Система международных банковских расчетов SWIFT и ее использование на российском рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Автоматизированная система обеспечивает более качественное принятие реше-ний, связанных с банковским риском при выдаче кредитов, инвестиций и ценных бу-маг, за счет специальных процедур обработки всей имеющейся в системе информации. Использование автоматизированной системы позволяет значительно повысить качество обслуживания клиентов банка, что особенно важно в условиях реальной конкуренции.
Современный банк располагает:
• базой данных клиентов, что ускоряет оценку положения клиента и облегчает взаимные операции;
• автоматизированной системой бухгалтерского учета, позволяющей оценить уровень рентабельности отдельных операций, а также прибыльность обслужи-вания клиентов;

Оглавление

Введение 3
1. Цели создания SWIFT и основные этапы развития 5
2. Достоинства и недостатки сети 9
3. Архитектура SWIFT 11
3.1. Сообщения SWIFT 11
3.2. Современная архитектура сети SWIFT 17
3.3. Обеспечение безопасности функционирования SWIFT 19
4. SWIFT в России 22
4.1. ALLIANCE LITE 24
4.2. РОССВИФТ 24
4.3. Концепция развития SWIFT в России до 2015 года 25
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

kursovic.docx

— 278.52 Кб (Скачать)

Титульник

 

 

 

Содержание

Введение 3

1. Цели создания SWIFT и основные этапы развития 5

2. Достоинства и недостатки сети 9

3. Архитектура SWIFT 11

3.1. Сообщения SWIFT 11

3.2. Современная архитектура сети SWIFT 17

3.3. Обеспечение безопасности функционирования SWIFT 19

4. SWIFT в России 22

4.1. ALLIANCE LITE 24

4.2. РОССВИФТ 24

4.3. Концепция развития SWIFT в России до 2015 года 25

Заключение 27

Список использованной литературы 28

Приложение 1. Статистика SWIFT за Апрель 2012 29

 

 

Введение

Деятельность  современного банка немыслима без  автоматизации всех направлений его деятельности. Успешное функционирование банка связано с интенсивным расширением его деятельности, происходящим за счет увеличения, как объема операций, так и спектра услуг, предоставляемых клиентам. Автоматизация повышает эффективность работы банка, обеспечивает более высокую надежность безошибочной обработки документов за счет сочетания различных видов автоматического и визуального контроля, а также дает возможность получения в любой момент времени общей картины деятельности и текущего состояния банка.

Автоматизированная  система обеспечивает более качественное принятие решений, связанных с банковским риском при выдаче кредитов, инвестиций и ценных бумаг, за счет специальных процедур обработки всей имеющейся в системе информации. Использование автоматизированной системы позволяет значительно повысить качество обслуживания клиентов банка, что особенно важно в условиях реальной конкуренции.

Современный банк располагает:

  • базой данных клиентов, что ускоряет оценку положения клиента и облегчает взаимные операции;
  • автоматизированной системой бухгалтерского учета, позволяющей оценить уровень рентабельности отдельных операций, а также прибыльность обслуживания клиентов;
  • системой управления кредитными вложениями, что позволяет определить степень риска по кредитам, своевременно ее уточнять и пересматривать;
  • системами управления финансами корпораций, которые позволяют клиентам непосредственно контролировать свою наличность и валютные позиции двадцать четыре часа в сутки;
  • компьютеризацией ежедневного миллионного документооборота между филиалами;
  • активно участвует в международной системе SWIFT, расширяя свои возможности передачи деловой  и платежной документации.

Расширение  сети коммерческих банков, предоставление им лицензий на право осуществления  расчетов по экспортно-импортным операциям  обуславливает необходимость не только повышения уровня банковской автоматизации, но и необходимость подключения к мировым телекоммуникационным сетям. Эта задача решается путем подключения к крупнейшей в мире коммуникационной сети – Сообществу Всемирных Интербанковских Финансовых Телекоммуникаций (SWIFT – Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication). SWIFT - является ведущей международной организацией в сфере финансовых телекоммуникаций. Основными  направлениями деятельности SWIFT являются предоставление оперативного, надежного, эффективного, конфиденциального и защищенного от несанкционированного доступа телекоммуникационного обслуживания для банков и проведение работ по стандартизации форм и методов обмена финансовой информацией.

Принадлежность к SWIFT – является одним из важных свидетельств высокого профессионального уровня и надежности банка, как в глазах его клиентов, так и его банков-корреспондентов. 

