Социальная политика в современной рыночной экономике: теория, методология, практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель - изучить теоретические основы социальной политики и основные механизмы ее реализации на практике в Республике Беларусь.

Задачи:

1) выяснить сущность социальной политики и ее основные направления;

2) определить особенности современной социальной политики в Республике Беларусь;

3) проанализировать перспективы развития социальной политики в РБ.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

    Уровень регистрируемой безработицы на конец октября 2009 г. составил 0,9% к численности экономически активного населения (на конец октября 2008 г. – 0,8%)[12].

    В сфере пенсионного обеспечения в феврале, мае, августе и ноябре 2009 г. в соответствии с законодательством проиндексированы минимальные трудовые и социальные пенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

    В январе-октябре 2009 г. по сравнению с  соответствующим периодом 2008 года: среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 8,5% и составил 409,2 тыс. рублей; среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту увеличился на 11,1% и составил 232,6 тыс. рублей.

    В целях поддержания уровня материального  обеспечения пенсионеров принят Указ Президента Республики Беларусь от 25 октября 2009 г. № 524 «О повышении  трудовых пенсий», предусматривающий повышение трудовых пенсий с 1 ноября в среднем до 9,5%.

    Осуществляются  меры по усилению государственной  поддержки семей с детьми[12].

    В январе-октябре 2009 г. по сравнению с  соответствующим периодом 2008 года среднемесячный размер пособия на детей в возрасте до 3-х лет увеличился на 15,2% (по прогнозу на 2009 год – 13,9%) и составил 192,6 тыс. рублей; среднемесячный размер пособия на детей старше 3-х лет – также на 15,2 % (прогноз – 13,9%) и составил 72,2 тыс. рублей.

    В целях развития системы государственной адресной социальной помощи принят Указ Президента Республики Беларусь «О государственной адресной социальной помощи», которым с 1 января 2010 г. предусматривается:

    повышение критерия нуждаемости при оказании единовременного социального пособия малообеспеченным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, до 150% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения;

    увеличение  периода назначения государственной  адресной социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия;

    введение  нового вида государственной адресной социальной помощи – социального  пособия на оплату технических средств  социальной реабилитации;

    объединение в единую систему адресной социальной помощи двух видов государственной  поддержки – государственной  адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. Это означает, что адресная социальная помощь может быть направлена на оплату жилищно-коммунальных услуг.

    Принятие  Указа Президента Республики Беларусь позволит более рационально расходовать  бюджетные средства за счет прекращения финансирования выплат безналичных жилищных субсидий и соответствующего сокращения административных расходов.

    По  предварительным расчетам, получателями государственной адресной социальной помощи в 2010 году станут около 308 тыс. человек. На эти цели планируется направить 97 млрд. рублей[12].

    Рентабельность  реализованной продукции, работ, услуг за январь-сентябрь 2009 г. составила 10,6%, рентабельность продаж – 6,2%.

    Сводный индекс потребительских  цен за январь-октябрь 2009 г. составил 108,3%, или 100,8% в среднем за месяц, при прогнозе на 2009 год 100,7-100,9 % в среднемесячном исчислении[12].

    При этом индекс потребительских цен  на продовольственные товары составил 105,9%, непродовольственные товары – 109,6%, услуги – 112,2 %.

    Недостаточный рост реальных денежных доходов населения, заметный рост цен в связи с  девальвацией белорусского рубля, отвлечение доходов населения на покупку  валюты и в банковские вклады, приводят к проявлению негативных тенденций  на потребительском рынке республики. Замедление темпа роста розничного товарооборота сменилось некоторой стабилизацией: если в январе 2009 года темп роста составлял 112,3%, то в январе-марте т.г. он снизился до уровня 105,9%, в январе-июне т.г.-до 102,6%. По итогам января-июля произошло чуть заметное увеличение индекса розничного товарооборота до 102,7% к уровню соответствующего периода 2008 г., сохранившийся и по результатам января-августа т.г.

    По  итогам десяти месяцев 2009 г. к уровню аналогичного периода 2008 г. прирост розничного товарооборота составил 2,6% при прогнозе темпа роста на 2009 г. - 116-117%.

    Продолжается  замедление темпов роста платных услуг населению – со 112,3% в январе, до 107,8% за I квартал 2009 года, 104,6 - за I полугодие т.г., 103,2 - за январь-сентябрь, при прогнозе на 2009 г. – 114%[12].

    Темпы роста объемов платных услуг  населению, оказанных организациями  всех форм собственности независимо от ведомственной подчиненности, в  январе-сентябре 2009 г. к уровню января-сентября 2008 г. в сопоставимых ценах по видам услуг составили: медицинских 121,4%(прогноз–122%), культуры 123,2% (прогноз – 117%), образования 109,5 % (прогноз – 111 %), туристических и экскурсионных 86,9% (прогноз – 135%), физической культуры и спорта 109,6% (прогноз – 124%).

    Объем бытовых услуг населению, оказанных через все каналы реализации, в январе-сентябре 2009 г. на 15,2% больше, чем в январе-сентябре 2008 г. при прогнозе роста на 25 %.

    Снижение  темпов по платным услугам обусловлено  недостаточным ростом доходов населения  при одновременном росте цен на отдельные виды товаров и услуг. В результате наблюдается снижение платежеспособного спроса и перераспределение средств населения в сторону оплаты услуг, носящих обязательный характер[12].  

    В приложении А приведена динамика показателей социально-экономического развития РБ за 2001-2007 годы.

    Анализ  приложения позволяет сделать вывод: в социально-экономическом развитии республики сохранена положительная динамика производственной и инвестиционной деятельности в ключевых отраслях экономики.

    В приложении Б представлены показатели Программы социально-экономического развития РБ на 2006-200 годы. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы является важнейшим документом, определяющим социально-экономическое развитие страны в текущем пятилетии. В ней определены цели и задачи, основные направления и приоритеты развития страны, обоснована система мероприятий правового, организационно-экономического и экологического характера и даны предложения по совершенствованию механизмов их реализации, определены необходимые ресурсы и возможные социально-экономические последствия.

    Проанализировав приложение, следуют выводы: проводимая Правительством Республики Беларусь экономическая политика позволила сохранить в 2008 году положительную динамику основных макроэкономических показателей, обеспечить рост реальных денежных доходов населения, достаточно низкий уровень безработицы, социальную стабильность белорусского общества.  
 

    Из  выше изложенного можно сделать  следующие выводы:

    Главной целью социальной политики Республики Беларусь является обеспечение устойчивого  роста уровня и качества жизни  населения и создание условий  для развития человеческого потенциала. Она должна проводиться в интересах всего общества, поддерживаться большинством населения, носить активный упреждающий характер.

    Результативность  социальной политики проверяется прежде всего уровнем и качеством  жизни как всего населения, так  и различных социальных групп.

    Поэтому повышение уровня и качества жизни населения – главная цель социальной политики Республики Беларусь в 2006-2010 годах. Для достижения этой цели государство старается предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи. При этом оно должно полностью выполнять свои социальные обязательства перед пенсионерами, инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения.

    Денежные  доходы населения являются одним  из основных показателей социально-экономического развития страны, самым главным индикатором уровня жизни населения. Денежные доходы и уровень жизни статистически представлены системой взаимосвязанных показателей, которая позволяет получить достаточно полную информацию о процессах, связанных с изменениями уровня жизни различных групп населения.

    Положительная динамика социально-экономического развития страны за 2006-2008 годы позволила достичь значительных результатов по выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РБ 

    3.1 Социальная политика РБ в сферах образования, здравоохранения, спорта и туризма, жилищно-коммунального хозяйства 

    Несмотря  на сложные экономические условия, государство стремится в пределах имеющихся ресурсных возможностей непрерывно увеличивать долю государственных расходов на развитие образования.

    Стратегической  целью является создание системы  образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой.

    Для реализации этой цели требуется решить следующие задачи:

    -создание условий для удовлетворения потребностей граждан в получении образования, приобретении ими глубоких и всесторонних знаний, гармоничного развития личности и творческих способностей человека;

    -обеспечение доступности, бесплатности общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе – среднего специального и высшего образования, преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования, демократизации образования;

    -повышение интеллектуального и культурного потенциала населения на основе совершенствования и оптимизации национальной системы образования;

    -обеспечение вхождения национальной системы образования в мировое образовательное пространство[9,с.81].

    В 2006–2010 гг. основной целью развития системы образования ставится повышение качества учебно-воспитательного процесса и профессиональной образованности населения. Для этого планируется осуществить комплекс мероприятий по:

    -завершению реформы общеобразовательной школы;

    -последовательному обновлению содержания общего среднего и профессионального образования;

    -научному, нормативно-правовому и учебно-методическому обеспечению системы образования;

    -внедрению информационных и компьютерных технологий в образовании; расширению доступа в Интернет; организации дистанционного образования; переходу к открытому образованию;

    -обновлению и расширению материально-технической базы;

    -обеспечению широкого выбора образовательных программ и услуг;

    -рациональному сочетанию бесплатной и платной форм получения образования[6,гл.4.1.2.].

    К 2010 г. в Республике Беларусь прогнозируется повысить индекс уровня образования в стране до 0,96, а к 2020 г. – до 0,98 против 0,95 в 2003 г. В 2011 – 2020 гг. ставится цель вывести национальную систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам[6,гл.4.1.2.]. Особое значение следует придать развитию высшего образования: повысить качество и усовершенствовать структуру подготовки специалистов; максимально приблизить ее к требованиям рынка труда.

    Для решения поставленных перед образованием целей и задач следует обеспечить его необходимое финансирование, создать условия для привлечения инвестиций в сферу образования, усилить роль рыночных механизмов хозяйствования.

    Стратегическая  цель государственной научно-технической  и инновационной политики заключается в создании благоприятных правовых, экономических и социальных условий для развития науки и постоянного повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции. Для достижения поставленной цели в области фундаментальных исследований необходимо наращивать сумму знаний о природе, человеке и обществе. Прикладные исследования должны быть направлены на решение конкретных потребностей отраслей реального сектора экономики.

Информация о работе Социальная политика в современной рыночной экономике: теория, методология, практика