Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 15:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономический анализ" для экзамена.
1)Содержание,
предмет, задачи экономического
анализа, его роль в
управлении предприятием.
Экономический анализ – изучает предприятие и его взаимосвязь с внешними и внутренними объектами, а также возникающие связи между ними и изменения под воздействием этих связей. Основные задачи ЭА: 1. Подготовка
информации для планирования
и прогнозирования результатов
деятельности, оценки качества и
обоснованности плановых 2. Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за использованием ресурсов с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы, корректировки планов и управленческих решений. Планирование начинается и завершается анализом результатов деятельности предприятия. Анализ позволяет повысить уровень планирования, сделать его научно обоснованным. 3. Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов. 4. Предприятие
должно осуществлять Таким
образом, экономический анализ хозяйственной
деятельности как наука представляет
собой систему специальных Принципы ЭА:
должен быть эффективным. |
2)
Понятие финансового
состояния предприятия,
значение, задачи и источники
его анализа.
Финансовое состояние – это экономическая категория, отражающая структуру собственного и заемного капитала и структуру его размещения между различными видами имущества, а также эффективность их использования, платежеспособность, финансовую устойчивость и инвестиционную привлекательность предприятия и его способность к саморазвитию. Источники информации ФА: формы бухгалтерской отчетности (баланс Ф №1, отчет о прибылях и убытках Ф №2, отчет об изменении капитала Ф № 3, отчет о движении денежных средств Ф № 4, приложение к балансу Ф № 5), формы статистической отчетности, законодательные и нормативные документы, регулирующие хозяйственную деятельность предприятия, данные бизнес-плана предприятия. Задачи ФА: 1. оценка имущественного состояния, структура его распределения и эффективность использования. 2.оценка
достаточности собственного и
заемного капитала, рациональность
его использования, а также
выбор стратегии для 3. Оценка
достигнутого уровня в 4. Оценка
платежеспособности 5. Анализ
влияния основных технико- - изменения
в структуре стоимости - изменение
платежеспособности - изменение
финансовой устойчивости - изменение
эффективности использования 6. Выявление
масштабов влияния факторов 7. Выявление
внутрипроизводственных 8. Повышение
экономической обоснованности Виды экономического анализа: По виду отрасли: отраслевой и межотраслевой; По времени: предварительный и последующий; По субъектам: технико-экономический (сопоставляют цены с техническими параметрами), финансово-экономический, бухгалтерский (аудит), социально-экономический, маркетинговый (спрос, потребности); По методике: экспресс (диагностика), сравнительный и факторный; По пользователям:
внутренний (проводится службами предприятия)
и внешний (инвесторы.Поставщики,контрол- По охвату объектов: сплошной и выборочный; По содержанию: комплексный и тематический. |
3)роль
и содержание комплексного
экономического анализа
в управлении хоз/деятельностью
предприятия
Традиционные подходы к комплексному анализу и оценке предприятий, бизнеса разделяются на две группы: финансовыми и подходы профессиональных оценщиков. Финансовые подходы основываются на положении о том, что финансовое состояние является важнейшей характеристикой предприятия, поэтому комплексный анализ и оценка бизнеса должны выполняться на основе показателей, характеризующих финансовые результаты и финансовое состояние предприятия. Эти показатели могут быть получены путем анализа публичной финансовой отчетности (публикуемых в печати финансовых отчетов открытых акционерных обществ). Такой подход используют аналитики банков, кредитующих предприятия, и рейтинговые агентства. Подходы профессиональных оценщиков — это группа подходов, которые направлены на определение цены предприятия при совершении сделок по купле-продаже предприятий в целом, пакетов их акций, их имущества, а также сделок и соглашений при слияниях и поглощениях. Эти подходы описаны далее в этой главе. Новые подходы. Начиная с первой половины 1990-х гг. аналитики и управленческие консультанты в развитых странах интенсивно разрабатывают новые методики комплексного анализа и оценки бизнеса, которые сочетают анализ финансового состояния и финансовых результатов с оценками стратегических возможностей и перспектив, используют основные положения и инструменты современной теории финансов в приложении к оценке активов предприятий.
