Современная банковская система, ее структура и функционирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является банковская система Республики Беларусь. Цель исследования - изучить и дать анализ состоянию современной банковской системы, а также определить пути ее совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: обобщить теоретические основы банковской системы; изучить состояние и структуру банковской системы РБ; дать анализ современной банковской системе; определить основные направления и перспективы развития банковской системы. Методической и информационной базой исследований являются труды отечественных и зарубежных ученых и экономистов, современное законодательство, программы развития банковского сектора, а также статистические данные. Методы исследований: аналитический (позволяет раскрыть причинно-следственные связи явлений и использует выбор конкретных методик (наблюдение, анализ документов)); формально-логический (позволяет выявить источники, предпосылки возникновения исследуемого явления и этапы его эволюции); математический;расчетно-конструктивный и др.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...…5
1 История развития банковской системы Республики Беларусь………………....6
2 Современная банковская система……………………………………………….10
2.1 Сущность банковской системы………………………………………………..10
2.2 Национальный банк Республики Беларусь, его функции и задачи…………14
2.3 Понятие коммерческого банка, его устройство и функции…………………17
3 Состояние банковской системы Республики Беларусь и особенности ее развития……………………………………………………………………………..19
3.1 Условия функционирования и показатели развития банковской системы..19
3.2 Основные направления и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь……………………………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………….……35
Список использованных источников………………………………

Файлы: 1 файл

готовый курсач Ивашкевич.doc

— 605.00 Кб (Скачать)

 

Рисунок 2.1.1 - Характеристика условий, являющихся базовыми признаками банковской системы

Примечание – Источник: собственная разработка [8, с.512]

 

Все больше внимания уделяется вопросам обеспечения надежного функционирования банковских систем - как международных, так и национальных, что возможно, если исходить из основных принципов:

поддержки надежных банков;

повышения открытости в деятельности банков;

контроля риска посредством пруденциального регулирования и надзора.

Практикой сформировано несколько типов банковских систем:

централизованная (распределительная);

рыночная;

переходного периода (от централизованной к рыночной).

Банковская система переходного типа (например, в Республике Беларусь) содержит как рыночные компоненты, так и отдельные проявления старой централизованной системы, которые постепенно, по мере развития экономики и укрепления рыночных отношений исчезают. [11]

В Республике Беларусь сформировалась двухуровневая кредитная система: I уровень - центральный банк страны (Национальный банк Республики Беларусь), II уровень - коммерческие банки и другие небанковские финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции. Существование двух уровней позволяет центральному банку посредством экономических методов регулировать деятельность банков второго уровня и воздействовать на процесс общественного воспроизводства. Центральный банк выполняет роль "банка банков", управляет деятельностью банковских учреждений в рамках регулирования и контроля за функционированием рынка банковских услуг. Двухуровневая система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. Взаимоотношения по вертикали - это отношения между Национальным банком Республики Беларусь и коммерческими банками; по горизонтали - отношения партнерства и конкуренции между различными низовыми звеньями банковской системы (коммерческими банками).

 

Рисунок 2.1.2 - Структура банковской системы Республики Беларусь

Примечание – Источник: собственная разработка [9]

 

Организация деятельности банковской системы Республики Беларусь строится на обязательных принципах:

банковская деятельность (или выполнение отдельных операций) возможна исключительно на основании лицензии;

коммерческие банки независимы в своей деятельности, недопустимо вмешательство в их работу со стороны государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

разграничивается ответственность между коммерческими банками и государством. Банки не отвечают по обязательствам государства, а государство - по обязательствам банков, если между банком и соответствующим государственным органом не заключено соглашение об обратном или государство не приняло на себя такую ответственность;

центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков и осуществляет банковский надзор; для поддержания стабильности и устойчивости кредитной системы обязательно соблюдение установленных Национальным банком Республики Беларусь экономических нормативов;

вкладчики (физические лица) пользуются свободой выбора банка;

вкладчикам обеспечивается возврат денежных средств;

клиентам гарантируется банковская тайна по операциям, счетам и вкладам (депозитам). Законом определен перечень юридических лиц, которым могут быть выданы сведения в случаях, оговоренных законодательными актами;

банк работает в пределах реально имеющихся ресурсов, обеспечивая не только количественное соответствие между ресурсами и кредитными вложениями, но и в целом между пассивными и активными операциями, добиваясь соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов (прежде всего по срокам тех и других);

взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся на договорных началах как обычные рыночные отношения, исходя из критериев прибыльности, риска и ликвидности.

