Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономика"

Файлы: 1 файл

шпаргалка.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

Понятие «качество экономического роста» в экономической теории связывается с усилением социальной направленности экономического развития страны. Основными составляющими качества экономического роста являются:

– улучшение материального  благосостояния населения;

– увеличение свободного времени;

– повышение уровня развития отраслей социальной инфраструктуры;

– рост инвестиций в человеческий капитал;

– обеспечение безопасности условий труда и жизни людей;

– социальная защищенность безработных и нетрудоспособных;

– поддержание полной занятости. Многие экономисты считают, что наиболее предпочтительны невысокие (2–4 % в год), но устойчивые темпы экономического роста.

Под факторами экономического роста в экономике понимаются те явления и процессы, которые  определяют возможности увеличения реального объема производства, повышения  эффективности и качества роста.

По способу воздействия  на экономический рост различают  прямые и косвенные факторы.

Прямыми называются те, которые  непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту.

Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой возможности в действительность. Они могут способствовать реализации потенциала, заложенного в прямых факторах, или ограничивать его.

 

К прямым относятся пять основных факторов, непосредственно  определяющих динамику совокупного  производства:

– увеличение численности  и повышение качества трудовых ресурсов;

– рост объема и улучшение  качественного состава основного  капитала;

– совершенствование  технологии и организации производства;

– повышение количества и качества вовлекаемых в хозяйственный оборот природных ресурсов;

– рост предпринимательских  способностей в обществе.

Косвенными факторами  являются:

– снижение степени монополизации  рынков;

– уменьшение цен на производственные ресурсы;

– снижение налогов на прибыль;

– расширение возможности  получения кредитов;

– рост потребительских  и государственных расходов;

– повышение конкурентоспособности  продукции страны на мировом рынке.

Выделяются два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Основной особенностью экстенсивного типа экономического роста является то, что расширение объема материальных благ и услуг достигается за счет увеличения количества применяемых прямых факторов роста: численности работников, средств труда, земли, сырья, топливно-энергетических ресурсов.

При экстенсивном росте сохраняются постоянные пропорции между темпами роста реального объема производства и реальных совокупных издержек на его создание.

Специфика интенсивного типа экономического роста состоит  в том, что расширение производства обеспечивается за счет качественного совершенствования прямых факторов роста: применения прогрессивных технологий, использования рабочей силы, имеющей более высокую квалификацию и производительность труда и т. д. В этом случае темпы роста реальных объемов производства будут превышать темпы изменения совокупных издержек на его производство.

В соответствии с выделением типов экономического роста прямые факторы роста разделяются на две основные группы: экстенсивные и интенсивные.

В реальной действительности экстенсивный или интенсивный типы экономического роста в чистом виде не существуют. Количественное совершенствование факторов роста, осуществляемое на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, всегда требует вложений инвестиций в средства производства или рабочую силу.

В свою очередь рост рабочей  силы и средств производства сопровождается изменением их качественных характеристик. Поэтому при анализе реального  экономического роста, а не его теоретических  моделей выделяют преимущественно  экстенсивный и преимущественно интенсивный типы роста.

 

25 Причины и цели государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование  экономики (ГРЭ) в условиях рыночного  хозяйства представляет собой систему  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями, общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает задачи:

– стимулирования экономического роста;

– регулирования занятости;

– поощрения прогрессивных  сдвигов в отраслевой и региональных структурах;

– поддержки экспорта и т. д.

Субъектами экономической  политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Объекты ГРЭ – это  сферы, отрасли, регионы, а также  ситуации, явления и условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдельном будущем.

Основные объекты ГРЭ: экономический цикл; секторная, отраслевая и региональная структуры хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения, включая отношения между работодателем и работниками по найму, а также социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.

Суть государственной  антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции.

В условиях длительного  и бурного подъема в экономике  страны могут возникнуть опасные  явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую  силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен.

В такой ситуации задача ГРЭ – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы  сократить перепроизводство товаров  и перенакопление капитала и таким  образом уменьшить глубину и  продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Генеральной целью ГРЭ  является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего  строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

Выделяют следующие средства государственного регулирования экономики.

1. Административные. Не  связаны с созданием дополнительного  материального стимула или опасностью  финансового ущерба. Они базируются  на силе государственной власти  и включают меры запрета, разрешения  и принуждения.

2. Экономические средства  ГРЭ подразделяют на:

1) средства денежно-кредитной  политики: регулирование учетной  ставки; установление и изменение  размеров минимальных резервов; операции государственных учреждений  на рынке ЦБ, такие как эмиссия  государственных обязательств, торговля ими и погашение;

2) средства бюджетной  политики(доходы и расходы центрального  правительства и местных властей).

 

26 Методы и модели госрегулирования

Государственное регулирование  осуществляется в двух основных направлениях:

– регулирование рыночных отношений;

– регулирование товарно-денежных отношений.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя  условия налогообложения, вводя  одни и отменяя другие налоги, государство  создает условия для ускоренного  развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Различают следующие  типы государственного регулирования:

– полный государственный  монополизм в управлении хозяйством.

– различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов

– крайний либерализм, признающий эффективным только условия  неограниченного частного предпринимательства.

Эффективность государственного регулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.

Институциональные структуры  государственного регулирования включают административные органы.

Степень обособленности этих органов управления, определяющая возможность реализации экономических  интересов и последовательность в принятии решений, зависит от уровня централизации управления в стране.

Выделяются две главные  модели государственного регулирования  через определенные органы государства.

1. Реактивная (адаптационная)  модель, характерная для США. Она  позволяет четко реагировать  на изменения и «осечки» рынка.

Это обеспечивается подвижностью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов  прямого и косвенного регулирования  на макро– и микроуровне, сочетанием разных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.

2. Проактивная модель  государственного регулирования  (Япония) предполагает предупреждение  возможных сбоев в рыночном  механизме путем «точной» дозировки  объемов государственного вмешательства,  использования прогнозирования,  координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей.

Государство оказывает  воздействие на рыночный механизм через  свои расходы, налогообложение, регулирование  и государственное предпринимательство.

Государственные расходы  считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т. д.).

Трансфертные платежи  – это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям  населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т. д.

Другим важным инструментом государственного воздействия является налогообложение.

Налоги – основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются  различные виды налогов.

Государственное предпринимательство  осуществляется в тех областях, где  хозяйственность противоречит природе  частных фирм или же требуются  огромные вложения средств и риск.




Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"