Система валютного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Национальная валютная система, как форма организации валютных отношений страны, сложившихся исторически и закрепленных национальным законодательством, документами международного права – является составной частью денежной системы. С другой стороны, национальная валютная система является относительно самостоятельной системой, выходящей за национальные рамки в результате расширения влияния и развития мирового рынка

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И ВАЛЮТНЫЙ КУРС 5
1.1. Этапы становления международного денежного обращения 5
1.2. Взаимодействие национальных и мировых валют. Валютный курс 7
1.3. Колебания валютных курсов и инструменты их регулирования 9
1.4. Платежный баланс страны 11
1.5. Использование свободно плавающего валютного курса 15
2. СИСТЕМА ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

     В этих условиях (экономика страны испытывает период структурных преобразований) валютные ограничения могут содействовать стабильности и независимости денежной политики государства. Центральным банком должны быть разработаны четкие принципы организации валютного контроля, как одного из направлений валютного регулирования, позволяющего минимизировать дестабилизирующий фактор спекулятивных ожиданий.

     Валютный  контроль должен предшествовать валютному  регулированию на экономических  принципах. Ограничивая движение капитала, государственные органы валютного  контроля получают возможность маневра  для установления процентной ставки по депозитам в зависимости от внутренних целей государства, а не от уровня процентных ставок за рубежом.

 

  1. СИСТЕМА ВАЛЮТНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 

     Под валютным регулированием понимается совокупность форм и методов организации денежных потоков как в иностранной валюте, так и в национальной валюте при проведении внешнеэкономических операций, в целях предотвращения оттока капитала и укрепления отечественного платежного баланса, сохранения стабильной динамики валютного курса.

     Основными элементами системы валютного регулирования  являются:

    1. законодательные и нормативно-правовые документы, определяющие основные принципы и организационно-правовую структуру валютного регулирования, уровни реализации данной системы;
    2. органы валютного регулирования;
    3. процедура регламентации проведения валютных операций (при директивном механизме валютного регулирования).

     Первый  элемент системы предназначен для  определения:

      • стратегических целей, достигаемых применяемым механизмом регулирования;
      • органов валютного регулирования, их состава и функций.

     Органы  валютного регулирования, в соответствии со своими функциями, устанавливают  регламент валютного регулирования  на каждом его уровне - уровень контроля. [2, с.21]

     В Республике Беларусь органами валютного  регулирования  и валютного контроля являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк; органами валютного контроля - Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет; агентами валютного контроля - таможни, банки, министерства, другие республиканские органы государственного управления, а также объединения, подчиненные Совету  Министров  Республики  Беларусь,  облисполкомы и Минский горисполком.

     Совет  Министров  Республики  Беларусь в целях проведения единой государственной экономической политики: осуществляет  взаимодействие  с Национальным банком по вопросам валютного регулирования;            определяет компетенцию министерств, других республиканских органов    государственного   управления, а также объединений, подчиненных Совету  Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома  в вопросах осуществления функций агентов валютного контроля; осуществляет иные функции, определяемые  законодательством Республики Беларусь о валютном регулировании и валютном контроле.

       Национальный банк определяет  сферу  и  порядок  обращения   в Республике Беларусь иностранной  валюты  и  платежных  документов  в  иностранной валюте, в том  числе правила проведения резидентами  и нерезидентами операций с  иностранной валютой, платежными документами в иностранной валюте; правила проведения нерезидентами в Республике Беларусь операций с валютой Республики Беларусь.