На общее состояние банковской системы оказывают воздействие различные факторы. Представим их на рисунке 2.1.3.

 

Рисунок 2.1.3 – Факторы, влияющие на состояние банковской системы

Примечание – Источник: собственная разработка [13]

 

Все аспекты банковской деятельности подпадают под действие специальных и общих законодательных актов. Банковское законодательство - система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений. Экономические отношения, регулируемые банковским законодательством, составляют систему по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств. Имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, регулируются также гражданским законодательством. Субъектами банковских правоотношений являются: Национальный банк, банки, небанковские кредитно-финансовые организации и иные юридические лица, физические лица, а так же республиканские органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы. [13]

Банковское законодательство устанавливает принципы функционирования банковской системы, правовое положение субъектов банковской деятельности, регулирует отношения между ними. Оно определяет правовой статус, цели и функции Национального банка, особенности его деятельности. Коммерческие банки (их виды, операции, порядок государственной регистрации, создания, реорганизации, ликвидации, взаимоотношения с клиентурой) также регулируются нормативными правовыми актами. К актам законодательства относятся: Конституция Республики Беларусь; Гражданский кодекс Республики Беларусь; Банковский кодекс Республики Беларусь (2000 г.), декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь; постановления Правительства Республики Беларусь; нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь и республиканских органов государственного управления, принятые на основании и во исполнение банковского законодательства. Нормативные правовые акты Национального банка подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь на основании заключения (экспертизы) Министерства юстиции Республики Беларусь и официальному опубликованию в нем, а также в официальном издании Национального банка. Со дня включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь они считаются вступившими в силу, если в этих актах не установлен иной срок.

Банковское законодательство должно своевременно, полно и всесторонне учитывать отечественную практику совершенствования банковского законодательства, состояние экономики, опыт других государств. [11]

 

 

 

 

 

2.2 Национальный банк Респблики Беларусь, его функции и задачи

Национальный банк Республики Беларусь - Центральный банк Республики Беларусь, находится в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Парламенту Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь является юридическим лицом и имеет право на осуществление банковской деятельности.

Основными целями Национального банка Республики Беларусь как центрального органа управления являются:

кредитно-денежное регулирование экономической системы Республики Беларусь;

поддержка общей экономической политики Правительства Республики Беларусь;

обеспечение устойчивости официальной денежной единицы Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь представляет собой единую централизованную организацию, состоящую из структурных подразделений центрального аппарата и структурных подразделений в областных центрах Республики Беларусь и городе Минске (Главное управление Национального банка Республики Беларусь по городу Минску и Минской области). Полномочия структурных подразделений Национального банка Республики Беларусь устанавливаются в положениях, утверждаемых Правлением Национального банка Республики Беларусь. Органами управления Национального банка Республики Беларусь являются Правление Национального банка Республики Беларусь и Совет директоров Национального банка Республики Беларусь. Высший орган Национального банка Республики Беларусь - Правление Национального банка Республики Беларусь, которое обеспечивает выполнение функций Национального банка Республики Беларусь как центрального органа государственного управления Республики Беларусь. Правление Национального банка Республики Беларусь принимает решения в форме постановлений и приказов. Правление состоит из Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, заместителей Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, включая первых заместителей. Кроме того, членами Правления Национального банка Республики Беларусь являются представители Совета Министров, председатель правления одного из коммерческих банков, официальный представитель уставных банковских объединений, избираемый совместным решением данных банковских объединений. Компетенция правления Национального банка Республики Беларусь и порядок созыва заседаний Правления Национального банка Республики Беларусь определяются в Уставе Национального банка Республики Беларусь. Совет директоров Национального банка Республики Беларусь - исполнительный орган Национального банка Республики Беларусь, который обеспечивает выполнение банковских функций Национального банка Республики Беларусь как юридического лица. Совет директоров Национального банка Республики Беларусь выполняет следующие функции:

организует проведение единой государственной денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

определяет возможность выдачи лицензий и осуществляет надзор за юридическими лицами, занимающимися выдачей кредитов от своего имени за счет вкладов либо других возвратных средств, полученных от физических и юридических лиц;

рассматривает и утверждает смету расходов Национального банка Республики Беларусь на очередной год;

устанавливает формы и размеры оплаты труда членов Совета директоров. Определяет в соответствии с законодательством условия найма, увольнения, формы и размеры оплаты труда, служебные права и обязанности работников центрального аппарата и подведомственных предприятий, учреждений и организаций, систему поощрений и дисциплинарных взысканий.

Совет директоров Национального банка Республики Беларусь руководит деятельностью центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь. Совет директоров Национального банка Республики Беларусь организует исполнение законодательных актов, нормативных документов Правления Национального банка Республики Беларусь, дает разъяснения по их применению, обеспечивает контроль за исполнением своих решений. Совет директоров вправе издавать соответствующие распоряжения, указания, предписания и другие акты, которые обязательны для исполнения работниками центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь, подведомственных учреждений и организаций, банков и других кредитных учреждений, действующих на территории Республики Беларусь.

Основными функциями - Национального банка Республики Беларусь являются:

проведение единой государственной денежно-кредитной политики;

регулирование денежного обращения;

валютное регулирование;

выполнение функций центрального депозитария;

организация и осуществление валютного контроля;

совместное с Министерством финансов Республики Беларусь исполнение республиканского и местных бюджетов;

государственная регистрация банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений;

выдача лицензий на осуществление банковских операций;

регулирование внешнеэкономической банковской деятельности;

регулирование кредитных отношений;

осуществление контроля за соблюдением установленного порядка кредитования;

эмиссия денег на территории Республики Беларусь;

разработка платежного баланса Республики Беларусь;

создание и накопление золотовалютных резервов Республики Беларусь;

осуществление всех видов банковских операций, необходимых для выполнения основных целей Национального банка Республики Беларусь;

регистрация эмиссии ценных бумаг банков;

проведение анализа и прогнозирование кредитно-денежных и валютных отношений;

Статус служащих Национального банка Республики Беларусь определяется законодательством Республики Беларусь об основах службы в государственном аппарате. Служащие Национального банка Республики Беларусь могут получать кредиты только в Национальном банке Республики Беларусь. [5]

 

2.3 Понятие коммерческого банка, его  устройство и функции

 

Термин "Коммерческий банк возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю (commerce), товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы. Банки кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарообменом. С развитием промышленного производства возникли операции по краткосрочному кредитованию производственного цикла: ссуды на пополнение оборотного капитала, создание запасов сырья и готовых изделий, выплату зарплаты и т.д. Сроки кредитов постепенно увеличивались, часть банковских ресурсов начала использоваться для вложений в основной капитал, ценные бумаги. Иначе говоря, термин "коммерческий банк" утратил свой смысл. Он обозначает "деловой" характер банка, его ориентированность на обслуживание всех видов хозяйственных агентов независимо от рода их деятельности. [10]

Роль коммерческих банков в кредитной системе.

Банковская система сегодня - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства. Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают на новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду - новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств составляет сущность финансового посредничества.

К основным видам деятельности коммерческих банков относятся:

  • предоставление кредитов от своего имени за счет собственных средств;
  • кассовое обслуживание;
  • открытие и ведение счетов физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов,
  • осуществление расчетов по их поручению;
  • ломбардная деятельность;
  • факторинг и форфейтинг;
  • поручительство (предоставление гарантий);
  • доверительное управление активами;
  • банковское хранение;
  • предоставление сейфов в имущественный найм;
  • перевозку ценностей;
  • деятельность по обмену валюты;
  • инвестиционное посредничество;
  • финансовое посредничество;
  • дилинг с наличной и безналичной валютой;
  • деятельность депозитария;
  • инвестиционное консультирование;
  • финансовое консультирование;
  • деятельность инвестиционного банкира;
  • деятельность инвестиционного поверенного;
  • выпуск векселей;
  • скупка, продажа и обмен драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней.

Информация о работе Современная банковская система, ее структура и функционирование