Составление бюджета компании и циклы планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:44, реферат

Краткое описание

Основной целью финансового планирования является понимание и прогнозирование финансового будущего вашего предприятия. Финансовое прогнозирование применяется для перспективной оценки бизнес-планов, определения потребностей будущего финансирования и разработки внутреннего текущего бюджета компании. Прогнозирование финансового будущего компании обычно осуществляется на основе планов финансовой деятельности. (План финансовой деятельности, по сути, является просто перспективной оценкой. Например, предварительный баланс отображает ожидаемое состояние активов и пассивов предприятия на конец определенного периода.)

Файлы: 1 файл

Реферат- цикл планирования.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

Реферат: Составление  бюджета компании и циклы планирования

Введение.

В любом учебнике по планированию вы найдете перечень элементов, необходимых  для успешного хозяйственного планирования, включая утверждение основной задачи, разработку стратегии, целей и тактики. Необходимым условием определения вышеперечисленных формальных элементов является точное понимание направления развития компании, цель хозяйственной деятельности и способ ее достижения.

Неотъемлемой частью этого условия является понимание  методов достижения намеченных целей и, следовательно, построения ясной картины получения прибыли компании. В ходе хозяйственного планирования практически невозможно не принимать во внимание фактор прибыли. Лишь очень немногие компании могут позволить себе вкладывать капитал без надежды на финансовое вознаграждение. Начиная новое дело, нужно определить свою основную цель, например, таким образом: «Обеспечивать клиентов мотоциклами и соответствующим оборудованием высокого качества на конкурентоспособном уровне и получать при этом максимальную прибыль». Подавляющее большинство компаний старается определить наиболее выгодное соотношение между удовлетворением потребностей клиентов и получаемой в конечном итоге прибылью.

В нашем примере намеченная цель является основанием для развития данного бизнеса: обеспечение клиентов высококачественными мотоциклами. Причем компания не намерена производить или давать мотоциклы напрокат, а именно продавать их. Кроме того, получать прибыль планируется, продавая мотоциклы по конкурентноспособным ценам, а не продавая специализированное оборудование на небольшом специализированном рынке.

Несомненно, процесс планирования включает в себя намного больше компонентов, чем предусматривается несколькими  вышеперечисленными понятиями именно они наиболее ярко демонстрируют, что в основе успешного финансового планирования лежит бизнес-планирование. Если не определить точно, чего хотите достичь в результате своей хозяйственной деятельности и каким именно образом намерены это сделать, вы не сможете составить конкретных финансовых планов.

В данной курсовой работе рассматриваются принципы финансового  планирования и составление бюджетов компании, а также описывается, каким  образом прогноз и перспективные  оценки создают единую основу для  такого планирования.

В подготовке теоретической  части данной работы неоценимую помощь оказали такие справочные издания  по Excel, как работы Нильсена Д. «Microsoft Excel 97», Колесникова А. «Excel 97», Рогова И. «Excel 97 для пользователя», Скобара  В. В. и Скобара А. В. «Возможности Excel 7. 0 для аудитора и бухгалтера». В этих работах я почерпнула общие сведения о финансовом планировании и об установлении финансового контроля на предприятии. Наиболее интересными в подготовке практической части работы мне показались следующие книги: Картыгин С., Тихонов А., Долголаптев В., Ильина М., Тихонов И. «Электронный офис», Карлберг К. «Бизнес-анализ с помощью Excel», Карминский А. М. и Нестеров П. В. «Информатизация бизнеса».

Составление бюджета  компании и циклы планирования

Разработка планов финансовой деятельности предприятия

Основной целью финансового  планирования является понимание и  прогнозирование финансового будущего вашего предприятия. Финансовое прогнозирование  применяется для перспективной  оценки бизнес-планов, определения потребностей будущего финансирования и разработки внутреннего текущего бюджета компании. Прогнозирование финансового будущего компании обычно осуществляется на основе планов финансовой деятельности. (План финансовой деятельности, по сути, является просто перспективной оценкой. Например, предварительный баланс отображает ожидаемое состояние активов и пассивов предприятия на конец определенного периода.)

Планы финансовой деятельности создаются на основе анализа финансовой деятельности компании за предыдущий период, а также при использовании отчетов о доходах и расходах компании за это же время, балансов и др. Существует множество подходов к разработке таких планов, начиная от простых расчетов на салфетке и заканчивая дорогостоящими компьютеризированными комплексами, используемыми для предсказания финансового будущего предприятия. Однако, независимо от применяемого подхода, основная цель остается все той же: разработать реальный и полезный финансовый прогноз финансовой деятельности компании.

При создании плана финансовой деятельности необходимо принимать во внимание три важнейших аспекта, оказывающих влияние на эту деятельность.

Традиционно (исторически) сложившаяся среда и тенденции  изменения рынка.

Информация о возможных  переменах (например, ваш конкурент  намерен расположиться в двух кварталах от вас).

