Сфера обращения – неотъемлемая часть экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:15, контрольная работа

Краткое описание

Сфера обращения — это экономическая форма доведения результатов производства до потребителей в условиях товарного обращения.
В результате общественного производства непосредственный обмен товара на товар превратился в товарное обращение, которое является развитой формой товарного обмена.
Форма товарного обращения, осуществляемая с помощью денег, представляет собой торговлю.

Файлы: 1 файл

контрол чистовик.doc

— 215.00 Кб (Скачать)


    1. Сфера обращения – неотъемлемая часть экономики.

 

Сфера обращения —  это экономическая форма доведения  результатов производства до потребителей в условиях товарного обращения.

В результате общественного  производства непосредственный обмен  товара на товар превратился в товарное обращение, которое является развитой формой товарного обмена.

Форма товарного обращения, осуществляемая с помощью денег, представляет собой торговлю.

Разберем основные связи обращения товаров, доходов и расходов.

Домашние хозяйства  предъявляют спрос и потребляют потребительские товары (продукты питания, одежду, бытовую технику) и услуги (бытовые, транспортные, медицинские). Они оплачивают их за счет доходов, которые получают, предоставляя в распоряжение предприятий рабочую силу, капитал, землю, другие факторы производства.

Предприятия включают факторы  производства в производственный процесс  и поставляют готовые потребительские  товары и услуги домашним хозяйствам. Продукты питания, одежда, бытовая техника, транспортные, медицинские и иные услуги, потребляемые домашними хозяйствами, заканчивают свое движение, и процесс кругооборота начинается снова.

Сфера обращения не есть простое физическое перемещение, транспортирование  товаров из места их производства на рынок или к потребителю. Прежде чем созданный в ходе производства товар начнет свое продвижение, производитель товара или его владелец должны по своему усмотрению либо в соответствии с договорами о поставке, запросами потребителей, покупателей установить направление движения, адрес назначения товара. Эта начальная фаза процесса обращения может носить распределительный адресно-ориентирующий характер, хотя в условиях рыночной экономики уже на исходной стадии может проявляться товарообменная, товарно-денежная суть процессов обращения.

В более типичном, распространенном случае товар первоначально продвигается на рынок купли-продажи, имеющий самые разнообразные формы: от мелкорозничной торговой палатки до гипермаркета, от оптового склада до оптовой выставки - ярмарки или биржи. На выставках - ярмарках, биржах представлены образцы или просто сведения об этих товарах, необходимые и достаточные, чтобы продавцы (либо их представители) могли заключить торговый контракт с покупателями либо их представителями о купле-продаже товаров на определенных условиях, включающих объемы, цены, сроки и способы оплаты и доставки товаров, виды обслуживания, гарантии.

При любой форме купли-продажи  товаров, лежащей в основе процессов  обращения, центральное место занимает обмен товара на универсальный товар  в виде денег. Картина не меняется, если обменивается товар на товар, то есть сделка купли-продажи носит бартерный характер, осуществляется в виде натурального обмена.

Обмен не вполне правомерно считать и завершением обращения  товаров, так как обращение включает послепродажное обслуживание в форме доставки товара покупателю, обеспечения условий его использования, а иногда и ремонт, замену, обновление товара.

Следует выделять в обращении  чисто товарную, технологическую  сторону этого процесса и товарно-денежную, товарообменную сторону. Технологический аспект обращения заключается в упаковке товара, нанесении товарных знаков, складировании, перевозке, сборке, установке и прочих чисто технологических операциях, не имеющих прямого отношения к экономике, а относящихся больше к технике. Когда экономисты говорят об обращении товаров, анализируют сферу обращения, то на первый план выдвигается экономическая сторона или, точнее говоря, финансово-экономические аспекты процессов товародвижения от производителей к потребителям.