  1. Цели создания SWIFT и основные этапы развития

В конце 1950-х годов в результате бурного роста международной  торговли произошло увеличение количества банковских операций. Традиционные формы связи между банками, такие как почта и телеграф, уже не могли справиться с объемами банковской информации. Значительное время тратилось на устранение ошибок в документах из-за различий банковских процедур в разных банках. Естественной реакцией на лавинообразный рост объемов информации на бумажных носителях явилась автоматизация. Однако по мере развития систем банковской автоматизации появлялась необходимость безбумажного обмена финансовой информацией между банковскими системами в то время, как различия в их построении и особенностях протоколов взаимодействия не позволяли создать достаточно надежно работающую интегральную систему связи и обработки информации. Кроме того, в области межбанковских отношений полностью отсутствовала стандартизация.

Поиск более эффективных средств работы заставил в начале 1960-х годов собраться 60 американских и европейских банков для дискуссии по поводу создания системы стандартизации в международном банковском деле. Было принято решение, что конечной целью должно стать использование компьютеров, средств телекоммуникаций, обеспечивающих более надежную, быструю и безопасную систему передачи банковской информации. В основу проекта были положены следующие требования:

  • платежные операции должны осуществляться без участия бумаг и как можно более рационально;
  • обмен информацией между банками должен быть значительно ускорен с использованием средств телекоммуникаций;
  • должны быть минимизированы типичные банковские риски (потери, ошибочное направление платежей, фальсификация платежных поручений и т.д.).

Инициатива  создания международного проекта, который  ставил бы своей целью обеспечение  всем его участникам возможности  круглосуточного высокоскоростного  обмена банковской информацией при  высокой степени контроля и защиты от несанкционированного доступа, относится к 1968 г. Несколько позже в 1972 г. эта инициатива официально была оформлена в проект. В том же году были выполнены расчеты, даны рекомендации по созданию рентабельной системы обмена банковской информацией.

 

 

 

Они сводились к следующему:

  • система должна основываться на создании международной сети и сетевой службы сервиса; на стандартизации процессов, а также стандартизации форматов сообщений; на стандартизации способов и оборудования подключения банков к сети;
  • для обеспечения рентабельности при стоимости передачи одного сообщения 0,15 долл. система должна обрабатывать не менее 100 000 сообщений в день с участием примерно 70 банков;
  • система должна содержать два независимых и связанных друг с другом распределительных центра и концентраторы связи в каждой из стран-участниц.

В мае 1973 г. 239 банков из 15 стран в соответствии с бельгийским законодательством учредили SWIFT с целью разработки формализованных методов обмена финансовой информацией и создания международной сети передачи данных с использованием стандартизированных сообщений. Последующие четыре года были посвящены решению организационных и технических вопросов, и 9 мая 1977 г. состоялось официальное открытие сети. К концу года число банков-членов увеличилось до 586. Они обеспечивали ежедневный трафик до 500 000 сообщений.

SWIFT - это акционерное общество, владельцами которого являются банки-члены. Зарегистрировано общество в Бельгии и действует по бельгийским законам. Штаб-квартира и постоянно действующие органы находятся в г. La Hulpe недалеко от Брюсселя. Председателем Совета Директоров SWIFT является г-н Явар Шах, Исполнительным директором SWIFT является г-н Лазаро Кампос. Высший орган - общее собрание банков-членов или их представителей (Генеральная ассамблея). Все решения принимаются большинством голосов участников ассамблеи в соответствии с принципом: одна акция - один голос. Главенствующее положение в совете директоров занимают представители банков стран Западной Европы с США. Количество акций распределяется пропорционально трафику передаваемых сообщений. Наибольшее количество акций имеют США, Германия, Швейцария, Франция, Великобритания. SWIFT - организация бесприбыльная, вся получаемая прибыль идет на покрытие расходов и модернизацию системы.

Членом SWIFT может стать любой банк, имеющий  в соответствии с национальным законодательством право на осуществление международных банковских операций. Наряду с банками-членами имеются и две другие категории пользователей сети SWIFT - ассоциированные члены и участники. В качестве первых выступают филиалы и отделения банков-членов. Ассоциированные члены не являются акционерами и лишены права участия в управлении делами общества. Так называемые участники SWIFT - всевозможные финансовые институты (не банки): брокерские и дилерские конторы, клиринговые и страховые компании, инвестиционные компании, получившие доступ к сети в 1987 г.

Вступление  в SWIFT состоит из 2-х этапов: подготовки банка к вступлению в члены  общества и подготовки банка к  подключению к сети в качестве работающего члена общества. На первом этапе банк оформляет и отправляет в SWIFT комплект документов, включающий: заявление о вступлении, обязательства банка выполнять устав SWIFT и возмещать затраты (операционные расходы) обществу, адрес банка и лица, ответственного за связь с обществом, обзор трафика сообщений банка. Совет директоров SWIFT рассматривает документы и принимает решение о приеме банка в общество. Вступление в SWIFT стоит дорого: единовременный взнос составляет 400 000 бельгийских франков для банков-членов и 200 000 бельгийских франков для ассоциированных членов. Кроме того, банки-члены должны приобрести одну акцию стоимостью в 55 000 бельгийских франков. Второй этап непосредственно связан с физическим подключением банка к сети. Именно на этом этапе решаются все технические вопросы, приобретается коммуникационное оборудование, проводится обучение персонала. Даты подключения к сети фиксированные: это первые понедельники марта, июня, сентября и декабря. Как показывает практика, затраты банков на участие в системе SWIFT окупаются обычно в течение 5 лет.