Основные цели бизнеса (вы планируете вывести на рынок  новый продукт или же сократить  расходы на5%).

Как уже указывалось, существует множество подходов к  разработке планов финансовой деятельности компании. Перечисленные выше аспекты подразумевают горизонтальные подходы: они сфокусированы на изменениях, происходящих с течением времени. Существует также ряд вертикальных подходов, при которых внимание сосредоточивается на отдельных промышленных группах.

Например, вы хотите определить, насколько выручка за проданный товар в процентном отношении к нетто-продажам вашей компании соответствует этому показателю в других компаниях, работающих водной отрасли промышленности. Преуспевающие компании одной и той же промышленной группы часто характеризуются тем, что основные показатели, подобные этому, у них примерно одинаковы. Таким образом, сравнение таких данных, рассчитанных конкретно для вашего предприятия, со средним показателем отрасли промышленности может оказаться весьма полезным. Если вы обнаружите, что коэффициент соотношения стоимости к продажам по сравнению со средним показателем по отрасли у вас завышен, это, несомненно, должно вызвать тревогу и, вероятно, привести к тому, что вы предпримете меры по снижению себестоимости товара.

Информацию об основных средних относительных показателях  по разным отраслям промышленности может  получить каждый желающий. Может случиться  и так, что сравнение показателей  вашей компании с этими данными  может ввести вас в заблуждение  и направить по ложному пути. Предположим, вы работаете в местной телефонной компании. Решив сравнить результаты деятельности вашей компании со средними показателями других фирм, работающих в области телекоммуникаций, вы будете сравнивать свои данные с данными компаний, предоставляющих услуги сотовой связи и кабельного телевидения; провайдерами междугородней связи; фирм, предлагающих потребителю услуги высокоскоростных линий, и т. д. Не забывайте, что, скорее всего, финансовая структура вышеперечисленных фирм будет значительно отличаться от вашей, поэтому любое сравнение может дать неверные результаты. Здесь может помочь вертикальный анализ, но и его необходимо проводить с огромной осторожностью.

В отличие от вертикального  анализа, при горизонтальном сравниваются только данные деятельности вашей компании с учетом их изменения во времени. Фактически, ваша компания может рассматриваться в качестве своей же контрольной группы. Хотя этот вид анализа и требует такого же внимания, что и вертикальный, тем не менее он относительно прост и может весьма эффективно использоваться при планировании финансовых результатов. В следующем разделе более подробно описывается горизонтальный анализ, базирующийся на прогнозе, составленном ни основе степени объема продаж.

Прогнозирование на основе данных о степени объема продаж

Подход к прогнозированию  с применением данных об объеме продаж основывается на том, что хозяйственная  деятельность компании часто напрямую связана с объемом долларовых продаж. Увеличение объема продаж должно привести к появлению дополнительных денежных средств на банковском счете, возрастанию суммы переменных издержек, административных расходов и др. Объем продаж является основой для большинства других показателей.

Метод прогнозирования  на основе показателя степени объема продаж включает несколько этапов.

1. Анализ традиционно  сложившихся тенденций изменения  рынка и взаимосвязь финансовых  показателей. (Например, на протяжении  нескольких лет изменяемые издержки  составляли в среднем 7% от общего  объема продаж.)

2. Составление прогноза относительно исходного показателя, т. е. объема продаж, на следующий плановый период, скажем, на год.

3. Подсчет будущих  расходов и доходов на основании  их соотношения с объемом продаж  на протяжении последних лет.  Если в следующем году вы планируете увеличить объем продаж на 3%, то разумно запланировать такое же повышение комиссионного сбора за продажу.

4. Планирование финансовой  деятельности компании на основе  данных о планируемом объеме  продаж и расходов.

Пример.

«Светлана»-это небольшая компания, специализирующаяся на тиражировании офисных канцелярских принадлежностей и каталогов. Она существует на протяжении восьми лет, с того момента, как была зарегистрирована Суховым Александром Николаевичем, который приобрел активы за счет банковского займа и собственных капиталовложений. Предположим, что «Светлана» разрабатывает план финансовой деятельности на 1998 год. Это делается с целью предварительной оценки годовых издержек и финансовых результатов будущего года, а также для определения направления оперативных решений, которые придется принимать компании в начале следующего года.

Прежде всего следует  просмотреть уже существующие финансовые отчеты компании о линиях тренда, структурах и взаимосвязях показателей. Основу для планового обзора составляют методы проведения сводного анализа доходности и анализ коэффициентов. Например, на рис. 1 и 2 изображены соответственно отчет о доходах и расходах компании и балансовый отчет компании «Светлана» за 1995 - 1997 годы.

