Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:34, контрольная работа
Трансформации института государства происходят под воздействием политических, социальных, экономических и технологических феноменов ХХ века, предопределивших постиндустриальный транзит.
Феномен «конца истории» Ф.Фукуямы — либеральная демократия может представлять собой «окончательную форму правления в человеческом обществе» и «конечный пункт идеологической эволюции человечества».
Введение. Трансформации института государства в условиях постиндустриального транзита
Раздел 1. Политико-правовой концепт современного государства: правовое, светское, социальное
Глава 1.1. Правовое государство
Глава 1.2. Светское государство
Глава 1.3. Социальное государство
Глава 1.4. Правовое государство и качество жизни: сопоставительный анализ
Раздел 2. Основы функционирования современного государства: конкуренция или коррупция
Глава 2.1. Конкуренция: экономическая, политическая, информационная, социальная
Глава 2.2. Коррупция: систематизация проявлений и институциональный механизм
Глава 2.3. Политико-правовой анализ мер против коррупции
Глава 2.4. Свобода и конкуренция или коррупция: сопоставительный анализ
Раздел 3. Управление современным государством: тенденции и проблемы
Глава 3.1. Реорганизация государственного управления
Глава 3.2. Открытость, прозрачность и подотчетность государственного управления
Глава 3.3. Электронное государство
Глава 3.4. Качество государственного управления: сопоставительный анализ
Раздел 4. Современные методы исследования государства
Глава 4.1. Метод политико-правового анализа
Глава 4.2. Метод сопоставительно-институционального анализа
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
Казанский Государственный Архитектурно-
Университет
Реферат
По дисциплине: «Институциональная Экономика»
На тему: «Современное государство как объект институционального анализа»
Выполнил: студент группы 2ПМ11З
Научный руководитель: к.э.н
Казань
2012
Содержание:
Введение. Трансформации института государства
в условиях постиндустриального транзита
Раздел 1. Политико-правовой концепт современного
государства: правовое, светское, социальное
Глава 1.1. Правовое государство
Глава 1.2. Светское государство
Глава 1.3. Социальное государство
Глава 1.4. Правовое государство и качество
жизни: сопоставительный анализ
Раздел 2. Основы функционирования современного
государства: конкуренция или коррупция
Глава 2.1. Конкуренция: экономическая,
политическая, информационная, социальная
Глава 2.2. Коррупция: систематизация проявлений
и институциональный механизм
Глава 2.3. Политико-правовой анализ мер
против коррупции
Глава 2.4. Свобода и конкуренция или коррупция:
сопоставительный анализ
Раздел 3. Управление современным государством:
тенденции и проблемы
Глава 3.1. Реорганизация государственного
управления
Глава 3.2. Открытость, прозрачность и подотчетность
государственного управления
Глава 3.3. Электронное государство
Глава 3.4. Качество государственного
управления: сопоставительный анализ
Раздел
4. Современные
методы исследования государства
Глава 4.1. Метод политико-правового анализа
Глава 4.2. Метод сопоставительно-
Список литературы
Введение. Трансформации института государства
в условиях постиндустриального транзита
Трансформации института государства
происходят под воздействием политических,
социальных, экономических и технологических
феноменов ХХ века, предопределивших постиндустриальный
транзит.
Феномен «конца истории» Ф.Фукуямы — либеральная
демократия может представлять собой
«окончательную форму правления в человеческом
обществе» и «конечный пункт идеологической
эволюции человечества». Институциональный
компонент феномена состоит в том, что
демократия как приоритетная форма организации
политических и государственных порядков
признается большинством государств современного
мира. Ценностный компонент — человек,
его права и свободы признаются большинством
государств в качестве базовой социальной
ценности. Отказ от этатистского воззрения
на государство как на высший результат
и цель общественного развития и реорганизация
на этой основе системы управления современным
государством.
