Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 18:36, курсовая работа
Актуальность темы работы связана с тем, что для успешного развития собственности необходимо выполнение многих экономических и социальных условий, в частности необходим пересмотр самого отношения к собственности в новых экономических условиях.
Изменения в отношениях собственности стали основным стержнем экономических реформ в бывших советских республиках. В теоретическом плане, трансформация собственности потребовала решения проблем: до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна переходить государственная собственность.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Место и роль собственности в системе общественных отношений, ее сущность в экономике…………………………………………………………….5
1.1. Собственность как экономическая категория…………………………...5
1.2. Структура отношений собственности, субъекты и объекты собственности……………………………………………………………………10
1.3. Способы реализации собственности, место и роль собственности в системе общественных отношений…………………………………………….16
2. Собственность в РФ: характеристика ее форм на современном этапе развития…………………………………………………………………………..21
2.1. Формы и виды собственности, их характеристика…………………….21
2.2. Анализ видов и форм собственности в современной экономике России…………………………………………………………………………….26
3. Проблемы приватизации государственной собственности в России и пути их решения……………………………………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список……………………………………………………..
Понятно, что демонополизация производства, основанного на государственной собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время не располагает.
Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров.
В преодолении монополизма может играть положительную роль использование опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные законы. В частности, в США в 1890 г. был принят закон Шермана ("хартия экономической свободы"), в 1914г. - закон Клейтона, запрещавший горизонтальное слияние фирм, если оно могло уничтожить конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) распространил это запрещение на вертикальные слияния. За нарушение антимонопольных законов предусмотрена уголовная ответственность (штраф до 100 тыс. долл. с должностного лица и тюремное заключение до 3 лет). Суд может заставить компенсировать убытки в тройном размере для фирмы, пострадавшей от монополизма.
В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую степень монополизма. В США при монополизации одной фирмой 90% рынка предусмотрен принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист ставится под контроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%, 4-5 - не более 70%. Верхняя планка для одной фирмы в Великобритании установлена на уровне 20% рынка, в Норвегии и Индии - 25%.
Тем не менее, одной из главных теоретических и практических проблем явилось разгосударствление, определение и использование наиболее рациональных путей, моделей приватизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отношения собственности буквально пронизывает все фазы хозяйственной деятельности. Решающее значение здесь имеет собственность на средства производства, которая формирует всю остальную систему отношений, а также то, какие отношения возникают между собственником средств производства и лицом, не являющимся им; как распределяется производственный продукт, как осуществляется его обмен на другие продукты.
После более чем пятнадцатилетнего опыта приватизации в России можно констатировать, что задача создания эффективного частного собственника как доминирующей фигуры экономики страны не нашла своего решения. Мелкий и средний бизнес не получил ни прочной правовой, ни серьезной экономической основы для цивилизованного конкурентного развития. Перспективы развития частной собственности в стране имеются пока только у крупного и отчасти среднего бизнеса и совсем призрачны у малого частного предпринимательства.
Таким образом, российское общество и его властные структуры оказались перед сложнейшей дилеммой: приватизация, проведенная по принятой в стране схеме, стала тормозом экономического развития, но возврат в исходную точку с целью использования более эффективных приватизационных моделей является утопией. Выход из этого тупика лежит, в выработке выверенной целенаправленной политики, суть которой в афористичной форме можно выразить достаточно кратко: трансформировать не разрушая.
В России переход к многообразию форм собственности столкнулся с множеством проблем, не предусмотренных ранее. Теперь уже многие, доселе не вызывающие сомнения пути и методы построения рыночной экономики на базе различных форм собственности, оцениваются неоднозначно. Виною многих неудач переходного периода стали непоследовательность и противоречивость многих действий правительства, необдуманность решений по вопросам приватизации и непланомерная передача государственной собственности в частное и коллективное владение. По-другому рассматривается теперь вопрос о месте и доле государственной собственности в развитии экономики. Однако реформа отношений собственности в России еще не завершена и ее дальнейшие перспективы не перестают волновать не только специалистов, но и все общество.