В основе комплексного анализа
и оценки предприятия как Устойчивое
финансовое состояние и хорошие
финансовые результаты могут определять
конкурентоспособность Комплексный сравнительный анализ финансового положения предприятия включает следующие этапы: 1) сбор и аналитическая обработка исходной информации за оцениваемый период; 2) обоснование
системы показателей, 3) расчет
итогового показателя 4) классификация — ранжирование предприятий по рейтингу. Итоговая рейтинговая оценка учитывает все важнейшие параметры — показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При ее построении используются данные о производственном потенциале предприятия, о рентабельности его продукции, эффективности использования производственных и финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках, другие показатели. Исходные показатели для рейтинговой оценки объединены в четыре группы. В первую группу включены наиболее обобщенные и важные показатели оценки прибыльности — рентабельности хозяйственной деятельности предприятия. В общем случае показатели рентабельности предприятия представляют собой отношение прибыли к тем или иным активам предприятия, участвующим в получении прибыли. Во вторую группу включены показатели оценки эффективности управления предприятием. Это четыре наиболее общих показателя. Эффективность определяется отношением прибыли ко всему обороту — реализации продукции, работ, услуг. При этом используются показатели прибыли от реализации продукции, прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, балансовой прибыли, чистой прибыли. В третью группу включены показатели оценки деловой активности предприятия. Отдача всех активов (всего капитала) предприятия определяется отношением выручки от реализации продукции к среднему за период итогу баланса. Отдача основных фондов определяется отношением выручки от реализации продукции к средней за период стоимости основных средств и нематериальных активов. Оборачиваемость оборотных фондов, (количество оборотов) определяется отношением выручки от реализации продукции к средней за период стоимости оборотных средств. Оборачиваемость запасов определяется отношением выручки от реализации продукции к средней за период стоимости запасов. Оборачиваемость дебиторской задолженности определяется отношением выручки от реализации продукции к средней за период сумме дебиторской задолженности. Оборачиваемость наиболее ликвидных активов определяется отношением выручки от реализации продукции к средней за период сумме наиболее ликвидных активов — денежных средств и краткосрочных финансовых вло-жений. Отдача собственного капитала определяется отношением выручки от реализации продукции к средней за период величине источников собственных средств. В четвертую группу включены показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости предприятия. Коэффициент покрытия определяется отношением суммы оборотных средств к сумме срочных обязательств. Коэффициент критической ликвидности определяется отношением суммы денежных средств, краткосрочных вложений и дебиторской задолженности к сумме срочных обязательств. Индекс постоянного актива определяется отношением стоимости основных средств и прочих внеоборотных активов к сумме собственных средств. Коэффициент автономии предприятия определяется отношением суммы собственных средств к итогу баланса. Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами определяется отношением суммы собственных оборотных средств к стоимости запасов. После набора статистических данных для финансового анализа — бухгалтерских отчетов за ряд лет целесообразно организовать и поддерживать автоматизированную базу данных исходных показателей для рейтинговой оценки. |
4)Анализ
динамики и структуры
активов и пассивов
организации
Анализ структуры пассива баланса. Оценка рыночной устойчивости предприятия. Сведения, которые приводятся в пассиве баланса, позволяют определить, какие изменения произошли в структуре собственного и заемного капитала, сколько привлечено в оборот предприятия долгосрочных и краткосрочных заемных средств, т.е. пассив показывает, откуда взялись средства, комму обязано за них предприятие.
Финансовое состояние
От того, насколько оптимально
соотношение собственного и
-коэффициент финансовой -коэффициент финансовой зависимости (доля заемного капитала); -плечо финансового рычага или коэффициент финансового риска (отношение заемного капитала к собственному) Анализ структуры актива баланса. Все, что имеет стоимость, принадлежит предприятию и отражается в активе баланса называется его активами. Актив баланса содержит сведения о решении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, т.е. о вложении его в конкретное имущество и материальные ценности о расходах предприятия на производство и реализацию продукции и об остатках свободной денежной наличности. Каждому виду размещенного капитала соответствует отдельная статья баланса. Главным признаком группировки статей актива баланса считается степень их ликвидности - быстрота превращения в денежную наличность. По этому признаку все активы баланса подразделяются на долгосрочные или основной капитал (раздел I) и текущие (оборотные активы) раздел- II). Средства предприятия могут использоваться в его внутреннем обороте и за его пределами (дебиторская задолженность, приобретение ценных бумаг, акций, облигаций других предприятий). Оборотный капитал может находится в сфере производства ( запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов) и