Совершенствование методов оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:20, реферат

Краткое описание

Текущая экономическая ситуация на территории России, сложившаяся под влиянием мирового экономического кризиса, привела к существенным изменениям во взаимоотношениях между коммерческими банками и заемщиками. И без того высокая рискованность банковской деятельности повысилась под влияние кризисных экономических условий, так как успешная работа банка главным образом связана с условиями и результатами деятельности его клиентов. Структура активов банковской системы России свидетельствует о том, что значительная часть из них приходится на кредитный портфель. Кредитные операции банка являются ведущими среди прочих как по прибыльности, так и по масштабности размещения средств.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты оценки кредитоспособности заемщика
1.1. Содержание понятия кредитоспособность заемщика…………………….5
1.2 Организация кредитной истории заемщика и ее значение для оценки кредитоспособности………………………………………………………………7
Глава 2. Характеристика методов оценки кредитоспособности и исходная информация для проведения оценок
2.1. Общая классификация методов оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка……………………………………………………………13
2.2. Оценка кредитоспособности заемщика на основе метода оценки денежного потока заемщика……………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………………………….24

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 48.63 Кб (Скачать)

     Кредитные бюро выступают в качестве информационных посредников, либо учрежденных и  принадлежащих самим кредиторам, либо действующих независимо и получающих прибыль от своей деятельности. Кредиторы  снабжают бюро данными о своих  клиентах. Бюро сопоставляет их с информацией, полученной из других источников, и  формируют картотеку на каждого  заемщика. Кредиторы при условии  регулярности и достоверности предоставления информации о своих клиентах могут  постоянно получать из Бюро отчеты о кредитных операциях потенциальных  заемщиков. Важную толь играет жесткость  правил предоставления данных обусловлена  тем, что кредитные бюро, особенно принадлежащие самим кредиторам, потенциально подвержены конфликту  интересов: каждый хочет получать полную и достоверную информацию, не предоставляя своих данных. Другими словами, деятельность кредитных бюро основана на принципе взаимного обмена, который устанавливается  в соглашении, заключаемом между  бюро и кредиторами.

     Кредитные бюро предоставляют разного рода отчеты о кредитных операциях  в зависимости от наличия информации о потенциальном заемщике, вида предоставляемого кредита и, что наиболее важно, от степени детализации, необходимой  кредитору. Самый простой отчет  содержит информацию о прошлых невозвратах  и просрочках ссуд - так называемые "черные" или "негативные" данные. Самые детальные отчеты - "белые" или "позитивные" содержат весь комплекс информации об активах и пассивах ссудополучателя, гарантиях, структуре  задолженности по срокам и времени  погашения, его занятости и истории  его семьи. Наиболее развитые кредитные  бюро составляют кредитные рейтинги заемщиков, основываясь на их характеристиках  и кредитной истории, а также  используют данные для составления  статистических моделей, способствующих продвижению финансовых инструментов, определению стоимости кредита, установлению и регулированию кредитных  лимитов.

     Согласно  обзору деятельности бюро кредитных  историй представленному на сайте  «Международной конференции обществ  потребителей» в настоящее время  кредитные бюро в той или иной организационной форме действуют  практически во всем мире. Бюро кредитных  историй в мире, как правило, многообразны по формам организации. Так, в ряде стран, таких как США, Бразилия, Аргентина  большинство кредитных бюро являются частными коммерческими предприятиями, функционирующими с целью получения  прибыли. Кроме того, в этих странах  действуют и несколько местных  кредитных бюро, созданных торговыми  палатами и ассоциациями как некоммерческие организации.

     В Японии и большинстве европейских  стран, как правило, бюро кредитных  историй - частные компании, принадлежащие  консорциуму кредиторов. В Великобритании действуют два самостоятельных  бюро кредитных историй. В Финляндии  и Бельгии кредитные бюро управляются  или лицензируются правительственными агентствами. Действующее в Германии кредитное бюро представляет собой  объединение восьми региональных, в  правовом и экономическом отношении  самостоятельных товариществ. В  Канаде действует разветвленная  система мелких местных кредитных  бюро, находящихся в частных руках  и непосредственно работающих с  потребителями услуг по проверке кредитоспособности. Конкурентом ей являются крупные частные корпорации, работающие в сфере оказания услуг  по проверке кредитоспособности.

