Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

Экономика.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

 

Дайте определение понятия "планирование". Изложите, цели, задачи и принципы планирования. Опишите виды планирования. Планирование - научное обоснование экономических целей развития предприятия и форм его хозяйственной деятельности и разработку наилучших способов их осуществления с учетом требования рынка при максимальном использовании имеющихся производственных ресурсов. цель планирования - получение максимальной прибыли.. В рыночной мировой экономике цели предприятий при планировании:Экономический рост, т.е. желание организации обеспечить рост большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а, следовательно и более высокий уровень жизни людей;Полная занятость, предполагающая занятость всех, кто желает и способен трудиться;Экономическая эффективность, характеризующая максимальную отдачу всех имеющихся ограниченных производственных ресурсов при минимуме издержек на их использование;Стабильный уровень цен,Справедливое распределение доходов.Основными задачами, решаемыми в ходе планирования, являются:Увеличение объема продаж продукции предприятия, прибыли и рентабельности производства;Повышение конкурентоспособности продукции за счет улучшения ее качества, освоения новых видов изделий и снижения цен на них;Снижение издержек на основе улучшения использования производственных ресурсов организации;Создание новых рабочих мест для обеспечения социальной стабильности в стране;Выявление направлений развития потребительского спроса на продукцию, выпускаемую организацией. Принципы планирования: 1. принцип объективной необходимости; 2. принцип непрерывности; 3. принцип гибкости; 4. принцип единства; 5. принцип точности; 6. принцип участия; 7. принцип эффективности; 8. принцип оптимальности; 9. принцип комплексности; 10. принцип научности. 2 основных вида планирования: Технико-экономическое планирование предусматривает разработку системы показателей развития техники и экономики предприятия. В ходе такого планирования обосновываются оптимальные объемы производства, выбираются необходимые производственные ресурсы, устанавливаются рациональные нормы их использования и определяются конечные финансово-экономические показатели функционирования.Оперативно-производственное планирование предполагает последующую детализацию технико-экономических планов предприятия. Оно предусматривает установление текущих производственных заданий различным структурным подразделениям и корректировку плановых заданий в процессе производства.Расширение свободы субъектов хозяйствования в плановой области и накопленный опыт в области теории планирования позволяет дополнить существующую классификацию видов планов по следующим признакам: 1. по методам обоснования: Рыночное планирование; Индикативное планирование; Директивное; 2. по времени действия:  оперативное планирование; краткосрочное планирование; среднесрочное планирование; долгосрочное; 3. по точности целей, учитываемых в планировании: оперативное планирование;  тактическое планирование; стратегическое планирование; нормативное планирование; 4. по сфере применения:межцеховое,внутрицеховое,бригадное,индивидуальное.5. по стадиям разработки:предварительное,окончательное.

 

 

