Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:13, курсовая работа
Цель - изучить теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике в Республике Беларусь.
Задачи:
1) выяснить сущность социальной политики и ее основные направления;
2) определить особенности современной социальной политики в Республике Беларусь;
3) проанализировать перспективы развития социальной политики в РБ.
Уровень регистрируемой безработицы на конец октября 2009 г. составил 0,9% к численности экономически активного населения (на конец октября 2008 г. – 0,8%)[12].
В сфере пенсионного обеспечения в феврале, мае, августе и ноябре 2009 г. в соответствии с законодательством проиндексированы минимальные трудовые и социальные пенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
В январе-октябре 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 года: среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 8,5% и составил 409,2 тыс. рублей; среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту увеличился на 11,1% и составил 232,6 тыс. рублей.
В целях поддержания уровня материального обеспечения пенсионеров принят Указ Президента Республики Беларусь от 25 октября 2009 г. № 524 «О повышении трудовых пенсий», предусматривающий повышение трудовых пенсий с 1 ноября в среднем до 9,5%.
Осуществляются меры по усилению государственной поддержки семей с детьми[12].
В январе-октябре 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 года среднемесячный размер пособия на детей в возрасте до 3-х лет увеличился на 15,2% (по прогнозу на 2009 год – 13,9%) и составил 192,6 тыс. рублей; среднемесячный размер пособия на детей старше 3-х лет – также на 15,2 % (прогноз – 13,9%) и составил 72,2 тыс. рублей.
В целях развития системы государственной адресной социальной помощи принят Указ Президента Республики Беларусь «О государственной адресной социальной помощи», которым с 1 января 2010 г. предусматривается:
повышение
критерия нуждаемости при оказании
единовременного социального
увеличение периода назначения государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия;
введение нового вида государственной адресной социальной помощи – социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации;
объединение в единую систему адресной социальной помощи двух видов государственной поддержки – государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. Это означает, что адресная социальная помощь может быть направлена на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Принятие Указа Президента Республики Беларусь позволит более рационально расходовать бюджетные средства за счет прекращения финансирования выплат безналичных жилищных субсидий и соответствующего сокращения административных расходов.
По предварительным расчетам, получателями государственной адресной социальной помощи в 2010 году станут около 308 тыс. человек. На эти цели планируется направить 97 млрд. рублей[12].
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг за январь-сентябрь 2009 г. составила 10,6%, рентабельность продаж – 6,2%.
Сводный индекс потребительских цен за январь-октябрь 2009 г. составил 108,3%, или 100,8% в среднем за месяц, при прогнозе на 2009 год 100,7-100,9 % в среднемесячном исчислении[12].
При этом индекс потребительских цен на продовольственные товары составил 105,9%, непродовольственные товары – 109,6%, услуги – 112,2 %.
Недостаточный рост реальных денежных доходов населения, заметный рост цен в связи с девальвацией белорусского рубля, отвлечение доходов населения на покупку валюты и в банковские вклады, приводят к проявлению негативных тенденций на потребительском рынке республики. Замедление темпа роста розничного товарооборота сменилось некоторой стабилизацией: если в январе 2009 года темп роста составлял 112,3%, то в январе-марте т.г. он снизился до уровня 105,9%, в январе-июне т.г.-до 102,6%. По итогам января-июля произошло чуть заметное увеличение индекса розничного товарооборота до 102,7% к уровню соответствующего периода 2008 г., сохранившийся и по результатам января-августа т.г.
По итогам десяти месяцев 2009 г. к уровню аналогичного периода 2008 г. прирост розничного товарооборота составил 2,6% при прогнозе темпа роста на 2009 г. - 116-117%.
Продолжается замедление темпов роста платных услуг населению – со 112,3% в январе, до 107,8% за I квартал 2009 года, 104,6 - за I полугодие т.г., 103,2 - за январь-сентябрь, при прогнозе на 2009 г. – 114%[12].
Темпы роста объемов платных услуг населению, оказанных организациями всех форм собственности независимо от ведомственной подчиненности, в январе-сентябре 2009 г. к уровню января-сентября 2008 г. в сопоставимых ценах по видам услуг составили: медицинских 121,4%(прогноз–122%), культуры 123,2% (прогноз – 117%), образования 109,5 % (прогноз – 111 %), туристических и экскурсионных 86,9% (прогноз – 135%), физической культуры и спорта 109,6% (прогноз – 124%).
