Социальный налог и социальное страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:24, реферат

Краткое описание

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.
С укреплением централизованного государства начинался период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет. Наряду с бюджетом вновь повышалось значение внебюджетных фондов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов………….4
Источники формирования внебюджетных фондов…………………...…7
Единый социальный налог………………………………………………...8
Перспектива развития ЕСН………………………………………………10
Социальное страхование…………………………………………………12
Виды социального страхования………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………......16
Список используемой литературы………………………………………18

Файлы: 1 файл

Социальный налог и социальное страхование .DOCX

— 44.40 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов………….4
  3. Источники формирования внебюджетных фондов…………………...…7
  4. Единый социальный налог………………………………………………...8
  5. Перспектива развития ЕСН………………………………………………10
  6. Социальное страхование…………………………………………………12
  7. Виды социального страхования………………………………………….13
  8. Заключение……………………………………………………………......16
  9. Список используемой литературы………………………………………18

              Введение

 

    Первоначально внебюджетные фонды появились в  виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения  бюджета. Государственная власть  с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались  в особых фондах, предназначенных  для специальных целей. Такие  фонды носили, как правило, временный  характер. С выполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали  свое существование. В связи с  этим количество фондов постоянно менялось.

    С укреплением централизованного  государства  начинался период унификации специальных фондов. На основе объединения  различных фондов был создан государственный  бюджет. Наряду с бюджетом вновь  повышалось значение внебюджетных фондов.

    Внебюджетные  фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом  РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (от 10 октября 1991 г.). Главная причина  их создания - необходимость выделения  чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

    Поскольку плательщиками взносов во внебюджетные фонды являются юридические и  физические (предприниматели) лица, т.е. потребители социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения  денежных средств фондов касаются всех граждан России, и  поэтому проявляется  их заинтересованность в оптимальном  функционировании системы внебюджетных фондов. 
 
 

    Социально-экономическая  сущность внебюджетных фондов

 

    Финансовая  система РФ включала следующие звенья финансовых отношений: государственный  бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, фонды страхования, финансы  предприятий различных форм собственности (рис.1).

       Рис.1 

         
 
 

         
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения  национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп  населения. Государство мобилизирует в фонды часть доходов населения  для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными  средствами приоритетных сфер  экономики  и расширение социальных услуг населения.

    Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники  формирования, определяются порядок  и направленность использования  денежных средств.

    Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей:

    - запланированы органами власти  и управления и имеют  строгую  целевую направленность;

    - денежные средства фондов используются  для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

    - формируются в основном за  счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

    - страховые взносы в фонды и  взаимоотношения, возникающие при  их уплате, имеют налоговую природу,  тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

    - на отношения, связанные с исчислением,  уплатой  и взысканием взносов  в фонды, распространено большинство  норм и положений Закона РФ "Об основах налоговой системы  РФ";

    - денежные ресурсы фонда находятся  в государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо  цели, прямо не предусмотренные  законом;

    - расходование средств из фондов  осуществляется по распоряжению  Правительства или специально  уполномоченного на то органа (Правление фонда).

    Внебюджетные  фонды - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования  не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых  на основе оперативной самостоятельности  строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

    Решение об образовании внебюджетных фондов принимает  Федеральное собрание РФ, а также государственные  представительные органы субъектов Федерации  и  местного самоуправления. Внебюджетные фонды имеют, как правило, строго целевое назначение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Источники формирования внебюджетных фондов

 

    Внебюджетные  фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета  и финансирование определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда  с собственными источниками доходов  для использования в определенных целях.

    Внебюджетные  фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда  указана цель расходования средств.

    Материальным  источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального  дохода. Основные методы мобилизации  национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

    Специальные налоги и сборы устанавливаются  законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных  субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать  и заемные средства, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков. Кроме того, к доходам внебюджетных фондов относятся отчисления от прибыли  предприятий, учреждений, организаций  и прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим  лицом (имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может  быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли  в  форме дивидендов или процентов). 

Единый  социальный налог

 

     Единый  социальный налог (ЕСН) —  федеральный налог в Российской Федерации, зачисляемый в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд Российской ФедерацииФонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации — и предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

     Введенный в действие с 1 января 2001 г. и с 1 января 2010 года отменён, вместо него нынешние плательщики налога будут уплачивать страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009 Закон № 212-ФЗ от 24.07.2009.   
Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года не изменены, а с 1 января 2011 года увеличены ставки отчислений в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования.

     Плательщиками единого социального налога в  соответствии со ст. 235, 236 Кодекса признаются организации, производящие выплаты  физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением  вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским  договорам. Поэтому, если организация  не производит указанных выплат, она  не является плательщиком ЕСН и, соответственно, не обязана представлять налоговые  декларации по ЕСН.

     От  уплаты налога освобождаются: 1. большинство  установленных законодательством  пособий и компенсаций, не облагаемых налогом на доходы физических лиц; 2. компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении; 3. страховые взносы организации за своих работников по договорам: добровольного медицинского страхования, заключенным на срок не менее года; 4. по договорам добровольного личного страхования на случай трудового увечья или наступления смерти застрахованного работника; 5. другие доходы. Также не облагают налогом любые выплаты, которые фирма не относит к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Единым социальным налогом не облагают доходы сотрудников, которые являются инвалидами I, II и III группы. Чтобы не платить налог с доходов инвалидов, в налоговую инспекцию необходимо представить список инвалидов с номерами и датами выдачи справок, подтверждающих факт инвалидности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Перспектива развития ЕСН.

 

     С 1 января 2011 года ставка страховых взносов, которые работодатель платит с «зарплатного» фонда, повышается с 26% до 34%. При этом 26% фонда оплаты труда пойдет на пенсионное (сейчас 20%), а 8% – на социальное и медицинское страхование (в настоящее время 6%). Следовательно, одна из самых высоких в мире ставок социальных налогов станет еще выше. Для сопоставления, по состоянию на 2008 год в экономически развитых странах, а именно в Канаде взносы на пенсионное обеспечение составляли 9,9%, в Японии – 14,64%, в США – 15,3%, во Франции – 16,65%, в Германии – 19,9%.

     При этом во всех названных странах за исключением Франции обязанность уплаты взносов поровну поделена между работодателями и работниками (во Франции 6,75% платит работник, а 9,9% — работодатель).  В нашей же стране все 26% будет обязан платить работодатель. Такая ситуация полностью объясняется политической выгодой для правительства. Большая часть населения, являющаяся наемными работниками и далекая от бюджетной политики, не связывает уровень своей зарплаты с налоговой нагрузкой на своего работодателя. Вследствие этого рост протестов наемных работников в ответ на повышение налогообложения работодателей маловероятен, чем, например, в случае, если бы поднялись ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Однако повышение социальных налогов в 2011 году напрямую коснется большинства рядовых граждан нашей родины.

     Согласно опросу, в результате повышения налоговых ставок 17% работодателей снизят своим работникам зарплату, 29% прибегнут к увольнениям, 43% сократят социальные расходы на персонал, в частности траты на добровольное медицинское страхование работников и на льготные займы. 29% опрошенных глав предприятий отреагируют на рост ставок сокращением инвестиций. 10% работодателей переведут часть зарплат «в тень», 9% – переоформят зарплаты на самых квалифицированных работников, чтобы затем распределить их «в конвертах» среди всех сотрудников (предел налогооблагаемой базы на одного работника установлен на уровне 415 тыс. рублей, а все, что больше, страховыми взносами не облагается). 9% работодателей ожидают падения объемов выпуска, а 1% предприятий, уже сейчас работающих на грани рентабельности, после повышения налогов вовсе будут вынуждены полностью остановить производство.

     Кроме того, 70% опрошенных производителей планируют поднять цены на свою продукцию, а это значит, что через какое-то время ускорится потребительская инфляция.

     Я уверен, что на самом деле «теневыми» схемами начисления зарплаты будут пользоваться гораздо больше, чем те сознавшиеся 19% участников опроса.

Информация о работе Социальный налог и социальное страхование