Собственность в РФ: характеристика ее форм на современном этапе развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы связана с тем, что для успешного развития собственности необходимо выполнение многих экономических и социальных условий, в частности необходим пересмотр самого отношения к собственности в новых экономических условиях.
Изменения в отношениях собственности стали основным стержнем экономических реформ в бывших советских республиках. В теоретическом плане, трансформация собственности потребовала решения проблем: до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна переходить государственная собственность.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Место и роль собственности в системе общественных отношений, ее сущность в экономике…………………………………………………………….5
1.1. Собственность как экономическая категория…………………………...5
1.2. Структура отношений собственности, субъекты и объекты собственности……………………………………………………………………10
1.3. Способы реализации собственности, место и роль собственности в системе общественных отношений…………………………………………….16
2. Собственность в РФ: характеристика ее форм на современном этапе развития…………………………………………………………………………..21
2.1. Формы и виды собственности, их характеристика…………………….21
2.2. Анализ видов и форм собственности в современной экономике России…………………………………………………………………………….26
3. Проблемы приватизации государственной собственности в России и пути их решения……………………………………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Собственность.doc

— 421.00 Кб (Скачать)

Понятно, что демонополизация производства, основанного на государственной собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время не располагает.

Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров.

В преодолении монополизма может играть положительную роль использование опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные законы. В частности, в США в 1890 г. был принят закон Шермана ("хартия экономической свободы"), в 1914г. - закон Клейтона, запрещавший горизонтальное слияние фирм, если оно могло уничтожить конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) распространил это запрещение на вертикальные слияния. За нарушение антимонопольных законов предусмотрена уголовная ответственность (штраф до 100 тыс. долл. с должностного лица и тюремное заключение до 3 лет). Суд может заставить компенсировать убытки в тройном размере для фирмы, пострадавшей от монополизма.

В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую степень монополизма. В США при монополизации одной фирмой 90% рынка предусмотрен принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист ставится под контроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%, 4-5 - не более 70%. Верхняя планка для одной фирмы в Великобритании установлена на уровне 20% рынка, в Норвегии и Индии - 25%.

Тем не менее, одной из главных теоретических и практических проблем явилось разгосударствление, определение и использование наиболее рациональных путей, моделей приватизации.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отношения собственности буквально пронизывает все фазы хозяйственной деятельности. Решающее значение здесь имеет собственность на средства производства, которая формирует всю остальную систему отношений, а также то, какие отношения возникают между собственником средств производства и лицом, не являющимся им; как распределяется производственный продукт, как осуществляется его обмен на другие продукты.

После более чем пятнадцатилетнего опыта приватизации в России можно констатировать, что задача создания эффективного частного собственника как доминирующей фигуры экономики страны не нашла своего решения. Мелкий и средний бизнес не получил ни прочной правовой, ни серьезной экономической основы для цивилизованного конкурентного развития. Перспективы развития частной собственности в стране имеются пока только у крупного и отчасти среднего бизнеса и совсем призрачны у малого частного предпринимательства.

Таким образом, российское общество и его властные структуры оказались перед сложнейшей дилеммой: приватизация, проведенная по принятой в стране схеме, стала тормозом экономического развития, но возврат в исходную точку с целью использования более эффективных приватизационных моделей является утопией. Выход из этого тупика лежит, в выработке выверенной целенаправленной политики, суть которой в афористичной форме можно выразить достаточно кратко: трансформировать не разрушая.

В России переход к многообразию форм собственности столкнулся с множеством проблем, не предусмотренных ранее. Теперь уже многие, доселе не вызывающие сомнения пути и методы построения рыночной экономики на базе различных форм собственности, оцениваются неоднозначно. Виною многих неудач переходного периода стали непоследовательность и противоречивость многих действий правительства, необдуманность решений по вопросам приватизации и непланомерная передача государственной собственности в частное и коллективное владение. По-другому рассматривается теперь вопрос о месте и доле государственной собственности в развитии экономики. Однако реформа отношений собственности в России еще не завершена и ее дальнейшие перспективы не перестают волновать не только специалистов, но и все общество.

