Шпаргалки по международной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:31, шпаргалка

Краткое описание

Шпоргалки по международной экономике

Файлы: 1 файл

МнЭ.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. рынок ценных бумаг- представ.собой сис-му эк-их отношений по поводу купли-продажи, где сталкиваются спрос и предл.и опред-ся цена. РЦБ складывается из первичного и вторичного рынков. На первичном рынке осущ эмиссия гос-ных и муниципальных облигаций, а также акций и облипший, кот. выпускаются различ.акционерными компаниями как финансового, так и нефин.профиля.Инвесторами на 1ом РЦБ- выступают коммерческие и инвестиционные банки, собственно биржевые фирмы, страховые компании, пенсионные фонды. Вторичный РЦБ представл.собой нецентрализованную   или централизованную (фондовая биржа) куплю-продажу ценных бумаг. У ценных бумаг имеется одна характерная черта, благодаря которой они отличаются oт других видов помещения ссудного капитала: это обратимость, т.е. возможность для держателя в любой момент обратить их в деньги. Международный РЦБ – это прежде всего первичный рынок. Вторичный рынок пока что не получил адекватного развития. Поэтому под МРЦБ понимается выпуск последних, выраженный в так называемых евровалютах и осуществляемый эмитентами вне рамок какого-л. национального регулирования эмиссий.

 

23-24. Внешнеинв. пол-ка- сис-ма мероприятий гос-ва по регулированию экспорта и импорта капитала. Гос-во реализует эту по­л-ку с помощью регулир-их, контрол-их и стиму­л-их функций. Основу гос-ного регул-ния м\н движения капитала сост. нац. законы, постановления и администр.процедуры. Инвестиц-я деят-ть в РБ регла­ментируется Инвест-ным кодексом РБ и НПА соответствующих гос-ных структур. Гос-ное регул-е предусматривает: прямое участие гос-ва в инв-ной деят-ти; создание благопр. усл. для развития инв-ной деят-ти. Гос-во гарантирует:инвестору право собственности, имущественные права; равенство прав, предоставл. инвесторам независимо от их формы собственности; стабильность прав (согл. Кодекса); иностр.инвестору после уплаты им налогов и др.обязат.платежей беспрепятственный перевод за пределы РБ прибыли. 1 из усл., способствующих росту м\н-го движения капиталов, явл. создание своб.эк.зон.(тер-рии гос-ва с особым льготным режимом хоз-ной, внешнеторг. и инвест. деят-ти). В РБ 6 СЭЗ,что позволяет повысить м\н кон­кур.способность нац.пр-ва; уско­рить разв. новых видов пр-в и изменить стр-ру нац. пр-ва; обеспечить научно-техн.развитие страны; решить многие соц. пробл. Инв.режим–усл., на кот.приходит иностр.капитал в страну. Меры по повыш.инв. привлекательности эк-и РБ:развитие всех сфер и отраслей эк-и, особенно инфраструктуры; участие инвесторов в процессе приватизации. совершенствовании системы бухгалтерского учёта и переводу её на Международную систему.Крайне необходимо сотрудничество с м\н орг-циями. Развития СЭЗ. Создание зарубежных представительств, проводить инв-ные конференции, торги, выставки инв-ных проектов.Требуется подготовка квалифиц.специалистов по инв-ому праву.

 

