Шпаргалки по международной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:31, шпаргалка

Краткое описание

Шпоргалки по международной экономике

Файлы: 1 файл

МнЭ.doc

— 189.00 Кб (Скачать)


1.Мир.хоз-во – сис-ма; Подсис-мы: технологич,эк-ая, правовая,соц.-культ.Эк-ая=МнЭ.Предмет–МЭО(эк-ие взаимосвязи м\д странами).Формы МЭО: м\н торговля;м\н движение кап.;м\н миграция раб.силы;м\н кооперирование пр-ва;м\н передача технологий;м\н валютные и кредит.отнош-я. Объекты:тов.и услуги, факторы пр-ва(движ. кап-ла в разных формах,м\н исп. финансово-кредит.ресурсов,обмен интеллект-ой собств-тью),сотруд.стран и м\н орг-ций(проблемы глоб.хар-ра).Субъекты:гос.стр-ры(правит-ные и др. гос.органы,гос.орг-ции и пред-тия); част.фирмы,пред-тия,отдельн.предприн-тели; м\н орг-ции(ООН);транснац.корпорации и м\н объединения.Субъект:резидент(хоз.суб., реализ.интересы и хоз.деят-ть внутри сраны)или нерезидент(эк.суб.эк-е интересы кот.находятся за пределами страны).

 

2. Структурирование МЭ по соц.-эк. признакам предполагает выделение в мировом сообществе различных класиф. групп. По предложению OOН все страны мира подразд. на  осн. группы: развитые страны с рын. эк-ой (США, Япония, Германия); страны с переход. эк-ой (Болгария, Польша); развив-ся страны. Классиф. стран по методологии Мирового банка:в кач-ве осн. критерия рассм. ур-нь дохода. Многие ученые классиф.страны по стадиям эк. развития: традиционные, индустриальные и зрелые. Клас-ция по типу хоз. сис-мы: 1.страны с эк-ой типа натур-го хоз-ва (преобл низкоэффект-е с/х пр-во);2.страны  экспортеры сырья (преобладают ближневосточные гос-ва). 3.промышленно развивающ-ся страны {демонстр-ют быстрое развитие обрабат-щей промыш-ти); 4. промышленно развитые страны (образуют «ядро» МЭ, в кот.создаются передовые технологии, произв-ся наукоемкая пр-ция, складываются организ-но-управленч и соц-эк стандарты); 5.индустриальные страны (м\д промышленно разв-щими и развитыми странами).

 

3. МРТ–способ орг-ции МнЭ, при кот. отдельные страны и группы стран специализируются на эк-ски выгодном изгот. опред. продуктов или частичном пр-ве и взаимном обмене результатами пр-ва в опред.соотношениях. На развитие МРТ влияет сис-ма факторов: 1 Природно-географические (климатич. условия;прир.ресурсы;тер-рия;числ.населения;географ.положение). 2 Соц.-эк  (особенности произв-ных традиций; достигнутый ур-нь эк и научно-технич. развития; орг-ции внешнеэ. отношений. 3 НТП, под влиянием кот. участие страны в МРТ постепенно становится менее зависимым от прир. условий. 4. Различия в привычках, вкусах и в предпочтениях м\д странами. Формы МРТ: МСП- сосредоточение выпуска прод, компонентов прод-в, технологич. процессов в опр. стране. Специализируясь на произв опр. группы товаров, конкретные страны получают необходимые дефицитные для них товары на межд. рынке за счет обмена с другими странами, специализир. на иных группах товаров. МСП развивается по 2 направлениям: производ-му (межотрасл, внутриотр специал-цию и специал-цию отд-х предпр) и территор-му (специал отд  стран и регионов на производстве опр. продуктов и их частей для мирового рынка). Осн. видами МСП явл. предметная (производство готовых продуктов), подетальная (производство частей, компонентов продуктов), технологическая (осуществление отдельных операций или выполнение отд технологич процессов). МКП-длит. пр-ные связи по совместному изгот. конкр. изделия. Осн. чертами МКП явл. долгосрочность хоз. связей, их непосредств направл-ть на пр-во матер благ, совместная или технологич связанная деят-ть с целью экономии затрат, усоверш-ния пр-ва, повышения производит. труда, кач-ва пр-ва пр-ции и эф. пр-ва.