В настоящее время пользователями SWIFT являются более 10 000 ведущих банков (включая центральные/национальные банки), финансовых организаций (инвестиционных компаний, брокерских фирм, фондовых бирж, депозитариев) и крупнейших корпораций из 212 стран. Ежемесячно по сети SWIFT передается около 0,4 млрд. сообщений. Ежедневно через сеть SWIFT проходят платежные поручения суммарной оценочной стоимостью более 6 триллионов долларов США (Приложение 1).

Сообщество SWIFT создало высоконадежную сеть передачи финансовой информации, гарантирующую точную и оперативную ее доставку, с документальным подтверждением времени отправления и получения. При этом SWIFT принимает на себя финансовую ответственность за идентичность, безопасность и своевременность доставки финансовых сообщений.

На  базе SWIFT реализовано более 150 инфраструктурных проектов в 60 странах мира, включая  платежные системы большинства  государств Евросоюза, Европейскую  систему трансграничных платежей TARGET, мировую валютообменную систему CLS, а также инфраструктуры центральных депозитариев (STRATE — Южная Африка и др.). В последние годы пользователями SWIFT стали более 300 ведущих мировых корпораций (Arcelor, General Electric, EADS, Microsoft, ЛУКОЙЛ и др.).

Реализованные SWIFT концепция, форматы и правила  передачи финансовой информации приобрели  статус общепринятого международного стандарта. SWIFT является уполномоченным органом Международной Организации по Стандартизации (ISO) по ведению стандартов ISO 9362 (Банковские идентификационные коды BIC), ISO 13616 (международный код банковского счета IBAN), ISO 15022 (Сообщения рынков ценных бумаг), ISO 20022 (Словарь финансовых терминов) и др. В этой связи опыт SWIFT широко используется для совершенствования стандартов российской финансовой индустрии.

 

  1. Достоинства и недостатки сети

Достоинства:

  • Надежность. SWIFT обязуется осуществлять точную, полную и своевременную доставку сообщений, принимая на себя финансовую ответственность за невыполнение своих обязательств.
  • Безопасность. Комбинирование физических (специальное криптографическое оборудование) и логических (многоступенчатый доступ в систему) мер безопасности, а также применение различных видов шифрования исключает возможность изменения сообщения в процессе его передачи по сети  SWIFT. Никто кроме отправителя и получателя сообщения не может считать его содержание.
  • Скорость. Доставка сообщения производится за несколько секунд, причем проверка и подтверждение подлинности осуществляются полностью автоматически.
  • Стандарты. Предложенные и реализованные концепция, форматы и правила передачи финансовой информации приобрели статус общепринятого международного стандарта. Причем не только де-факто, но во многих случаях де-юро, например, стандарты ISO 9362 (банковские идентификационные коды BIC) и ISO 15022 (Стандарты сообщений по ценным бумагам).
  • Эффективность. Стандарты и технология SWIFT предоставляют возможность создавать прикладные программы для автоматической обработки сообщений. Благодаря этому увеличивается производительность, уменьшаются затраты на ручную обработку сообщений, а также почти полностью исключается вероятность ошибок. Кроме того, финансовые организации могут использовать один и тот же комплекс связи SWIFT для обмена внутренними и международными сообщениями, таким образом, создавая «единое окно» для всех потоков сообщений.
  • Поддержка. Сервисные центры обеспечивают пользователям круглосуточную специализированную поддержку семь дней в неделю (365 дней в году), в том числе 9-ти часовой русскоязычный Help desk в г. Москве в рабочие дни.
  • Третья нейтральная сторона. Копии всех переданных по сети сообщений хранятся в «живом» архиве 4 месяца (сообщения SWIFT обладают юридической силой). В случае арбитража SWIFT может предоставить заверенную своей подписью и штампом копию сообщения из своего архива, по запросу одного из участников операции (отправителя или получателя).
  • Рентабельность. Помимо расчетов с иностранными банками технологии SWIFT позволяют российским кредитным учреждениям организовать автоматизированную и безопасную связь, использующую все возможности сети SWIFT, для своих филиалов и дочерних банков. Стоимость международного сообщения составляет – 18,40 евро центов. SWIFT позволяет использовать сеть для передачи сообщений между российскими банками-корреспондентами и внутри страны (стоимость 1 сообщения составляет – 5,55 евро центов). Для этого разработаны специальные рекомендации для осуществления расчетов в рублях по SWIFT (SWIFT-RUR).
  • Финансовая защита. SWIFT гарантирует своим членам финансовую защиту, т.е. если по вине сообщества в течения суток сообщение не достигло адресата, то SWIFT берет на себя все прямые и косвенные расходы, которые понес клиент из-за этого опоздания.

