Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:56, реферат
Латиноамериканские страны практически завершили переход от авторитарно-олигархических режимов и военных диктатур к конституционной представительной демократии, к укреплению институтов гражданского общества.
По состоянию на 1980 г., из 26 стран региона только половина имела демократически избранное государственное руководство и лишь в трех странах главы местных администраций определялись электоральным путем. Но к 1997 г. к первой категории относились все 26 рассматриваемых стран, а ко второй - 17.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ (АРГЕНТИНА, БРАЗИЛИЯ, ЧИЛИ)
Г.Н. Терещенко, зам. начальника отдела экономического анализа Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации
М.Х. Алмаев, советник отдела экономического анализа Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации
Т.А. Миронова, советник Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации
Т.П. Самарина, советник отдела экономического анализа Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации
А.М. Трофимов, консультант отдела экономического анализа Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации
Латиноамериканские страны практически завершили переход от авторитарно-олигархических режимов и военных диктатур к конституционной представительной демократии, к укреплению институтов гражданского общества.
По состоянию на 1980 г., из 26 стран региона только половина имела демократически избранное государственное руководство и лишь в трех странах главы местных администраций определялись электоральным путем. Но к 1997 г. к первой категории относились все 26 рассматриваемых стран, а ко второй - 17.
Принятие новых основных законов государства, в одних случаях, и существенные поправки к конституциям - в других, позволили продвинуться в закреплении принципа разделения властей и расширить поле их конструктивного регулируемого взаимодействия. Произошло и определенное перераспределение полномочий в пользу органов власти на местах. Об этом свидетельствует децентрализация распоряжения бюджетными средствами. На 1980 г. в 26 странах региона на местные администрации приходилось 15,6% расходуемых бюджетных средств, а к 1995 г. - 19,3%.
Преодолены либо отошли на задний план былые военно-политические конфликты. И хотя нельзя недооценивать новые угрозы стабильности (возможность взрывов социального недовольства из-за ухудшения условий жизни низов, экспансию наркомафии и ее проникновение во власть, коррупцию, деформации, вызываемые формированием экономико-политических клановых структур), сегодня конституционная преемственность демократических институтов представляется в определенной мере обеспеченной.
В области экономики за последние десятилетия наблюдается определенная цикличность в переходе от либеральных моделей развития экономики к моделям, основанным на госрегулировании (это относится к странам с рыночной экономикой вообще, а отнюдь не только к странам Латинской Америки). Причем в латиноамериканских странах эта смена происходила асинхронно. В связи с этим можно проследить следующие этапы.
1. На первом этапе экономических преобразований в большинстве стран Латинской Америки наблюдается переход от протекционистской полузакрытой хозяйственной модели, основанной на политике импортозамещающей индустриализации, к либеральной рыночной системе, предполагающей расширение пространства для предпринимательской активности с ориентацией на открытость по отношению к мировому рынку, на глубокое вовлечение в мирохозяйственные процессы, уход государства от непосредственного участия в производственной деятельности, переключение его на косвенное (преимущественно финансово-фискальное) регулирование экономики.
Пионером в этом процессе стала Чили. В Чили активно стал проводиться курс на денационализацию государственной собственности, начался быстрый "передел" государственного бюджета, резко сокращались расходы на социальную сферу. Однако, вопреки ожиданиям, вместо подъема произошел спад производства и инвестиций. Происходил быстрый рост спекулятивных операций в ущерб реальному производству, рос бюджетный дефицит, безработица, уровень жизни большинства населения приближался к границе нищеты, увеличивался внутренний и внешний долг.
Аналогичные ошибки в проведении реформ повторила Аргентина (уже в начале 90-х годов).
2. Хотя обе страны добились определенных успехов на пути реформирования своей финансово-экономической системы (во многом за счет значительного притока иностранного капитала и при поддержке международных финансовых организаций), однако за это им пришлось заплатить чрезмерно высокую социальную цену.
Кроме того, пример Чили, Аргентины, и в меньшей степени, Бразилии показывает, что безоговорочное следование неолиберальному курсу обрекает избравшие его страны (с их еще достаточно слабой и нестабильной экономикой) на чрезмерную зависимость от международных финансовых рынков. В кризисных ситуациях, как показывают события 1998 года, это оборачивается огромными потерями.
3. Под влиянием неудач неолиберального этапа реформ и роста понимания необходимости усиления государственного регулирования экономики во многих странах Латинской Америки происходил переход ко второму этапу экономических преобразований.