     Кредитная история — информация, состав которой  определен Федеральным законом  и которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй.

     В состав кредитной истории, согласно вышеуказанному Федеральному закону входят три части:

  • Титульная часть включает в себя сведения о субъекте кредитной истории — физическом или юридическом лице, которые дают возможность идентифицировать заемщика.
  • Основная часть включает в себя сведения, относящиеся к обязательствам — дату выдачи, дату погашения, ежемесячный платеж и прочую информацию по платежам и кредитам заемщика.
  • Закрытая часть содержит сведения об источниках кредитной истории, а так же о пользователях кредитной истории.

     Бюро  кредитных историй вправе получать информацию для наполнения базы данных заемщиков на основании заключенного договора об оказании информационных услуг. Кредитные организации в свою очередь обязаны представлять всю имеющуюся информацию в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй.

     Бюро  кредитных историй предоставляет  кредитный отчет:

  • пользователю кредитной истории - по его запросу;
  • субъекту кредитной истории - по его запросу для ознакомления со своей  кредитной историей;
  • в Центральный каталог кредитных историй - титульную часть кредитного отчета;
  • в суд (судье) по уголовному делу, находящемуся в его производстве, а при наличии согласия прокурора в органы предварительного следствия по возбужденному уголовному делу, находящемуся в их производстве, - дополнительную (закрытую) часть кредитной.

     К сожалению, такая система организации  формирование бюро кредитных историй  имеет такой существенный недостаток , как отсутствие единой базы данных. В результате заемщик, пользуясь услугами разных банков, может иметь несколько независимых кредитных историй от разных бюро, так как каждый банк может сотрудничать со своим кредитным бюро. Сами кредитные бюро прямо указывают на существующие недостатки в своих аналитических отчетах: «Таким образом, чтобы получить наиболее полный и достоверный отчет о кредитной истории клиента, банку нужна информация от большинства или всех бюро кредитных историй, работающих на территории России, чему сопутствуют значительные финансовые издержки».

     Но  даже в таком виде, сама возможность  получения кредитной истории  благоприятно сказывается на рынке  кредитования. Дополнительная информация дает возможность кредитору удостовериться в благонадежности клиента и, таким образом, бюро кредитных историй  позволяет банкам понизить риски  при выдаче кредита, а заемщикам  получить наиболее низкую процентную ставку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Характеристика методов  оценки кредитоспособности и исходная  информация для проведения оценок

2.1. Общая классификация методов оценки кредитоспособности  клиентов коммерческого банка

     Кредитоспособность  заемщика зависит от многих факторов, оценить и рассчитать каждый из которых  непросто. Существует множество методик  помогающих банку оценить целесообразность выдачи кредита тому или иному  заемщику. При этом стоит подчеркнуть, что не существует методик, дающих стопроцентную  гарантию оплаты кредита, так же нельзя выделить никакой из методов как  самый надежный. На практике каждый банк использует свою методику оценки кредитоспособности своих вкладчиков исходя из собственных представлений  о целесообразности применения тех  или иных методов.  Но, как правило, любая частная методика состоит  из дополненных и модифицированных базовых методов оценки кредитоспособности. 

     Разные  авторы используют различные способы  группировки базовых методик  оценки кредитоспособности, так как  на практике эти методики часто комбинируются  и дублируются сложно подобрать  универсальную схему классификации. Удачной представляется следующая  классификация методов  оценки кредитоспособности заемщиков коммерческих банков, представленная на рисунке 1, но вполне вероятно, что  другие исследователи сочтут нужным объединить несколько групп или из двух выделить одну.

     

     Рис. 1 - Классификация методов оценки кредитоспособности 

     Скоринговый метод оценки кредитоспособности чаще всего используется банками при кредитовании физических лиц. Этот метод позволяет оценить не только экономические факторы, но и человеческие качества заемщика. Метод оценки имеет форму теста, состоящего из ряда вопросов позволяющих составить характеристику заемщика. Сущность кредитного скоринга состоит в том, что каждый параметр оценки кредитоспособности заемщика имеет реальную оценку. Итоговая сумма баллов - это оценка кредитоспособности заемщика. Каждый вопрос имеет максимально возможный балл, который выше для таких важных вопросов, как профессия, и ниже, как возраст. Оценка кредитоспособности по методу скоринга является обезличенной и может быть автоматизированной. Самое важное при использовании метода это список вопросов и весовые коэффициенты ответов, тщательно подобранные с учетом таких специфических факторов как регион использования, менталитет населения и другие. 