Феномен «восстания масс» как начало коренной
трансформации связей в обществе, разрушения
его классовой структуры, сословных перегородок,
изменений положения групп и индивидов
по отношению к власти. Х.Ортега-и-Гассета
о проблемах массового общества и угрозе
тоталитарного государства. Необходимость
перевоплощения безликой массы во множество
личностей, трансформации массового общества
в немассовое гражданское для «перехода
к новой, еще неведомой организации человечества».
«Третья волна» Э.Тоффлера — рождение
новой цивилизации в результате революционных
изменений в техносфере, инфосфере, социосфере
и властной сфере. «Третья волна» как социально-технологическая
революция, которая порождает необходимость
качественных изменений в поле политике
и трансформаций института государства
в условиях резкого сдвига в сторону социального
многообразия и демассификации общества.
Децентрализация власти — ключевая тенденция
трансформации государства «изнутри».
Феномен повышения миграционный мобильности
как следствие качественных изменений
транспортных технологий и либерализации
миграционной политики, обусловленной
как экономическими, так и демографическими
процессами. Возможность свободного трансграничного
перемещения по миру, в котором временные
и пространственные связи становятся
все теснее.
Трансформации института государства
под давлением «извне». Концепция С.Хантингтона
об отмирании государства — «бильярдного
шара». Утрата национальным государством
доминирующей роли в результате глобализации.
Глобализация как процесс по определению
З.Бзежинского «преодоления социальной,
политической и экономической активностью
пространственных границ».
Часть I. Современное государства
как политический институт
Тема 1. Институциональное
построение современного государства
Договорная сущность современного государства,
в соответствии с которой граждане делегируют
власть государству, определяют полномочия,
права и обязанности государственной
власти и ее органов и осуществляют контроль
деятельности власти.
Государство как публичный политический
институт, организующий совместную жизнь
людей на определенной территории и обеспечивающий
на этой территории определенный социальный
порядок, поддержание соответствующих
норм и правил человеческого общежития.
Соотношение политической и государственной
власти. Государственная власть как высшая
и самая мощная форма политической власти,
оказывающая воздействие на деятельность
и поведение людей с помощью государственного
принуждения и от имени государства.
Кибернетический подход теории управления
к рассмотрению государства как системы
регулирования с обратной связью. Современное
общество как сложный объект регулирования:
институциональная структура, соотношение
государственного регулирования общественных
отношений, самоорганизации и саморегуляции
общества. Система органов власти, включаю
государственную власть и местное самоуправление,
как централизовано-
Политическая децентрализация власти
для предотвращения ее монополизации,
единоличной или групповой узурпации
как институциональная основа государства
XXI века. Устойчивая тенденция постиндустриального
развития — функционально-иерархическая
децентрализация государственной власти,
разделение ее полномочий по функциям
и уровням компетенции и ответственности.
Разделение опорных исполнительных механизмов
государства: государственный аппарат,
армия (службы обеспечения внешней безопасности)
и полиция (службы обеспечения внутренней
безопасности).
«Федерализация» как одно из ключевых
направлений децентрализации власти,
разделение ее полномочий, компетенции
и ответственности между центральным,
региональным и местным уровнями. Типы
и формы «федерализации» взаимоотношений
между центральной и региональной властью.
Местное самоуправление как связующее
звено между обществом и государственной
властью, между договорным саморегулированием
и самоорганизацией общества и государственным
властно-принудительным регулированием
общественных отношений.
Тема 2. Политические порядки
современного государства
Полиархическая демократия как форма
организации политических и государственных
порядков в современном государстве. Основные
политические институты демократии по
определению Р.Даля: выборность и сменяемость
публичных должностных лиц; свободные
и честные выборы; свобода выражения; альтернативные
источники информации; автономия ассоциаций;
всеобщие гражданские права.
Основная политическая цепь зависимости
и подотчетности государственной власти
обществу: многопартийная система, избирательный
механизм, парламент как общегосударственный
представительный орган власти. Многопартийная
система как «корневая система» цепи участия
граждан в управлении делами государства,
формирования и контроля деятельности
государственной власти. Двуединая цель
политической партии — завоевание (удержание)
и использование государственной власти.
