Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 21:05, шпаргалка

Краткое описание

№1 Предмет и метод микроэкономики. Применение и границы микроэкономики. Микроэкономическая теория и практика
Микроэкономика изучает поведение субъектов хоз. деятельности, когда они выступают в различных ролях (продавец-покупатель) и разных рыночных ситуациях. Она формулирует те принципы, которыми руководствуются субъекты хоз. дея-ти при принятии решений.
Изучение поведения субъектов хоз. дея-ти основано на концепции экономического рационализма ( суть: каждый субъект стремится получить наибольшую пользу от тех ресурсов, кот. он располагает)

Файлы: 1 файл

mikra-shpory.doc

— 768.50 Кб (Скачать)
  • принцип единогласия
  • принцип простого большинства(50%+1голос)
  • принцип квалифицированного большинства (2/3 или 3/5 голосов)

При использовании принципа единогласия возможно, что принятое решение будет соответствовать парето-оптимальности. Существует опасность, что вообще никакое решение не будет принято.

Те, кто получает меньшую полезность от выделения ресурсов или средств на данную программу  не согласится оплачивать большую полезность, которую получают другие.

В этой ситуации будет принято решение, при котором расходы на проведение общественных мероприятий будут ниже оптимального уровня.

Когда решение принимается большинством голосов существует опасность недопроизводства или перепроизводства(благ) – неэффективное решение.

Для объяснения механизма принятия решений при производстве общественных благ при прямой демократии экономисты предлагают модель серединного/ медианного избирателя. Ее суть – анализ показывает, что как правило принятие решения соответствует тем избирателям, которые получают среднюю полезность.

Наиболее широкое распространение получил метод представительной демократии при решении вопроса о производстве благ.

Но – Возможно принятие решения, которое соответствует интересам узкой группы лиц(при представительной демократии).

Группы со специальными интересами – совокупность индивидов, которые заинтересованы в принятии определенных решений. Создаются группы давления(они занимаются лоббированием определенных интересов).

Лоббизм – политика давления с целью принятия определенного решения.

В негативном смысле – лоббирование – незаконное давление на представителей власти с помощью взяток, коррупции, чтобы повлиять на принятие решения в пользу группы давления в ущерб общественным интересам.

В позитивном смысле лоббизм представляет собой форму законного влияния групп давления на управленческие решения государственных органов.

Логроллинг – одна из форм давления на реализацию интереса определенной группы лиц.

Логроллинг – практика взаимной поддержки путем торговли голосами.

Поиск политической ренты – это деятельность, связанная с использованием политических институтов для получения или сохранения каких-либо экономических выгод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Виды монополии. Монопсония.

Чистая монополия сущ-ет тогда, когда одна фирма является единственным произв-лем прод-та, у кот-го нет близкого заменителя. Основные черты: единственный продавец, нет близких заменителей, «диктующий цену» (поскольку монополист контролирует общий объем предложения данного продукта), заблокированное вхождение, неценовая конкуренция. Существование чистой монополии во многом предопределено наличием барьеров для вступления в отрасль. Подобные барьеры имеют отношение не только к чистой монополии, но также и к “частичным монополиям” — довольно распространенному в экономике явлению. В каких же формах проявляются эти барьеры?

На пути проникновения фирм в отрасль становятся относительно низкие издержки производства. Уровень технической и технологической оснащенности современных производств настолько высок, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто только при весьма крупных его размерах. Малым фирмам это не под силу, так как необходим длительный срок накопления для достижения нормального для отрасли объема производства. Но задача вхождения в отрасль крупному производству также практически не разрешима. Новому производству очень сложно получить денежный капитал, а он должен быть весьма огромен. В итоге получается, что контролируют производства ряд базовых отраслей, традиционно и исторически заполняющие ее. В общественном хозяйстве существуют такие отрасли, которые рассматриваются как естественные монополии. Это, например, электрические и железнодорожные компании, водо-, газоснабжение и т.д. Им обычно предоставляются исключительные государственные привилегии, а другим их просто не получить. В свою очередь и конкуренцию в подобных отраслях допускать невозможно. Вода постоянно должна быть в квартире, а это достигается при жесткой монополии работ по водоснабжению городов и населенных пунктов.

Государство устанавливает также легальные барьеры для проникновения в ту или иную сферу занятости. Это достигается посредством выдачи патентов и лицензий. Средством преграды для проникновения конкурентов в отрасль может служить институт частной собственности. Фирма, владеющие месторождением полезных ископаемых будет препятствовать появлению конкурентов в роде своей деятельности.

 

15. Спрос на продукт и предельный доход монополиста. Определение цены и объемам произв-ва в усл-ях чистой монополии.

Для монополии характерной является ситуация, при которой цена превышает предельный доход. Нисходящая кривая спроса означает, что чистый монополист может увеличить объем производства и реализации только в том случае, если снизит цену. Именно это, т.е. необходимость снижения цены с целью увеличения продаж, становится причиной того, что предельный доход становится меньше цены для каждого варианта выпуска, кроме первого. Следует иметь в виду, что падение цены относиться не только к дополнительной единицы проданной продукции, но и ко всем другим единицам продукции, которые в ином случае могли быть реализованы по более высокой цене.

Монополист не свободен полностью в процессе установления цены или объема производства. Нисходящая кривая спроса означает, что высоким ценам соответствуют низкие объемы продаж, а небольшим — существенные объемы реализации. По определению, спрос является эластичным, если уменьшение цены приводит к росту валового дохода. В случае неэластичного спроса падение цены вызывает уменьшение валового дохода.

Возникает вопрос, может ли монополист без конца наращивать производство и поставлять продукцию на рынок? Он может каждый раз снижать цену, увеличивать производство и приумножать валовой доход, но это не может продолжаться беспредельно, ибо он столкнется с неэластичностью спроса на продукцию. Монополист никогда но захочет понижать цену на неэластичном отрезке своей кривой спроса, потому что это приведет к сокращению валового дохода, увеличению издержек производства и снижению прибыли.

Иначе говоря, монополист в интересах сохранения прибыльности производства всегда будет избегать неэластичного спроса в пользу некоторой комбинации цена — объем производства в условиях эластичности спроса на продукцию. Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация будет давать больший прирост валового дохода, чем идти на увеличение валовых издержек. Точнее говоря, фирма будет наращивать производство до такого объема, при котором предельный доход станет равным предельным издержкам.

Поскольку увеличение объема производства сопряжено с ростом издержек производства, монополист не желает вступать, а противоречие с последними и, руководствуясь экономическими соображениями, сочтет более выгодным продавать меньший объем продукции, но по более высокой цене.

 

 

 

16. Чистая монополия и эффективность. Эконом-ие последствия мон-лии. Регулир-мая монополия.

Чистая монополия сущ-ет тогда, когда одна фирма является единственным произв-лем прод-та, у кот-го нет близкого заменителя. Производсьвенная эффективность возникает благодаря тому, что свободный вход и выход с рынка вынуждают фирмы выпускать такой объем продукции, при кот-ом средн. Общ. Издержки (АТС) будут мин-ми. Цена прод-та нах-ся на самом низком ур-не. Эффект-сть распределения ресурсов в усл-ях соверш-й конкур-ции достиг-ся благодаря тому, что выпуск прод-ции наращивается до того момента, когда цена прод-та станов-ся равной пред-ым издержкам произв-ва очередной единицы. Объем выпуска, при кот-ом монополист максимиз=ет прибыль, не обеспечивает эффект-го распред-ия ресурсов. Для монополиста выгодно ограничить произв-во товаров и использовать меньше ресурсов, чем это было бы оправдано с точки зрения общества. Следовательно, монополия распределяет ресурсы неэффективно. В большинстве случаев монополии сособствуют неравенству в распределении дохода. Пользуясь своей властью на рынке, монополии назначают более высокие цены, чем назначила бы совершенно конкурентная фирма, имеющая те же издержки производства; они также могут наложить на потребителей частный налог и получить прибыль от этого. Большинство монополий явл-ся естеств-ми монополиями и поэтому подлежат регулированию. Если цель регулир-щей комиссии явл-ся достиж-ие эффект-ти размещения ресурсов, ей следует установить макс-ую цену для монополиста, кот-ая равна предельным издержкам. Цена, при кот-ой достиг-ся эффект-ое размещение рес-ов, наз-ся социально оптимальной ценой.

17. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.

Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели. Условия: монопольная власть (продавец должен быть монополистом, т.е. контролировать производство и ценообразование), разделение рынка (продавец должен быть способен выделять покупателей в отдельные классы, в которых каждая группа имеет разную готовность или способность платить за продукт), невозможность перепродажи ( первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу, если те, кто покупает на сегменте рынка по низкой цене, могут легко перепродать на сегменте рынка с высокой ценой, то происходящее в результате снижения предложения увеличит цену на сегменте рынка с высокими ценами. Таким образом, ценовая дискриминация будет подорвана. Последствия: больше прибылей , больше продукции.

 

18. Основные черты монополистической конкуренции. Дифференциация продукта.

Монополистическая конкуренция — рыночная структура, занимающая некоторое промежуточное положение. На рынке здесь действует достаточное множество фирм с разнородной продукцией, имеются определенные ограничения в ценообразовании и в получении информации. Получить доступ к рынку достаточно легко. Это положение типично для розничной торговли, производства одежды, обуви и т.д. Монополистическая конкуренция отличается от чистой конкуренции и от чистой монополии численностью субъектов рынка: здесь действует не один монополист, 1.масса продавцов, число производителей продукции здесь меньше. В силу этого каждая отдельно взятая фирма монополизирует не весь, а часть рынка и имеет поэтому ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие сравнительно большого числа субъектов рынка 2.не позволяет им достичь сговора по согласованным действиям в области объема производимой продукции и политики цен. Следует также иметь в виду, что большое число фирм делает 3.действия этих фирм независимыми друг от друга. Реакцию конкурентов в этих условиях можно не учитывать, ибо их много и действия каждой отдельно взятой фирмы не могут быть значительными.

Независимость каждого субъекта монополистической конкуренции определяется также дифференциацией продукта. Производители в условиях монополистической конкуренции изготовляют не аналоги, а разновидности продукта, которые достигаются за счет различий качества изготовления, объема оказываемых при продаже товаров услуг, размещения рыночной точки относительно маршрута движения покупателей, стимулирования сбыта с помощью рекламы и т.д. Многие фирмы сильный акцент делают на торговые знаки и фабричное клеймо как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем конкурентов. Наличие патентов на эти знаки и фирменное клеймо оберегают товары от копирования и подделок.По масштабам разряд монополистической конкуренции достаточно широк, ибо вступление в отрасль монополистической конкуренции — достаточно простое дело. Эффект масштаба производства, а значит, и размер первоначального капитала для проникновения в отрасль невелики. Это побуждает производителей находиться в сфере монополистической конкуренции.

19. Равновесие фирмы – монополистического конкурента в краткосрочном периоде.

Когда речь заходит о поведении фирм на рынке, имеются в виду их действия относительно уровня цен на товары и конкуренции. При этом фирмой учитываются прежде всего такие факторы, как наличие конкурентов и степень дифференциации продукта на рынке. При малом числе конкурентов и низкой степени дифференциации продукта фирма рискнет установить на свою продукцию более высокую цену. Если конкурентов много, фирма будет сопоставлять свою цену с ценой конкурентов, учитывать при этом и степень дифференциации продукта, т.е. наличие вариантности изготовления и типов продажи данного продукта. Будут вестись оценки деятельности фирмы для условий кратко- и долговременного периодов. В краткосрочный период фирма исходит из максимизации своих прибылей или минимизации убытков. В основу закладываются предельные издержки и предельный доход фирмы.

 Механизм действия рынка  таков. В краткосрочный период  прибыли фирмы, ориентированные  на предельные издержки, побудят  другие фирмы вступать в отрасль, что обострит конкуренцию и  приведет к разорению многих  из них. Убытки вызовут массовый выход фирм из отрасли и это продолжится до тех пор, пока нормальные прибыли не будут восстановлены. Экономическая ситуация, при которой цена просто покрывает издержки на единицу продукции (в издержки входит и нормальная прибыль) при объеме производства, для которого MR = МС, в долговременный период достигается положение равновесия. Анализ монополистической конкуренции показывает, что фирмы, действующие в ней, могут оказаться незаинтересованными в расширении объемов производства. В самом деле, издержки производства у них выше и труднее обеспечивать получение нормальной прибыли. Но ситуация улучшается за счет неценовой конкуренции. Речь идет о том, что не только цена обладает конкурентной силой, большая конкурентная сила заключена в самом продукте. Продукт может обладать самыми разнообразными свойствами, задача состоит в том, чтобы открыть эти свойства и предложить покупателю. Кроме того, не только можно сделать упор на действительные свойства, но и с помощью рекламы создать воображаемые различия в товаре, которые привлекут покупателя. Фирмы эти моменты весьма активно используют, усиливая конкурентную способность своих товаров. Конечно, это увеличивает издержки, но фирмы идут на такое увеличение при условии, что увеличивающийся вследствие этого спрос на продукцию превысит расходы на рекламу и другие мероприятия, связанные с повышением престижности товара. Таким образом, фирмы в условиях монополистической конкуренции для обеспечения максимальной прибыли должны использовать три важнейших фактора: цену, продукт и рекламно-пропагандистскую деятельность. Разная комбинация этих переменных может обеспечивать равновеликую прибыль, поэтому фирмы на рынке всегда находятся в поиске вариантов наиболее удобной продажи товаров с целью максимизации прибыли.

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"