сфере обращения ( готовая продукция на складах и отгруженная покупателем, средства в расчетах, краткосрочные финансовые вложения, денежная наличность в кассе и на счетах в банках, товары и др.) . Оборотный капитал может функционировать в денежной и материальной форме. В период инфляции вложение средств в денежные активы приводит к понижению покупательной способности. Размещение средств предприятия имеет очень большое значение в финансовой деятельности и повышении ее эффективности. От того, какие ассигнования вложений в основные и оборотные средства, сколько их находится в сфере производства и сфере обращения, в денежной и материальной форме, насколько оптимально их соотношение, во многом зависят результаты производственной и финансовой деятельности, следовательно, и финансовое состояние предприятия. Если созданные производственные мощности предприятия используются недостаточно полно из-за отсутствия сырья, материалов, то это отрицательно скажется на финансовых результатах предприятия и его финансовое положение. То же произойдет, если созданы излишние производственные запасы, которые не могут быть быстро переработаны на имеющихся производственных мощностях. В итоге замораживается капитал, замедляется его оборачиваемость и как следствие ухудшается финансовое состояние. И при хороших финансовых результатах, высоком уровне рентабельности предприятие может испытывать финансовые трудности, если оно нерационально использовало свои финансовые ресурсы, вложив их в сверхнормативные производственные запасы или допустив большую дебиторскую задолженность. |
5)
расчет и анализ коэффициентов
ликвидности и платежеспособности
организации
Под ликвидностью понимают способность предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам. Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете; отсутствие просроченной кредиторской задолженности. В зависимости от степени ликвидности, т.е. способности и скорости превращения в денежные средства, активы предприятия подразделяются на следующие группы:
Первые три группы активов относятся к текущим активам, так как могут постоянно меняться в течение текущего хозяйственного периода. Они более ликвидны, чем активы, входящие в четвертую группу. В целях анализа зависимости от возрастания сроков погашения обязательств, пассивы группируются во взаимосвязи с соответствующими группами актива следующим образом:
Для того чтобы равенство между суммами активов и пассивов, сгруппированных по степени ликвидности и срокам погашения, сохранялось, сумму постоянных пассивов необходимо уменьшить на суммы расходов будущих периодов и убытков. Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие неравенства: А1 ≥ П1, А2 ≥ П2, А3 ≥ П3, А4 ≤ П4. Если наблюдаются эти неравенства, то можно сказать, что соблюдается минимальное условие финансовой устойчивости предприятия. При несовпадении хотя бы одного условия, баланс не является абсолютно ликвидным. Недостаток средств по одной группе может быть компенсирован излишком по другой группе, если оно имеет высокий уровень ликвидности. В качестве меры ликвидности выступает рабочий капитал (ЧОК – чистый оборотный капитал), кот. предст. собой превышение текущих активов над текущими обязательствами. Так как ликвидность имеет большое значение для контрагентов предприятия, в ходе анализа необходимо изучить состав текущих активов и текущих обязательств. К текущим активам относятся: денежные средства; краткосрочные финансовые вложения; краткосрочная дебиторская задолженность за вычетом резервов по безнадежным долгам; запасы, за исключением запасов, превышающих текущие потребности. К текущим пассивам (обязательствам) относятся: краткосрочные ссуды; кредиторская задолженность. Коэффициент текущей ликвидности показывает покрытие текущими активами текущих обязательств, т.е. размер гарантии, обеспечиваемый оборотными активами. Норма – 1. ДенСр-ва + КраткФинВлож + ДебЗад + Зап
kлт = Чем больше значение коэффициента, тем больше уверенность в оплате обязательств. Норма – 2. Коэффициент общей ликвидности: Норма > = 1
kло = Коэффициент абсолютной ликвидности (платёжеспособности) показывает возможность немедленнного и быстрого погашения обязательств перед кредиторами. Норма – 0,2 – 0,25. ДС + КФВkла = Займы и кредит + КраткЗадолж
Коэффициент абсолютной
|
6)Расчет
и анализ коэффициентов
финансовой независимости.
Коэффициент
собственности – равен
Показатели структуры капитала (или
коэффициенты
Показатели структуры капитала
характеризуют степень
Коэффициент собственности
Это является защитой от
Коэффициентом собственности,
Может рассчитываться также
Коэффициент финансовой Интерпретация этого показателя зависит от многих факторов, в частности, таких, как:
* средний уровень этого
• стабильность хозяйственной деятельности компании. Считается, что коэффициент финансовой зависимости в условиях рыночной экономики не должен превышать единицу. Высокая зависимость от внешних займов может существенно ухудшить положение предприятия в случае замедления темпов реализации, поскольку расходы по выплате процентов на заемный капитал причисляются к группе условно-постоянных, т. е. таких расходов, которые при прочих равных условиях фирма не сможет уменьшить пропорционально уменьшению объема реализации. Кроме того, высокий коэффициент финансовой зависимости может привести к затруднениям с получением новых кредитов по среднерыночной ставке. Этот коэффициент играет важнейшую роль при решении предприятием вопроса о выборе источников финансирования.
