Советское пенсионное законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:12, реферат

Краткое описание

Основная тенденция, проявляющаяся в пенсионном законодательстве, - это идея "заработанности" пенсии. Иными словами, законодатель предполагает, что к моменту достижения определенного возраста, фиксируемого в законе, гражданин как бы выполнил свой долг перед обществом и государством, внеся вклад в достояние страны.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Становление и развитие системы пенсионного обеспечения в условиях планового национального хозяйства (1917–1990)……………………………...4
2. Размеры пенсий………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

Р нпф.docx

— 37.06 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

«Челябинский государственный  университет»

Экономический факультет

Заочное отделение

                              

 

 

Реферат

Советское пенсионное законодательство

 

 

 

 

 Работу выполнила студентка

                                                    гр.ЭСС-201

Заплатина К.Д.

 Научный руководитель

   Пищито В.Я.

 

 

 

 

Челябинск - 2013

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1.  Становление и развитие системы пенсионного обеспечения в условиях планового национального хозяйства (1917–1990)……………………………...4

2. Размеры пенсий………………………………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Пенсионное обеспечение - один из важнейших и актуальных вопросов для всего населения. Пенсионное обеспечение является важной социальной гарантией стабильного развития общества. Пенсионное обеспечение и  страхование непосредственно затрагивают  интересы нетрудоспособного населения  страны.

Основная тенденция, проявляющаяся в пенсионном законодательстве, - это идея "заработанности" пенсии. Иными словами, законодатель предполагает, что к моменту достижения определенного возраста, фиксируемого в законе, гражданин как бы выполнил свой долг перед обществом и государством, внеся вклад в достояние страны. В силу этой концепции право гражданина на пенсию неотъемлемо и не может быть отчуждено ни при каких обстоятельствах (например, в случае осуждения пенсионера, продолжения им работы после достижения пенсионного возраста).

Установление определенного  возрастного порога, по достижении которого наступает право на пенсию, очень важно для личности, так  как с ним связаны иные социально - экономические возможности - такие, как продолжение трудовой деятельности, повышение социальной защиты. Пенсионный возраст имеет и медико - биологический аспект, который заключается в том, что чем выше пенсионный возраст, устанавливаемый государством, тем дольше гражданин участвует в общественном производстве. Это поддерживает и психологическое состояние личности, так как медицина бесспорно доказала: трудовая деятельность человека - залог его активного долголетия. Социальная политика каждого государства по отношению к пожилым имеет конечной целью стимулирование активного долголетия. Все это должно проводиться, разумеется, с учетом экономической и политической ситуации в стране.

В России пенсионное обеспечение  по старости впервые было введено  в конце двадцатых - начале тридцатых  годов нынешнего столетия.

С тех пор общеустановленный  пенсионный возраст не менялся и  составляет для мужчин 60, а для  женщин 55 лет. Это самый низкий возраст  выхода на пенсию во всем мире.

 

 

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ И  РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  В УСЛОВИЯХ ПЛАНОВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (1917–1990)

 

 

Эволюция советской пенсионной системы включает два этапа: первый этап (1917-1956) - становление централизованно-распределительной системы; второй этап (1956-1990) – создание развитой системы пенсионного обеспечения, распространившейся на все категории населения. Указанные этапы исторически и логически следуют за ходом развития экономики СССР.

Как отмечалось, пенсионная система находится в зависимости  от того, в рамках какого экономического строя она возникает и развивается, и является внутренним элементом  экономической системы общества. Революция 1917 года упразднила чиновничью пенсионную систему царской России. Декретом 14 декабря 1917 г. был установлен «принцип монополизации банковского  дела в России путем национализации (или ликвидации) всех существовавших тогда частных и общественных кредитных учреждений» . Под этот Декрет попали и существовавшие в дореволюционной России пенсионные кассы. После национализации промышленности предприятия были переведены на так называемое сметно-бюджетное финансирование, а их доходы и расходы включались в государственный бюджет. Этим было положено начало формирования принципиально нового экономического механизма пенсионного обеспечения, возникла и получила развитие новая система пенсионных отношений.