 

4. Тенденций МЭ: 1 интернационал-я производит-х сил проявл-ся через обмен ср-ми пр-ва и технол. знаниями, а также в форме межд, специализ.и кооперации,связ-щих хоз. единицы в целостные произв-но-потребит-е сис-мы: Возрастают масштабы межд. миграции раб.силы, явл, неотъемлемой частью процесса интернац-ции межд. эк. жизни. Массовое перемещение трудовых ресурсов через нац. границы стало возможным в связи с общими процессами, вызвавшими интернац-цию и одновр-но опирающимися на них. 2 Либерализация межд. эк. отношений. Выраж-ся в постепенном ослабл или устран препятствий на пути межд. движения товаров, услуг, объектов интел, собственности, труда, капитала, фин. ресурсов. Важная сфера либерал межд. экономики связана с режимом ин. инвестиции, происходящая на основе одностор действий или двустор и групповых договорен-тей, снимающих или ослабл-х огранич-я на пути ин. инвестиций и создающих лучшие условия для ин. инвесторов. 3 Регионализация МЭ, выраж-ся в формировании на всех континентах межгос. объединений (зон свободной торговли, таможенных союзов, «общих рынков», эк. сообществ и т.п.), предусматр-х создание благопр условии для развития эк. связей между странами-участниками. С 1 стороны, региональная эк интеграция является фактором, способствующим развитию глобализации поскольку создает условия для свободного обращения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, что ведет к усилению взаимосвязи и взаимозав-ти экономик, созданию единого мировою рынка. С 2 стороны, она обеспечивает своим участникам преференциальный эк., торговый, политический режим, что размывает определенные универсальные вещи, например. внешнеторговый режим, предусмотренный ВТО. 4 Глоб-ия эк. деятельности явл. одной из гл. тенденций в развитии современного мира, оказывающей громадное влияние на эк-кую жизнь.Глоб-ия МЭ, выраж. во все большем расширении и углублении межд. связей в сфере инвестиций, пр-ва, обращения, снабжения и сбыта, финансов, научно-техн.прогресса, образования.

 

5. Откр.эк –эк-а страны, тесно связанная с мировым рынком, МТР, а также хоз-во, направление развития которого опр. тенденциями действующими в мировом хоз-ве. Степень открытости хар-ется след.показат-ми: отношение экспорта и импорта к ВВП; движение капитала за границу и из-за границы; обратимость валюты; участие в межд. эк-их организациях, размер внутреннего рынка, относит-я обеспеченность сырьем, географ.положение, особенности нац. политики гос-ва, хар-р внешнеэк. связей. Полная открытость свойственна развитым конкурентоспособным эк-им сис-мам, частичная — эк-е переходного периода. Открытость эк-и находится в зависимости и от гос-ного регулирования, выделяют 2 осн. вида гос. политики: протекционизм и фритредерство. 1- представл.собой патронаж гос-ва в сфере внешнеэк. деятельности, заключающийся в ограждении отечеств-го производителя от внешней конкуренции. 2- (свободная -торговля) выступает за свободу межд. торговли и невмешательство гос-ва в хоз. жизнь.

 

