Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Экономика"

Файлы: 1 файл

шпаргалка.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

2. Проведение операций  на открытом рынке. В настоящее время основным инструментом регулирования денежного предложения в развитых странах являются операции на открытом рынке. Так, операции с ценными бумагами представляют собой основу регулирующей деятельности Федеральной резервной системы США. На эти сделки приходится примерно 4/3 годового оборота ФРС. Операции на открытом рынке — покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг. При продаже центральным банком государственных ценных бумаг сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, возможности для кредитования и создания новых денег. Денежное предложение сокращается, а процентная ставка (цена заемных денежных средств) повышается. При покупке центральным банком государственных ценных бумаг идет обратный процесс.

 

3. Установление норм, обязательных резервов коммерческих  банков. Центральный банк изменяет  объем денежного предложения  путем регулирования избыточных  резервов коммерческих банков. Резервы  коммерческих банков — денежный  капитал, конторы й может быть  отдан в кредит. Обязательные резервы коммерческих банков — часть резервов, которую коммерческие банки должны хранить на специальных счетах центрального банка. От размеров избыточных резервов зависит способность коммерческих банков создавать деньги и увеличивать денежное предложение. Норма обязательных резервов — процент обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются в зависимости от видов вкладов и размеров банка. Эти деньги не могут использоваться для проведения активных операций, и прежде всего кредитования. Обязательные резервы представляют собой минимальный размер резервов, которые должны иметь коммерческие банки. Они, во-первых, должны обеспечивать необходимый уровень ликвидности, наличия денежных ресурсов коммерческих банков для выполнения платежных обязательств, а во-вторых, являются инструментом центрального банка для регулирования объема денежной массы. Банки могут хранить и избыточные резервы, например для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Избыточные резервы коммерческих банков — резервы банка минус обязательные резервы. Чем выше устанавливает центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы.

 

Селективными методами регулирования являются:

 

1. Контроль по отдельным  видам кредитов. Этот контроль  часто применяется в отношении  кредитов под залог биржевых  ценных бумаг, ипотечного кредита,  потребительских ссуд на покупку  товаров в рассрочку. Здесь  центральный банк может дать  указание финансовым учреждениям делать специальные депозиты в центральный банк в случае увеличения названных видов кредита.

 

2. Регулирование риска  и ликвидности банковских предприятий.  Существует множество правительственных  положений, регулирующих операционную  деятельность банков. Основное внимание в этих положениях уделяется риску и ликвидности банковских операций. Риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

 

3. Предписываемая законом  маржа. Фондовая биржа — необходимый  институт рыночных экономических  отношений. Фондовые биржи представляют  собой рынки ценных бумаг компаний. Однако безудержная спекуляция  на финансовом рынке доставляет  экономике серьезные проблемы. Падение курса акций может привести к разорению как предприятий, так и частных лиц, что, в свою очередь, приведет к сокращению инвестиций и потребительского спроса и подтолкнет экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже используют предписываемую законом маржу. Маржа — минимальная пропорция стоимости покупаемых ценных бумаг, которая оплачивается из собственных средств покупателя. Например, при марже в 60 %, приобретая пакет ценных бумаг на сумму в 1 млн долл., покупатель должен своими деньгами заплатить 600 тыс. долл. и только 400 тыс. долл. могут составлять средства, полученные в кредит. Маржа повышается, когда желательно ограничить спекулятивную скупку акций, и понижается — для оживления рынка.

 

4. Увещевания. Руководящие кредитно-денежные институты могут «настоятельно рекомендовать» коммерческим банкам следовать определенной политике. Например, ограничить ежегодное расширение кредита, поскольку это может иметь негативные последствия для банковской системы и экономики в целом.

 

22 Государственный бюджет. Доходы бюджета. Налоги, их виды и функции

Главным звеном финансовой системы является государственный  бюджет. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.

Структура бюджетной  системы той или иной страны зависит  прежде всего от ее государственного устройства .

Через бюджетную систему  в целом и государственный  бюджет в частности реализуются  распределительная и контрольная  функции бюджета.

