Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:56, реферат
Латиноамериканские страны практически завершили переход от авторитарно-олигархических режимов и военных диктатур к конституционной представительной демократии, к укреплению институтов гражданского общества.
По состоянию на 1980 г., из 26 стран региона только половина имела демократически избранное государственное руководство и лишь в трех странах главы местных администраций определялись электоральным путем. Но к 1997 г. к первой категории относились все 26 рассматриваемых стран, а ко второй - 17.
Успехи промышленности отразились на структуре экспорта: доля сырья сокращается (в настоящее время составляет менее 25%), доля промышленных товаров растет (в настоящее время более 55%, причем машины и оборудование составляют 12-15% экспорта).
3. При всех очевидных достижениях следует признать, что реформы 1990-х гг. имели и немало издержек, а достигнутая стабилизация оказалась весьма относительной. Положительное сальдо торгового баланса сменилось отрицательным (дефицит торгового баланса в 1995 г. составил 3,5 млрд.$, в 1996г. - 5,5 млрд. $, а в 1998г. - 6,6 млрд. $). Отрицательное сальдо платежного баланса по текущим операциям достигло 35,2 млрд.$. Эти проблемы в 1998 году дополнились значительным бюджетным дефицитом (к концу 1998 года 8% ВВП) и государственным внутренним долгом (360 млрд. $ или 42% ВВП).
Эти проблемы стали причиной того, что бразильская экономика оказалась беззащитной перед азиатским (а затем и российским) финансовым кризисом 1998 года. Отток инвестиций составил 12 млрд.$, оборот фондового рынка сократился на 50 млрд. долларов, а золотовалютные резервы уменьшились на 40 млрд. долларов.
В январе 1999г. Бразилия вынуждена была (под давлением властей штатов) на 25% девальвировать свою валюту, отказавшись от “валютного коридора”. Это улучшило положение страны за счет роста экспорта в иные страны, проводившие схожую политику, но не решившиеся на девальвацию и обладающие меньшими ресурсами. Нельзя сбрасывать со счетов и значительную помощь в преодолении кризиса МВФ, предоставившего Бразилии кредиты на сумму более 40 млрд. $.
Эти меры, а также наведение порядка в сфере государственных финансов и заблаговременно проведенная реструктуризация банковской системы, позволили правительству быстро преодолеть последствия кризиса, а главное, не допустить резкого падения производства.
4. Если на первом этапе реформы Кардозу правительство убеждало население “затянуть пояса”, то, начиная с 1996 года, оно предпринимает серьезные усилия для решения социальных проблем.
В настоящее время осуществляются государственные программы борьбы с бедностью, поддержки индивидуального жилищного строительства, программы в области образования, здравоохранения, социального обеспечения.
Тем не менее успехи Бразилии в социальной сфере достаточно скромны. По-прежнему углубляется дифференциация доходов: на долю 10% богатых приходится 51% национального дохода, на долю 10% самых бедных - около 2%. Особенно разительно имущественное расслоение в сельском хозяйстве: в то время, как 20% пахотных земель принадлежат 20 латифундистам, 11 млн. крестьянских земель вообще не имеют земли.
Остается острой проблема занятости, особенно в сельском хозяйстве, где после перевыборов президента в 1998г. была форсирована земельная реформа, которая до сих пор остается наиболее “узким местом” в экономике. Государство стремится активно вмешиваться в сферу земельных отношений, конфискуя земли латифундистов, злостно нарушающих законодательство и пахотные угодья, используемые не по назначению, для последующей их передачи безземельным крестьянам. Однако этот процесс идет крайне медленно из за мощного сопротивления земельных магнатов, чье политическое влияние по-прежнему велико.
Серьезной проблемой остается коррупция госаппарата, вследствие которой государственные средства, направляемые на решение социальных проблем, зачастую не достигают своих адресатов.
* * *
Несмотря на нерешенность многих проблем, экономические преобразования в Бразилии на сегодняшний можно оценить как наиболее успешные в латиноамериканском регионе.