25-27. М\н миграция  переселение трудосп. населения из одних гос-в в др.сроком более года, по причине эк-го и иного хар-ра. (Им-въезд,Эм-выезд,Реэм-возвращение).Осн. причина миграции – различия в ЗП,а так же война, стих. бедствия, религиозные преследования, полит.неурядицы и т.п.Показат., связ. с миграцией классиф. по 3 статьям: труд. доход, выплаты занятым  зп и прочие выплаты, получ. частными лицами – нерезидентами за работу, вып. для резидентов и оплаченную ими; перемещ. мигрантов  ден. эквивалент стоимости им-ва мигрантов, кот.они перевозят с собой; переводы работников  пересылка денег и товаров мигрантами своим родств., оставш. на родине. Способств. снижению безработицы на внутр.рынке раб.силы и росту его эффект-ти: изм. проф.и квалиф. стр-ра раб.силы, нац.эк-ка быстро приспосабл. к требовани­ям м\н разделения труда и мир.рынка.Осн.точки притяж.мигрантов:1)США, Канада, Австралия;2)Зап. Европа;3)Ближний Восток; 4)страны Юго-Вост.Азии;5) другие разв-щиеся страны. Гос.регулир. осущ. через принятие финансируемых из бюджета программ, направл. на ограничение притока иностр.раб.силы и стимулир. мигрантов к возвращению на родину.Осн.черты иммигр.закон-ва: требования к ур-ню образования и стажу работы по специальности, к сост. здоровья , их полит. и соц.облику; Кол-ное квотирование(Устанавл.макс.кол-во иммигрантов);фин.ограничения;Временные огранич. Гл. задачами гос. регулир. экспорта раб.силы явл.: защита прав и интересов трудящихся–мигрантов в странах иммиграции, орг-ция оттока лишних раб. рук на временную работу за рубежом, поддержка с ними тесных контактов.

 

28. Интеграция - объединение в целое каких-л. час­тей, эл-тов.М\н эк-ая И- процесс эк-го вза­имодействия стран, приводящий к сближению их хоз-ных механизмов, принимающий форму межгос-ных соглашений и регулируемый межгос-ными органами. РЕГИОНАЛЬНАЯ И. –переплетение воспроизводственных процессов стран опред. региона (в некот. регионах мира отде­льные страны вступают друг с другом в более интенсивные эк-ие отношения, чем с др. странами). Условия:1Эк-геогр:  тер-риальная  близость гос-в, ресурсная, пр-ная и научно-техн. взаимодополняемость.2Культ.-этнические: близость языка, нац. культур, традиций, обычаев.3. истор.корни народов(народы этих стран жили в едином гос-ве) 4. Соц.-полит. Интеграция стран возможна, когда на это есть полит. воля их руководства и стремление к этому народов.Целью м\н эк.И. явл. создание единого эк-го пространства, в рамках ко­т. обеспечивается свобода передвижения товаров, услуг, факторов пр-ва (капитала и рабочей силы). Ступени:Зона свободной торговли,Таможенный союз ,Общий рынок ,Эк-ий союз ,Полит. союз.На каждой из этих ступеней устраняются опред.эк-ие различия м\д странами. ►все страны-участницы выигрывают за счет повыш. эффектив­ности деят-ти фирм и пониж.гос.рас­ходов на таможенный контроль. Р.И.позволяет участникам совместно решать наиболее острые соц. проблемы(разви­тия наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рын­ке труда, проводить научно-техническую пол-ку и т.д).Негативные последствия- противоречия интересов, усиление кон­куренции на внутр.рынке(угроза для нац.произв-ей товаров).

 

