Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 21:05, шпаргалка

Краткое описание

№1 Предмет и метод микроэкономики. Применение и границы микроэкономики. Микроэкономическая теория и практика
Микроэкономика изучает поведение субъектов хоз. деятельности, когда они выступают в различных ролях (продавец-покупатель) и разных рыночных ситуациях. Она формулирует те принципы, которыми руководствуются субъекты хоз. дея-ти при принятии решений.
Изучение поведения субъектов хоз. дея-ти основано на концепции экономического рационализма ( суть: каждый субъект стремится получить наибольшую пользу от тех ресурсов, кот. он располагает)

Файлы: 1 файл

mikra-shpory.doc

— 768.50 Кб (Скачать)

Конкурентная точка зрения. Состоит в том, что конкуренция обеспечивает побудительные мотивы для технического прогресса. Олигополисты могут иметь стимулы для того, чтобы препятствовать нововведениям и сдерживать технический прогресс. Большая корпорация хочет получать максимальную прибыль полностью используя свои активы. Зачем разрабатывать и внедрять что-то новое, напр. Галогенные лампы, если придется перестраивать под их производство все оборудование.

Точка зрения Шумпетера-Гэлбрейта.. Утверждают, что прогресс – это конкурентная сила и что крупные олигополии необходимы для быстрого технического прогресса. Во-первых утверждается, что исследования чрезвычайно дороги и только крупная компания может это позволить. Во-вторых, существование барьеров вхождения в отрасль дает олигополии некоторую уверенность в том, что после успешного проведения исследований он может получить прибыль. В общем, небольшие фирмы не имеют ни средств, ни стимулов, для того, чтобы быть технически прогрессивными.

 

 

12. Равновесие фирмы –  совершенного конкурента в краткосрочном  периоде (принцип сопоставления  предельного дохода с предельными  издержками).

При альтернативном подходе фирма сопоставляет, сколько каждая дополнительно произведенная единица продукта добавляет к ее валовому доходу и общим издержкам. Иначе говоря, фирма сравнивает предельный доход (MR) и предельные издержки (МС) производства каждой последующей единицы продукции. Любую единицу продукта, предельный доход от которой превышает связанные с ней предельные издержки, следует производить, поскольку от выпуска и продажи каждой такой единицы доход фирмы возрастает больше, чем увеличиваются ее общие издержки. Напротив, если предельные затраты производства единицы продукта превышают предельный доход от продажи, фирма должна отказаться от его производства, поскольку это уменьшит общую прибыль либо принесет убытки. Производство и продажа такой единицы будет больше увеличивать издержки, чем выручку, то есть ее выпуск себя не окупит. Правило равенства предельного дохода и предельных издержек: правило MR=МС: фирма максимизирует прибыли или минимизирует убытки, когда ее производство соответствует точке, где предельный доход равен предельным издержкам.

 

 

29)Монопольная власть. Особенности в РБ

Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.

Чистая монополия обладает действительной (полной) монопольной властью.

Степень монопольной власти весьма относительна, если на рынке действует не одна, а несколько производителей аналогичной продукции. Необходимой предпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса на продукцию фирмы. Для количественной характеристики монопольной власти используются: показатель монопольной власти Лернера L = (P-MC)/P, который показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства.

0 < L < 1, чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы. индекс монопольной власти (M), который показывает степень превышения цены над долгосрочными средними издержками (LAC): M = (P-LAC)/P; Индекс Херфиндаля –Хиршмана, который определяет степень концентрации рынка: Н = Р21 + Р22 + … + Р2n , где Н – показатель концентрации, Рn - процентная доля фирмы на рынке или удельный вес в отраслевом предложении. Максимальное значение Н – 10000. Если Н меньше 1000, то рынок считается неконцентрированным. Если Н ³ 1800, то отрасль считается высокомонополизированной. Источники или факторы монопольной власти: Доля фирмы в рыночном предложении; отсутствие хороших заменителей у товара, выпускаемого фирмой с монопольной властью; Эластичность рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса на товар фирмы, тем больше монопольная власть этой фирмы на рынке. Особенности в РБ: сложилась особая форма монополизма-гос.монополизм. Очень многие товары производились на ограниченном количестве предприятий.И те товары, кот.не производились в СССР поставлялись от единственного поставщика. В ходе эк.реформ в 90-е гос-во частично отказалось от монополии на табачные и спиртные изделия.  Сейчас бел. антимон.рег. осуществляется посредством формирования гос.реестра предприятий, занимающих доминирующее положение. Предусмотрено осуществление прямых мер по отношению к нарушителям.

 

30)Антимонопольное рег. Особенности в РБ

Задачи регулирования: 1)контроль за состоянием нац.рынков. Предотвращение концентрации мон.власти 2)Выявление фактов злоупотребления мон.властью. 3)пресечение злоупотреблений

4)возмещение потерпевшей стороне  убытков, связанных злоупотреблением. Наказание виновных организаций. Особенности в РБ: сложилась особая  форма монополизма-гос.монополизм. Очень многие товары производились  на ограниченном количестве предприятий.И те товары, кот.не производились в СССР поставлялись от единственного поставщика. В ходе эк.реформ в 90-е гос-во частично отказалось от монополии на табачные и спиртные изделия.  Сейчас бел. антимон.рег. осуществляется посредством формирования гос.реестра предприятий, занимающих доминирующее положение. Предусмотрено осуществление прямых мер по отношению к нарушителям.

 

31) Рынки ресурсов.Спрос на ресурсы

Спрос на факторы производства — понятие производное от величины спроса на товары, изготовляемые с помощью данного ресурса. Если производимый продукт пользуется спросом, будет высоким спрос и на факторы производства и, наоборот, ограниченный спрос на произведенный продукт вызовет падение спроса на ресурс.

В этом заключена специфика формирования спроса на ресурсы. Кроме сказанного, следует учитывать, что факторы производства подвержены общей концепции соотношения спроса и предложения. Факторы производства — это товар и ничто как товару им не чуждо. Здесь действуют те же факторы, которые свойственны спросу на товар вообще. Вместе с тем имеется и особенность, но она в большей степени касается предложения на ресурсы: они часто бывают ограниченными и производству приходится действовать в условиях выбора с учетом ограниченности ресурсов.

Вовлечение в производство ресурсов зависит от производительной их отдачи, которая подвержена действию закона убывающей отдачи факторов производства, вследствие чего ресурсы будут вовлекаться до тех пор, пока каждый дополнительный ресурс будет обеспечивать увеличение дохода в большей степени, чем будут возрастать издержки.

 Спрос на факторы производства определяется рядом обстоятельств. Поскольку факторы произвосдва входят в издержки производства, фирма стремится максимизировать прибыль с учетом оптимального их сочетания или взаимозамены. Если технология известна, величина ресурсов и их сочетание определяются уровнем цен. В качестве основных видов ресурсов при этом выступают труд, капитал и предпринимательские способности. В ряде отраслей экономики (сельское хозяйство, добывающая промышленность) очень важным ресурсом является земля.

К числу факторов, определяющих спрос на ресурсы, относятся денежные доходы, характер их распределения по отраслям, социальные и этические подходы к использованию. Расходы на ресурсы производятся за счет доходов домохозяйств. Поэтому последние выступают основным фактором формирования спроса на ресурсы. Что касается распределения факторов производства, характер этого процесса во многом определяется уровнем цен на них.

С точки зрения производства важное значение имеет устойчивость спроса на тот или иной ресурс, которая зависит от производительной силы ресурса и от величины спроса на товар, произведенный с помощью этого ресурса. Если речь вести о труде, то спрос на него будет тем выше, чем производительнее он функционирует в производстве. Этот показатель выводится на основе определения таких характеристик, как предельный продукт в денежном выражении (МRР) и предельные издержки на ресурсы (МRС). Предельный продукт — это прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы переменного фактора производства (возьмем для анализа — труд). Предельными издержками на ресурсы называется прирост издержек (издержек на ресурсы) за счет каждой дополнительной единицы ресурса. Для фирмы прибыльно применять дополнительные единицы ресурса до той поры, пока предельный продукт не уравняется с предельными издержками. Если число рабочих, нанимаемых фирмой таково, что предельный продукт последнего нанятого рабочего превышает ее предельные издержки, фирма получит прибыль от найма дополнительных рабочих. Но если количество нанятых работников таково, что предельный продукт последнего рабочего меньше предельных издержек, фирма начнет функционировать убыточно и для обеспечения прибыльности надо уволить излишек нанятых рабочих. Равенство МRР = МRС — тот предел, за которым не следует вести наем дополнительных работников.

33)Конкурентный рынок труда. Функционирование и эффективность

Рынок труда - это совокупность экономических отношений, которые возникают по поводу спроса и предложения услуг труда. Рынок труда предполагает: свободу предложения труда, свободу спроса на труд; свободное колебание заработной платы. Сущность рынка труда проявляется в следующих его основных функциях: 1)согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений; 2)обеспечение пропорциональности распределения рабочей силы в соответствии со сложившимся общественным разделением труда; 3)поддержание динамического равновесия между спросом и предложением рабочей силы; 4)формирование кадрового резерва для обеспечения непрерывности общественного воспроизводства; 5)стимулирование эффективной и рациональной занятости; 6)регуляция индивидуальных доходов работников; 7)содействие формированию оптимальной профессионально-квалификационной структуры кадров.

Основными субъектами рынка труда являются:

1)контрагенты трудовых отношений  — работники и работодатели; 2)посредники  между работодателями и наемными  работниками (центры занятости, опекунские  советы и т.д.); 3)представители  органов власти, вырабатывающие принципы правовой регламентации отношений на рынке труда, осуществляющие его государственное регулирование и контроль за соблюдением законодательства (Министерство труда и социальной защиты и др. контролирующие органы); 4)представители интересов работников и работодателей — такие общественные организации, как профсоюзы, ассоциации, союзы предпринимателей, потребителей и т.д., осуществляющие защиту интересов субъектов трудовых отношений.

Оптимальное функционирование рынка труда предполагает поддержание равновесия между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение спроса и предложения характеризует конъюнктуру рынка труда. При их совпадении она будет равновесной, при превышении спроса над предложением — трудодефицитной, при превышении предложения над спросом — трудоизбыточной.

Классическая модель конкурентного рынка труда характеризуется следующими чертами:

1) имеется большое число работодателей, представляющих интересы фирм, которые конкурируют друг с другом при предъявлении спроса на рабочую силу; 2) существует большое число имеющих одинаковую квалификацию работников, являющихся носителями рабочей силы и выражающих предложение труда; 3) ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки заработной платы. Взаимодействие спроса и предложения на совершенно конкурентном рынке может быть представлено соответствующими кривыми

 

34)Рынок труда в несов.конк. Модель монопсонии,профсоюзов и  двустор.монополии

Рынок труда - это совокупность экономических отношений, которые возникают по поводу спроса и предложения услуг труда. Рынок труда предполагает: свободу предложения труда, свободу спроса на труд; свободное колебание заработной платы. Сущность рынка труда проявляется в следующих его основных функциях: 1)согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений; 2)обеспечение пропорциональности распределения рабочей силы в соответствии со сложившимся общественным разделением труда; 3)поддержание динамического равновесия между спросом и предложением рабочей силы; 4)формирование кадрового резерва для обеспечения непрерывности общественного воспроизводства; 5)стимулирование эффективной и рациональной занятости; 6)регуляция индивидуальных доходов работников; 7)содействие формированию оптимальной профессионально-квалификационной структуры кадров.

Основными субъектами рынка труда являются:

1)контрагенты трудовых отношений  — работники и работодатели; 2)посредники  между работодателями и наемными  работниками (центры занятости, опекунские  советы и т.д.); 3)представители  органов власти, вырабатывающие  принципы правовой регламентации отношений на рынке труда, осуществляющие его государственное регулирование и контроль за соблюдением законодательства (Министерство труда и социальной защиты и др. контролирующие органы); 4)представители интересов работников и работодателей — такие общественные организации, как профсоюзы, ассоциации, союзы предпринимателей, потребителей и т.д., осуществляющие защиту интересов субъектов трудовых отношений.

Рынок труда может иметь вид монопсонии. В этом случае предложение представлено множеством работников, а спрос — единственной фирмой-работодателем. Монопсонические условия на рынке труда складываются, как правило, в небольших населенных пунктах и отдаленных районах, где функционирует одно предприятие, обеспечивающее занятость большинства населения. Такой рынок труда характеризуется следующими условиями:

1) работники, занятые определенным  видом труда, сосредоточены в  основном на одной фирме;2) данный вид труда является относительно немобильным либо в силу географических факторов, либо ввиду того, что при имеющейся у работника специальности и квалификации он не может найти другое место работы, не пройдя переподготовку;3) фирма «диктует заработную плату» в том смысле, что ее ставка находится в прямой зависимости от числа нанимаемых работников.

Модель рынка труда с учетом действий профсоюзов. Профсоюзы, представляя на рынке труда интересы работников, преследуют цель увеличения спроса на труд и повышения заработной платы.

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"