Коэффициент защищенности
Коэффициент концентрации
Собственный капитал k eq = Всего источников средств где FR – общая сумма источников средств (долгосрочных и краткосрочных), т.е. итог баланса.
Чем выше значение этого
Привлеченные
средства
k tdc = Всего источников средств
Коэффициент финансовой
Коэффициенты структуры Долгосрочные пассивы . k
dtc =
Собственный капитал +
долгосрочные пассивы
k etc = Собственный капитал + долгосрочные пассивы |
7)
Анализ денежных потоков
организации.
Поток денежных средств – это количество денежных средств, которое получает и выплачивает предприятие в течение отчётного или планового периода.
Анализ денежных средств и
управление денежными потоками
является одним из важнейших
направлений деятельности финансового
менеджера. Оно включает в
себя расчет времени обращения
денежных средств (финансовый
цикл), анализ денежного
потока, его прогнозирование,
определение оптимального Существует два метода исчисления денежных потоков. Прямой метод основывается на исчислении притока (выручка от реализации продукции, работ и услуг, полученные авансы и др.) и оттока (оплата счетов поставщиков, возврат полученных краткосрочных ссуд и займов, и др.) денежных средств, т.е. исходным элементом является выручка. Данный метод позволяет судить о ликвидности предприятия, раскрывая движение денежных средств на его счётах.
Следует отметить, что
прямой метод не раскрывает
взаимосвязи полученного
В ходе производственной
деятельности могут быть
значительные доходы/расходы,
Основным источником информации
для проведения анализа
движения денежных потоков
В отчете может быть показана
достаточная величина прибыли
и тогда оценка И наоборот, прибыль может быть незначительной, а финансовое состояние предприятия - вполне удовлетворительным. Показанные в отчетности предприятия данные о формировании и использовании прибыли не дают полного представления о реальном процессе движения денежных средств.
Поэтому в некоторых странах
в настоящее время отдается
предпочтение отчету о Отчет о движении денежных средств - это документ финансовой отчетности, в котором отражаются поступление, расходование и нетто-изменения денежных средств в ходе текущей хозяйственной деятельности, а также инвестиционной и финансовой деятельности за определенный период. Отчет о движении денежных средств - это отчет об изменениях финансового состояния, составленный на основе метода потока денежных средств. Для расчета прироста или уменьшения денежных средств в результате производственно-хозяйственной деятельности необходимо осуществить следующие операции:
1) Рассчитать оборотные активы
и краткосрочные обязательства, 2) Корректировка чистой прибыли на расходы, не требующие выплаты денежных средств. 3) Исключить влияние прибылей и убытков, полученных от неординарной деятельности.
Инвестиционная деятельность "Предоставление долгосрочных займов", "Поступление средств от погашения займов".
Финансовая сфера включает |
8) Инфляция,
методы ее учета и анализа
влияния на финансовое
состояние и финансовые
результаты хозяйственной
деятельности предприятия.
Инфляция - это
процесс, характеризующийся повышением
общего уровня цен или, снижением
покупательной способности
Влияние инфляции на Рост производства предприятия может характеризоваться: - реальным ростом
масштабов производства, т. е.
увеличением объема реализации
продукции в натуральном - инфляционным
ростом, т. е. увеличением объема
реализации вследствие
Чем выше масштабы
При повышении цен на сырье
и материалы увеличиваются
Потребность предприятия в Если доходы и расходы в равной степени подвергаются инфляции, то покупательная способность рубля в составе расходов и доходов остается неизменной. Когда цены на сырье и материалы растут быстрее, чем цены на готовую продукцию, реальные расходы увеличиваются, а реальные доходы уменьшаются. Такая ситуация приводит к падению рентабельности.
Предприятия, имеющие
Занижение реальной стоимости
активов приводит к искажению
фактической себестоимости В период инфляции предприятие может "проесть" полученную прибыль и стать убыточным, выплачивая премии работникам и дивиденды собственникам. В результате предприятие будет вынуждено сократить масштабы производства.
В экономической практике - по колебанию
курса валют; по колебанию
Переоценка может
Переоценка отчетности
Для пересчета статей баланса
используется коэффициент |
9)Анализ
эффективности использования
оборотных средств организации.