Современные тенденции трансформации
политических партий. Избирательный механизм
как базовый механизм представительной
демократии и политической конкуренции.
Характеристики избирательной системы.
Типы избирательной системы: мажоритарная,
пропорциональная и смешенная и основные
тенденции их трансформации. Парламент
как основополагающий общегосударственный
институт представительной демократии.
Роль и место парламента как политического
института в системе разделения властей.
Информационно-коммуникационная стабилизация
политических и государственных порядков.
Механизмы функционирования канала коммуникаций
«общества – власть». Механизм общественного
мнения как механизм наиболее эффективного
воздействия общества на власть и истинная
«четвертая власть». Лоббизм как механизм
учета частных и корпоративных интересов.
Субъекты, объекты и механизм лоббистской
деятельности. Основные модели лоббистской
деятельности. Механизмы функционирования
канала коммуникаций «власть — общество».
Механизм связей с общественностью как
современная философия организационного
управления. Проблемы и угрозы PR-деятельности
органов и институтов государства. Механизм
консультационного взаимодействия. Принципы
и проблемы создания консультационных
структур при органах государственной
власти.
Тема 3. Законодательство как
инструмент государственного регулирования
Политико-правовая парадигма законодательной
деятельности. Сравнительный анализ онтологических
свойств права и политики как универсальных
регуляторов социальных отношений. Право
как регулятор, стабилизатор всего социального
пространства, который фиксирует тот согласованный
предел взаимных требований индивидов
и групп к установлению общественного
порядка, который необходим для их совместного
существования и осуществления власти.
Политика как совокупность отношений,
складывающихся в процессе целенаправленного
взаимодействия групп по поводу завоевания,
удержания и использования государственной
власти. Конкурентность и инклюзивность
как онтологические свойства политики.
Закон как инструмент властно-принудительного
регулирования социальных отношений и
основной вид регулирующего воздействия
государственной власти на социум. Закон
как конечный продукт государственной
деятельности, процесс которой протекает
в законодательных органах государственной
власти при участии конкурирующих политических
сил и под воздействием разнообразных
групп давления.
Принцип правозаконности в классической
интерпретации А.Дайси и в современной
правовой интерпретации, который определяет
иерархическую систему приоритетов права
и закона в государственном регулировании.
Законодательная деятельность в системе
разделения властей. Система сдержек и
противовесов в законодательной деятельности.
Ключевая роль парламента в системе органов
государственной власти как основного
субъекта законодательной деятельности.
Политические аспекты формирования внутренней
организационной структуры парламента
и законодательного процесса.
Политические акторы законодательной
деятельности. Парламентарии и депутатские
объединения. Политические партии в законодательном
процессе. Закон как конечный продукт
деятельности партии. Методы и формы воздействия
партии на законодательный процесс.
Часть II Основы функционирования
современного государства:
конкуренция или коррупция
Тема 4. Конкуренция: экономическая,
политическая, информационная, социальная
Экономическая конкуренция, которая может
осуществляться только при условии соблюдения
и защиты государством прав граждан, обеспечивающих
свободу их деятельности в экономической
сфере. Два базовые механизма конкурентного
саморегулирования экономики: механизм
спрос — предложение, обеспечивающий
влияние, как производителей, так и потребителей
на экономические процессы, и механизм
смены неэффективных управляющих и собственников
субъектов экономической деятельности,
обеспечивающий их «естественный» конкурентный
отбор и «кадровую» санацию экономики.
Проблема естественных экономических
и «неестественных» политических монополий.
Политическая конкуренция в процессе
завоевания власти. Демократическая власть
— «производная» политической конкуренции.
Динамика политической конкуренции как
фактор социально-политической обеспечения
стабильности и устойчивости демократических
политических систем и государств. Ограниченное
и локальное применение конкуренции в
регуляторной деятельности государственной
власти. Конкурентно-дискуссионный принцип
работы парламента. Децентрализация власти
как механизм замещения конкуренции в
обеспечении необходимой власти состязательности.
Профессиональная конкуренция в кадровом
обеспечении исполнительной и судебной
власти.
