Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:59, шпаргалка
Работа содержит ответы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономика"
Понятие «качество экономического роста» в экономической теории связывается с усилением социальной направленности экономического развития страны. Основными составляющими качества экономического роста являются:
– улучшение материального благосостояния населения;
– увеличение свободного времени;
– повышение уровня развития отраслей социальной инфраструктуры;
– рост инвестиций в человеческий капитал;
– обеспечение безопасности условий труда и жизни людей;
– социальная защищенность
безработных и
– поддержание полной занятости. Многие экономисты считают, что наиболее предпочтительны невысокие (2–4 % в год), но устойчивые темпы экономического роста.
Под факторами экономического роста в экономике понимаются те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста.
По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы.
Прямыми называются те, которые непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту.
Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой возможности в действительность. Они могут способствовать реализации потенциала, заложенного в прямых факторах, или ограничивать его.
К прямым относятся пять основных факторов, непосредственно определяющих динамику совокупного производства:
– увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов;
– рост объема и улучшение
качественного состава
– совершенствование технологии и организации производства;
– повышение количества и качества вовлекаемых в хозяйственный оборот природных ресурсов;
– рост предпринимательских способностей в обществе.
Косвенными факторами являются:
– снижение степени монополизации рынков;
– уменьшение цен на производственные ресурсы;
– снижение налогов на прибыль;
– расширение возможности получения кредитов;
– рост потребительских и государственных расходов;
– повышение
Выделяются два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Основной особенностью экстенсивного типа экономического роста является то, что расширение объема материальных благ и услуг достигается за счет увеличения количества применяемых прямых факторов роста: численности работников, средств труда, земли, сырья, топливно-энергетических ресурсов.
При экстенсивном росте сохраняются постоянные пропорции между темпами роста реального объема производства и реальных совокупных издержек на его создание.
Специфика интенсивного типа экономического роста состоит в том, что расширение производства обеспечивается за счет качественного совершенствования прямых факторов роста: применения прогрессивных технологий, использования рабочей силы, имеющей более высокую квалификацию и производительность труда и т. д. В этом случае темпы роста реальных объемов производства будут превышать темпы изменения совокупных издержек на его производство.
В соответствии с выделением типов экономического роста прямые факторы роста разделяются на две основные группы: экстенсивные и интенсивные.
В реальной действительности экстенсивный или интенсивный типы экономического роста в чистом виде не существуют. Количественное совершенствование факторов роста, осуществляемое на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, всегда требует вложений инвестиций в средства производства или рабочую силу.
В свою очередь рост рабочей силы и средств производства сопровождается изменением их качественных характеристик. Поэтому при анализе реального экономического роста, а не его теоретических моделей выделяют преимущественно экстенсивный и преимущественно интенсивный типы роста.
25 Причины и цели государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями, общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает задачи:
– стимулирования экономического роста;
– регулирования занятости;
– поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональных структурах;
– поддержки экспорта и т. д.
Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.
Объекты ГРЭ – это
сферы, отрасли, регионы, а также
ситуации, явления и условия социально-
Основные объекты ГРЭ: экономический цикл; секторная, отраслевая и региональная структуры хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения, включая отношения между работодателем и работниками по найму, а также социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.
Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции.
В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен.
В такой ситуации задача ГРЭ – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы сократить перепроизводство товаров и перенакопление капитала и таким образом уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.
Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.
Выделяют следующие средства государственного регулирования экономики.
1. Административные. Не
связаны с созданием
2. Экономические средства ГРЭ подразделяют на:
1) средства денежно-кредитной
политики: регулирование учетной
ставки; установление и изменение
размеров минимальных резервов;
операции государственных
2) средства бюджетной
политики(доходы и расходы
26 Методы и модели госрегулирования
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
– регулирование рыночных отношений;
– регулирование товарно-денежных отношений.
Маневрируя налоговыми
ставками, льготами и штрафами, изменяя
условия налогообложения, вводя
одни и отменяя другие налоги, государство
создает условия для
Различают следующие типы государственного регулирования:
– полный государственный монополизм в управлении хозяйством.
– различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов
– крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства.
Эффективность государственного регулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.
Институциональные структуры государственного регулирования включают административные органы.
Степень обособленности этих органов управления, определяющая возможность реализации экономических интересов и последовательность в принятии решений, зависит от уровня централизации управления в стране.
Выделяются две главные модели государственного регулирования через определенные органы государства.
1. Реактивная (адаптационная) модель, характерная для США. Она позволяет четко реагировать на изменения и «осечки» рынка.
Это обеспечивается подвижностью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования на макро– и микроуровне, сочетанием разных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.
2. Проактивная модель
государственного
Государство оказывает
воздействие на рыночный механизм через
свои расходы, налогообложение, регулирование
и государственное
Государственные расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т. д.).
Трансфертные платежи – это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т. д.
Другим важным инструментом государственного воздействия является налогообложение.
Налоги – основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов.
Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск.