Совокупный спрос и макроэкономическое равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение факторов и тенденции совокупного спроса в российской экономике.
Задачи курсовой работы:
- описать совокупный спрос;
- раскрыть факторы совокупного спроса;
- рассмотреть макроэкономическое равновесие;
- изучить особенности совокупного спроса и макроэкономического равновесия в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО 5
1.1.Совокупный спрос 5
1.2. Неценовые факторы совокупного предложения 8
1.3. Совокупное предложение 12
Глава 2. РАВНОВЕСИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ 14
2.1.Макроэкономическое равновесие 14
2.2.Особенности совокупного спроса и макроэкономического равновесия в России 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Макроэкономика..docx

— 199.68 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Заочный факультет

Кафедра Экономической теории и предпринимательства

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

 

Студент группы               

 

Направление подготовки – 080100.62 – Экономика

Профиль подготовки Экономика и управление предприятием в строительстве

 

Руководитель работы

к.э.н., доцент         Беликова С.В.

 

Курсовая работа защищена с оценкой

 

 

Принял

                              Беликова С.В.

 

 

г. Ростов-на-Дону

                                                          2015

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                  3

Глава 1. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО        5

1.1.Совокупный спрос                                                                                                 5

1.2. Неценовые факторы  совокупного предложения                                                 8

1.3. Совокупное предложение                                                                                   12

Глава 2. РАВНОВЕСИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ                                       14

2.1.Макроэкономическое равновесие                                                                       14

2.2.Особенности совокупного  спроса и макроэкономического  равновесия в России                                                                                                                          19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                    26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                             28                                                                                      

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Сравнивая модели совокупного спроса и предложения с моделями спроса и предложения для одного товара, можно найти ответы на многие интересующие в современной экономике вопросы: Почему постоянно изменяются цены на товары и услуги? Почему в одни периоды уровень цен остается неизменным, а в другие периоды цены резко повышаются? Как определить равновесное количество конкретных товаров на национальном рынке, другими словами реальный объем национального производства? Почему реальный объем национального производства снижается в некоторые периоды сравнивая при этом с предшествующим периодом, а в другие быстро увеличивается?

Для ответа на все эти вопросы нужно сформировать все рынки страны в один общий рынок. То есть, объединить огромное количество цен на товары в единую общую цену. Точно такое же действие нужно проделать и для производства.

 Проблема макроэкономического равновесия до сих пор остается актуальной для всего мирового рынка. Многие ученые предлагали свои пути решения. Среди них были всемирно известные экономисты, такие как Дж. Кейнc, Пол Самуэльcон, Милтон Фридмен и др.

Понятие «общее макроэкономическое равновесие» обозначает то, что на одновременно всех взаимосвязанных рынках достигается равенство спроса и предложения. На рынке конечных продуктов и услуг равновесие будет обозначать, что производители максимизируют доходы, а потребители получают максимум полезного от потребляемой продукции. Достижение равновесия на рынке факторов производства предполагает, что все поступающие на него производственные ресурсы нашли своего покупателя, а предельных доход собственников ресурсов, формирующий спрос, равен предельному продукту каждого ресурса, формирующего предложение. Равновесие на денежном рынке характеризует такую ситуацию, при которой количество предполагаемых денежных средств равно количеству денег, которые желают иметь у себя население и предприниматели.

Недостаточная конкурентность рынков, негибкость цен или несовершенство информации могут стать причинами устойчивого нарушения равновесия на тех или иных макроэкономических рынках. Если один или несколько рынков находятся в равновесии, а другие – нет, то возникает макроэкономическая ситуация частного равновесия.

Цель курсовой работы – изучение факторов и тенденции совокупного спроса в российской экономике.

Задачи курсовой работы:

- описать совокупный спрос;

- раскрыть факторы совокупного спроса;

- рассмотреть макроэкономическое  равновесие;

- изучить особенности  совокупного спроса и макроэкономического  равновесия в России.

 

 

 

 

Глава 1. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО

1.1.Совокупный спрос

 

Совокупный спрос - это величина реального ВВП, который все покупатели хотели бы приобрести в данный момент времени при данном уровне цен.

Совокупный спрос показывает сумму всех всех затрат на конечные продукты и предложения, выработанные в экономике.

Он отображает ассоциацию между размером общего выпуска, на который предъявлен спрос финансовыми агентами, и совокупным уровнем тарифов в экономике. В структуре совокупного спроса можно отметить:

спрос на потребительские продуты и услуги;

спрос на инвестиционные товары;

спрос на продукты и предложения со стороны государства;

спрос на чистый экспорт – разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

Кривая совокупного спроса AD (от англ. aggregate demand) демонстрирует численность продуктов и предложений, которое покупатели готовы купить при любом вероятном уровне цен.

Кривая совокупного спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном рынке, но построена она в другой системе координат (рис. 12.1). На оси абсцисс указываются значения реального размера государственного производства, обозначаемого - Y. На оси ординат присутствуют не абсолютные показатели цен (например, в миллиардах руб.), а уровень цен (Р), или дефлятор.

 

Рис. 2.1. Кривая совокупного спроса.

 

Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен.

Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег:

 

 

отсюда или где М - количество денег в экономике; V - скорость обращения денег; Р - уровень цен в экономике; Y - реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос.

 

 

Отрицательный наклон кривой AD можно объяснить следующим образом: чем выше уровень цен (Р), тем меньше реальные запасы денежных средств (M/P) (кривая АД строится при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V), а, следовательно, меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос.