Специфика товарно-денежного обращения и обусловленных им товарно-денежных отношений в экономике проявляется еще и в том, что в качестве рыночного товара могут выступать денежные средства, то есть сами деньги, валюта и ценные бумаги: акции, облигации, векселя. Возникает особая форма обращения, которую можно характеризовать как «денежно-денежное обращение», происходящее на рынке денег и ценных бумаг, именуемом также финансовым рынком. В данном случае обращение также выполняет функцию доведения денежного товара от производителей к потребителям, но при рассмотрении этой своеобразной части сферы обращения необходимо учитывать особенности «производства», а точнее выпуска денежных средств и специфику их «потребления».

Все упомянутое и изложенное выше относится преимущественным образом к сфере внутреннего обращения, к движению товаров и денег внутри страны. Существует еще и сфера внешнего обращения в виде области движения товаров, пересекающих границы страны, и осуществления расчетов между продавцами и покупателями разных стран.

Согласно современной  российской экономической теории, рассматривающей  рынок как экономическую категорию, рынок — это «совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда».1 В узком смысле рынок — это сфера товарного обращения, обмена денег на товары и товаров на деньги.

 

 

 

    1. Понятие торговли, ее виды.

 

 

Процесс передачи товара продавцом покупателю, купли-продажи, обмена товара на деньги называют торговым, а всю совокупность таких процессов, их организацию, способы осуществления, используемые средства доведения продаваемого товара до покупателя называют торговлей.

Торговля - это сердцевина сферы обращения, одна из ключевых отраслей всего хозяйства страны, всей экономики. В условиях рыночной экономики роль торговли, как основной части товаропроизводящей цепочки, соединяющей производителя с потребителем, еще более возрастает. К тому же, так как торговая прибыль (разность между ценой продажи и себестоимостью товара для продавца) зачастую выше производственной прибыли (разности между ценой, по которой производитель отпускает товар продавцу, и себестоимостью товара для производителя), то значительная часть предпринимателей устремляется в торговлю, и возрастает ее привлекательность как сферы занятости.

При всей кажущейся простоте торгового процесса, воспринимаемого  как обмен товара на деньги по определенной цене, в действительности торговля в целом представляет отрасль со сложной многогранной структурой. Разные виды, формы торговли отличаются друг от друга не только тем, какой товар продается, кем продается и покупается, но и объемами продаж, способами оплаты купленных товаров и его доставки покупателям, формами собственности на продаваемый товар и основными средствами торговых организаций, методами организации торговых процессов, управления ими.

Торговля, прежде всего, разделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя торговля характеризуется тем, что продаваемый или покупаемый товар пересекает границы страны, то есть имеет место экспорт или импорт товаров, иначе говоря, товары продаются и покупаются на внешнем рынке. При этом пересечение границы, ввоз и вывоз товара представляют собой не просто перевозку груза. Дело в том, что покупатель и продавец товара представляют разные страны и в процессе купли-продажи происходит замена собственника товара из одной страны на собственника из другой страны при одновременной замене собственника денежных средств, оплачиваемых за товар. В этом и заключен смысл слова «внешняя».

Внутренняя торговля есть торговля в пределах одной страны, внутри страны. Во внутренней торговле могут продаваться не только отечественные, но и импортные, ввезенные извне товары, после того, как они уже закуплены, оплачены, то есть в ходе их вторичной продажи. Если иностранец покупает товар в стране для собственного потребления, оплачивая его валютой данной страны, то имеет место внутренняя торговля. Если же товар оплачивается иностранной валютой и вывозится за рубеж, то торговля относится к внешней. Внутренняя торговля может переходить во внешнюю торговлю, например, если товар сначала куплен в стране за национальную валюту, а затем вывезен и продан за рубежом.

Различают следующие  виды торговли:

оптовая — реализация товаров, как правило, крупными партиями, что предполагает их дальнейшую перепродажу или переработку. Товары в результате оптового оборота в конечное потребление не поступают;

розничная — реализация товаров конечному потребителю, что является завершающим звеном движения товара в сфере обращения.