Так, под влиянием мирового экономического спада начала 80-х гг. чилийская экономика пережила кризис, заставивший изменить экономический курс в сторону усиления государственного регулирования. Стала проводиться антимонопольная политика, частичная деприватизация, изменена структура госбюджета в сторону социальных статей.
Ныне государственное регулирование становится все более целенаправленным. Координирующая роль государства усилилась в кредитно-финансовой сфере, в отношении страховых компаний и пенсионных фондов, в области здравоохранения.
В Аргентине сегодня все громче ставится вопрос о необходимости усиления госконтроля над финансово-экономической деятельностью в стране, поскольку либеральный курс оказался уязвим с точки зрения экономической безопасности (опыт показал, что можно получать высокие прибыли на дестабилизации финансовых рынков).
Что касается Бразилии, где экономические реформы в 90-х годах идет наиболее успешно и стабильно, ее успехи объясняются тем, что элементы госрегулирования с самого начала сочетались в программе реформ с неолиберальными стратегиями.
4. При всех издержках, которые страны Латинской Америки понесли на этапе прорыночных преобразований, в большинстве случаев налицо выход на траекторию динамичного хозяйственного роста (см. табл.), существенная модернизация многих секторов экономики.
Прирост ВВП
Отмечая очевидный экономический прогресс, рано говорить о завершении реформ и о преодолении "узких мест" в экономическом и социальном развитии стран Латинской Америки. Еще не обеспечена должная стабильность хозяйственного роста, недостаточно окрепла база внутренних накоплений, в большинстве стран континента не просматривается перспектива повышения жизненного уровня основной массы населения, тяжело пострадавшего как от кризиса 80-х гг., так и от неолиберальных реформ.
5. Анализ опыта реформирования экономики в странах латиноамериканского региона позволяет сделать следующие выводы для России:
- при выборе той или иной модели экономического развития для России, прежде всего надо исходить из особенностей политического, экономического и исторического развития с учетом географических и климатических условий страны;
- анализ применения различных моделей экономического развития, как в странах Латинской Америки, так и во всем мире показывает, что все модели по большому счету различаются между собой степенью вмешательства государства в экономику. При этом на разных этапах экономического реформирования эта степень то увеличивается, то уменьшается в зависимости от изменения социально-экономических приоритетов;
- анализ показывает, что наиболее тяжелые последствия в экономике той или иной страны возникают там, где реформаторские правительства не смогли своевременно определить место государства в регулировании экономикой;
- при выработке национальной программы экономического развития необходимо учиться на чужих ошибках (и в частности стран Латинской Америки) и избегать их повторения (в программа Г.А.Грефа по существу предлагает еще раз пройти путь, проделанный Чили в 70-ые годы, от которого она впоследствии отказалась);
- в России необходимо создать эффективную систему мониторинга применения тех или иных экономических моделей с целью своевременного изменения экономического курса.
Особенности экономических реформ в Аргентине
1. Главной особенностью аргентинских реформ, в отличие от других стран региона, является жесткость в проведении валютной политики - удержание твердого соотношения песо к доллару, прямая увязка эмиссии денег с конкретным наличием в Центробанке золотовалютных резервов и отказ даже рассматривать вопрос о необходимости девальвации национальной валюты.
В первые годы радикальные реформы позволили добиться устойчивости национальной денежной единицы, побороть гиперинфляцию и обеспечивать в течение ряда лет достаточно высокие темпы экономического роста (в 1991-97 гг. - 5,5%, в 1998 - 4,5%).
2. К концу 90-х гг. стали нарастать и многие негативные социально-экономические последствия преобразований. Прежде всего, чрезмерно высокой оказалась их социальная цена. Кроме того, реформы оказались хрупкими, недостаточно закрепленными, не вполне просчитанными на долгосрочную перспективу.
За годы реформ возрос уровень социального неравенства. Несмотря на то, что в Аргентине самые высокие в Южной Америке среднедушевые доходы, тем не менее из 36 млн. граждан более 14 млн. бедных. Сокращение расходов на социальные нужды привело к упадку системы высшего и среднего образования. Обостряется проблема пенсионного обеспечения, несмотря на появление частных пенсионных фондов.
В конце 90-е гг. беспрецедентных для страны размеров достигла безработица - 15-18%. Ранее уровень безработицы в Аргентине не превышал 4%. Основной причиной безработицы стала, прежде всего, поспешная, не сопровождаемая должными социальными гарантиями массовая приватизация. Если до 1990 г. госсектор в Аргентине был одним из крупнейших в Латинской Америке, то уже к концу 1999 г. большинство госкомпаний стали частными или были сданы в концессию.
3. В 1998г. резко снизились темпы экономического роста, а в 1999 г. страна оказалась в состоянии очевидного спада. Искусственно завышенный курс песо препятствует развитию местного производства. Интенсивно идет "уход" многих, в том числе, крупнейших предприятий в другие страны. Так, только за прошлый год из Аргентины в соседнюю Бразилию полностью или частично было переведено не менее 100 различных производств.
Жесткий курс на либерализацию экономики Аргентины привел к неоправданно быстрому расширению спекулятивного рынка ценных бумаг (практически не связанному с реальным сектором экономики) и росту зависимости от международных финансовых рынков. Несмотря на проведенную амнистию, продолжается бегство капиталов (около 75 млрд. долл.), банкротство банков, высока доля бартера и квазиденежных расчетов и т.п. В стране падает сбор налогов, растет бюджетный дефицит ( в 1999 г. - 5%), сохраняется пассивное сальдо торгового баланса.
Опасных размеров достигла внешняя задолженность, возросшая за годы реформ почти в 2 раза (в 1990 г. - 60 млрд., а в 1999 г. - свыше 110 млрд. долл.). Ослабление надзора со стороны Центробанка негативно сказалось на кредитно-финансовой деятельности банков: растет доля краткосрочных депозитов, превалируют кредиты, недостаточно обеспеченные гарантиями и используемые не на инвестиционные, а на потребительские цели.
Либерально-открытый курс нанес ущерб экономической безопасности страны, ускоренная приватизация привела к беспрецедентному росту коррупции.
4. Рост недоверия к либеральным реформам, появление национального пессимизма привел к падению престижа президента страны Менема (Конгресс отказал ему в праве избираться на третий срок) и сказался на результатах состоявшихся в конце октября 1999 г. президентских выборах, где победу одержал представитель оппозиции. Сейчас в Аргентине ставится вопрос о необходимости усиления госконтроля над финансово-экономической деятельностью.
Очевидно, что опыт Аргентины может оказаться весьма полезным для России в поиске наиболее разумного и безболезненного пути дальнейшего экономического реформирования.
Особенности реформирования экономики Бразилии
1. Период неолиберальных реформ в Бразилии связывают с именем президента Ф.Э.Кардозу. Политика финансовой стабилизации, начатая в 1993г., когда Кардозу занял пост министра финансов, в отличие от предыдущих попыток 80-90-х годов, была успешна в среднесрочном периоде. “План Реал” предполагал достижение уже в начале 1994 г. резкого снижения бюджетного дефицита с последующим установлением контроля над темпами инфляции и динамикой валютного курса. Сокращение бюджетного дефицита сопровождалось временным замораживанием зарплат (но в целом правительство не пошло на кардинальное сокращение пенсий и социальных выплат). Для преодоления инфляционных ожиданий с марта 1994 г. вводится фиксированная к доллару “реальная единица стоимости” (РЕС) с ежедневной ее котировкой ЦБ.
С июля 1994 введена новая валюта “реал” со 100-процентным покрытием валютными резервами и акциями государственных предприятий, котируемыми на внешнем рынке. Введена свободная конвертируемость реала с одновременной фиксацией обменного курса к доллару (“валютный коридор”). Но как показал кризис 1998-99гг, это сочетание было неудачно, так как Бразилия не имеет устойчивого положительного платежного баланса.
2. Достижениями “План Реал” можно отнести (1) снижение инфляции (в 1992-94 гг. она достигала свыше 1000% годовых, в 1995г - 22%, в 1996 - 10%); (2) рост к 1996г. среднедушевого дохода на 40% (правда, при одновременном падении реальных доходов среднего класса из-за резкого роста цен на услуги).
Одновременно был взят курс на “открытость” экономики, что означало преференции иностранному капиталу (вплоть до изменения Конституции), но при этом имело место маневрирование пошлинами с целью взвешенного стимулирования иностранной конкуренцией отечественного производства.
Следствием этого курса стало нарастание потока иностранных инвестиций (в основном в автомобилестроение и производство товаров широкого потребления). Более 1/3 их - прямые инвестиции. Львиная доля притока инвестиций связана с проведением приватизации, поступления от которой за 1997-98 гг. составили $ 45,7 млрд. (по этому показателю Бразилия занимает первое место в мире). Причем 1/4 капитала приватизированных компаний оказалась в руках иностранного капитала.
Высокий уровень инвестиций - основная причина динамичного развития промышленности Бразилии (объем промышленного производства за последние 10 лет вырос на 25%), при этом особенно быстрыми темпами развивалось производство потребительских товаров длительного пользования, в первую очередь автомобилей. Ускоренными темпами развивается сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, авиа- и судостроение, производство вооружения.