Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

Билеты по экономике.docx

— 329.16 Кб (Скачать)

Выражение: Δ  Qdi * P

Δ PQdi

отражает перекрестную эластичность спроса на товар фирмы. Его величина свидетельствует о возможности переключения спроса потребителей на товар конкурентов.

Сомножитель λ  характеризует, в свою очередь, способность конкурентов воспользоваться увеличением спроса на их продукцию. Чем ниже любой из сомножителей, тем выше монопольная власть фирмы.

Индекс  Герфиндаля 

Рассчитывается  для прогнозирования поведения  фирм в отрасли. Данный индекс показывает степень концентрации рынка и  вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли. Пример 60% 20% 10% 10% - Н=3600+400+200=4200. Макс – 10 000. Концентрация(доминация) более более= 1800 – высокая концентрация. Концентрация менее 1000 –низкая. 

Билет №5

Ценообразование в условиях монополии

Чистая монополия  — положение на рынке товаров  и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги, не имеющего близких  субститутов. 

Характерными  чертами данной ситуации являются:

  1. Монополия продает однородную продукцию, не имеющую субститутов
  2. низкие средние издержки
  3. патентные права и другие особые привилегии (лицензии) – особенность закрытых монополий. Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге, отсутствуют близкие заменители
  4. высокие входные барьеры (наделение правительством фирмы исключительными правами, собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы, авторские права и патенты, эффект масштаба как конкурентное преимущество перед «новичками» рынка, нелегальные методы борьбы)
  5. полный контроль монополиста над ценой.
 

Введение 

Изучение монопольных  рынков актуально для принятия экономических  решений по разным вопросам.

Монополии - крупные  хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и т.д.) и  осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой  степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения максимальных монопольных прибылей.

Ценовая дискриминация - политика, ориентированная на использовании  низкой ценовой эластичности фирмы  и в то же время на реализацию продукции получение прибыли.

Различают три  типа ценовой дискриминации: ценовая  дискриминация первой степени или  совершенная ценовая дискриминация, ценовая дискриминация второй степени  ценовая дискриминация третьей  степени. Рассмотрены экономические  графики ценовой дискриминации, а также приведены примеры  по каждому типу ценовой дискриминации.

2. Максимизация  прибыли

Цель – нахождение монополистом полного равновесия, где  1.MC(предельные издержки)=MR(предельный доход), 2.Цена(p)=средние издержки, включающие нормальный уровень прибыли(AC)=mc=mr 
3. Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация - это практика установления разных цен на один и тот же товар для  различных групп потребителей. Цель ценовой дискриминации - увеличение суммарной прибыли по сравнению  с прибылью от продажи товара по единой цене.

Для осуществления  ценовой дискриминации необходимо выполнение следующих условий:

§ Продавец может  контролировать цену товара;

§ На рынке товара присутствуют разные группы потребителей, отличающиеся предпочтениями и эластичностью  спроса по цене;

§ Потребители  не имеют возможности купить товар  по низкой цене и перепродать его  по высокой, т.е. арбитраж отсутствует .

Продажа различных  единиц выпуска по разным ценам называется ценовой дискриминацией.

Ценовая дискриминация  первой степени означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам и эти цены могут быть различными для разных индивидов. Этот случай иногда именуют случаем совершенной ценовой дискриминацией. Монополист устанавливает для каждого покупателя индивидуальную цену, равную его максимальной готовности платить за товар. Можно сказать, что совершенная ценовая дискриминация – это идеал, «голубая мечта» монополиста, но на практике она достигается редко. Пример – известный адвокат, хорошо зная платёжеспособность своей клиентуры, может назначить каждому такую цену за его услуги, которая соответствует максимальной сумме, которую готов заплатить клиент. 

Ценовая дискриминация  второй степени означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам, при этом каждый индивид, покупающий одинаковое количество единиц товара, платит одну и ту же цену. Таким образом, цены различаются для разных количеств товара, но не для людей. Наиболее распространенный пример этого - оптовые скидки. Ценовая дискриминация второй степени известна также как случай нелинейного ценообразования, поскольку она означает, что цена на единицу товара не постоянна, а зависит от того, сколько товара вы покупаете. Эту форму ценовой дискриминации часто используют предприятия коммунальных услуг; например, цена единицы электроэнергии часто зависит от того, сколько ее покупается. В других отраслях крупным покупателям иногда предоставляются оптовые скидки. На практике монополист часто стимулирует этот самоотбор изменением не количества товара, как в данном примере, а его качества. Хорошим примером такого рода является случай с установлением цен на воздушные перевозки. Авиалиниями США обычно предлагаются два вида авиабилетов. Один вид билетов - без ограничений: этот тариф без ограничений привлекателен для лиц, отправляющихся в деловые поездки, поскольку их планы относительно поездки могут неожиданно измениться. Другой тариф предусматривает несколько ограничений: пассажир должен останавливаться в пути на субботнюю ночь, должен покупать билет заранее, за 14 дней, и т.д. Наличие этих ограничений делает такой билет менее привлекательным для лиц, отправляющихся в деловые поездки, т.е. для пассажиров с высокой готовностью платить, однако для туристов эти ограничения все же приемлемы. В конце концов каждый тип пассажира выбирает тот класс тарифа, который предназначался именно для него, и авиалиния получает гораздо больше прибыли, чем при продаже каждого билета по одинаковой цене.