Одной из специфических черт сложившейся в России структуры собственности является то, что она остается связанной с государством. До сих пор в России свободно не продается земля. Проблемой является и приватизация крупных предприятий.
Положительным моментом является то, что Россия движется в направлении, правильность которого подтверждается экономическим и историческим опытом большинства стран мира. А отрицательным моментом является, наверное, то, что движение это не слишком энергично.
Проблема преобразования отношений и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Естественно, что стержнем реформы собственности в переходной экономике является приватизационная политика и практика. Вместе с тем этот процесс начался в России отнюдь не сразу, ему предшествовала целая серия подготовительных мер идеологического и правового характера. Точно так же с завершением приватизационных программ реформа собственности в самом широком смысле в переходной экономике не завершается, но лишь получает мощный старт, ибо только после "первичной" приватизации начинается формирование действительно эффективной системы прав собственности. Приватизация — коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предпринимательство, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности — государственной, коллективной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной продукции.
В России процесс приватизации был особенно сложен, он начался в период не только перестроения экономики, но и перехода от одного политического строя к другому. Поэтому первый этап приватизации был близок к провальному. Действительно, приватизация проводилась без особых знаний в этой области, что и привело к не самым лучшим результатам. Появилась огромная разница в финансовом благополучии между различными слоями общества, причем резко увеличился контраст между самыми богатыми и самыми бедными гражданами. Не стоит наверно доказывать, что этот этап не привел к главной поставленной ему задаче – к распределению имущества между эффективными собственниками. Процветавшая в тот период коррупция не дала возможность рационально передать во владение государственное имущество тем юридическим и физическим лицам, которые могли бы эффективно им распоряжаться. Однако уже на втором этапе происходит перераспределение имущества с целью передачи его в эффективное пользование. Начали разрабатываться и приниматься различные законы и нормативно-правовые акты для регламента процесса приватизации.
На данном этапе можно сказать следующее, что к настоящему моменту в Российской Федерации сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации государственного имущества. Однако можно с уверенностью сказать, что несмотря на то, что за последнее время приватизация в России приобрела более законный и четкий характер, существует еще целый ряд нерешенных проблем, которые обязательно должны быть устранены в ближайшем будущем, для того, чтобы экономика могла дальше гармонично и эффективно развиваться. В то же время, надо отметить и то, что первичная цель, которая была поставлена, достигнута и
главным результатом приватизации явилось то, что в России возникла принципиально новая система собственности, которая должна обеспечить повышение эффективности производства и подлинную демократизацию общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение 1.
Таблица 2. – Распределение предприятий и организаций Российской Федерации по видам экономической деятельности (на конец года)1)
2011 |
2012 | |||||||||
Число предприятий и организаций |
из них по формам |
Число предприятий и организаций |
из них по формам | |||||||
тыс. |
в процентах |
государственная и муници-пальная |
частная |
смешанная российская |
тыс. |