В ходе становления советская  пенсионная система управлялась  и регулировалась декретами и  постановлениями высших законодательных  и исполнительных органов власти. Первыми постановлениями СНК  и Наркомата государственного призрения  в декабре 1917 – феврале 1918 г. были решены основные организационные вопросы  – созданы соответствующие государственные  органы и четко сформулированы приоритеты  пенсионного обеспечения – это  трудящиеся, потерявшие трудоспособность, прежде всего инвалиды войны и  труда. Так, несмотря на финансовые трудности, связанные с войной, правительство  повышает пенсионное обеспечение инвалидов  войны путем процентных надбавок к тому уровню пенсионного обеспечения, которое было установлено Временным  правительством. В то же время офицеры, имевшие привилегии согласно царской  Табели о рангах, получали право  на пенсию, установленную для солдат.

Постановлением ЦИК СССР от 28 августа 1925 г. определялся размер пенсий инвалидам труда - не менее  половины средней заработной платы  в данной местности , при наличии семьи пенсия увеличивалась . Особое внимание к вопросам пенсионного обеспечения инвалидов войны и труда, прежде всего инвалидов и участников Великой Отечественной войны, проявлялось в течение всех  лет существования СССР.

Следует отметить, что первоначально  к инвалидам труда относились и нетрудоспособные по возрасту. Но в силу преобладающей численности нетрудоспособных по возрасту возникла необходимость выделения их в особую категорию пенсионеров. В постановлении ЦИК и СНК СССР от 15 мая 1929 г. «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости» сформулированы принципы пенсионного обеспечения по возрасту. Определены возрастные границы, дающие право на пенсию по возрасту: 60 - лет для мужчин, 55 - для женщин . Пенсия по возрасту предоставлялась независимо от состояния трудоспособности. Союзный совет социального страхования наделялся правом понижать возраст и стаж работы для лиц, занятых во вредных производствах.

В конце 1930-х гг. был введен новый принцип пенсионного обеспечения  по старости - увеличение размеров пенсий в зависимости от непрерывного стажа  работы на одном предприятии. В нормативных  документах рассматриваемого периода  формулируется важное положение  о том, что пенсия не подлежит обложению  какими-либо налогами и сборами .

Системы государственного социального  страхования и пенсионного обеспечения  этого времени необходимо рассматривать  в контексте финансовой политики государства, главной задачей которой  являлась мобилизация средств на индустриализацию страны. Государственная  финансово-кредитная система должна была стимулировать рост накоплений и инвестиционную деятельность, использовать все возможности для вовлечения в хозяйственный оборот сбережений населения, в том числе сконцентрированных в бюджете социального страхования. В процесс капитализации, в инвестиционную сферу, таким образом, вовлекались  отчисления от заработков трудящихся – пенсионные средства, превращая  часть заработной платы в капитал. В рассматриваемый период аккумулируемые пенсионные средства , как и средства пенсионных касс царской России, направлялись в экономический оборот, с той лишь существенной разницей, что до революции в пенсионных кассах доходы от капитализации пенсионных средств зачислялись на индивидуальные лицевые счета будущих пенсионеров, а в советской системе они становились дополнительными доходами общества, обеспечивая стабильность, надежность и развитие пенсионной системы в целом.

Страховая система развивалась  до 1937 г. Советское государство, достигнув  определенных успехов в экономическом  развитии, вернулось к централизованному  бюджетному финансированию пенсионного  обеспечения, отменив принцип страхования  работающего населения, оставив  только медицинское страхование  по линии профсоюзов . На этой финансовой основе продолжалась дальнейшая эволюция советской пенсионной системы.

В 40-е гг. и в первой половине 50 –х гг. государство, в силу известных обстоятельств,  только несколько раз обращается к вопросам совершенствования пенсионной системы .

Этим завершается многолетний  этап становления централизованной советской распределительной системы  пенсионного обеспечения. Все расходы  на выплаты пенсий государство полностью  принимает на государственный и  местный бюджеты.

Дальнейшая эволюция советской  пенсионной системы связана с  принятием Закона СССР «О государственных  пенсиях» от 11 июля 1956 г.  Этот закон  на 30 лет установил основные принципы организации пенсионного обеспечения.  В нем четко определялись категории населения, имеющие право на пенсию; виды пенсий (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца); размер пенсий по старости: минимальный – 50 р., максимальный – 120 р. в месяц. Однако этот Закон не распространял пенсионное обеспечение на колхозное крестьянство.