На основании этих рабочих листов специалистам «Светланы» следует определить финансовые тенденции (тренд), структуру и соотношение показателей. Хотя в их распоряжении и имеется большое количество различных аналитических методов и показателей, однако при планировании бюджета очень важно сосредоточить внимание на исходных аспектах хозяйственной деятельности, примерами которых могут служить показатели роста прибыли и увеличения оборотного капитала. Итак, специалист «Светланы» выбирает в качестве исходного показателя рост прибыли и применяет процент от продаж в качестве основного показателя. На рис. 3 изображены те же самые финансовые отчеты, что и на рис. 1, но уже с разбиением компонентов по объемам продаж. При этом каждый компонент отчета указан не только в денежном выражении, но и в виде процентов от объема продаж.

Имея в наличии небольшое  количество данных (например, информацию о продажах за три года существования  компании), было бы крайне неразумно  планировать рост объема продаж только на их основании. В данном случае можно  воспользоваться методом Ехсеl, в основе которого лежат временные выборочные «снимки», например методом скользящего среднего либо методом, базирующимся на регрессии, скажем, с использованием функции ТЕНДЕНЦИЯ или графической линии тренда. Во всех этих случаях вы получите определенный ответ, но слишком полагаться на него не следует.

Но чему же верить? Ответом  может стать возможность обобщения. При проведении анализа, в результате которого собранные данные будут  применены для неизвестной ситуации (например, для планирования доходов от продаж в следующем году), вы делаете логическое предположение, что будущее станет, в основном, повторять прошлое. Если при анализе вы основывались на большом количестве исходных данных, это предположение будет намного более справедливым, чем если бы их было несколько. Если исследовать базовую линию данных, то вы, вероятно, заметите, что доход от продаж прошлых лет служил хорошим основанием для прогноза доходов на последующие годы. Однако, если эта базовая линия слишком коротка (например, в нашем случае она отражает показатели всех трех лет), в результате вы можете получить данные о тенденциях, которые, несмотря на свою внешнюю правдоподобность, уведут вас в совершенно неверном направлении.

В ситуации, отображенной на рис. 1-3, следует постараться получить дополнительные данные, например следующие.

Подтверждается ли предположение, что ваше предприятие будет давать результаты, отслеживаемые вами до сих пор?

Как обстоят дела у  ваших конкурентов: они увеличивают  или сокращают объемы? Предпринимаются ли ими шаги по перетягиванию ваших клиентов?

Не произошло ли каких-либо технических изменений, ускоряющих либо тормозящих развитие вашего бизнеса?

Каково текущее положение  ваших нынешних клиентов: предполагает ли оно, что клиенты будут покупать вашу продукцию? И будут ли покупать именно у вас?

Не намерены ли вы начать выпуск новых видов продукции  либо прекратить выпуск старой?

Каковы тенденции развития рынка сбыта вашей продукции? Падает или повышается спрос?

Ответы на подобные вопросы  в совокупности с фактическими результатами прошедших лет дадут компании «Светлана» разумные основания предполагать, что рост дохода от продаж в 1998 году будет несколько выше, чем в 1997 году. Специалисты «Светланы» считают, что для этого существуют следующие причины: увеличилась клиентура, сложились более мягкие экономические условия и была успешно проведена новая рекламная кампания.

На следующем этапе  надо составить прогноз издержек, основываясь при этом на традиционном процентном показателе объема продаж и применив его к планируемой сумме дохода в 1998 году. Такой прогноз показан на рис. 4.

Компоненты, подлежащие изменениям при изменении объемов  нетто-продаж, имеют процентные показатели в столбце В. Другие составные  части, например, исходные товарно-материальные запасы, арендная плата и амортизация, включаются в показатели наилучшей оценки в конце предшествующего периода.

До сих пор прогнозирование  происходило вполне удовлетворительно, однако, изучив отчеты о доходах  и расходах компании за 1995 - 1997 годы, мы видим тревожную тенденцию. Основную часть дохода «Светлана» получает от тиражирования, а это зачастую требует наличия специального запаса бумаги. За три года «Светлана» закупила бумаги в объемах, намного превосходящих потребности конкретного заказа. Это было сделано с целью снижения переменных издержек, поскольку более крупные закупки означают меньшие затраты на единицу продукции. Кроме того, компания рассчитывала, что клиент сделает еще заказ, на выполнение которого и будет использован остаток данного товарного запаса.

К сожалению, этого не произошло. Товарно-материальные запасы бумажной продукции «Светланы» на протяжении всех трех лет неуклонно возрастали и уже превысили рост объема продаж. На рис. 3 показано, что товарно-материальные запасы к концу года возросли с 92 903тыс. руб. до 129 190 тыс. руб. (другими словами, почти на 40%), тогда как объем нетго-продаж увеличился с 349 595 тыс. руб. до 389 864 тыс. руб. (т. е. всего на 11%). На рис. 4 показано, что, если не будут приняты меры, товарно-материальные запасы на конец 1998 года составят 136 425 тыс. руб.

Информация о работе Составление бюджета компании и циклы планирования