Дайте определение понятий "производственная программа" и "производственная мощность". Объясните методику расчета производственной мощности организации и показателей ее использования. Производственная программа (план производства) это обоснованный план выпуска продукции на определенный календарный период (год, квартал, месяц). Предметом производственного планирования выступает определение перечня изделий, которые будут выпускаться и требуемых для этого производственных ресурсов.Производственная мощность предприятия это максимально возможный выпуск продукции за определенный период в заданной (плановой) номенклатуре при полном использовании оборудования и площадей в соответствии с установленным режимом работы предприятия.Производственная мощность определяется в тех же единицах измерения, в которых составляется план производства продукции. Различают мощность участка, цеха, предприятия. На величину производственной мощности влияет ряд факторов:1. количество и производительность применяемого технологического оборудования, агрегатов, автоматических линий; 2. эффективный фонд времени эксплуатации оборудования при принятом режиме работы предприятия; 3. трудоемкость изготовления продукции и др. Производственная мощность - величина переменная. Она может изменяться вследствие проведения организационно-технических мероприятий, реконструкции или расширения производства, повышения его технического уровня. Поэтому применяется несколько понятий, характеризующих производственную мощность. Входная это мощность на начало планового периода, обычно на 1 января. Показывает, какими производственными возможностями располагает предприятие в начале планового периода. Выходная производственная мощность - это мощность предприятия на конец года. Она определяется как сумма входной мощности и мощности, введенной в течение года за счет организационно-технических мероприятий , минус выбывшую мощность в течение года. Для соответствия производственной программы имеющимся мощностям рассчитывается показатель Среднегодовой производственной мощности это производственная мощность, которой располагает предприятие для выпуска продукции в течение года. Она определяется с учетом времени ввода или выбытия производственных мощностей и рассчитывается. Уровень использования производственной мощности характеризуется рядом показателей. Основной из них - к- т использования производственной мощности. Он определяется соотношением объема продукции, произведенной за определенный период времени, к среднегодовой производственной мощности за этот же период. К- т использования мощности Ки.: Kи = ВП / ПМСР.     Оптимальный коэффициент использования производственной мощности 1 . Показателем использования производственной мощности может быть коэффициент загрузки оборудования Кц по предприятию в целом и по отдельным его видам.  Кз = ПМ * Т / Фэф,   Т рудоемкость изготовления продукции на данном оборудовании.Данный к- т позволяет выявить излишнее или неиспользованное оборудование. Основные пути улучшения использования производственной мощности:Сокращение простоев парка оборудования,Уменьшение количества излишнего оборудования,Повышение фондоотдачи путем внедрения новых, более прогрессивных средств труда и технологий,Модернизация действующего парка основного технологического оборудования,Совершенствование структуры основных производственных фондов,Повышение уровня квалификации персонала и т.д.

 

Раскройте сущность и изложите классификацию инноваций. Определите их значение в экономике организации. Инновации - это вновь созданный материал, продукция или технология впервые внедряемые в производство, другими словами - это качественное изменение производства, которые могут относится к технике, технологии, форма организационного производства и управления.Инновационная деятельность охватывает процесс возникновения идеи, ее разработку, использование результатов в производстве, управление этим процессом, предпринимательство, выход на рынок и достижение коммерческого успеха.1. По содержанию инновации делятся на:производственные (новые виды оборудования, сырья, материалов);управленческие (новые методы организации производства, управления, продвижения товара на рынок);информационные (новые способы сбора, обработки и передачи информации);социальные (охватывают изменения условий труда, быта, экологии) .2. По уровню новизны инновации делятся на продукцию, изготовленную на основе: высоких технологий, продвинутых технологий, технологий среднего уровня, технологий низкого уровня. 3. По месту использования выделяются инновации: в производственной сфере (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве), в непроизводственной сфере (образование, наука).4. По уровню новизны - базисные инновации (позволяют сформировать новое поколение техники), улучшающие (изобретения, позволяющие поддерживать стабильность экономического развития), псевдоинновации ( "косметическое" улучшение продукции)Инновационная деятельность предприятия является важнейшим инструментом, обеспечивающим конкурентоспособность выпускаемых товаров и возможность увеличения прибыли, получаемой предприятием в результате хозяйственной деятельности. Инновационная деятельность позволяет повышать конкурентоспособность продукции и за счет неценовых факторов, так как новые изделия с улучшенными технико- экономическими параметрами привлекают покупателей.

Дайте определения понятий "инвестиции", "инвестиционная деятельность", "субъекты и объекты инвестиционной деятельности". Изложите классификацию инвестиций. Опишите источники финансирования инвестиционной деятельности.   Инвестиции - долгосрочное вложение капитала в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли и (или) социального эффекта. Инвестиционная деятельность - действия субъектов хозяйствования по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или иному их использованию для получения прибыли или достижения иного значимого результата в соответствии с требованиями законодательства. Субъектом инвестиционной деятельности является инвестор.Инвестор - это субъект (юридическое, физическое лицо или государство), осуществляющий инвестиционную деятельность.Объектами инвестиционной деятельности являются:Недвижимое имущество, в том числе организация как имущественный комплекс;Ценные бумаги;Интеллектуальная собственность. Виды инвестиций:1. в зависимости от объекта:Прямые; портфельные; 2. в зависимости от характера:Реальные; финансовые; интеллектуальные; 3. по субъектам инвестирования:частные;государственные;4. по форме:материальные ;нематериальные . Инвестиции в воспроизводство основных фондов осуществляются в виде капитальных вложений. предприятие, функционирующее в рыночной среде, для целей инвестирования может использовать различные виды источников, которые можно объединить в следующие группы:1) собственные финансовые ресурсы инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления). Величина собственных средств ограничивается условиями и порядком начисления амортизации, рентабельностью продукции, объемом продаж на рынке;2) заемные финансовые ресурсы - кредиты, займы и др. ограничиваются размерами залогового обеспечения, условиями кредитования, финансовыми возможностями по их возврату;3) средства госбюджета и внебюджетных фондов;4) денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий;5) привлеченные ресурсы - средства от продажи акций, облигаций, целевые взносы учредителей. Ограничиваются платежеспособностью учредителей, финансовым состоянием предприятия.При определении рациональной величины инвестирования средств учитываются планируемые доходы.

Раскройте сущность цены, опишите виды цен. Определите методику расчёта отпускной цены предприятия-изготовителя методом прямого счёта. Рассмотрите механизм обратного счёта (целесообразность выпуска). Цена является наиболее распространенным в экономике понятием. В соответствии с законом о ценообразовании: Цена - это денежная оценка стоимости единицы товара.Цена - это стоимость товара, выраженная количеством денег, которое приходится платить при покупке товара. Цена выполняет ряд функций:  Учетная. Стимулирующая. Регулирующая. Распределительная. Виды цен:1. по способу установления: Регулируемые цены; Фиксированные цены; Свободные цены;2. по принадлежности к определенной отрасли: Отпускная цена предприятия-изготовителя; Оптовая цена ;Розничная цена; Закупочные цены; 3. непосредственно связанные с торговлей: Базисная цена ;Биржевая цена; Договорная цена; Контрактная цена ;Твердая цена ;Демпинговая цена ;  4. по времени действия: Текущие;Сезонные; Скользящие; Существуют различные методы ценообразования. Основными являются методы прямого и обратного счета. При методе прямого счета (целевом) не мало важную роль играют издержки производства. Прибыль в ходе расчетов устанавливается не как процент к издержкам, а как индивидуальный показатель каждого товара. Данный метод основывается на анализе безубыточности производства путем сопоставления издержек с ожидаемым результатом от продаж.  Метод прямого счета: он служит непосредственно для определения отпускной цены    1. определяем прибыль   П = С полн * Нр     100      Нр - норма рентабельности       2. определяем отпускную цену без НДС        ОЦ = П + С полн   3. налог на добавленную стоимость  НДС = ОЦ* ст. НДС   100   4. отпускная цена С НДС: ОЦндс = ОЦ+ НДС    Метод обратного счета (затратный) - отличается простотой расчетов и позволяет определить целесообразность выпуска продукции. Исходной для выполнения расчетов является цена на рассматриваемый товар с учетом включенных в нее налогов, предусмотренных законодательством. Данный метод позволяет определить выгодность производства продукции и размер предполагаемой прибыли еще до начала массового производства.  1. Выделяется НДС = ОЦндс * ст. НДС:    100 + ст.НДС 2. отпускная цена без НДС:     ОЦбез ндс = ОЦндс – НДС   3. прибыль от реализации:    П = ОЦ - НДС - С полн    4. рентабельность продукции :  R = П *100 С полн

 

 

.Дайте определение понятия "прибыль организации". Рассмотрите основные виды прибыли. Изложите методику расчёта чистой прибыли организации. Опишите механизм распределения прибыли.   Прибыль - это часть выручки от реализации продукции, которая остается вычета из нее налогов, уплаченных из выручки и затрат на производство продукции.  Различают следующие виды прибыли:Совокупная суммарная прибыль - прибыль полученная организацией от всех видов деятельности.Экономическая прибыль- разность между полученной выручкой и экономическими издержками (явными и неявными).ухгалтерская прибыль - разность между полученной выручкой и бухгалтерскими (явными) издержками. Источники: реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции.Прибыль от реализации - выручка от реализации продукции за вычетом налогов, включаемых в цену и выплачиваемых из выручки (НДС) и себестоимости реализованной продукции.Прибыль от прочей реализации - выручка от реализации материальных ценностей (излишнего оборудования, машин и т.д.) минус налоги, включаемые в цену и выплачиваемые из выручки и затраты, связанные с реализацией.Прибыль по внереализационным операциям определяется путем вычитания из доходов от внереализационных операций суммы расходов по внереализационным операциям  П в/о = Д в/о - Р в/о   Налогооблагаемая прибыль - размер прибыли, полученной организацией за отчетный период, который подлежит обложению налогом на прибыль. Льготируемая прибыль - прибыль, освобожденная от уплаты налга на прибыль. К ней относят: прибыль, от мероприятий, направленных на ликвидацию последствий ЧАЭС; прибыль предприятий, использующих труд инвалидов, если их численность составляет не менее 50% среднесписочного состава персонала и т.д.Чистая прибыль - прибыль, остающаяся в распоряжении организации после выплаты всех налогов и сборов.Номинальная прибыль - фактически полученный размер прибыли. Соответствует величине чистой прибыли. Реальная прибыль - номинальная прибыль, скорректированная на уровень инфляции. Минимальной считается прибыль, которая обеспечивает предприятию минимальный уровень доходности на вложенный капитал.Методика расчета чистой прибыли. Чистая прибыль - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, сборов, распределяемая на собственные цели и нужды  1. Определяется суммарная прибыль    СП = П реал + П проч. реал. + П в/о  2. Определяется прибыль налогооблагаемая - она формируется из суммарной прибыли и определяется следующим образом: из суммарной прибыли необходимо вычесть льготируемую прибыль.    П н/о = СП - П л       П л - сумма льготируемой прибыли        3. Определяется налог на прибыль (от суммы налогооблагаемой прибыли по ставке 24%)      Н приб = П н/о * ст. Н приб/ 100       4. Определяется сбор на развитие территории по ставке 3 %     Сб = (Пн/о - Н приб)*3/100      5. Определяется чистая прибыль     ЧП = Пн/о - Нприб – Сб      Распределение прибыли.Для реализации финансовой ответственности предприятия по обязательствам из чистой прибыли осуществляется ряд первоочередных платежей (штрафы, пени, неустойки по долгам бюджету, проценты по просроченным долгосрочным банковским кредитам, экологический налог за превышение лимитов).Часть чистой прибыли после уплаты первоочередных платежей остается в полном распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и именуется прибылью к распределению. Она распределяется в порядке, предусмотренном в учредительных документах предприятия. В обобщенном виде прибыль направляется на пополнение следующих фондов:резервный фонд - фонд организации, предназначенный для возмещения убытков от хозяйственной деятельности, для выплаты доходам инвесторам и кредиторам, если на эти цели не хватает прибыли. В него рекомендуется направлять ежегодно до 5% чистой прибыли, пока его размер не составит 25% уставного фонда,фонд потребления - используется для целей материального поощрения сотрудников предприятия (оплата питания, единовременные пособия уходящим на пенсию транспортные расходы и т.д.);фонд потребления - используется для целей реконструкции и модернизации предприятия, технического перевооружения производства, строительства и т.д.