Одной из специфических черт сложившейся в России структуры собственности является то, что она остается связанной с государством. До сих пор в России свободно не продается земля. Проблемой является и приватизация крупных предприятий.

Положительным моментом является то, что Россия движется в направлении, правильность которого подтверждается экономическим и историческим опытом большинства стран мира. А отрицательным моментом является, наверное, то, что движение это не слишком энергично.

Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Естественно, что стержнем реформы собственности в переходной экономике является приватизационная политика и практика. Вместе с тем этот процесс начался в России отнюдь не сразу, ему предшествовала целая серия подготовительных мер идеологического и правового характера. Точно так же с завершением приватизационных программ реформа собственности в самом широком смысле в переходной экономике не завершается, но лишь получает мощный старт, ибо только после "первичной" приватизации начинается формирование действительно эффективной системы прав собственности. Приватизация — коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предпринимательство, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности — государственной, коллективной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной продукции.

В России процесс приватизации был особенно сложен, он начался в период не только перестроения экономики, но и перехода от одного политического строя к другому. Поэтому первый этап приватизации был близок к провальному. Действительно, приватизация проводилась без особых знаний в этой области, что и привело к не самым лучшим результатам. Появилась огромная разница в финансовом благополучии между различными слоями общества, причем резко увеличился контраст между самыми богатыми и самыми бедными гражданами. Не стоит наверно доказывать, что этот этап не привел к главной поставленной ему задаче – к распределению имущества между эффективными собственниками. Процветавшая в тот период коррупция не дала возможность рационально передать во владение государственное имущество тем юридическим и физическим лицам, которые могли бы эффективно им распоряжаться. Однако уже на втором этапе происходит перераспределение имущества с целью передачи его в эффективное пользование. Начали разрабатываться и приниматься различные законы и нормативно-правовые акты для регламента процесса приватизации.

На данном этапе можно сказать следующее, что к настоящему моменту в Российской Федерации сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации государственного имущества. Однако можно с уверенностью сказать, что несмотря на то, что за последнее время приватизация в России приобрела более законный и четкий характер, существует еще целый ряд нерешенных проблем, которые обязательно должны быть устранены в ближайшем будущем, для того, чтобы экономика могла дальше гармонично и эффективно развиваться. В то же время, надо отметить и то, что первичная цель, которая была поставлена, достигнута и

главным результатом приватизации явилось то, что в России возникла принципиально новая система собственности, которая должна обеспечить повышение эффективности производства и подлинную демократизацию общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)] // СПС Консультант плюс.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) [Текст]: [принят Государственной Думой 21.10.1994 года, от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (ред. от 02.11.2013 г.)] // СПС Консультант плюс.
  3. О приватизации государственного и муниципального имущества [Текст]: [Федеральный закон №178-ФЗ от 21.12.2001 №178-ФЗ (ред. от 02.11.2013)] // СПС Консультант плюс.
  4. Базылев, Н.И. Экономическая теория: учебное пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. – Минск: Современная школа, 2010. – 640с.
  5. Бебчук, Ю. О видах собственности (при социализме) / Ю. Бебчук // Вопр. экономики. - 1991. - №2. - С.59-61.
  6. Ватолин, В.В. Защита собственности в национальной экономике / В.В. Ватолин, В.В. Крюков // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. – 2008. – №5. – С.34.
  7. Вегер, Л.Л. К вопросу о соотношении форм собственности / Л.Л. Вегер // Россия и современный мир. – 2001. - №3. - С.109-115.
  8. Войтов, А.Г. Экономика. Общий курс: учебник. –7-е изд. перераб. и доп. / А.Г. Войтов. – М.: Дашков и К, 2009. – 634с.
  9. Волович, В.Н. Совершенствование отношений собственности как условие модернизации российской экономики / В.Н. Волович // Проблемы современной экономики. – 2011. – №3. – С.39.
  10. Гурвич, В. Особенности национальной частной собственности / В. Гурвич // Политический журнал. – 2008. – №5. – С.24-28.
  11. Гурьянов, П.А. Различные формы собственности в России: проблемы эффективности / П.А. Гурьянов // Гуманитарные научные исследования. – Март 2012. - №3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/03/738 (дата обращения: 26.03.2014).
  12. Добрынин, А.И. Экономическая теория: учебник. – 4-е изд. / А.И. Добрынин, Л.С. Тарасевич. – Спб.: Питер, 2010. – 560с.
  13. Елисеев, А.С. Современная экономика: учебное пособие / А.С. Елисеев. – М.: Дашков и К, 2009. – 487с.
  14. Зарембо, Ю.О. Собственность в современной экономике / Ю.О. Зарембо // Экономист. – 2009. – №7. – С.32-36.
  15. Захаров, В.М. Социально-философское определение собственности / В.М. Захаров // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - №2. - С.23-31.
  16. Зяблюк, Р. Формы собственности и подъем экономики России / Р. Зяблюк // Экономист. – 2009. – №10. – С.12-18.
  17. Ильин, Ю.А. Трансформация форм собственности в многоукладной аграрной экономике / Ю.А. Ильин. - Екатеринбург: Институт философии и права, 2006. - 214с.
  18. Корняков, В. Новая модель отношений собственности (анализ современного опыта) / В. Корняков // Экономист. – 2010. – №6. – С.46-49.
  19. Котерова, Н.П. Основы экономической теории: учебник / Н.П. Котерова. – М.: Академия, 2011. – 320с.
  20. Красникова, Е.В. От единообразия к многообразию форм собственности / Е.В. Красникова // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. - №8. - С.63-70.
  21. Ларионов, И.К. Экономическая теория (Политическая экономия): учебник / И.К. Ларионов Н.Н. Пилипенко, В.Н. Щербаков. – М.: Дашков и К, 2010. – 732с.
  22. Лобачева, Е.Н. Экономическая теория: учебник / Е.Н. Лобачева. – М.: Высшее образование, 2009. – 515с.
  23. Осадин, Н.Н. Закрепление прав собственности в постприватизационной России: необходимость и возможные подходы / Н.Н. Осадин // Проблемы современной экономики. – 2009. - №1. - С.74-76.
  24. Попадюк, И. Частная ли частная собственность в России? (вероятные сценарии развития бизнеса) / И. Попадюк // Вопросы экономики. – 2010. – №1. – С.144-156.
  25. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами / Б.А. Райзберг, 2010
  26. Родина, Г.А. Эволюция взглядов на отношения собственности: от "старой" к "новой" экономике / Г.А. Родина // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. – 2006. - №4. - С.3-24.
  27. Российский статистический ежегодник. 2013: статистический сборник. - М.: Стат.сб./Росстат, 2013.  – 717 с.
  28. Серова, О.А. Понятие "форма собственности" в гражданском праве России / О.А. Серова // Гражданское право. - 2010. - №1. - С.38-40.
  29. Симкина, Л.Г. Экономическая теория: учебник для ВУЗов / Л.Г. Симкина. – Спб.: Питер, 2010. – 384с.
  30. Щуко, Я.Д. К вопросу о форме собственности государственных корпораций / Я.Д. Щуко // Право и экономика. – 2013. - №4. – С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Таблица 2. – Распределение предприятий и организаций Российской Федерации по видам экономической деятельности (на конец года)1)

 

2011

2012

Число предприятий и организаций

из них по формам  
собственности, тыс.

Число предприятий и организаций

из них по формам  
собственности, тыс.

тыс.

в процентах  
к итогу

государственная и муници-пальная

частная

смешанная российская

тыс.

в процентах  
к итогу

государственная и муници-пальная

частная

смешанная российская

Всего

4866,6

100

355,0

4164,6

47,3

4886,4

100

343,5

4195,0

43,7

по видам экономической деятельности:

                   

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

179,9

3,7

7,3

167,8

1,2

169,4

3,5

6,6

158,2

1,1

рыболовство, рыбоводство

9,0

0,2

0,4

8,2

0,1

8,7

0,2

0,3

7,9

0,1

добыча полезных ископаемых

17,2

0,4

0,2

15,3

0,4

17,3

0,4

0,2

15,3

0,3

    в том числе:

                   

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

7,1

0,1

0,1

6,0

0,1

7,1

0,1

0,1

6,0

0,1

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

10,1

0,2

0,1

9,2

0,2

10,2

0,2

0,1

9,3

0,2

обрабатывающие производства

403,9

8,3

6,2

374,8

4,4

405,0

8,3

5,8

376,5

4,1

    в том числе:

                   

производство пищевых продуктов, включая напитки,  
и табака

51,5

1,1

0,5

47,0

0,9

50,8

1,0

0,5

46,5

0,8

текстильное и швейное производство

26,3

0,5

0,4

24,3

0,2

26,1

0,5

0,3

24,2

0,2

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

2,8

0,1

0,0

2,5

0,0

2,7

0,1

0,0

2,4

0,0

обработка древесины и производство изделий из дерева

32,9

0,7

0,2

31,0

0,2

32,2

0,7

0,2

30,4

0,2

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

57,1

1,2

3,4

50,7

0,7

56,5

1,2

3,3

50,2

0,7

производство кокса и нефтепродуктов

2,5

0,1

0,0

2,2

0,0

2,4

0,0

0,0

2,2

0,0

химическое производство

14,9

0,3

0,2

13,4

0,2

14,7

0,3

0,2

13,2

0,2

производство резиновых и пластмассовых изделий

20,0

0,4

0,0

18,9

0,1

20,5

0,4

0,0

19,5

0,0

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

27,7

0,6

0,1

26,2

0,2

28,2

0,6

0,1

26,7

0,2


 

Продолжение таблицы 2

 

2011

2012

Число предприятий и организаций

из них по формам  
собственности, тыс.

Число предприятий и организаций

из них по формам  
собственности, тыс.

тыс.

в процентах  
к итогу

государственная и муници-пальная

частная

смешанная российская

тыс.

в процентах  
к итогу

государственная и муници-пальная

частная

смешанная российская

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

40,7

0,8

0,1

38,9

0,3

42,3

0,9

0,1

40,5

0,2

их них металлургическое производство

5,0

0,1

0,0

4,5

0,1

4,9

0,1

0,0

4,5

0,1

производство машин и оборудования

43,9

0,9

0,4

41,1

0,6

43,7

0,9

0,4

41,0

0,5

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

34,2

0,7

0,5

31,8

0,5

35,0

0,7

0,5

32,5

0,5

производство транспортных средств и оборудования

9,9

0,2

0,2

8,8

0,3

10,0

0,2

0,2

8,8

0,3

из него:

                   

производство автомобилей, прицепов и полуприцепов

3,6

0,1

0,0

3,2

0,0

3,6

0,1

0,0

3,3

0,0

производство судов, летательных и космических  
аппаратов и прочих транспортных средств

6,4

0,1

0,2

5,6

0,3

6,3

0,1

0,2

5,6

0,3

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

31,2

0,6

6,2

22,1

2,1

31,9

0,7

6,1

22,9

2,1

строительство

437,7

9,0

3,4

419,8

2,0

449,5

9,2

3,1

431,4

1,8

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,  бытовых изделий и предметов личного  пользования

1799,1

37,0

6,1

1730,3

3,9

1784,6

36,5

5,3

1715,0

3,4

в том числе:

                   

торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

139,1

2,9

0,3

135,0

0,3

139,7

2,9

0,2

135,6

0,2

оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

1286,8

26,4

1,6

1239,3

2,5

1271,7

26,0

1,4

1223,2

2,2

Информация о работе Собственность в РФ: характеристика ее форм на современном этапе развития