Оптовая торговля представляет продажу и покупку товаров  в больших количествах, крупными партиями. Чаще всего оптовые покупатели закупают товары непосредственно у их производителей или на биржах, торговых базах для последующей продажи мелкооптовым, розничным продавцам. Оптовая торговля представлена в таких формах, как биржевая и ярмарочная. Биржевая торговля характеризуется в первую очередь тем, что на биржах не представлены сами товары, а лишь заключаются с помощью торговых посредников контракты между продавцами и покупателями товаров по биржевым ценам, складывающимся в процессе биржевых торгов. В ярмарочной торговле, на ярмарках товар представлен образцами, возможна как его непосредственная, так и контрактная закупка по договорным ценам посредством прямых контактов продавцов (производителей товара) и покупателей. В целом оптовой торговле свойственны договорные формы, торговые контракты между оптовыми продавцами и покупателями, на основании которых производится поставка и оплата товаров.

Розничная торговля представляет куплю-продажу товаров поштучно или в небольшом количестве. В  качестве покупателей в системе  розничной торговли фигурируют в  основном отдельные домашние хозяйства, то есть конечные потребители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные функции торговли.

Важность вопроса в  поиске компромиссного решения актуальных проблем, сдерживающих  развитие  торговых организаций, подтверждается их  ролью  в системе  общественного  воспроизводства.

Основной функцией  торговли  является реализация товаров. Однако для обеспечения конкурентоспособности на развитом  рынке торговые организации должны оказывать ряд дополнительных сопутствующих реализации товаров услуг, связанных с доведением товаров до конечного потребителя. К этим функциям относятся следующие: маркетинговые исследования, изучение покупательского спроса на товары, консультационные услуги покупателям в выборе товаров, оказание дополнительных сервисных услуг по доставке купленных товаров «на дом» покупателю, прием заказов на товары, отсутствующие в продаже и другие. Объем и характер выполняемых торговой организацией функций зависит от ее обособленности, типа, размера, технической оснащенности, места расположения и других факторов.

Будучи формой товарного  обращения, в воспроизводственном  процессе,  торговля  выполняет свойственные обращению две основные функции. Первая состоит в том, чтобы удовлетворить платежеспособные потребности в продукции, производимой в целях обмена и потому принимающей форму товара, а именно: потребности предприятий в продукции производственно - технического назначения, если речь идет об обращении средств производства  и личных потребностей всех членов общества, когда речь идет о торговле  предметами личного потребления. Путем обращения средств  производства  происходит формирование материально - технической основы  производства  (приобретается сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, закупается оборудование) необходимой для возмещения потребленных средств и расширения масштабов производственной деятельности. Особенность сферы обращения товаров личного потребления в воспроизводственном процессе выражается в том, что на стадии купли - продажи она не зависит от  производства. Товары переходят в сферу потребления для удовлетворения личных материальных потребностей людей, воспроизводства рабочей силы. Другой функцией  торговли  является возмещение в деньгах стоимости товаров, вовлеченных в сферу товарного обращения (покрываются издержки предприятий, и обеспечивается возможность возобновления  производства). При этом важно отметить, что обе функции  торговли  проявляются одновременно: в каждом акте обмена товаров осуществляется как удовлетворение платежеспособной потребности, так и возмещение стоимости потребленных средств. Выступая как единое целое, вышеуказанные функции не лишены противоречия. Данное противоречие выражается в том, что первая функция отражает интересы потребителей, а вторая - производителей товаров, выступающих соответственно носителями спроса и предложения.

 

Однако товары не могут  сами отправляться на рынок и обмениваться. Обмен товаров осуществляют люди посредством совершаемых ими  актов купли - продажи. Поэтому в  обмене участвуют как вещи (товары и деньги), так и люди (продавцы и покупатели). Таким образом, на рынке, прежде всего, представлены экономические отношения между производителями и потребителями в процессе движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для удовлетворения  общественных  потребностей. Именно благодаря купле - продаже обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты между собой. Соответственно, отношения обмена в виде совокупности актов обмена между двумя субъектами представляют собой рыночные отношения. Рынок соединяет людей, заставляя их вступать в определенные отношения между собой.

Информация о работе Сфера обращения – неотъемлемая часть экономики