     Деревья решений это метод автоматического  анализа данных. Получаемая модель – это способ представления правил в иерархической, последовательной структуре, где каждому объекту  соответствует единственный узел, дающий решение. Пример дерева представлен на следующем рисунке 2.

     

     Рис. 2 - Пример дерева решений  

     Достоинства данного метода заключаются в  возможности широкого применения, доступности  для понимания и легкости вычислений. Но для построения самого дерева, как  и в скоринговом методе, требуются  глубокие статистические исследования для наиболее точного подбора  вопросов ключевых ветвей.

     Анализ  финансовых коэффициентов заключается  в вычислении пропорций между  отдельными позициями бухгалтерского баланса, форм отчетности, которые охватывают один и тот же период времени. Метод  эффективен для отражения положения  дел компании в течение отрезка  времени, так как позволяет анализировать  безразмерные величины, отражающие тенденцию  развития экономического состояния  заемщика, а не абсолютных показателей  в стоимостном выражении, и позволяет  выявлять взаимосвязи этих коэффициентов. На основании сравнения полученных коэффициентов с опорными величинами делается вывод о целесообразности предоставления кредита данному  заемщику.

     Анализ  денежного потока — способ оценки кредитоспособности клиента коммерческого  банка, в основе которого лежит использование  фактических показателей, характеризующих оборот средств у клиента в отчетном периоде. Этим метод анализа денежного потока принципиально отличается от метода оценки кредитоспособности клиента на основе системы финансовых коэффициентов, расчет которых строится на сальдовых отчетных показателях. Анализ денежного потока заключается в сопоставлении оттока и притока средств у заемщика за период, соответствующий обычно сроку пользования испрашиваемой ссуды. На основе соотношения величины общего денежного потока и размера долговых обязательств клиента определяют его класс кредитоспособности.

     Прогнозные  модели получают с помощью статистических методов и используются для оценки качества потенциальных заемщиков. При реализации данного метода используется функция, дающая оценку надежности заемщика. Данная функция рассчитывается путем  умножения финансовых коэффициентов  результатов деятельности заемщика на коэффициенты, рассчитанные в результате статистической обработки данных по выборке фирм, которые либо обанкротились, либо выжили в течение определенного  времени. Если  оценка фирмы находится  ближе к показателю средней фирмы-банкрота, то при условии продолжающегося  ухудшения ее положения она обанкротится. Если менеджеры фирмы и банк предпримут усилия для устранения финансовых трудностей, то банкротство, возможно, не произойдет. Таким образом, эта оценка является сигналом для предупреждения банкротства  фирмы. Применение данной модели требует  обширной репрезентативной выборки  фирм по разным отраслям и масштабам  деятельности. Сложность заключается  в том, что не всегда можно найти  достаточное число обанкротившихся  фирм внутри отрасли для расчета  аналитических коэффициентов.

     Основываясь на данных базовых методах оценки кредитоспособности клиента можно  создать  методику для оценки кредитоспособности практически любого типа клиентов. Для оценки частных займов небольших  сумм может подойти метод деревьев решений, оценить кредитоспособность можно прямо в офисе банка за несколько минут, с этой задачей может справиться любой офисный работник. При выдаче кредита на крупную сумму или ипотечного кредита подойдет скоринговый метод, так как он может более тонко учитывать индивидуальные особенности клиента, а, следовательно, может дать более точный прогноз о будущей кредитоспособности заемщика. При оценке кредитоспособности фирмы не обойтись без анализа финансовых коэффициентов результатов деятельности, чтобы составить представление о перспективах ее развития. Не лишним будет проверить сделанные выводы, проанализировав денежные потоки, порождаемые деятельностью компании. А если речь идет о долгосрочном инвестиционном проекте, то обязательно следует проверить, насколько велика будет склонность потенциального заемщика к банкротству в течение ближайших нескольких лет, опираясь на данные статистики деятельности компаний занятых в этом же секторе экономики.

Информация о работе Совершенствование методов оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка