Социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции РБ наше государство является социальным, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды общества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ……………….………..…..……………....................................4
1.1. Понятие социальной политики и её основные цели...….…..……….4
1.2. Основные функции социальной политики……..…………….………7
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………….……........................................……11
2.1 Показатели социального развития в РБ….………………………......11
2.2. Особенности социальной политики в Республике Беларусь на современной этапе..………………….………………………..………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!без списка литературы!!.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

       Учет  доли каждого работника в создании и распределении общественных благ реализуется в разных системах по-разному. Социализм здесь базируется на принципе распределения по количеству и качеству труда. Он опирается на теорию трудовой стоимости и провозглашает: создающий своим трудом большую стоимость должен получать больший доход, большую долю от общественного дохода. На практике этот принцип не реализовался, а насаждалось уравнительное распределение (для работников, но не управленческого персонала). В рыночных структурах учет доли каждого ведется от ресурсного обеспечения производства или общественно полезных действий. Учитывается роль фактора производства и через механизм рынка определяется долевое участие в распределении благ.

       Развитие  социальной инфраструктуры общества обеспечивает создание и динамику движения социальной базы общества. Приоритетную позицию здесь занимает создание условий для воспроизводства рабочей силы, а значит развитие системы здравоохранения, культуры, образования, спорта и туризма, строительство и эксплуатация жилого фонда, сферы  услуг [2, с. 121].

       Социальная  политика не только многофункциональна, но и сложна структурно. В структуре  социальной политики можно выделить пять важнейших структурных частей:

    1. политику регулирования доходов населения;
    2. политику обеспечения занятости;
    3. политику социальных гарантий;
    4. социальной защиты;
    5. защиты здоровья и экологической безопасности населения.

       Социальная  политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу и должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей [4, с. 187].

       Таким образом, из проведенного в 1 главе исследования следует сделать вывод, что  целями социальной политики являются: достижение улучшения материального положения и условий жизни людей; повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи; нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения; улучшение социальной инфраструктуры. Выделяют основные функции социальной политики: формирование рациональной структуры доходов и потребностей общества; стимулирование мотивационных принципов активизации трудовой деятельности работников; обеспечение социальной защищенности всех членов общества; согласование личных, коллективных и общественных интересов; учет доли каждого работника в создании и распределении общественных благ; развитие социальной инфраструктуры общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

        2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

       2.1. Показатели развития  социальной политики в РБ 

       Беларусь  переживает сегодня процесс трансформации  социально-экономических и социально-трудовых отношений, сформированных в условиях административно-командной системы. Наша страна делает попытку создать современную эффективную систему отношений и приблизиться к уровню жизни населения в экономически развитых европейских государствах.

       Выступая  важнейшим амортизатором накопившихся социальных проблем и противоречий, социальная политика должна не только смягчить негативные социальные процессы, но и помочь населению адаптироваться к новым условиям, способствовать сохранению социальной поддержки реформ, реализовать позитивные сдвиги в экономике.

       Расходы Беларуси на образование и здравоохранение  самые высокие в СНГ и превышают средний уровень аналогичных расходов государств – членов Организации экономического сотрудничества и развития.

       Оценка  перспектив сокращения бедности в Беларуси осуществлена главным образом на основе анализа ситуации относительно увеличения доходов населения, доступности образования [Приложение А], здравоохранения [Приложение Б], здравоохранения и социальной защиты. Беларусь сравнительно быстро восстановила рост ВВП после экономического кризиса начала 90-х годов: в 1995 году ВВП составлял 121403 тыс. руб., в 2001 году – 17173 тыс. руб.(после деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз)) [3, с.132]. В 2009 – 136790 тыс. руб. В январе-октябре 2010 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 130,9 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-октябрем 2009 г. в сопоставимых ценах на 6,8%. Прогнозом на 2010 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 595 предусмотрен его рост на 11-13%. Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 27,8%, сельского хозяйства – 8,3%, строительства – 10,8%, транспорта и связи – 9,3%, торговли и общественного питания – 11% [11, с.25-26]. Значительно снизила уровень бедности повысилась покупательная способность населения и сохранила широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами. Это достигнуто без существенного увеличения неравенства в доходах. Принятые направления социально-экономического развития способствовали более эффективному поддержанию жизненного уровня и сокращению бедности по сравнению с рядом других стран с переходной экономикой [21, с.52].

       Сегодня наиболее важными социальными проблемами в республике являются: повышение  уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения (в 2009 году безработица составляла 0,9% (при задании 1,1-1,2), настоящий момент уровень безработицы составляет 0,8% (программными документами предусмотрено 1,2-1,4%)), охрана и безопасность труда ( в марте 2009 года создан Республиканский центр охраны труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь), социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей (продолжает работу программа государственной адресной социальной помощи ГАСП), государственное регулирование социальной сферы [20, с.4-5]. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели — создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом [20, с.4].

       Проведение  макроэкономических реформ, постепенная  отмена субсидирования, в том числе  перекрестного субсидирования, предполагает перестройку социальной политики, обеспечивающую переход от модели государственного патернализма к рыночной модели, основанной на социально-экономической ответственности трудоспособных членов общества, выработке новых механизмов адресной социальной защиты, смягчающих негативное воздействие рыночных реформ.