Информационная конкуренция как конкуренция
между производителями информации, информационной
продукции и услуг и потребителями такой
продукции и услуг, с одной стороны за
получение прибыли, с другой, - за полное
удовлетворение потребностей. Практический
смысл свободы информации и СМИ — наличие
множества альтернативных источников
информации, профессионально и добросовестно
конкурирующих в сфере массового информирования
и возможностей свободного выражения
посредством альтернативных СМИ всего
спектра мнений и оценок. Конкуренция
множества альтернативных источников
информации как механизм представления
объективной и достоверной картины окружающей
действительности и происходящих в ней
событий. Проблема «информационного неравенства»
и угроза «информационного расслоения»
общества.
Социальная конкуренция как «стремление
индивидов занять наиболее благоприятное
положение в системе общественного сотрудничества»
по определению Л.Мизеса. Добросовестная
социальная конкуренция в качестве стимулятора
гражданской активности и ответственности.
Основные тесно взаимосвязанные движущие
мотивы социальной конкуренции — стремление
к материальному обогащению и нематериальная
«жажда признания». Условия социальной
конкуренции — соблюдение и защита государством
всех без исключения прав и свобод его
граждан.
Тема 5. Коррупция:
систематизация проявлений и институциональный
механизм
Коррупция как насущная и серьезная проблема
для всех государств современного мира.
Коррупционные отношения, искажающие
политические, экономические и социальные
порядки, возникают в первую очередь при
взаимодействиях частного сектора экономики
и граждан с органами и должностными лицами
государства.
Экономическая коррупция — коррупция,
цель которой состоит в получении материальной
выгоды. Административная (бюрократическая)
или низовая экономическая коррупция,
которая распространяется на нижнем и
среднем уровнях государственной власти
и подразделяется на бытовую и деловую
коррупцию. «Скупка государства» — верхушечная
экономическая коррупция, которая поражает
верхний уровень системы государственной
власти и состоит в подкупе высших должностных
лиц государства для того, чтобы скупщики,
формируя его политику, правовую и регуляторную
среду в собственных интересах, могли
получать ренту за счет остальной экономики.
Политическая коррупция как использование
лицом, занимающим государственную должность,
доверенных ему государственно-властных
полномочий и прав, служебного положения
и статуса в системе государственной власти,
статуса органа государственной власти,
который он представляет, в целях противоправного
извлечения личной и (или) групповой, в
том числе и в пользу третьих лиц, политической
выгоды. Выборная коррупция – политическая
коррупция в избирательном процессе и
приватизация власти — присвоение всех
государственно-властных полномочий и
прав в процессе использования власти.
Коррупция как культурная проблема разрушения
базовых ценностей, моральных и этических
устоев общества и снижения его культурного
уровня. Негативная «культура» политической
коррупции и концепция «благотворной
коррупции».
Институциональный механизм коррупции
— злоупотребление, неправомерное использование
различных видов административного ресурса
власти не по их прямому назначению для
отправления государственно-властных
полномочий и должностных обязанностей
в целях реализации функций государства,
а для получения личной или групповой
как материальной, так и нематериальной
выгоды. Классификация видов административного
ресурса государственной власти: силовой,
регуляторный, законодательный, институциональный,
финансовый, медийный, статусный.
Захват государства как комплексное и
системное проявление коррупции. Приватизация
государственной власти правящими политико-экономическими
группировками и использование ими всех
властно-принудительных полномочий и
видов административного ресурса государственной
власти для захвата природных ресурсов,
финансовых средств, государственной
и частной собственности, самых прибыльных
экономических агентов, как в государственном,
так и в частном секторе, а также наиболее
влиятельных средств массового распространения
информации в целях материального обогащения
членов правящих группировок.
Тема 6. Политико-правовой
анализ мер против коррупции
Конвенция ООН против коррупции — базовый
акт, установивший международные принципы
и стандарты мер по предупреждению и противодействию
коррупции.
Публичное должностное лицо — основной
субъект реализации антикоррупционных
мер и одновременно первоочередной объект
таких мер. Политическая конкуренция как
побудительный мотив для реализации избираемыми
и назначаемыми публичными должностными
лицами мер по предупреждению и противодействию
коррупции. Гражданское общество, его
институциональные структуры и граждане
как непременные участники противодействия
коррупции.
Меры по предупреждению и противодействию
коррупции в сфере публичной власти: усиление
добросовестности и прозрачности политической
конкуренции на выборах в органы публичной
власти и финансирования политических
партий; антикоррупционная экспертиза
законодательных и иных нормативных правовых
актов; организация кадрового обеспечения
публичной власти на основе профессионального
конкурсного отбора; внедрение системы
меры по предупреждению конфликтов интересов;
принятие кодексов и установление стандартов
поведения государственных служащих;
создание систем закупок в публичном секторе,
основанных на прозрачности, конкуренции
и объективных критериях принятия решений.
Публичность и прозрачность для общества
деятельности всей системы публичной
власти как ключевой фактор в противодействии
и подавлении коррупции.
Система мер по предупреждению коррупции
в частном секторе, направленных на поощрение
и содействие добросовестной конкуренции
и ее защиту от возможных деформаций и
подавление коррупцией.
Борьба с отмыванием денежных средств
как внутригосударственная и международная
проблема в условиях экономической глобализации
и мировых интеграционных процессов.
Судебная система — ключевое звено в правоохранительной
деятельности по противодействию коррупции.
Усиление уголовного преследования лиц,
причастных к коррупции, в том числе признание
в качестве уголовно наказуемых таких
деяний, совершаемых публичными должностными
лицами, как хищение, неправомерное присвоение
или иное нецелевое использование имущества,
злоупотребление влиянием, служебными
полномочиями или служебным положением
в корыстных целях, незаконное обогащение.
Часть III Управление современным государством:
тенденции и проблемы
Тема 7. Реорганизация государственного
управления
Кризис «государства всеобщего благоденствия»
(Welfare State). Новое направление в теории и
практике государственного управления
— «новое государственное управление»
(New Public Management). Цели и особенности «основных»
и «передовых» реформ. Три компоненты
реформирования по модели НГУ: идейно-философская,
основанная на отказе от этатистского
и переходе к либеральному подходу к предназначению
и роли государства; организационно-кадровая,
основанная на деполитизации и реорганизации
кадрового обеспечения государственного
аппарата с целью повышения дисциплины,
профессионализма и конкурентоспособности
государственных служащих; структурно-технологическая,
основанная на децентрализации и функциональной
оптимизации структуры органов государственной
власти, внедрении в сферу государственного
управления принципов и методов организационного
управления и менеджмента частного сектора
экономики.
Разграничение политических и неполитических
государственных должностей. Сменяемость
высших чиновников, занимающих политические
государственные должности, и необходимость
деполитизации кадрового государственного
аппарата. Деполитизация как фактор обеспечения
единства и согласованности деятельности
кадрового государственного аппарата
и приоритета профессиональных качеств
при назначении на государственную службу
и продвижении по ней в противовес протекционизму
и непотизму.
Проблемы реорганизации кадрового обеспечения
государственной службы. Кадровая бюрократия
как объект и одновременно субъект такой
реорганизации. Меритократического подхода
к кадровому обеспечению государственной
службы. Конкурсный отбор государственных
служащих и контрактная система их найма.
Методы стимулирования государственных
служащих.
Политическая и структурно-функциональная
децентрализация системы государственной
власти. Децентрализация системы органов
исполнительной власти по модели НГУ —
организационное разделение органов,
осуществляющих функции выработки государственной
политики и нормативно-правовое регулирование,
функции контроля и надзор, а также функции
оказания государственных услуг, управления
государственным имуществом и правоприменительные
функции. Видоизменения механизмов взаимосвязанного
функционирования органов исполнительной
власти.