Дайте определение понятия "рентабельность". Охарактеризуйте виды рентабельности. Опишите методику расчета показателей рентабельности. Проанализируйте пути повышения рентабельности.   Рентабельность- это доходность, прибыльность, показатель экономической эффективности деятельности промышленного предприятия, отражающий конечный результат хозяйственной деятельности. Виды рентабельности. При расчете рентабельности в любом случае отражается процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из следующих показателей: себестоимости продукции, стоимости основных производственных фондов, оборотных средств, выручке от реализации продукции и т.д.1. рентабельность производства рассчитывается путем деления прибыли на сумму основных производственных фондов и нормируемой части оборотных средств. Р произ = СП / ОПФ + ОБС норм * 100  Характеризует прибыльность производственных фондов предприятия и показывает величину прибыли, приходящуюся на 1 рубль основных фондов и оборотных средств. Основные фонды оцениваются по первоначальной стоимости.2. рентабельность капитала показывает величину прибыли, приходящуюся на 1 рубль активов предприятия; рентабельность номинального собственного капитала по балансу:        Р = СП / УФ * 100    рентабельность собственного капитала по балансу:    Р = СП / СК * 100 рентабельность суммарного капитала по балансу:  Р = СП / СК + ЗК * 100 3. рентабельность продукции :  Р прод = П реал / С полн * 100    4. рентабельность оборота:      Р об = П от реал / В* 100 5. рентабельность ОПФ:  Р опф = П / ОПФ * 100    Факторы и резервы роста прибыли и рентабельности. Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности факторы, влияющие на них, классифицируют по различным признакам:1. внешние - не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли и рентабельности.природные условия,;государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок;, система налогообложения,; нормы амортизации и т.д.2. внутренние (зависящие от деятельности предприятия):внепроизводственные - снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и т.д., производственные - характеризуют наличие и использование предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов.

Дайте определение качеству продукции и конкурентоспособности продукции. Определите систему показателей качества. Раскройте сущность системы качества и сертификации продукции. Качество - это совокупность потребительских свойств и характеристик продукции (услуги), придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Конкурентоспособность - это способность продукции (услуги) выдерживать конкуренцию, т.е. возможность успешной продажи на конкретном рынке в определенный момент времени. Конкурентоспособность продукции, работ и услуг так же является важным показателем, характеризующим функционирование предприятия в рыночной экономике. По общепринятой классификации выделяют следующие показатели качества:а) показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область ее применения (производительность оборудования, процентное содержание соли, сахара, жира в пищевых продуктах, скорость, высота полета самолета и др.). б) показатели надежности и долговечности - характеризуют свойства надежности и долговечности изделий в конкретных условиях их использования. Надежность изделия - сложное свойство, состоящее из трех частных свойств (безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости) и зависящее от долговечности составных частей изделия. в) показатели экологичности и безопасности применения товара. Показатели экологичности товара - одни из важнейших свойств, определяющих уровень его качества. К ним относятся показатели, оказывающие вредное воздействие объекта на воздушный бассейн, почву, воду, природу, здоровье человека и животного мира. г) показатели эргономичности товара. Эргономические показатели качества используются при определении соответствия объекта эргономическим требованиям, предъявляемым, например, к размерам, форме, цвету изделия и элементам его конкуренции, к взаимному расположению элементов и т.п  д) показатели технологичности товара. Технологичность - свойство, показывающее насколько близко конструкция учитывает требования существующей технологии и организации освоения, производства, транспортирования и технологического обслуживания объекта. е) эстетичность товара.Эстетичность - комплексное свойство, оказывающее влияние на чувственное восприятие человеком всего изделия в целом с точки зрения его внешнего вида. ж) показатели стандартизации и унификации отражают степень использования или применения в данном изделии стандартизированных деталей, сборочных единиц, блоков и других составных элементов и уровень унификации составных частей изделия. Эти показатели позволяют определить степень конструктивного единообразия изделия. з) патентно-правовые показатели объекта оценивается при помощи двух безразмерных показателей: показателя патентной защиты (или патентоспособности) и показателя патентной чистоты. и) показатели качества сервиса товара являются одним из факторов конкурентного преимущества. Система управления качеством - это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Система качества создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение политики в области качества - достижение поставленных стратегических целей. Сертификация- это действия, проводимое с целью установления и подтверждения посредством сертификата или специального знака соответствия товара или услуги определенным стандартам или техническим условиям. Она гарантирует потребителю, что товар или изделие отвечает определенным требованиям и имеет заданное качество. Идея и смысл сертификации известны давно. Обычное клеймение продукции ее изготовителем всегда являлось подтверждением высокого качества изделия. Существуют две системы сертификации: самосертификация и сертификация третьей стороной. Сертификация должна быть экономически подходящей и достаточной как для изготовителя продукции, так и для потребителей.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"