Ценовая дискриминация  третьей степени имеет место тогда, когда монополист продает выпуск различным людям по разным ценам, однако каждая единица выпуска, продаваемая данному индивиду, продается по одной и той же цене. Здесь происходит не разделение цен спроса на отдельные экземпляры, а сегментация рынка, т.е. разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способности. Т.е. монополист создает «дорогой»(спрос неэластичен, доход за счет цены) и «дешевый»(эластичен – за счет количества) рынки. Это наиболее распространенная форма ценовой дискриминации; ее примеры включают скидки пожилым гражданам, студентам и т.д.  

Билет №6 

Олигополия, её характерные черты. Модель Курно.

Олигополия –  это тип рынка несовершенной  конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Таким образом, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, однако значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции.

Характерные черты  олигополий:

  1. Немногочисленность фирм в отрасли
  2. Высокие барьеры для вступления в отрасль
  3. Всеобщая взаимозависимость – т.к. фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Подобно шахматисту, учитывая все возможные ходы противника, олигополист должен быть готов к различным вариантам развития ситуации на рынке в результате различного поведения конкурентов. При условии договоренность – тенденция превращения отрасли в монопольную.
  4. Однородная продукция с незначительной дифференциацией
  5. Частичный контроль над ценой.

     1) Модель Курно. Впервые попытка объяснить поведение олигополии была предпринята французом А. Курно в 1838 г. Его модель основывалась на следующих предпосылках:

     • на рынке присутствуют только две  фирмы;

     • каждая фирма, принимая свое решение, считает  цену и объем производства конкурента постоянными.

     Допустим, что на рынке действуют две  фирмы: Х и У. Как будет определять фирма Х цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма У. Однако что будет делать фирма У, фирме Х неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать собственный выпуск.

     Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой вызовет  сокращение спроса на продукцию фирмы  Х. На рис 1,1 показано, как сместится  график спроса на продукцию фирмы  Х (он будет сдвигаться влево), если фирма У начнет расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой Х исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно с Р0 до Р1, Р2 и с Q0 до Q1,Q2.

     Рис 1.1 Модель Курно. Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой Х при расширении производства фирмой У: D — спрос; MR — предельный доход; МC — предельные издержки 

     Если  рассматривать ситуацию с позиции  фирмы У, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой ею продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой Х.

     Объединив оба графика, получим кривые реакции  обеих фирм на поведение друг друга. На рис. 1,2 кривая Х отражает реакцию  одноименной фирмы на изменения  в производстве фирмы У, а кривая У — соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями. 

     

     Рис. 1,2 Кривые реакции фирм Х и У на поведение друг друга

В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом. Когда фирма У выходит на рынок и отнимает у фирмы У часть потребительского спроса, последняя «сдается», вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма Х может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму У на рынок. Такие действия фирмы не охватываются моделью Курно.

     «Ценовая  война» снижает прибыли обеих  сторон. Поскольку решения одной  из них влияют на решения другой, существуют основания договориться о фиксации цен, разделе рынка  с целью ограничения конкуренции  и обеспечения высоких прибылей. Поскольку всякого рода сговоры  подпадают под антимонопольное  законодательство и преследуются государством, фирмы в условиях олигополии предпочитают от них отказываться.

     Так как ценовая конкуренция не выгодна  никому, каждая фирма была бы готова держать более высокую цену при  условии, что ее конкурент поступит аналогичным образом. Даже если изменится  спрос, или сократятся издержки, или  произойдут еще какие-то события, позволяющие  снизить цену без ущерба для прибыли, фирма не сделает этого из опасения, что конкуренты воспримут подобный шаг как начало ценовой войны. Повышение цен также не привлекательно, так как конкуренты могут и не последовать примеру фирмы. 
 
 
 

Билет №7

Антимонопольное законодательство 

При всех своих  неоспоримых достоинствах совершенной  конкуренции у нее есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни, а это ставит под удар экономическую демократию, являющаяся основой политической демократии. Еще в 19 в. В промышленно развитых странах Запада и, прежде всего, в  США была осознана необходимость  поставить заслон деструктивным  силам монополизации. 

Наиболее разработанным  принято считать антимонопольное  законодательство США, имеющее к  тому же наиболее давнюю историю. Оно  базируется на «трех китах», т.е. трех основных законодательных актах: 

Закон Шермана(1890г.).  Этим законом запрещается тайная монополизация торговли, единоличный контроль в той или иной отрасли, сговор о ценах. 

Закон Клейтона(1914г.) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию(не во всех случаях, а тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др.

В 1950г.-поправка Селлера-Кефовера-уточнение понятия незаконного слияния. Запрет слияния путем скупки активов, в поправке+запрет вертикальных слияний – производство-сбыт продукции. 

Закон Робинсона-Пэтмэна(1936г.) – запрет на ограничительную деловую практику в области торговли, например – ценовую дискриминацию. 

Факт установления монополистического превосходства  – 33%рынка на 1 предприятие, 50%-3, 66%-5.

Принцип разумности, дополнительные издержки<дополнительные выгоды. 

Антимонопольное законодательство в России

Основой российского  антимонопольного законодательства является Федеральный закон (Россия) «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Таким субъектам  при некоторых исключениях запрещается:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"