Тема 8. Открытость, прозрачность
и подотчетность государственного управления
Открытость и прозрачность государственного
управления — институциональная основа
повышения доверия и уважения к власти,
обеспечения устойчивого функционирования
системы государственного управления
и эффективной работы механизмов обратной
связи между властью и обществом и подотчетности
власти обществу.
Подотчетность и внешний контроль государственного
управления посредством одновременно
и параллельно осуществляемого политического
и гражданского контроля.
Политический контроль — периодическая
выборность и сменяемость высших должностных
лиц государства по результатам политической
конкуренции партий на свободных и честных
выборах, конкурентная деятельность политической
оппозиции.
Гражданский контроль — режим функционирования
механизма общественного мнения, при котором
его объектом являются решения и действия
институтов и должностных лиц государства.
Этапы гражданского контроля: мониторинг
решений и действий органов государственной
власти и их должностных лиц; общественная
экспертиза решений и действий органов
государственной власти и их должностных
лиц; публичное представление результатов
общественной экспертизы власти и обществу.
Прозрачность системы государственного
управления, полнота и качество предоставляемой
органами власти информации об их деятельности
как ключевая проблема реализации гражданского
контроля.
Определяющее условие качественной и
результативной работы механизмов политического
и гражданского контроля — право и возможность
каждого гражданина оспаривать неправомерные
действия или бездействие органов и должностных
лиц государства в справедливом, беспристрастном
и неподверженном никаким политическим
влияниям объективном суде.
Гражданская позиция и социальная активность
граждан как движущая сила внешнего контроля
государственной власти со стороны общества.
Общественное наблюдение за выборами:
мониторинг избирательной кампании и
наблюдение в день голосования за процедурами
голосования и подсчета голосов. Контроль
законодательной и нормативно-правовой
деятельность публичной власти, осуществляемый
как в отношении результатов такой деятельности,
так и в отношении ее ключевых акторов
— депутатов. Упреждающего гражданского
контроля деятельности публичной власти
как контроль замещения неизбираемых
публичных должностей на конкурсной основе
и предотвращения конфликтов интересов
в системе публичной власти.
Тема 9. Электронное государство
Формирование информационного общества
как нового типа организации социума,
который определяет необходимость трансформаций
социальных и политических коммуникаций
и институтов. Первоочередное и необходимое
условие перехода к электронной демократии
и сетевому государству М.Кастельса —
внедрение в сферу государственного управления
постиндустриальных инфокоммуникационных
технологий, систем и сетей, которые позволяют
реализовывать более совершенные идейно-философские
подходы и структурно-организационные
принципы построения системы государственного
управления.
Электронное государство как постиндустриальной
философии государственного управления.
Построение электронного государства
— идеологическая, структурно-функциональная,
организационно-кадровая и технологическая
реорганизация системы государственного
управления, развитие и углубление реформы
по модели НГУ и реализация на качественно
новом уровне PR как философии организационного
управления. Стратегическая цель электронного
государства – решение проблем управления
государством с позиции защиты прав и
в интересах граждан и привлечение граждан
к участию в управлении государством.
Практическая задача — трансформация
внутренних и внешних взаимоотношений
в системе управления государством для
оптимизации оказания государственных
услуг гражданам и частному сектору экономики,
расширения взаимодействий граждан с
органами власти всех уровней.
Задачи государственной власти и роль
высшего политического руководства государства
в процессе построения электронного государства.
Поэтапное построение электронного государства
путем перехода от моделей типа кибернетический
офис и бюрократическая структура, ориентированных
на внутреннюю деятельность, к моделям
типа сервисное агентство, ориентированным
на внешнюю деятельность, и к полностью
электронному государству. Факторы, способствующие
и препятствующие построению электронного
государства.
Законодательное обеспечение электронного
государства: регламентация информационных
прав, обязанностей и ответственности
органов государственной власти и их должностных
лиц, электронного документооборота и
электронных транзакций в системе государственного
управления; обеспечение доступа к информации
о деятельности органов государственной
власти; защита частной жизни, прав интеллектуальной
собственности и обеспечение информационной
безопасности в сетевой информационной
среде.
Информация о работе Современное государство как объект институционального анализа