Распределительная функция  предполагает концепцию формирования денежных средств в государстве  через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций.

Контрольная функция  проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и  использования денежных средств  в различных структурных звеньях  экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.

путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т. д.

Бюджет имеет свою структуру. Структура бюджета по доходам выглядит следующим образом:

– налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и др.

– доходы от государственной  собственности, государственных предприятий;

– поступления фондов социального страхования, пенсионного  и страхового фондов;

– прочие доходы.

Налог – это принудительно  изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Эти сборы производятся на основе государственного законодательства.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция  является основной. Используя ее, государство  формирует денежные фонды.

Экономическая функция  предполагает использование налогов  в качестве инструмента перераспределения  национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг.

Прямые налоги непосредственно  уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны  платежеспособности.

Косвенные налоги – это  обязательные платежи, включенные в  цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.

Совокупность взимаемых  в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также и  методов их построения образует налоговую  систему. В странах с федеральным устройством при проектировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам Федерации.

 

23 Расходы государственного бюджета. Фискальная политика

Основные направления расходов государственного бюджета: расходы на здравоохранение, образование, пособия, субсидии региональным властям на эти цели; расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост: инвестиции, дотации, осуществление целевых программ и планов; расходы на оборону; расходы на обеспечение внешней политики, займы иностранным государствам; содержание аппарата государства, милиции, юстиции и др.; платежи по государственному долгу; прочие расходы.

Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита.

Государство оказывает  воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринимательство.

Фискальная политика представляет собой меры, которые  предпринимает правительство с  целью стабилизации экономики с  помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Государственные расходы  влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные  расходы состоят из государственных  закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т. д.).

Трансфертные платежи  – это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т. д.

Другим важным инструментом государственного воздействия является налогообложение.

Налоги – основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов.

Одни из них носят  видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку  накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары.

Налоги охватывают как  домохозяйства, так и фирмы. В  виде налогов в бюджет попадают значительные суммы. Государственное регулирование  призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы

 

24 Экономический рост, его виды и факторы

Под экономическим ростом понимаются долговременные изменения  реального объема национального  производства, связанные с развитием  производительных сил в долгосрочном временном интервале.

Если все факторы  производства используются полностью  и с наибольшей эффективностью (экономика  находится на границе своих производственных возможностей), то реальный объем производства достигает своего максимального  значения. Это так называемый «потенциальный объем производства».

Если производственные ресурсы используются недостаточно эффективно или не в полном объеме, то фактическое значение реального  объема производства будет меньше потенциального.

Сущность экономического роста состоит в разрешении и воспроизведении на новом уровне основного противоречия экономики: между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей.

Разрешаться это противоречие может двумя основными способами:

– во-первых, за счет увеличения производственных возможностей;

– во-вторых, за счет наиболее эффективного использования имеющихся  производственных возможностей и развития общественных потребностей. Однако на этом процесс не завершается: на каждом новом этапе развития при расширении производственных возможностей не все общественные потребности удовлетворяются.

Существует два основных подхода к трактовке форм проявления экономического роста. Наиболее распространенным выступает понимание экономического роста как итоговой характеристики развития национальной экономики за определенный период, измеряемой либо темпами роста реального объема ВНП, либо темпами увеличения этих показателей в расчете на душу населения. В настоящее время превалирует второй подход.

Под экономическим ростом подразумевается такое развитие национальной экономики, при котором темпы увеличения реального национального дохода превышают темпы роста населения.

Рассматривая экономический  рост с точки зрения интересов  всего общества, можно выделить его  основные цели: повышение материального благосостояния населения и поддержание национальной безопасности.

Под эффективностью экономического роста понимается улучшение всех составляющих многогранного понятия  «эффективность производства». К ним  относятся улучшение качества товаров и услуг, повышение их конкурентоспособности, освоение производства новых товаров, освоение новых технологий, увеличение отдачи от использования производственных ресурсов и т. п.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"