Нисходящую траекторию (отрицательный наклон) кривой совокупного спроса также обусловливают:

    1. эффект процентной ставки;
    2. эффект богатства, или эффект кассовых остатков;
    3. эффект импортных закупок.

Эффект процентной ставки состоят в том, что более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышает процентную ставку (плату за пользование деньгами), вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.

Пример. Предположим, что объем денежной массы остается неизменным, тогда при увеличении цен потребителям нужно большое количество денег для приобретения продуктов. При неизменном количестве денег рост спроса на деньги увеличивает цену за пользование деньгами, то есть процентную ставку. При высоких процентных ставках предприятия и домохозяйства сокращают часть расходов. Кривая AD приобретает нисходящее и приближающееся к оси абсцисс положение.

Следующий эффект это - Эффект богатства, или реальных кассовых остатков, который проявляется в негативном влиянии инфляции на доходы населения. Большой заработок людей в виде фиксированных доходов при инфляции уменьшается в обратно пропорциональной зависимости. Например, это срочные счета, облигации, заработная плата, рента, пенсии, пособия. Остаточная покупательная способность людей, физических и юридических лиц называется реальными кассовыми остатками. Урезая свои потребительские расходы таким образом, они напрямую влияют на совокупный спрос в сторону его понижения.

Эффект импортных закупок предполагает, что при увеличении внутренних цен возрастает спрос на импортные товары, а спрос на отечественные товары снижается. Снижается и экспорт, а так как чистый экспорт — это элемент ВНП, можно сделать вывод, что снизится и реальный объем производства.

Указанные эффекты оказывают свое влияние на совокупный спрос через цены, поэтому происходит перемещение точки вдоль кривой совокупного спроса.

 

1.2. Факторы совокупного  спроса

 

Ценовые факторы совокупного спроса.

К ценовым факторам совокупного спроса можно отнести главным образом эффект процентной ставки, эффект материальных ценностей, или реальных кассовых остатков, и эффект импортных закупок.

Давайте каждый эффект рассмотрим по отдельности и приводя примеры.

Эффект процентной ставки сказывается на характер движения кривой совокупного спроса так, что от ее уровня зависят, с одной стороны, потребительские расходы, а с другой - инвестиции. Если сказать точнее, то проблема в том, что с увеличением уровня цен повышаются и процентные ставки, следовательно, рост процентных ставок сокращает потребительские расходы и инвестиций. Дело в том, что увеличение уровня цен расширяет спрос на наличные деньги. Можно сказать, и так, что предпринимателям нужны дополнительные средства для закупки сырья, оборудования, выплаты заработной платы и т.д., а потребителям для производства покупок.1

 Если объем денежной  массы не меняется, то это поднимает цену за пользование деньгами, т.е. процентную ставку, что, ограничивает расходы и по покупкам, и по инвестициям. Вывод прост, что рост уровня цен на товары увеличивает спрос на деньги, поднимает ставку процента и тем самым сокращает спрос на реальный объем производимого национального продукта.

Эффект материальных ценностей, то есть эффект богатства также усиливает траекторию кривой совокупного спроса. Это связано с тем, что с ростом цен покупательная способность таких финансовых активов, как срочные счета, облигации, снижается, реальные доходы населения падают, а значит, сокращается покупательная способность семей. Если же цены снижаются, то покупательная способность возрастает, а расходы тем самым увеличиваются.

Эффект импортных закупок выражается в соотношении национальных цен и цен на международном рынке. То есть если цены на национальном рынке увеличиваются, то на международном рынке сокращается продажа отечественных товаров, и покупатели начинают брать более дешевые импортные товары. Таким образом, эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. Если снизятся цены на товары, это усилит экспортные возможности экономики и, следовательно, будет увеличиваться доля экспорта в совокупном спросе населения.

Неценовые факторы совокупного спроса.

К неценовым факторам совокупного спроса относятся изменения в инвестиционных, потребительских и государственных расходах, а также в расходах на чистый объем экспорта. Неценовые факторы сопровождаются изменениями величины совокупного спроса. Если они способствуют увеличению совокупного спроса, то кривая из положения (AD1) смещается к (AD2), если неценовые факторы ограничивают совокупный спрос, кривая смещается влево к (AD3).

Давайте рассмотрим более подробно неценовые факторы. Изменения в потребительских расходах влияют на совокупный спрос под воздействием разных причин. Например, с покупкой импортных товаров. Ранее приводился вариант действия ценовых факторов, когда при изменении уровня цен на внешнем и внутреннем рынках происходят изменения и в самом совокупном спросе. Но подобные изменения происходят и при неизменных ценах: выясняется, например, что появившаяся на рынке Бразилии австрийская обувь отличается более высоким качеством, чем отечественная. Тогда спрос на эту продукцию при равных ценах будет выше. Таких вариантов действия неценовых факторов очень много, однако основными являются благосостояние потребителя, задолженность потребителя и налоги.

Если обратиться к фактору благосостояния потребителей, то можно увидеть, что оно зависит от состояния дел в сфере финансовых активов (акции, облигации) и положения с недвижимостью (земля, постройки). Тогда повышение курса акций при неизменном уровне цен на рынке приведет к росту благосостояния и совокупный спрос увеличится. В то же время падение цен на землю снизит благосостояние и уменьшит совокупный спрос.

Информация о работе Совокупный спрос и макроэкономическое равновесие