Недостатки:

  • Дороговизна вступления в SWIFT. Это создает определенные проблемы для мелких и средних банков.
  • Сильная зависимость внутренней организации от очень сложной технической системы (опасность сбоев и другие технические проблемы).

 

  1. Архитектура SWIFT
    1. Сообщения SWIFT

Одно  из основных направлений деятельности общества заключается в разработке унифицированных средств обмена финансовой информацией. С этой целью создана и продолжает совершенствоваться структурированная система финансовых сообщений, с помощью которой можно осуществлять практически весть спектр банковских и других финансовых операций, включая операции, выполняемые на валютных и фондовых биржах.

Форматы стандартизированных сообщений  разработаны таким образом, чтобы  сделать их наиболее независимыми от национальных особенностей банковской сферы в каждой конкретной стране. В то же время унифицированные  форматы сообщений, используемые для передачи информации в сети SWIFT, наряду с присваиваемыми обществом банковскими идентификационными кодами рекомендованы ISO в качестве международных стандартов. Стандарты SWIFT стали стандартами де факто для финансовых сообщений, оказывая все большее влияние на банковское дело различных стран. Например, на базе стандартов SWIFT некоторые страны разработали клиринговые системы (CHAPS в Англии, Sagritter во Франции).

Унификация  форматов значительно облегчает  контроль корректности отправляемых сообщений, что, с одной стороны, обеспечивает защиту от случайных ошибок, и, с другой стороны, повышает пропускную способность системы для правильно сформулированных сообщений. Процессы подготовки и обработки сообщений полностью поддаются автоматизации, что значительно повышает эффективность и рентабельность банковской деятельности.

В настоящее время используется 9 категорий, охватывающих более 130 типов сообщений (Message Transaction - MT), построенных таким образом, чтобы обеспечивать выполнение финансовых операций с большой точностью (Таблица 1).

 

Таблица 1. Категории и типы сообщений

Категория

(А)

Код сообщения

(В)

Тип сообщения

(С)

0

Системные сообщения

1

Клиентские переводы и чеки

 

0

Клиентский перевод

 

1

Чековое извещение

2

Переводы финансовых организаций

 

0

Банковский перевод

 

1

Уведомление о приеме

3

Валютные операции

 

0

Валютный обмен и валютный опцион

 

2

Фиксированные ссудные и депозитные сделки

 

3

Ссудно-депозитная сделка, предусматривающая  уведомление или требование

 

4

Соглашение о будущих процентных ставках

 

5

Процентные платежи по ссудно-депозитной сделке

 

6

Обмен процентными платежами

4

Инкассо и документы по наличным

 

0

Извещение об оплате

 

1

Подтверждение

 

2

Запрос

 

3

Изменение инструкций

 

5

Документы по наличным

5

Ценные бумаги

 

0

Поручение на покупку

 

1

Извещение/подтверждение покупки  и продажи

 

2

Инструкции по движению кредитов и  ценных бумаг

 

3

Подтверждение движения

 

5

Корпоративные действия, подтверждения, претензии

 

6

Корпоративные события

 

7

Бюллетень и управление инвестициями

 

8

Специальные сообщения

6

Драгоценные металлы и синдикаты

 

0

Драгоценные металлы

 

4

Синдикаты

7

Документарные аккредитивы и гарантии

 

0

Эмиссия (заем, предпоручение и дополнение, изменение документарного аккредитива)

 

1

Авизование документарного аккредитива  третьего банка

 

2

Переводы документарного аккредитива

 

3

Подтверждения и поручения

 

4

Гамбургское полномочие

 

5

Поручения и полномочия

 

6

Гарантии

8

Дорожные чеки

 

0

Продажа и расчет

 

1

Возмещение

 

2

Управление активом

9

Смешанные сообщения

 

0

Подтверждение дебетования

 

1

Подтверждение кредитования

 

2

Запрос балансового счета

 

3

Извещения об изменении процентной ставки

 

4

Выписка с клиентского счета

 

5

Выписка ностро

 

7

Выписка нетто

 

8

Справка о состоянии

n

Общая группа

 

9

Оплата, проценты, расходы. Запросы и ответы. Сообщения свободного формата

Информация о работе Система международных банковских расчетов SWIFT и ее использование на российском рынке