29-33. Из м\н рег.интеграц-ых структур, заслуж. особого внимания, выделяем: Ев­росоюз, НАФТА, МЕРКОСУР, АТЭС, СНГ, ЕврАзЭС, Союз РБ и России. ЕС образовался как Европ. эк-ое сообщество (ЕЭС) в 67 г. ,в 92 г. ЕЭС стало называться ЕС. 27 гос-в ( Бель­г., Герм., Ит., Люкс., Нидер., Фр., Великобр., Ирл., Да­ния, Греция, Исп., Порт., Финл., Швеция, Австрия, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Лат., Лит., Эст., Мальта и Кипр, Болг., Румыния). Единая валюта –евро. ЕС прошел все формы интеграции: зону своб.торговли; тамож.союз; эк-ий и ва­лют.союз; полит. союз. Механизм функц-ния ЕС основывается на полит.-правовой сис-ме управл., в кот. входят общие или межгос-ные органы и эле­менты нац.-гос-го регулирования. НАФТА-Североамер. ассоциация свободной торговли(США, Канаду и Мексику)Осн.цели:снятие барьеров в торговле и содействие свободному движ.товаров и услуг м\д странами;установл. справедливых усл.конкуренции; увелич.возможностей для инвест-­ния; расширения рамок дан. Со­глашения (подключ.к нему новых стран).Около 20% всего объема мир.торговли. ЕврАзЭС 2000 г. РБ, Казахст., Киргиз., РФ, Тад­жик. и Узбек. Задачи:заверш. оформления режима своб.торговли, формир. единых тамож.тарифов, установл. общих правил торговли товар.и усл.,созд. унифицированной сис-мы тамож. регули­р-я. Осн. цель - создание единого эк-го пространства.Высшим органом Межгос-ный совет. .АТЭС(89г.)-межправительственная орг-ция, 21 гос-во региона. Создано с целью раз­вития эк-ого сотруднич-ва в бассейне Тих.Океа­на. Имеет консультативный статус. Особенности интеграц. процессов: развитие интегр.процессов создающих почву для межгос-ного сотрудничества; охват интеграцией стран с существ. разными ур-ми эк-ого раз­вития, разными культ.и соц-полит. сис-ми. 44% объема мир. торговли товарами, 33% услугами и 64% — экспорта технологий. Высокие темпы эк-го развития дают основание сделать вывод - в XXI в. АТЭС станет стержнем эк-го роста мира.СНГ -в результате распада СССР. 12 стран: Азербайджан, Армения, РБ, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, РФ, Таджик., Туркмен., Узбек. и Украина. Задачи: обретение каждым участником полного суверените­та и м\н признания с наим. издержками; создать на базе бывших союзных республик общее эк-ое, научно-техн., информ. и гумани­тарное пространство. Особенность сегодняшнего со­труд-ва явл. «разноуровневая» интег­рация.

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Плат.баланс- соотношение м\д платежами, поступ.в данную страну из-за гра­ницы, и плат., осущ. ею за границей в теч. опред. периода вр. Он вкл. платежи по внешнеторг. операциям (торг.б.), услугам (м\н перевозки, страхов. и пр.), неторговые опера­ции (командировки специалис­тов, м\н, туризм), платежи в виде % по кредитам и в виде дох.от капиталовл. Отра-жает итоги внеш.-эк-ой деят-ти страны. Учет платежей - по принципу 2ой бух-рии. Ден. ср-ва поступ. – Кт(+); покидающ. страну- Дт(-). Разность –с-до ПБ. Если с-до(-) - дефицит ПБ(истощение вал. запасов страны; на­руш. равновесия м\д спросом и предл. на внут­р. рынке; неустойчивости нац. ден. единицы; сокращение ВВП и нац. дохода).Структура: текущий счет (все операции м\д резид. и нерезидентами, относящимися к тов., усл., до-хо­дам и трансфертам)и кап. счет (касающ. изменений во владениях в зару-бежных фин. А и П).35.Факторы изменения:1.Неравномерность эк-го и полит. разви­тия стран ►изменение м\н конку­рентных позиций той или иной страны.2. Подъемы и спады хоз. активности. 3.Усиление м\н фин. взаимозависимости стран►усиливает валютные и кредитные риски. 4.Инфляция. 5.Чрезвыч.   обстоят-ва   (неурожай,   стихийные бедствия,). 6.Торгово-полит. дискриминация страны►препятствует развитию взаи­мовыгодных отношений с другими странами. 36. Матер. основа регулир-ия ПБ: гос. собственность, в т.ч. офиц. золотовал. резервы; доля нац. дохода; нормативные акты по регламентации внешнеэк-ких операций. Методы: Ес-ли дефицитн. ПБ: 1. сокращение внутр. спроса, огранич-е бюдж. расхо-дов, замораживание цен и ЗП. 2. Девальвация. 3. денежно-кредитная пол-ка. 4. «невидимые» опер. (огранич. нормы вывоза валюты турис-тами данной страны. При активном ПБ гос-ное регули­р. направленно на устранение чрезмер­ного активного с-до.