     Национальный  банк устанавливает правила выдачи специальных   разрешений (лицензий) на осуществление валютных операций и выдает   такие  разрешения (лицензии); порядок  перевода,  ввоза,  вывоза  и  пересылки  в  Республику Беларусь  иностранной  валюты,  а  также  случаи  и условия открытия резидентами  счетов  в  иностранной  валюте  в  банках  за пределами республики Беларусь; официальные  курсы национальной денежной единицы по отношению к  другим валютам; функции банков как агентов валютного контроля; создает  резервы  иностранной  валюты  и  иных валютных ценностей Республики Беларусь и управляет ими; в соответствии с законодательством представляет Комитету государственного контроля  необходимую для осуществления валютного контроля  информацию  о  платежах  юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей   по   импортным  операциям,  поступлении  денежных средств  от  экспортных  операций, об экспорте - импорте товаров, работ, услуг) по данным платежного баланса.

     Национальный  банк осуществляет контроль за проведением  банками валютных операций и соблюдением  ими валютного законодательства; проверки банков, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих специальные разрешения (лицензии) Национального банка на осуществление валютных операций, по вопросам соблюдения ими условий выданных разрешений (лицензий); привлекает банки к ответственности за нарушение ими валютного  законодательства, невыполнение функций агентов валютного контроля, непредставление либо представление недостоверной информации по установленным формам учета и отчетности валютных       операций, а также за нарушение порядка и сроков ее представления; осуществляет иные функции, определяемые законодательством  Республики  Беларусь  о  валютном регулировании и  валютном контроле.

     Совет  Министров  Республики Беларусь и  Национальный банк       определяют сферу  и порядок обращения  в Республике Беларусь ценных бумаг в иностранной  валюте,  в  том  числе правила проведения резидентами и нерезидентами  операций  с  ценными  бумагами в иностранной валюте и валюте Республики Беларусь; порядок  перевода,  ввоза,  вывоза  и  пересылки ценных бумаг в иностранной валюте.

     Комитет государственного контроля в соответствии с порядком и   сроками, установленными законодательством  Республики  Беларусь, получает от иных органов, а  также  агентов  валютного  контроля  по  согласованной  с ними форме  информацию, необходимую для осуществления валютного контроля; формирует на  основании указанной информации  базу данных по вопросам валютного контроля, анализирует итоги и разрабатывает на их основе предложения по совершенствованию системы валютного контроля и устранению недостатков; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за выполнением органами и  агентами  валютного контроля порядка осуществления валютного контроля; осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, регламентирующим деятельность Комитета государственного контроля. [6, с.123]

     Государственный таможенный комитет представляет Комитету  государственного  контроля информацию в соответствии с определяемым   им   порядком, согласованным с  Государственным таможенным комитетом;            осуществляет иные функции, определяемые  законодательством Республики Беларусь.

     Министерство  финансов осуществляет учет внешнего государственного долга, регистрацию  и обслуживание внешних государственных  займов; осуществляет  контроль за доходами и расходами республиканского и местных бюджетов в иностранной валюте; представляет Совету Министров Республики Беларусь и Национальному банку  информацию о внешнем государственном долге, о доходах и расходах республиканского и местных бюджетов в иностранной валюте в соответствии с порядком, формой и сроками, установленными этими органами.

     Министерства, другие республиканские органы государственного       управления, а также объединения, подчиненные Совету Министров       Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком как агенты       валютного контроля  в пределах  своей компетенции в соответствии с       законодательством Республики Беларусь осуществляют контроль  за  возвратом в страну и использованием подведомственными юридическими  лицами, а  также  индивидуальными предпринимателями  валютной  выручки  от  экспорта  товаров (работ, услуг); принимают меры по устранению выявленных нарушений; представляют Министерству иностранных дел   информацию  о внешнеэкономической  деятельности  подведомственных  им  юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей согласно порядку, форме и срокам, установленным указанным Министерством.

     Юридические лица и индивидуальные предприниматели  обязаны            осуществлять деятельность по внешнеторговым  операциям  в соответствии с законодательством Республики Беларусь; представлять информацию облисполкомам и Минскому горисполкому, Министерству     предпринимательства и инвестиций, другим республиканским органам   государственного   управления,  а  также объединениям,  подчиненным  Совету  Министров  Республики  Беларусь, согласно форме и срокам, установленным этими органами.