Только 15 июля 1964 г. Верховным  Советом СССР принят Закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов». Текст его показывает, что принципы пенсионного обеспечения, заложенные в Законе о государственных пенсиях, практически полностью, за исключением некоторых льготных факторов, применены для системы пенсионного обеспечения колхозного крестьянства. С этого времени советская государственная пенсионная система стала универсальной, распространившись на все население страны.

И в условиях соревнования двух мировых систем пенсионная система  СССР являлась не только экономическим, но и  политическим элементом привлекательности  и перспективности социализма.

В рассматриваемый период продолжалась работа по совершенствованию  законодательства о персональных пенсиях, льготах для инвалидов войны, героев и т.д. К крупнейшим мероприятиям в области пенсионного обеспечения  можно отнести повышение в 1971 г. минимального размера пенсий рабочим, служащим, колхозникам и членам их семей. Это позволило привести в соответствие соотношение между размерами минимальных пенсий и минимальной заработной платой. Очередной шаг в этом направлении был сделан в 1987 г.

Дальнейшие преобразования пенсионной системы были неразрывно связаны с задачами экономического развития советского общества. В частности, велась работа по вовлечению пенсионеров  в общественное производство. В 70-е  гг. возник острый дефицит рабочей  силы в связи с масштабным строительством промышленных и жилых объектов. В  целях привлечения трудоспособных пенсионеров к работе в народном хозяйстве предусматривались многочисленные льготы: труд на условиях неполного  рабочего времени, надбавки к пенсии за работу после достижения пенсионного  возраста и др. В связи с этим появился ряд указов и постановлений правительства.

Благодаря максимальному  использованию финансового и  трудового потенциала страны, в том  числе средств пенсионной системы  и труда пенсионеров, Советское  государство без иностранных  инвестиций обеспечивало высокие темпы роста экономики. К 1985 г. в стране сложилась универсальная пенсионная система.

Начавшаяся во второй половине 80-х гг. реформа хозяйственного механизма  повлекла важные изменения в системе  пенсионного обеспечения – обозначился  переход от бюджетного к страховому принципу пенсионного обеспечения.

Завершающим актом Советского государства, направленным на улучшение пенсионного обеспечения, стал Закон СССР от 1 августа 1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». В соответствии с ним повышались минимальные размеры пенсий: по старости – до 70 р. в месяц, по инвалидности – до 85 р. (I группа) и до 70 р. (II группа), по случаю потери кормильца – до 60 р. в месяц.

Важным этапом эволюции пенсионной системы стало создание в 1990 г. Пенсионного фонда РСФСР.

Итак, сформированная за годы советской власти пенсионная система  стала единственной в мире всеохватывающей  системой пенсионного обеспечения, выстроенной на трудовом принципе. Однако справедливости ради следует  заметить, что дифференциация в пенсионном обеспечении не была высокой в  той же мере, в какой она имела  место в отношении заработной платы. Создание тяжелой промышленности , коллективизация сельского хозяйства, послевоенное восстановление экономики, отвлечение огромных средств на военное производство,  создание экономик и соответствующей инфраструктуры во многих союзных республиках, экономическая помощь странам социалистической ориентации и многое другое – все это требовало огромных материальных затрат и не позволяло повышать уровень жизни пенсионеров пропорционально их трудовому вкладу в народное хозяйство страны.

Эволюция системы пенсионного  обеспечения в СССР со всей очевидностью показала, что пенсионная система  в плановой экономике непосредственно  влияла на темпы и масштабы роста  общественного производства и на  качество жизни каждого труженика  страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗМЕРЫ ПЕНСИЙ

 

"Потолок" пенсии  в СССР составлял 120 рублей  в месяц.

Советский рубль был неконвертируемым, но если взять официальный курс Госбанка, применявшийся для внешнеторговых операций, а затем перевести доллары  в современные рубли, выйдет около  четырех тысяч - значительно меньше, чем имеют современные российские пенсионеры. А ведь максимальную пенсию получали далеко не все.

Информация о работе Советское пенсионное законодательство