в процентах |
государственная и муници-пальная |
частная |
смешанная российская | |
Всего |
4866,6 |
100 |
355,0 |
4164,6 |
47,3 |
4886,4 |
100 |
343,5 |
4195,0 |
43,7 |
по видам экономической деятельности: |
||||||||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
179,9 |
3,7 |
7,3 |
167,8 |
1,2 |
169,4 |
3,5 |
6,6 |
158,2 |
1,1 |
рыболовство, рыбоводство |
9,0 |
0,2 |
0,4 |
8,2 |
0,1 |
8,7 |
0,2 |
0,3 |
7,9 |
0,1 |
добыча полезных ископаемых |
17,2 |
0,4 |
0,2 |
15,3 |
0,4 |
17,3 |
0,4 |
0,2 |
15,3 |
0,3 |
в том числе: |
||||||||||
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
7,1 |
0,1 |
0,1 |
6,0 |
0,1 |
7,1 |
0,1 |
0,1 |
6,0 |
0,1 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических |
10,1 |
0,2 |
0,1 |
9,2 |
0,2 |
10,2 |
0,2 |
0,1 |
9,3 |
0,2 |
обрабатывающие производства |
403,9 |
8,3 |
6,2 |
374,8 |
4,4 |
405,0 |
8,3 |
5,8 |
376,5 |
4,1 |
в том числе: |
||||||||||
производство пищевых
продуктов, включая напитки, |
51,5 |
1,1 |
0,5 |
47,0 |
0,9 |
50,8 |
1,0 |
0,5 |
46,5 |
0,8 |
текстильное и швейное производство |
26,3 |
0,5 |
0,4 |
24,3 |
0,2 |
26,1 |
0,5 |
0,3 |
24,2 |
0,2 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
2,8 |
0,1 |
0,0 |
2,5 |
0,0 |
2,7 |
0,1 |
0,0 |
2,4 |
0,0 |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
32,9 |
0,7 |
0,2 |
31,0 |
0,2 |
32,2 |
0,7 |
0,2 |
30,4 |
0,2 |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
57,1 |
1,2 |
3,4 |
50,7 |
0,7 |
56,5 |
1,2 |
3,3 |
50,2 |
0,7 |
производство кокса и нефтепродуктов |
2,5 |
0,1 |
0,0 |
2,2 |
0,0 |
2,4 |
0,0 |
0,0 |
2,2 |
0,0 |
химическое производство |
14,9 |
0,3 |
0,2 |
13,4 |
0,2 |
14,7 |
0,3 |
0,2 |
13,2 |
0,2 |
производство резиновых и пластмассовых изделий |
20,0 |
0,4 |
0,0 |
18,9 |
0,1 |
20,5 |
0,4 |
0,0 |
19,5 |
0,0 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
27,7 |
0,6 |
0,1 |
26,2 |
0,2 |
28,2 |
0,6 |
0,1 |
26,7 |
0,2 |
Продолжение таблицы 2
2011 |
2012 | |||||||||
Число предприятий и организаций |
из них по формам |
Число предприятий и организаций |
из них по формам | |||||||
тыс. |
в процентах |
государственная и муници-пальная |
частная |
смешанная российская |
тыс. |
в процентах |
государственная и муници-пальная |
частная |
смешанная российская | |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
40,7 |
0,8 |
0,1 |
38,9 |
0,3 |
42,3 |
0,9 |
0,1 |
40,5 |
0,2 |
их них металлургическое производство |
5,0 |
0,1 |
0,0 |
4,5 |
0,1 |
4,9 |
0,1 |
0,0 |
4,5 |
0,1 |
производство машин и оборудования |
43,9 |
0,9 |
0,4 |
41,1 |
0,6 |
43,7 |
0,9 |
0,4 |
41,0 |
0,5 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
34,2 |
0,7 |
0,5 |
31,8 |
0,5 |
35,0 |
0,7 |
0,5 |
32,5 |
0,5 |
производство транспортных средств и оборудования |
9,9 |
0,2 |
0,2 |
8,8 |
0,3 |
10,0 |
0,2 |
0,2 |
8,8 |
0,3 |
из него: |
||||||||||
производство автомобилей, прицепов и полуприцепов |
3,6 |
0,1 |
0,0 |
3,2 |
0,0 |
3,6 |
0,1 |
0,0 |
3,3 |
0,0 |
производство судов,
летательных
и космических |
6,4 |
0,1 |
0,2 |
5,6 |
0,3 |
6,3 |
0,1 |
0,2 |
5,6 |
0,3 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
31,2 |
0,6 |
6,2 |
22,1 |
2,1 |
31,9 |
0,7 |
6,1 |
22,9 |
2,1 |
строительство |
437,7 |
9,0 |
3,4 |
419,8 |
2,0 |
449,5 |
9,2 |
3,1 |
431,4 |
1,8 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
1799,1 |
37,0 |
6,1 |
1730,3 |
3,9 |
1784,6 |
36,5 |
5,3 |
1715,0 |
3,4 |
в том числе: |
||||||||||
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт |
139,1 |
2,9 |
0,3 |
135,0 |
0,3 |
139,7 |
2,9 |
0,2 |
135,6 |
0,2 |
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
1286,8 |
26,4 |
1,6 |
1239,3 |
2,5 |
1271,7 |
26,0 |
1,4 |
1223,2 |
2,2 |
Информация о работе Собственность в РФ: характеристика ее форм на современном этапе развития