6. Мировой рынок- составная: часть всемирного хозяйства, предоставл сферу предложения, спроса и обмена товаров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отнош между гос.. связанными между собой участием в межд. разделении труда. В условиях углубл и расшир мировых хоз. связей товарные рынки утрачивают нац и террит границы. превращаясь в мировые тов рынки, на кот выступ торговцы всех стран. Среди множества товарных рынков выделяются крупные группы сырьевых, продовольст товаров, машин и оборуд, других готовых изделий, а тж. Рынки строит-х, туристских и иных услуг, валютный, кредитный; фрахтовый и др. Деят-ть рынков регулир междун товарными соглаш-ми. На каждом товарном рынке складываются свои центры торговли. т.н. "основные рынки", цены которых признаются базисными в торговле соответств-ми товарами. Сущ-т особые виды рынков: товарные биржи. аукционы, торги между народные выставки и ярмарки. Нынешнее состояние М.р. характ-ся прежде всего тем. что. с одной стороны, снижается удельный вес традиционной коммерческой торговли, с другой — нарастает объем обмена технол-ми, обслуж-ми устойч произв-но-технические связи. Мировой рынок явл производным от внутр рынков стран. Вместе с тем он оказывает активное обратное влияние на макроэк равновес обособл хоз систем. Рынки товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, сформир-ся на наднац-м уровне, являются результатом взаимод-я мирового спроса, мировых цен и мирового предлож-я, испытывают на себе влияние циклических колебании, функционир в условиях монополии и конкуренции Об изменениях, происходящих в сфере межд. эк отношений, свидет-ют данные о структуре тов/обмена удельном весе сделок, осуществ на рынке труда и рынке капитала, динамике мировых цен. направлении движения товаров, услуг, капиталов. Конъюнктура мирового рынка - уровень спроса, предложения, цен на мировых товарных рынках, условия продажи на этих рынках, тенденции изменения этих показателей, оценка состояния и условия продажи на мировом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Теории м\н торговли.I; Теория сравнительных преимуществ Принцип сравнительных преимуществ; Страны экспорт. те товары, в производстве кот. они обладают сравнительным преимуществом, а импортируют товары, по которым у них сравнительные недостатки. Сравнительное преимущество - способность страны производить товар или услугу с меньшими альт. издержками по сравнению с торговыми партнерами. Альт. издержки - это кол-во какого-л. другого товара, от кот. приходится отказаться при увеличении пр-ва данного товара на единицу. Страны экспортируют те товары, производство которых в этих странах связано с меньшими альт, издержками, чем в других. Важный момент принципа Ср. преимуществ, заключается в том. что в его рамках никак не анализируется зависимость объема ресурсов, требующихся для производства единицы продукции, от объема производства продукции данного вида. Поэтому', если производство одного из товаров увеличится то рано или поздно каждая последующая производимая единица будет требовать больших затрат ресурсов, чем предыдущие. Альт.издержки будут возрастать. 2. Теория Хекшера-Олина В общем виде теорема Х-О -страна имеет сравн. преимущество по тем товарам, в производстве кот.интенсивно использ относит избыточный в данной стране фактор пр-ва. В результате торговли, возрастают доходы владельцев тех факторов, которые интенсивно используются в производстве товаров, но которым у данной страны имеются ср. преимущества.  Новые теории торговли - 1 Экономия на масштабе Это снижение- средних издержек при увелич. масштаба деят-ти фирмы (пропорционального увеличения всех применяемых факторов). Исп-е факторов увел. в 2 раза, объем выпуска - в 3. 2 Торговля, основанная на дифференциации. Попытка производителя возможно полнее учесть разнообразие потребительских предпочтений привела бы к расширению модельного ряда и. сокращению количества производимых экземпляров каждой из моделей А это удорожает пр-во. Поэтому- стране целесообразно ограничится относительно небольшим количеством производимых моделей. 3 Технологич разрыв и модель жизненного цикла продукта. Основыв на внедрении новых продуктов и техн. провесов. Производ-ли страны, в кот впервые осущ-тся соотв-щие инвестиции, на какое-то время становятся монополистами на мировом рынке. В теч этого периода такие производ оказ-ся в весьма выгодном положении.

 

8 Международная торговля товарами. Междун  торговля состоит из 2 встречных потоков товаров – экспорта и импорта и характ-ся торговым балансом. Экспорт товаров (от лат. exportare - вывозить) - вывоз товаров из данной страны для реализации их на внешних рынках. Предметами экспорта являются товары, произведенные в стране, и товары, ранее ввезенные из-за границы (реэкспорт). Распростр метод экспорта потреб. товаров состоит в их реализ через специализир внешнеторг предпр: экспортно-импортные фирмы (закупает товар у национального или иностр произв-ля, а затем перепродает его от своего имени, специализ на продаже опред группы товаров) и торговые дома (торговля осуществляется за счет и от имени произ-ля или покупателя), по почте путем рассылки каталогов (в небольших кол-вах) или через загран филиалы и дочерние общества. Объектом их торговли явл товары потребит назнач, горнодобывающей пром-ти, с/х и т. д. Фирма получа­ет комис вознагражд, кот, взимается с продавца в размере до 10% стоимости сделки. Импорт товаров - ввоз то­варов из-за границы для реализации их на внутреннем рынке ввозящей страны. Страны, прежде всего, импортируют те виды мине­рального, С/х сырья и продовольствия, ко­торые в силу природных условий не могут производить сами. Импорт регулируется таможенными пошлинами, количественными ог­раничениями, системой лицензирования и другими нетариф­ными барьерами. Сумма экспорта и импорта товаров называется товарообо­ротом.  Структура импорта матер ценностей (видимый им­порт) опред особенностями прир условий, струк­туры экономики страны и ее ролью в междунар разделе­нии труда. Страны, прежде всего, импортируют те виды мине­рального, с/х сырья и продовольствия, ко­т в силу прир условий не могут производить сами..

 

9 Международная торговли услугами. Услуга – деят-ть, направл на удовлетв потр-тей др лиц на основе договорных отношении м/производ и потребм услуг. При поставках за рубеж товаров оказывается ряд сопутств услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортир товаров Услуги обычно не имеют овеществленной формы. Услуги в отличие от товаров производятся и потребляются, как правило, одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим зачастую требуется присутствие за рубежом непосред производ услуг или иностр потреб в стране пр-ва услуг. Выделяется 4 спсба междун торговли услугами: 1. Трансграничная торговля услугами, т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещ через границу. Ее пересекает только услуга 2. Потребление услуги за границей, т.е. ситуация, когда потреб из одной страны приобр и потребляет услугу на терр другой страны 3. Торговое присутствие продавца в стране предоставл услуги, т.е. ситуация, когда фирма, предост услугу пересекает границу и, находясь на терр данной страны открывает представ-во или дочернюю фирму, через ко­т осущ предоставл услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются 4. Присутствие на территории данной страны физических лиц, предоставл услугу, т.е. ситуация, когда услуга предоставл физ лицом, приезжающим из-за границы в страну нахожд ее потребителя. В зависимости от способа доставки их потребителю.- услуги, связ с инвестициями — банковские, гостиничные и профес-ные; - услуга, связ с торговлей - транспорт, страхование и т. д.; - услуги, связ одновр с инвестициями и торговлей - связь, строит-во, комн. и инф. услуги, личные, культурные и рекреационные услуги

 

10 Мир. рынок объектов ИС. Мировой рынок технологий предст собой с-му эк. отнош в сфере обмена научно-тех. знаниями, кот м б представлены как  в овеществленном, так и в неовеществ виде. Субъектами мирового рынка технологий выступают гос. структуры, научно-исследоват институты и образоват учрежд, промышл компании и мелкие иннов. фирмы, а также физ. Лица - специалисты. Объектами мирового рынка технологии явл. результаты ннтел. деятельности в овеществл и неовеществл форме. Сущ-т след объекты интел, собствен: 1) литературные, худ, произведения и научные труды;  2) исполнительская деят-ть артистов, фонограммы и радиопередачи; 3) изобретения во всех областях чел. Деят-ти; 4) научные открытия; 5) промышленные образцы; 6) тов. знаки, знаки обслуживания, ком. наименования и обозначения; В наше время мировой рынок технологий структурируется следующим образом: 1 рынок патентов и лицензий; 2 рынок наукоемкой и технологически емкой продукции; 3 рынок высокотехнологичного капитала; 4 рынок научно-технических специалистов. Патент - это документ, выднный гос. органом изобретателю, удостоверяющий его авторство и исключительное право на использования изобретения Лицензия – это разрешение. продавца на использование другим лицом - покупателем -изобретения, технол. знаний, технология, производственного опыта, секретов производства, торговых марок, которые необходимы для производства продукции в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение.

 

11 Внеш.торг. пол-ка. Формой связи между производ продукции разных стран выступает их внешнеторг деят-ть. Развитие внешней торговли обусл тем, что она позволяет установить равновесие между излишками и дефицитом в хозяйстве отдельных стран К инструментам регулирования внешней торговли можно отнести различные эк. и торговые соглашения создаваемые странами. К ним можно ГАТТ и ВТО. С 1968г. функционирует Комиссия Организации Объединенных Наций по праву межд. торговли - ЮНИСИТРАЛ в функции которой входят -содействие согласованию и унификации права межд. торговли, координации работы меж. организаций, содействие более широкому участию государств в существующих международных конвенциях и разработка новых документов. подготовка кадров и оказание помощи в области права межд. торговли развивающимся странам, изучение и подготовка единообразных норм в областях; межд. купли-продажи товаров, межд. платежей и др. Во внешней торговле все государства прибегают к регулированию торговли различными методами. При этом используются 2 концепции: протекционизм и свободная торговля. Протекционизм - это политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции посредством тарифных и нетарифных методов. Свободная торговля - это политика государства, противоположная протекционизму и направленная на освобождение международной торговли от всяческих барьеров (либерализация международной торговли).

Информация о работе Шпаргалки по международной экономике