении материальной выгоды. Административная (бюрократическая) или низовая экономическая коррупция, которая распространяется на нижнем и среднем уровнях государственной власти и подразделяется на бытовую и деловую коррупцию. «Скупка государства» — верхушечная экономическая коррупция, которая поражает верхний уровень системы государственной власти и состоит в подкупе высших должностных лиц государства для того, чтобы скупщики, формируя его политику, правовую и регуляторную среду в собственных интересах, могли получать ренту за счет остальной экономики. 
 
Политическая коррупция как использование лицом, занимающим государственную должность, доверенных ему государственно-властных полномочий и прав, служебного положения и статуса в системе государственной власти, статуса органа государственной власти, который он представляет, в целях противоправного извлечения личной и (или) групповой, в том числе и в пользу третьих лиц, политической выгоды. Выборная коррупция – политическая коррупция в избирательном процессе и приватизация власти — присвоение всех государственно-властных полномочий и прав в процессе использования власти.  
 
Коррупция как культурная проблема разрушения базовых ценностей, моральных и этических устоев общества и снижения его культурного уровня. Негативная «культура» политической коррупции и концепция «благотворной коррупции». 
 
Институциональный механизм коррупции — злоупотребление, неправомерное использование различных видов административного ресурса власти не по их прямому назначению для отправления государственно-властных полномочий и должностных обязанностей в целях реализации функций государства, а для получения личной или групповой как материальной, так и нематериальной выгоды. Классификация видов административного ресурса государственной власти: силовой, регуляторный, законодательный, институциональный, финансовый, медийный, статусный.  
 
Захват государства как комплексное и системное проявление коррупции. Приватизация государственной власти правящими политико-экономическими группировками и использование ими всех властно-принудительных полномочий и видов административного ресурса государственной власти для захвата природных ресурсов, финансовых средств, государственной и частной собственности, самых прибыльных экономических агентов, как в государственном, так и в частном секторе, а также наиболее влиятельных средств массового распространения информации в целях материального обогащения членов правящих группировок. 
 
Тема 6. Политико-правовой анализ мер против коррупции 
 
Конвенция ООН против коррупции — базовый акт, установивший международные принципы и стандарты мер по предупреждению и противодействию коррупции. 
 
Публичное должностное лицо — основной субъект реализации антикоррупционных мер и одновременно первоочередной объект таких мер. Политическая конкуренция как побудительный мотив для реализации избираемыми и назначаемыми публичными должностными лицами мер по предупреждению и противодействию коррупции. Гражданское общество, его институциональные структуры и граждане как непременные участники противодействия коррупции. 
 
Меры по предупреждению и противодействию коррупции в сфере публичной власти: усиление добросовестности и прозрачности политической конкуренции на выборах в органы публичной власти и финансирования политических партий; антикоррупционная экспертиза законодательных и иных нормативных правовых актов; организация кадрового обеспечения публичной власти на основе профессионального конкурсного отбора; внедрение системы меры по предупреждению конфликтов интересов; принятие кодексов и установление стандартов поведения государственных служащих; создание систем закупок в публичном секторе, основанных на прозрачности, конкуренции и объективных критериях принятия решений.  
 
Публичность и прозрачность для общества деятельности всей системы публичной власти как ключевой фактор в противодействии и подавлении коррупции. 
 
Система мер по предупреждению коррупции в частном секторе, направленных на поощрение и содействие добросовестной конкуренции и ее защиту от возможных деформаций и подавление коррупцией. 
 
Борьба с отмыванием денежных средств как внутригосударственная и международная проблема в условиях экономической глобализации и мировых интеграционных процессов. 
 
Судебная система — ключевое звено в правоохранительной деятельности по противодействию коррупции. Усиление уголовного преследования лиц, причастных к коррупции, в том числе признание в качестве уголовно наказуемых таких деяний, совершаемых публичными должностными лицами, как хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества, злоупотребление влиянием, служебными полномочиями или служебным положением в корыстных целях, незаконное обогащение.

Часть III Управление современным государством: 
 
тенденции и проблемы 
 
Тема 7. Реорганизация государственного управления 
 
Кризис «государства всеобщего благоденствия» (Welfare State). Новое направление в теории и практике государственного управления — «новое государственное управление» (New Public Management). Цели и особенности «основных» и «передовых» реформ. Три компоненты реформирования по модели НГУ: идейно-философская, основанная на отказе от этатистского и переходе к либеральному подходу к предназначению и роли государства; организационно-кадровая, основанная на деполитизации и реорганизации кадрового обеспечения государственного аппарата с целью повышения дисциплины, профессионализма и конкурентоспособности государственных служащих; структурно-технологическая, основанная на децентрализации и функциональной оптимизации структуры органов государственной власти, внедрении в сферу государственного управления принципов и методов организационного управления и менеджмента частного сектора экономики. 
 
Разграничение политических и неполитических государственных должностей. Сменяемость высших чиновников, занимающих политические государственные должности, и необходимость деполитизации кадрового государственного аппарата. Деполитизация как фактор обеспечения единства и согласованности деятельности кадрового государственного аппарата и приоритета профессиональных качеств при назначении на государственную службу и продвижении по ней в противовес протекционизму и непотизму. 
 
Проблемы реорганизации кадрового обеспечения государственной службы. Кадровая бюрократия как объект и одновременно субъект такой реорганизации. Меритократического подхода к кадровому обеспечению государственной службы. Конкурсный отбор государственных служащих и контрактная система их найма. Методы стимулирования государственных служащих. 
 
Политическая и структурно-функциональная децентрализация системы государственной власти. Децентрализация системы органов исполнительной власти по модели НГУ — организационное разделение органов, осуществляющих функции выработки государственной политики и нормативно-правовое регулирование, функции контроля и надзор, а также функции оказания государственных услуг, управления государственным имуществом и правоприменительные функции. Видоизменения механизмов взаимосвязанного функционирования органов исполнительной власти. 
 
Тема 8. Открытость, прозрачность и подотчетность государственного управления 
 
Открытость и прозрачность государственного управления — институциональная основа повышения доверия и уважения к власти, обеспечения устойчивого функционирования системы государственного управления и эффективной работы механизмов обратной связи между властью и обществом и подотчетности власти обществу. 
 
Подотчетность и внешний контроль государственного управления посредством одновременно и параллельно осуществляемого политического и гражданского контроля.  
 
Политический контроль — периодическая выборность и сменяемость высших должностных лиц государства по результатам политической конкуренции партий на свободных и честных выборах, конкурентная деятельность политической оппозиции. 
 
Гражданский контроль — режим функционирования механизма общественного мнения, при котором его объектом являются решения и действия институтов и должностных лиц государства. Этапы гражданского контроля: мониторинг решений и действий органов государственной власти и их должностных лиц; общественная экспертиза решений и действий органов государственной власти и их должностных лиц; публичное представление результатов общественной экспертизы власти и обществу. Прозрачность системы государственного управления, полнота и качество предоставляемой органами власти информации об их деятельности как ключевая проблема реализации гражданского контроля. 
 
Определяющее условие качественной и результативной работы механизмов политического и гражданского контроля — право и возможность каждого гражданина оспаривать неправомерные действия или бездействие органов и должностных лиц государства в справедливом, беспристрастном и неподверженном никаким политическим влияниям объективном суде. 
 
Гражданская позиция и социальная активность граждан как движущая сила внешнего контроля государственной власти со стороны общества. Общественное наблюдение за выборами: мониторинг избирательной кампании и наблюдение в день голосования за процедурами голосования и подсчета голосов. Контроль законодательной и нормативно-правовой деятельность публичной власти, осуществляемый как в отношении результатов такой деятельности, так и в отношении ее ключевых акторов — депутатов. Упреждающего гражданского контроля деятельности публичной власти как контроль замещения неизбираемых публичных должностей на конкурсной основе и предотвращения конфликтов интересов в системе публичной власти. 
 
Тема 9. Электронное государство 
 
Формирование информационного общества как нового типа организации социума, который определяет необходимость трансформаций социальных и политических коммуникаций и институтов. Первоочередное и необходимое условие перехода к электронной демократии и сетевому государству М.Кастельса — внедрение в сферу государственного управления постиндустриальных инфокоммуникационных технологий, систем и сетей, которые позволяют реализовывать более совершенные идейно-философские подходы и структурно-организационные принципы построения системы государственного управления. 
 
Электронное государство как постиндустриальной философии государственного управления. Построение электронного государства — идеологическая, структурно-функциональная, организационно-кадровая и технологическая реорганизация системы государственного управления, развитие и углубление реформы по модели НГУ и реализация на качественно новом уровне PR как философии организационного управления. Стратегическая цель электронного государства – решение проблем управления государством с позиции защиты прав и в интересах граждан и привлечение граждан к участию в управлении государством. Практическая задача — трансформация внутренних и внешних взаимоотношений в системе управления государством для оптимизации оказания государственных услуг гражданам и частному сектору экономики, расширения взаимодействий граждан с органами власти всех уровней. 
 
Задачи государственной власти и роль высшего политического руководства государства в процессе построения электронного государства. Поэтапное построение электронного государства путем перехода от моделей типа кибернетический офис и бюрократическая структура, ориентированных на внутреннюю деятельность, к моделям типа сервисное агентство, ориентированным на внешнюю деятельность, и к полностью электронному государству. Факторы, способствующие и препятствующие построению электронного государства. 
 
Законодательное обеспечение электронного государства: регламентация информационных прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти и их должностных лиц, электронного документооборота и электронных транзакций в системе государственного управления; обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти; защита частной жизни, прав интеллектуальной собственности и обеспечение информационной безопасности в сетевой информационной среде.

Информация о работе Современное государство как объект институционального анализа