Материальные затраты составляют значительную долю всех затрат на производство продукции, работ и услуг. Необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полная и своевременная обеспеченность предприятия сырьем и материалами, необходимого качества и ассортимента. Удовлетворяется потребность предприятия в материальных ресурсах 2-мя путями:
Задачи анализа:
Источники информации:
План анализа оборотных средств:
Нормативный расход материалов определяется по производственным нормам и осуществляется путем сопоставления фактического расхода материалов с установленной нормой. Фактический расход материалов определяется по данным бухгалтерского учета. Показатели:
показывает
сколько произведенной
показывает сколько материальных затрат необходимо произвести на производство единицы продукции.
Кстр = I объема производства / I материальных затрат (I об. Произв.= Iотч/Iбаз)
удельный вес = сумма материальных затрат / полная себестоимость полная себест. = фактические расходы + коммерческие расходы (перевозки,доставка готовой продукции)
+,- Э = МЗ отч – МЗ баз * I объема производства |
10)Показатели,
используемые для характеристики
финансовых результатов
деятельности предприятия:
порядок их расчета,
область применения,
направления анализа.
Финансовые
результаты деятельности предприятия
характеризуются приростом Задачи анализа финансовых результатов:
Рентабельность произ-ва и продукции являются обобщающими показателями эффективности произ-ва , т.к. с их помощью сопоставляются доходы и затраты от проводимых мероприятий. К обобщ.показ. эффективн.относятся: рент. имущества или активов, рент. продукции, финансовая рент.,рентабельность оборотных активов,рентабельность собственного капитала Показатель рентабельности имущества предприятия и др. показатели рентабельности рассчитываются как отношение суммы различных видов прибыли к анализируемым показателям. Прибыль от продаж= Выручка- себестоимость Прибыль до налогообложения= Прибыль от продаж+ операционные доходы- операционные расходы + внереализационные доходы – внереализационные расходы Чистая прибыль= Прибыль до налогообложения – Налог на прибыль и др. обязательные платежи. 1. Показатель рентабельности активов Прибыль до налогообложения (чистая прибыль) R= Среднегодовая Стоимость активов (ст.300) Сопоставление прибыли с вложенным капиталом позволяет сравнить эффективность деятельности предприятия с альтернативным использованием капитала, если эти инвестиции направлять в другие предприятия. Рентабельность активов является показателем комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления, т.к. получение высокого уровня прибыли зависит от правильности выбора и рациональности принимаемых управленческих решений, основанных на анализе инвестиционной привлекательности предприятия. 2. Рентабельность оборотных активов. Прибыль до налогообложения (чистая прибыль) R = средняя стоимость оборотных активов
3. Коэффициент рентабельности производства. Прибыль до налогообложения (чистая) R = средняя стоимость основных производственных фондов
Показывает эффективность 4. Рентабельность собственного капитала Прибыль до налогооблажения R = средним остаткам собственного капитала При расчете
данного показателя рентабельность
собственного капитала рассчитывается
как отношение прибыли к 5.Ретнабельность продукции Прибыли от продаж или чистаяR = Полная себестоимость реализованной продукции Этот
показатель широко 6. Рентабельность продаж Прибыль от продаж или чистая R = Выручка от продаж Показывает сколько прибыли приходится на 1 единицу реализованной продукции. По динамике данного показателя предприятие может принимать решение по усилению контроля за себестоимостью продукции. |
11)
бухгалтерская прибыль:
формирование, анализ
динамики и выполнения
бизнес-плана по прибыли
в целом и в разрезе
ее слагаемых.
Бухгалтерская
прибыль – это сводный БП = прибыль от продаж + % к получению - % к уплате + доходы от участия в др. организациях + прочие операционные доходы – прочие операционные расходы + внереализационные доходы - внереализационные расходы. В ф –2 бухгалтерской отчетности приводится информация о составе БП за два аналогичных периода времени . При анализе этих данные сопоставляются и можно рассчитать, как повлияло каждое слагаемое на изменение общей БП в сумме и в %. Результаты анализа
формирования БП позволяют сделать
вывод о необходимости Оценив структурные составляющие БП и выяснив за счет какого элемента БП идет ее прирост или уменьшение, необходимо для принятия конкретных мер рассмотреть, какие изменения происходят внутри каждой составляющей. Поскольку основным элементом БП является прибыль от реализации продукции ( работ, услуг), то прежде всего анализируют ее. |
12)Методика
анализа основных факторов,
влияющих на прибыль
от продажи продукции (товаров,
работ, услуг).
Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Прибыль от реализации продукции, работ и услуг (прибыль от продаж) определяется как разница между выручкой от реализации товаров, работ и услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей), себестоимостью реализованных товаров, работ и услуг, коммерческих и управленческих расходов. Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от реализации являются:
Влияние
на прибыль изменения цен на реализуемую
продукцию представляет собой разницу
между выручкой-нетто Расчет влияния на изменение прибыли изменения цен на материальные ресурсы, формирующие себестоимость реализуемой продукции. Воздействие на изменение прибыли изменения цен на материальные ресурсы, потребленные при производстве реализуемой продукции, можно определить по их удельному весу в себестоимости продаж и индексу изменения цен на данные ресурсы. ∆Пцр = - (МЗ1 – МЗ10) = - (С1 х Умз – С1 / Iцр х Умз) МЗ1 – материальные затраты на производство реализованной продукции в отчетном периоде, руб.; МЗ10 – материальные затраты отчетного периода в базисных ценах, руб.; С1 – себестоимость реализуемой продукции отчетного периода, руб.; Умз – удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции отчетного периода(данные бухучета о затратах, форма №5); Iцр – индекс изменения цен на потребленные материальные ресурсы в отчетном году в сравнении с предыдущим годом. Влияние
на прибыль величины изменения цен
на потребляемые материальные ресурсы
показывается с обратным знаком, поскольку
при росте цен на материалы
и другие виды материальных затрат
увеличивается себестоимость - изменение себестоимости реализованной продукции; Влияние изменения
себестоимости продукции ∆Пс = (С1 - ∆ЦР) – С10 где ∆Пс – изменение прибыли под влиянием изменения себестоимости продукции (уровня затрат без коммерческих и управленческих расходов), руб.; С1 – фактическая себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде, руб.; ∆ЦР – величина изменения цен на материальные ресурсы, формирующие себестоим. реализуемой продукции в абсолютной сумме, руб. Изменение себестоимости продукции (уровня затрат) связано с влиянием технических, технологических, организационных, социальных и других факторов. Снижение себестоимости продукции может быть обусловлено внедрением новой техники, ресурсосберегающих технологий, новых более экономичных и долговечных материалов, улучшением организации труда и управления производством, улучшением условий труда и др. Перерасход по себестоимости продукции является следствием бесхозяйственности, недостатков в организации учета и хранения материальных запасов, их возможного хищения в связи с этим, ростом брака, отходов. - изменение величины коммерческих и управленческих расходов; Эти расходы незначительно
зависят от изменения объема продаж
и изменения цен на потребляемые
материальные ресурсы. Их снижение связано
с рациональностью организации
управления предприятием, уменьшением
излишних затрат на общехозяйственные
расходы, включая неоправданно высокий
уровень заработной платы высшего
руководства предприятием, дорогостоящую
рекламу, маркетинговые и Одновременно управленческие и коммерческие расходы могут увеличиваться из-за общего роста инфляции, увеличения налоговой нагрузки, относимой на себестоимость продукции, роста затрат на транспортировку, таможенное оформление продукции и т.д. Влияние на изменение прибыли от продаж изменения коммерческих и управленческих расходов определяется путем сопоставления этих расходов за отчетный и базисный периоды. ∆Пкр = КР1 – КР0 (КР1, КР0 - коммерческие расходы за отчетный и за базисный периоды, соответственно, руб.) ∆Пур = УР1 – УР0 (УР1, УР0 - управленческие расходы за отчетный и за базисный периоды, соответственно, руб.) Если управленческие расходы распределяются по видам продукции и входят в состав производственной себестоимости продукции, то в составе условно-постоянных расходов будут только коммерческие расходы. - изменение объема реализованной продукции; Для этого расчета следует иметь информацию о том, насколько изменился объем продаж в физическом выражении ( в сопоставимых ценах). При этом необходимо провести расчет выручки-нетто от продаж отчетного периода в базисных ценах. Индекс изменения объема продаж в сопоставимых ценах будет рассчитываться как отношение выручки-нетто от продаж отчетного периода в базисных ценах к выручке-нетто от продаж базисного периода. Прирост объема продаж влечет за собой изменение не всех затрат, а только переменных и условно-переменных. Отсюда изменение индекса объема продаж следует умножать не на величину базисной прибыли от продаж, а на величину валовой (маржинальной) прибыли, и таким образом учитывать влияние операционного рычага. В таком случае влияние изменения объема продаж на прибыль можно определить по следующей формуле. ∆Поб = Пв0 х (Iв – 1) Пв0 – валовая (маржинальная) прибыль за базисный период, руб.; Iв – индекс изменения выручки-нетто от продаж в ценах базисного периода (сопоставимых ценах). Для расчета индекса выручки-нетто от продаж в сопоставимых ценах следует рассчитать выручку от продаж отчетного периода в базисных ценах, что можно сделать путем применения индекса цен на реализуемую продукцию В10 = В1 / IЦП В1 – выручка-нетто от продаж в отчетном периоде, руб.; IЦП – индекс изменения цен на реализуемую продукцию. Индекс изменения физического объема продаж ( в сопоставимых ценах) можно определить Iв = В10 / В0 где В0 – выручка-нетто от продаж базисного периода, руб. Возможно проведение расчета выручки-нетто от продаж отчетного периода в базисных ценах прямым счетом, т.е. умножением количества реализованной продукции в отчетном периоде соответствующего ассортимента на цены базисного периода, суммируя полученные произведения по всем видам продукции. В10 = ∑gi х ц0 где gi – объем продукции отчетного периода в натуральном выражении по i–тому виду продукции; ц0 – цена единицы i–того вида продукции, руб.
Изменение структуры
реализуемой продукции приводит
к тому, что в составе продаж
отчетного периода Влияние
изменения структуры где ∆Пстр – влияние на изменение прибыли от продаж изменения структуры реализованной продукции, руб.; Пв10 – базисная валовая прибыль, пересчитанная на объем и структуру продукции отчетного периода, руб. Величину базисной валовой прибыли, пересчитанной на объем и на структуру продукции отчетного периода, можно рассчитать, если вычесть из выручки-нетто от продаж отчетного периода в базисных ценах величину базисной себестоимости продукции, которая пересчитана на объем и структуру продукции отчетного периода. Пв10 = В10 – С10 = ∑gi х ц0 - ∑gi х з0 где С10 – базисная себестоимость продукции (без коммерческих и управленческих расходов), пересчитанная на объем и структуру продукции отчетного периода, руб.; з0 – затраты на единицу продукции (без коммерческих и управленческих расходов) базисного периода, руб. Влияние
фактора изменения структуры
реализуемой продукции можно
определить, применяя и другие способы.
Например, такой же результат получится,
если найти разницу между базисной
себестоимостью продукции, пересчитанной
на объем и структуру ∆Пстр = С10 – С0 х Iв где С0 – себестоимость реализованной продукции в базисном периоде, руб. Влияние изменения структуры продукции на прибыль от продаж происходит из-за различной рентабельности отдельных видов продукции. Если в составе продукции возрастает удельный вес более рентабельных изделий, то увеличиваются средняя рентабельность продаж и прибыль от продаж. Из
рассмотренных факторов в наибольшей
степени зависят от предприятия
такие, как изменение себестоимости
продукции и изменение (12) |
13)
анализ объема
производства и
продаж организации
Цель ан-за – выявление наиб эфф-ных путей макс удовлетв-ния потребностей в продукции за счет оптимального ее выпуска и увелич-е конкуренто-способ-сти. Задачи ан-за: 1 формир-ние оптим плана произв-ва с учетом удовл-ния спроса на прод-цию 2 выявл-ние причин невыполн плана и опр-е мер по их устранению 3 опр-ние влияние факторов на изменение величины объем произв-ва и реалз-цию прод-ции 4 выявл-ние внутрипроизв резервов, увелич объема произв-ва и повыш кач-ва прод-ции Иточниками инф-ции явл-ся: отчеты о выпуске прод-ции, оперативн отчет п/п-я по продукции, план экон и социальн развития п/п, а тж материалы оперативн совещаний и данные ракламаций, поступ-щие в орг-цию В проц-се ан-за использ-ся след группа факторов: 1 проивзводств-ные: ср-ва труда, предметы труда, сам труд 2 непроизводств: свзяанные с качеством снабжения и особ-стями сбыта прод-ции В процессе данного вида ан-за больш роль отводится маркетинговым иссл-ниям, осн задачами кот явл-ся: 1 изуч-ние платежеспособности спроса на прод-цию, рынков сбыта, обосн-ние плана произв-ва и реал-ции прод-ции 2 ан-з факторов формир-ния эластичности спроса на прод-цию и оценка степени риска невостреб прод-ции 3 оценка
конкурентоспособности прод- 4 разработка стратегии, тактики и методов формир-ния спроса и стимулир-ние сбыта прод-ции 5 оценка эфф-сти произв-ва и сбыта прод-ции Осн виды пок-лей: 1 валовая прод-ция – включается стоимость всей произвед прод-ции и выполн рабо, включая незаверш пр-во 2 товарн пр-ция – не включ-ся остаток незавершен пр-ва и внутрихоз оборот 3 реализ пр-ция – стоимость реализ прод-ции отгружен и оплач покупателей Виды измерителей: стоимостные, натуральн, условно-натуральн Осн аналитич этапы: 1 ан-з формир-ния и вып-ния производств прогр-мы: ан-з объема выпуска прод-ции, ассротим-та прод-ции, структуры прод-ции 2 ан-з кач-ва прод-ции: а) обобщающ пок-ли уд вес прод-ции высшей категории кач-ва, уд вес аттстован прод-ции, уд вес прод-ции соотв-щей мир стандартам б) индивидуальные: св-ва полезности, технолог-ность характ-ся энергоемк-стью, надежность хар-ся безотказн-стью в работе в) косвенные пок-ли: штрафы за некачеств прод-цию, удельный вес доброкачеств прод-ции 3 ан-з ритмичности произв-ва 4 ан-з вып-ния договорных обяз-ств и реал-ция прод-ции Реализ прод-ция = Остаток гот прод-ции на нач года + Тов прод-ция выпущенная – Остаток гот прод на кон год |
14)Показатели
рентабельности средств,
вложенных в активы
предприятия: порядок
их расчета, область
применения, факторы,
определяющие изменение
рентабельности.