Причины успеха, во-видимому, коренятся в способности правительства Бразилии извлекать уроки из просчетов и достижений реформ в других странах Латинской Америки. Это позволяет ему выработать взвешенный экономический курс, в котором методы неолиберальной стратегии разумно сочетаются с механизмами государственного регулирования экономики, прежде всего, в целях поддержания определенной социальной стабильности и обеспечения широкой общественной поддержки проводимым преобразованиям.
Особенности экономических преобразований в Чили
1. Военный переворот 1973 года стал началом глубоких трансформаций стратегии экономического развития Чили. Вступившая на путь реформ раньше, чем другие страны Латинской Америки, страна стала своего рода полигоном реализации идей свободной рыночной экономики в регионе.
Режим генерала А. Пиночета сделал ставку на "шоковую терапию", рекомендованную монетаристами чикагской школы. Стал проводится курс на денационализацию государственной собственности, начался быстрый "передел" государственного бюджета, резко сокращались расходы на социальную сферу.
Вопреки ожиданиям вместо подъема произошел спад производства, особенно в промышленности. Инвестиции снизились до уровня 50-60-х гг. Лишь в конце 70-х гг. власти (главным образом за счет внешней помощи) смогли снизить инфляцию до 25-30% в год. Однако общее состояние экономики было неустойчивым, происходил быстрый рост спекулятивных операций в ущерб реальному производству. Бюджетный дефицит оставался значительным, чему содействовало снижение внутреннего платежеспособного спроса. "Размывался" накопленный в стране научно-технологический и интеллектуальный потенциал. Быстро росла безработица (свыше 30%) на фоне увеличивавшийся концентрации собственности, уровень жизни населения приближался к границе нищеты, рос государственный долг.
Одной из главных причин этих неудач - избранный механизм приватизации: ускоренные темпы, заниженные цены или бесплатная передача частным лицам госсобственности. В результате подобной политики произошло глубокое имущественное расслоение, государство не получало реальных денег, а создаваемые влиятельными силами промышленно-банковские конгломераты уходили от налогов.
2. Под влиянием мирового экономического спада начала 80-х гг. Чилийская экономика пережила тяжелый кризис, заставивший изменить экономический курс в сторону усиления государственного регулирования. Стала проводиться антимонопольная политика - не разрешалось в одних руках сосредотачивать крупную собственность, часть приватизированных активов вновь вернулась государству, была установлена более строгая налоговая дисциплина, государственный контроль за ценами на товары первой необходимости.
В результате прихода гражданского правительства в 1990 г. произошло дальнейшее преобразование экономической политики, в частности, усилен прогрессивный характер налогообложения, позволивший изменить структуру госбюджета в сторону социальных статей, что было чрезвычайно важно в условиях огромного расслоения общества и обнищания населения.
Ныне государственное регулирование становится все более целенаправленным. Координирующая роль государства усилилась в кредитно-финансовой сфере, в отношении страховых компаний и пенсионных фондов, в области здравоохранения. В результате, если в середине 80-х гг. 50% чилийцев жило в бедности, то сейчас - менее 25%.
При этом поддерживался сбалансированный бюджет, обеспечиваются более высокие темпы развития, чем в среднем по Латинской Америке. В значительной степени этому способствовала удачная пенсионная реформа, позволившая аккумулировать значительные накопления населения (сейчас около 32 млрд. долларов) в частных пенсионных фондах, обеспечивающих инвестиции в большинство секторов экономики.
Однако в экономике Чили сохраняются предпосылки нестабильности. Сохраняется сырьевой характер экспорта, растет внешний долг и возможность внешнего давления. Хотя положение в социальной сфере улучшилось, социальная напряженность сохраняется, что выражается в забастовочном движении.
Актуальные проблемы экономической политики: стратегия экономических реформ в Российской Федерации / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ. - 2000 . - стр. 2