 

37.Вал.отн. – эк-ие отн., связанные с функцион-ем мировых денег и об­служивающие различные виды хоз-ных связей м\д странами (внеш. торговлю, вывоз кап-ла, инвестиции, научно-тех. об­мен, туризм). МВО возникли с началом функционир-я денег в м\н платежном обороте и развивались по мере интенсификации м\н обменов, движ. товаров, кап-лов и раб. силы. Потребность упорядочить эти отношения привела к формир. нац-ых (форму орг-ции ВО страны, оп­ределяемую нац. законод-вом с учетом норм международного права. Осн. элементы: нац. вал. единица; состав золотых и вал. резервов; режим вал. курса; формы м\н расчетов страны и др) и мировой (форма орг-ции м\н ВО, обусловленная развитием мир. хоз-ва и юр-и закрепляемая межгос-ными соглашениями. Ее опред-ми эл-ми явл: золото и резервные нац. валюты; м\н счетные единицы; состав и структура м\н ликвидных активов (вал. ср-ва и зол. резервы); объем вал. ограничений; формы м\н расчетов и др) валютных сис-м.иПравовой осн. для возникновения, изменения или пре­кращения ВО служат м\н согла­шения и внутригос-ные акты. Участниками ВО явл. гос-ва, м\н орг-ции, юр. и физ. лица, банки. ≈90% всех валютных сделок на ми­р. вал. рынке не связаны с торговыми операциями (обычная биржевая игра на курсах с целью получить прибыль).

 

38. Валюта - это ден. ед., исп-я для измерения величины стоимости то­вара:              ден.ед. страны; иностр. валюта;              м\н ден. расчетная ед. и платежное средство. От режима использования: полностью обратимые, частично обрат.,необр.Полн. обрат. - валюты стран, в за­конодат-ве кот. практически отсутствуют валютные ограничения (обмениваются на другие без спец. разрешений). Конвертируемость (обрат.) - способность нац. валюты без ограничений обмениваться на иностр. ва­люты и обратно без прямого вмешательства гос-ва в про­цесс обмена. 39.ВАЛ. КУРС - это стоимостное соотношение 2 валют при их обмене. Отражает: соотношение их покупательной способности; темпы инфляции в соотв. странах; спрос и предлож. конкретных валют на м\н вал. рынках и др. ВК опред-ся рыночным соотношением спроса и предл-я. Размер спроса на иностр. валюту опред. потребностями страны в импорте товаров и услуг, расходами туристов и др. Размер предл. опред. резервами На­ц. банка, объемами экспорта страны, займами, кот. получает страна из-за границы, и др. Для регулир. ВК гос-во может применять методы косвенного(ден.-кредитной и фин. пол-ки) и прямого (дисконтная пол-ка и валютные интервенции на внешних вал. рынках, вал. огранич.- совок. мероприятий и нормат. правил направл. на ограничение операций с валютой) воздействия.

 

40.Вал.рынок- сфера эк-их отношений, возник. при совершении операций по купле-продаже иностр. валюты, куп.-пр. ценных бумаг в ин.валюте, валютное инвест-ние. В зависимости от объема торговли вал.:  нац.(ло-кальные), реги­он. и мировые. На валютных рынках осущ. вал. опера­ции-сделки по поводу куп.-пр. вал., в результате чего происходит сме-на собственника нац. и иностр. валюты. Виды ВО: сделки с немедлен-ной поставкой валюты(на 2 раб.день после закл. сделки), а также сроч-ные (позже по зафикс. курсу). В вал. сделке всегда участвуют две сторо-ны, 1-банк. Курс покупателя-банк покупает, а по кот. продает -продавца. 1≤2. При данной ситуации 1 единица иностранной валюты выражается в опре­деленном количестве единиц национальной валюты (например, 1 долл. США = 2600 белорусских рублей). При косвенной ко­тировке (когда 1 единица национальной валюты выражается в определенном количестве единиц иностранной валюты) курс покупателя выше курса продавца. Обе котировки в принципе равнозначны.