1. Показатель рентабельности активов. Прибыль по налогооблажению (чистая прибыль) R-среднегодовая стоимость актив Этот коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы. Сопоставление прибыли с вложенным капиталом позволяет сравнить эффективность деятельности предприятия с альтернативным использованием капитала, если эти инвестиции направлять в другие предприятия. Рентабельность активов является показателем комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления, т.к. получение высокого уровня прибыли зависит от правильности выбора и рациональности принимаемых управленческих решений, основанных на анализе инвестиционной привлекательности предприятия. 2. Рентабельность оборотных активов. Прибыль до налогообложения (чистая прибыль) R = средняя стоимость оборотных активов показывает
эффективность использования Показателем, отражающим эффективность использования средств, инвестированных в предприятие, является рентабельность инвестиций:
Показатель
прибыли на вложенный капитал, называемый
также рентабельностью
анализ
рассчитанных коэффициентов Существует
взаимосвязь между показателями
рентабельности активов (имущества), оборачиваемостью
активов и рентабельностью Иными словами, прибыль предприятия, полученная с каждого рубля средств, вложенных в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и от того, какова доля чистой прибыли в выручке от реализации. |
15)Показатели
рентабельности продажи
продукции в целом по
предприятию и отдельных
видов изделий: порядок
расчета, экономическое
содержание, факторы,
влияющие на изменение
рентабельности продукции
и методика анализа.
Рентабельность произ-ва и продукции являются обобщающими показателями эффективности произ-ва, т.к. с их помощью сопоставляются доходы и затраты от проводимых мероприятий. К обобщ.показ. эффективн.относятся: рент. имущества или активов, рент. продукции,финансовая рент.,рентабельность оборотных активов,рентабельность собственного капитала Показатель рентабельности
имущества предприятия и др. показатели
рентабельности рассчитываются как
отношение суммы различных Прибыль от продаж= Выручка- себестоимость Прибыль до налогообложения= Прибыль от продаж+ операционные доходы- операционные расходы + внереализационные доходы – внереализационные расходы Чистая прибыль= Прибыль до налогообложения – Налог на прибыль и др. обязательные платежи. 1. Показатель рентабельности активов Прибыль до налогообложения (чистая прибыль) R= Среднегодовая Стоимость активов (ст.300) Сопоставление прибыли с вложенным капиталом позволяет сравнить эффективность деятельности предприятия с альтернативным использованием капитала, если эти инвестиции направлять в другие предприятия. Рентабельность активов является показателем комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления, т.к. получение высокого уровня прибыли зависит от правильности выбора и рациональности принимаемых управленческих решений, основанных на анализе инвестиционной привлекательности предприятия. 2. Рентабельность оборотных активов. Прибыль до налогообложения (чистая прибыль) R = средняя стоимость оборотных активов
3. Коэффициент рентабельности производства. Прибыль до налогообложения (чистая) R = средняя стоимость основных производственных фондов
Показывает эффективность 4. Рентабельность собственного капитала Прибыль до налогооблажения R = средним остаткам собственного капитала При расчете
данного показателя рентабельность
собственного капитала рассчитывается
как отношение прибыли к 5.Ретнабельность продукции Прибыли от продаж или чистаяR = Полная себестоимость реализованной продукции Этот показатель
широко используется в 6. Рентабельность продаж Прибыль от продаж или чистая R = Выручка от продаж Показывает сколько прибыли приходится на 1 единицу реализованной продукции. По динамике данного показателя предприятие может принимать решение по усилению контроля за себестоимостью продукции
Факторы, влияющие на
|