Объем бытовых услуг населению, оказанных через все каналы реализации, в январе-сентябре 2009 г. на 15,2% больше, чем в январе-сентябре 2008 г. при прогнозе роста на 25 %.
Снижение
темпов по платным услугам обусловлено
недостаточным ростом доходов населения
при одновременном росте цен на отдельные
виды товаров и услуг. В результате наблюдается
снижение платежеспособного спроса и
перераспределение средств населения
в сторону оплаты услуг, носящих обязательный
характер[12].
В приложении А приведена динамика показателей социально-экономического развития РБ за 2001-2007 годы.
Анализ приложения позволяет сделать вывод: в социально-экономическом развитии республики сохранена положительная динамика производственной и инвестиционной деятельности в ключевых отраслях экономики.
В
приложении Б представлены показатели
Программы социально-
Проанализировав
приложение, следуют выводы: проводимая
Правительством Республики Беларусь экономическая
политика позволила сохранить в 2008 году
положительную динамику основных макроэкономических
показателей, обеспечить рост реальных
денежных доходов населения, достаточно
низкий уровень безработицы, социальную
стабильность белорусского общества.
Из выше изложенного можно сделать следующие выводы:
Главной целью социальной политики Республики Беларусь является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. Она должна проводиться в интересах всего общества, поддерживаться большинством населения, носить активный упреждающий характер.
Результативность социальной политики проверяется прежде всего уровнем и качеством жизни как всего населения, так и различных социальных групп.
Поэтому повышение уровня и качества жизни населения – главная цель социальной политики Республики Беларусь в 2006-2010 годах. Для достижения этой цели государство старается предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи. При этом оно должно полностью выполнять свои социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения.
Денежные доходы населения являются одним из основных показателей социально-экономического развития страны, самым главным индикатором уровня жизни населения. Денежные доходы и уровень жизни статистически представлены системой взаимосвязанных показателей, которая позволяет получить достаточно полную информацию о процессах, связанных с изменениями уровня жизни различных групп населения.
Положительная
динамика социально-экономического развития
страны за 2006-2008 годы позволила достичь
значительных результатов по выполнению
Программы социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2006-2010 годы.
ГЛАВА
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В РБ
3.1
Социальная политика
РБ в сферах образования,
здравоохранения, спорта
и туризма, жилищно-коммунального
хозяйства
Несмотря на сложные экономические условия, государство стремится в пределах имеющихся ресурсных возможностей непрерывно увеличивать долю государственных расходов на развитие образования.
Стратегической целью является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой.
Для реализации этой цели требуется решить следующие задачи:
-создание условий для удовлетворения потребностей граждан в получении образования, приобретении ими глубоких и всесторонних знаний, гармоничного развития личности и творческих способностей человека;
-обеспечение доступности, бесплатности общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе – среднего специального и высшего образования, преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования, демократизации образования;
-повышение интеллектуального и культурного потенциала населения на основе совершенствования и оптимизации национальной системы образования;
-обеспечение вхождения национальной системы образования в мировое образовательное пространство[9,с.81].
В 2006–2010 гг. основной целью развития системы образования ставится повышение качества учебно-воспитательного процесса и профессиональной образованности населения. Для этого планируется осуществить комплекс мероприятий по:
-завершению реформы общеобразовательной школы;
-последовательному обновлению содержания общего среднего и профессионального образования;
-научному, нормативно-правовому и учебно-методическому обеспечению системы образования;
-внедрению информационных и компьютерных технологий в образовании; расширению доступа в Интернет; организации дистанционного образования; переходу к открытому образованию;
-обновлению и расширению материально-технической базы;
-обеспечению широкого выбора образовательных программ и услуг;
-рациональному сочетанию бесплатной и платной форм получения образования[6,гл.4.1.2.].
К 2010 г. в Республике Беларусь прогнозируется повысить индекс уровня образования в стране до 0,96, а к 2020 г. – до 0,98 против 0,95 в 2003 г. В 2011 – 2020 гг. ставится цель вывести национальную систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам[6,гл.4.1.2.]. Особое значение следует придать развитию высшего образования: повысить качество и усовершенствовать структуру подготовки специалистов; максимально приблизить ее к требованиям рынка труда.
Для решения поставленных перед образованием целей и задач следует обеспечить его необходимое финансирование, создать условия для привлечения инвестиций в сферу образования, усилить роль рыночных механизмов хозяйствования.
Стратегическая
цель государственной научно-