       Проекты актов законодательства  по  вопросам  валютного регулирования  и  валютного  контроля в обязательном порядке  подлежат предварительному   согласованию с Советом  Министров Республики Беларусь, Национальным банком и Комитетом государственного контроля.

       Формы контроля, используемые органами и  агентами, несмотря на внешнюю общность их задач, отличаются коренным образом. Если смысл контроля со стороны Комитета государственного контроля сводится к проведению проверок и последующему применению штрафных санкций, то назначение, например, банковского контроля совершенно иное. В частности, банки более чем какие-либо другие органы и агенты контроля оказывают помощь субъектам хозяйствования в соблюдении ими законности проведения внешнеэкономических сделок. С одной стороны, это объективная необходимость, т.к. банк, являясь непосредственным исполнителем финансовых операций, наравне с субъектами хозяйствования несет ответственность за соответствие этих операций действующему законодательству. С другой стороны, банк иногда выполняет несвойственные ему функции по той лишь причине, чтобы избежать данной ответственности. Даже если действующим нормативным документом определено, что банк не отвечает за правомерность той или иной валютной операции, на практике происходит по-другому. [6, с.124]

       Например, субъект хозяйствования неправильно  произвел льготирование экспортной выручки и не осуществил ее обязательную продажу, а штрафные санкции применили к банку. В этом заключается один из недостатков системы валютного контроля, который приводит к серьезным проблемам, поскольку зиждется, в основном, на системе запретов, ограничений.

       В результате оказываются ущемленными или импортеры, или экспортеры, и государству наносится ущерб. Примером может послужить действовавшая ранее политика сдерживания валютного курса, в т.ч. запрет на проведение расчетов в белорусских рублях с нерезидентами.

       Контрольные функции банков не ограничиваются контролем за проведением внешнеторговых операций. Полный перечень их функций приведен в Постановлении Нацбанка от 13.06.2000 № 13.3 “О функциях банков как агентов валютного контроля”.

       При выполнении своих функций банк первоначально исходит из того, относится ли валютная операция к текущим операциям или к операциям, связанным с движением капитала. Независимо от приведенного выше разделения операций, контроль со стороны банка производится по трем основным направлениям. Это контроль за проведением экспортно-импортных операций, законностью осуществления сделок на внутреннем валютном рынке и кредитованием в иностранной валюте. Рассмотрим эти направления поочередно.

       Если  следовать нормативным документам Нацбанка, то обязанность банка при проведении внешнеторговых операций заключается в визировании паспорта сделки, проведении расчетного обслуживания по внешнеторговому договору и осуществлении контроля за правильностью проведения платежей по импорту и поступлением экспортной выручки. На практике это выглядит следующим образом. Прежде чем завизировать паспорт сделки, проверяется договор на соответствие требованиям Указа № 7 и наличие в нем условий, предусмотренных Положением о порядке контроля, утвержденным этим же Указом. Если валютная операция связана с движением капитала, то необходимо наличие специального разрешения Нацбанка на ее проведение. При представлении контракта со сроками проведения внешнеторговой операции, превышающими установленные Указом №7, требуется разрешение Министерства иностранных дел. Следует помнить, что при продлении сроков поступления товаров более чем на 180 календарных дней, МИД согласовывает этот вопрос с Нацбанком дополнительно, т.к. эта операция связана с движением капитала.

     Иногда  представленные в банк контракты содержат несколько нарушений законодательной и нормативной базы. Например, заключен договор на поставку оборудования на сумму 500 тыс. USD со следующими условиями проведения... [7, с.56]

 

Заключение

 

     Таким образом, система валютного регулирования  в любом государстве представляет собой совокупность субъектов и объектов регулирования, а также набор инструментов, используемых первыми в отношении вторых для достижения цели по обеспечению устойчивого обменного курса национальной денежной единицы. Одним из субъектов валютного регулирования является Национальный банк.

Информация о работе Система валютного регулирования