 

41.Вал.сис-ма.В своем развитии мир. вал. сис-ма прошла 3 этапа: сис-му «зол. стандарта», бреттон-Вудскую   сис-му   фиксированных  вал. курсов, Ямайскую сис-му плавающих вал. курсов. ЗОЛ. стандарт - форма орг-ции ден.-вал. отношений, основанная на исп. золота как денежного товара. «БР-В ВАЛ. СИС-МА». В основе - золотовалютный стандарт, в кач-ве резервов выступали золото и доллары США. ЯМАЙСКАЯ ВАЛ. СИС­-МА- юр-и оформлена демонетизация золота, отменена его офици-альная цена, золото исключено из расчетов. На региональном ур-не ЕВРОП. ВАЛ. СИС-МА (ЕВС), основанная на исп. европейской вал. единицы ЭКЮ (затем - Евро). Подгот. фаза в ходе кот.страны-участницы сняли взаимные ограничения на дви­жение капиталов и платежей и начали ста-билизацию своих гос-ных финансов по критериям, установл. ЕС. Организа-ционная - нацелена на формирование правовой и институцио­нальной базы вал. союза. Финальная фаза 1этап евро становится полноправной ден. ед., но существует в безналичной форме;2-й - полный переход на евро.

 

42. ВАЛ. ПОЛ-КА - совокупность эк-их мер, осущ-ых гос-ными органами и межгос-ными учреждениями в сфере м\н ва­л. и других эк-их отноше-ний в соответствии с их текущими и стратегическими целями. Явл. соста-в­ной частью общей гос-ной эк-ой пол-ки. ТЕКУЩАЯ ВП - повседневное, оперативное регулирование текущей вал. конъюнктуры, деят-ти вал. рын-ка. Целью такого регулирования явл. поддержание равнове­сия плат. ба-ланса.Реализуется минфином, Центр.банком, органами валютного Конт-ро­ля. Формамы:а)дисконтная пол-ка( регулировать величину денежной масссы в обращении, уровень цен, объем совокупного спроса) б)деви-зная пол-ка (купля-продажа гос. органами ин. ва­люты для воздействия на курс нац. валюты; в)изменение вал. курса (девальвация, ревальвация); г) жесточение или ослабление вал. ограничений и др. ДОЛГОВР. ВП - осуществление долговременных структурных изменений в м\н вал. меха-низме. Реали­зуется посредством участия стран в межгос-ных перегово-рах и соглашениях, преимущественно в рамках м\н вал. фонда (МВФ), а также на региональном уровне. 43. ВС РБ- форма орг-ции вал. отношений стра­ны, сложившихся исторически и закрепленных нац. законод-вом с учетом норм м\н права. Важнейший эл-т, хар-ющий её - валюта (бел. руб.) и ее вал. курс. Регулирование вал. курса и вал. контроль -в основе валютной пол-ки гос-ва. Вал. регулир-е в РБ осущ. на основе Закона «О вал. регул. и вал. контроле». Осн. э-тами сис-мы вал. регул-ния явл.: законодат. и нор-мативно-прав. док-­ты, органы вал. рег., кот. в соответствии со своими фун-ми устанавливают регламент вал. рег. на каждом его уровне (уровень кон­троля). Органы вал.рег. – Совет Министров и Нацбанк РБ. Нацбанк: устанавл. официальные курсы бел. руб. по от­ношению к другим валю-там; создает золотовалютные резервы и управляет ими; регул. обраще-ние вал. ценностей на тер-рии РБ;; устан. порядок осущ. валютных опе-раций в бел. руб. м\д резидентами и нерезид.; устан. правила биржевой торговли иностр. валютой и др. 1им из приоритетных направлений вал. рег. в РБ явл.: стаби­лизация вал. рынка и обеспечение устойчивости бел. рубля; содействие ускорению темпов эк-го роста реального сектора эк-и. Направления пол-ки: рыночное удовлетворение потребностей всех агентов эк-ой деят-ти в иностр. валюте; уменьш. отрицат-го с-до торгового бала-нса; наращивание золо­товалютных резервов гос-ва; создание предпосылок кон­вертируемости бел. руб. по текущим операциям. Органами вал. явл. Комитет гос. контроля и Гос. тамо­женный комитет.

Информация о работе Шпаргалки по международной экономике