       Эта модель (назовем ее субсидиарной) предполагает:

       1) обеспечение доступности и бесплатности  для всех граждан основных  базовых минимальных социальных  услуг, прежде всего, в образовании  и здравоохранении;

       2) перераспределение социальных расходов  государства в пользу самых  уязвимых, малообеспеченных групп  населения при одновременном  сокращении помощи обеспеченным  семьям;

       3) предоставление трудоспособным  гражданам возможности своим трудом и предприимчивостью обеспечивать свое и семейное благосостояние за счет увеличения доходов;

       4)сокращение  бедности и социального неравенства;

       5) развитие человеческого потенциала.

       Что касается человеческого потенциала, по индексу ИРЧП Беларусь входит в  группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала (см. таблицу):

       Индекс  развития человеческого потенциала и его компоненты для Республики Беларусь в 2010 году

       Показатели Республики Беларусь на конец 2010 года
       Рейтинг страны по ИРЧП        61 место
       Индекс развития человеческого потенциала.        0,732
       Ожидаемая продолжительность  жизни при рождении (лет)        69,6
       Продолжение
       Средняя продолжительность  обучения (лет)        9,3
       Ожидаемая продолжительность  обучения (лет)        14,6
       Валовой национальный

       доход (ВНД) на душу населения (ППС в долл. США 2010 г.)

       12 926
       ВНД на душу населения  минус

       рейтинг по ИРЧП

       1
       Значение ИРЧП, не связанное

       с доходом

       0,763

         Источник: [15] 

       Переход к новой модели социальной политики предполагает изменения в занятости, в политике оплаты труда, сфере социального страхования, социальной помощи населения. На формирование новой рыночной модели социальной политики значительное влияние оказывает ситуация на рынке труда и, прежде всего, в сфере занятости.

       В настоящее время в республике формируется переходный смешанный рынок труда, включающий в себя как старые, так и новые механизмы определения стоимости рабочей силы, регулирования занятости населения и возникновение безработицы в ходе структурной перестройки экономики. Характерными чертами этого рынка являются: низкая стоимость и низкая мобильность рабочей силы; неразвитость системы социального партнерства в результате недостаточного в экономическом, организационном и политическом плане оформления и отделения друг от друга основных субъектов рынка труда — наемных работников, нанимателей (предпринимателей) и государства; одновременное существование скрытой безработицы и неполной занятости; несоответствие спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу, признаку пола, территориальному размещению свободных мести безработных; низкие темпы обновления рабочих мест; снижение численности занятых в сфере частного предпринимательства; преимущественно пассивный характер политики государственной службы занятости; отсутствие реального страхования по безработице; невысокий уровень пособия по безработице. Анализ существующих проблем и обобщение опыта разнообразных моделей рынка труда в странах с рыночной экономикой позволяют сформулировать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования занятости в следующих направлениях: разработка программ создания и сохранения эффективных рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки экономики; формирование эффективного механизма государственной поддержки предпринимательства и занятости безработных, включая финансирование создания рабочих мест в сфере малого бизнеса; обеспечение мобильности рабочей силы, прежде всего, через развитие рынка жилья и ликвидации института прописки; внедрение гибких нестандартных форм занятости; переход к реальному страхованию по безработице; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, как с высшим, так и со средним специальным образованием. 

       2.2. Особенности социальной политики в Республике Беларусь на современной этапе 

       На  данный момент, как и в любой  стране мира, белорусская экономика  и социальная политика имеет ряд  особенностей. Данные особенности есть и в политике регулирования доходов  населения.

       Важнейшим компонентом рынка труда является заработная плата.

       В настоящее время в Республике Беларусь политика оплаты труда основывается на принципах государственного регулирования, установления государственных гарантий и самостоятельности предприятий. Сегодня можно сказать, что прежняя система тотального государственного управления заработной платой разрушена, а новая, рыночная так и не создана. Реальная практика подтверждает это, так как свидетельствует о росте заработной платы при снижении объемных показателей, о складывающихся необоснованных, межотраслевых различиях в заработной плате и в то же время об уравнительности в оплате труда различных профессионально-квалификационных групп работников, в особенности в бюджетной сфере [11, с.26].

       В контексте социальной политики заработная плата должна выполнять двойную функцию: стимулировать опоры на собственные силы через высокопроизводительный труд и способствовать сокращению бедности.

       Ни  одну из этих функций заработная плата  в республике в полной мере не выполняет. Действующая модель заработной платы не обеспечивает мотивацию высокопроизводительного труда и трудовую активность работников, не стимулирует предприятия к совершенствованию структуры рабочих мест и не создает условий для сокращения дифференциации доходов и уменьшению бедности.

       Перестала выполнять роль социальной гарантии для работников минимальная заработная плата (МЗП). Указом Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2010 г. № 490 «Об  установлении на ноябрь-декабрь 2010 г. размеров заработной платы» на ноябрь-декабрь 2010 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 400000 руб., часовая – 2360 руб. [18]. Хотя это и выше, чем в России, но данная МЗП не может в полной мере выступать в качестве нижней границы цены рабочей силы. Ухудшается ее соотношение со средней заработной платой и минимальным потребительским бюджетом. Более того, следует отметить, что минимальная заработная плата в республике играла несвойственную ей роль технического норматива при определении различного рода выплат (штрафов, пошлин, сборов, стипендий, социальных пенсий и т.д.). Такого рода выплаты не позволяли существенным образом увеличить размер МЗП и только Декрет № 3 от 15 февраля 2002 года "О некоторых вопросах минимальной заработной платы" позволил разорвать эту связь [19, с.41].

Информация о работе Социальная политика государства