Сертификация и рыночные барьеры в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:37, реферат

Краткое описание

Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом соответствия и является основанием для маркировки знаком соответствия.
Контроль за продукцией, соответствие которой подтверждено декларацией осуществляется в рамках государственного контроля и надзора за качеством безопасностью продукции.

Оглавление

Сертификация - оценка соответствия
Определение понятия «сертификация»
Сертификация – как технический барьер в торговле
Список литературы

Файлы: 1 файл

сертификация.docx

— 28.27 Кб (Скачать)

Содержание: 

  1. Сертификация - оценка соответствия……………………………….. 3
  2. Определение понятия «сертификация» …………………………….. 4
  3. Сертификация – как технический барьер в торговле ……………… 5

    Список литературы ………………………………………………………12 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Сертификация - оценка соответствия

      Закон « О техническом регулировании» статья 2 дает понятие термину «оценка  соответствия». Это прямое или косвенное  определение соблюдения требований предъявляемых к объекту.

      Процедуры оценки соответствия можно разделить  на 2 категории:

      I - это процедуры дорыночные, когда продукция оценивается до поступления на рынок (этап проектирования);

      II - это оценка продукции поступающей на рынок.

      Типичные  схемы сертификации предусматривают  проведение первоначальных испытаний  продукции и периодического надзора  за ее качеством. Сертификацию всегда проводят органы по сертификации, являющиеся третьей стороной. К модулям соответствующим  сертификации можно отнести модуль F и G.

      По  закону «О техническом регулировании» оценка соответствия проводится в следующих  формах:

  1. Государственный контроль или надзор по закону это основная форма оценки соответствия.

      В техническом регламенте должны быть определены государственные контрольные  и надзорные органы. Указаны их полномочия и сфера ответственности. За каждым контролирующим органом закрепляется конкретный раздел технического регламента.

  1. Аккредитация (установление компетенции);
  2. Испытания (например, уникального оборудования);
  3. Регистрация (для новой продукции);
  4. Подтверждение соответствия;
  5. Приемка и ввод в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено;
  6. Иные формы.

     Орган по сертификации регистрирует декларацию о соответствии, то есть присваивает  ей регистрационный номер, который  состоит из кода органа по сертификации и порядкового номера по реестру. Зарегистрированная декларация хранится у изготовителя и в органе по сертификации (копия). В органе по сертификации хранятся также копии документов, на основании которых эта декларация была принята.

     Декларация  о соответствии имеет юридическую  силу наравне с сертификатом соответствия и является основанием для маркировки знаком соответствия.

     Контроль  за продукцией, соответствие которой  подтверждено декларацией осуществляется в рамках государственного контроля и надзора за качеством  безопасностью  продукции. 

    1. Определение понятия «сертификация»

      Сертификация  соответствия – это действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделия или услуга соответствуют определенным стандартам или другим  нормативным документам (руководство №2 ИСО-МЭК 1982 г.)

      В системе сертификации  ГОСТ понятие о сертификации было расширено и конкретизировано.

      Сертификация  соответствия – это действие III-ей стороны доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу. Определение было принято в законе «О сертификации»:

  1. Понятие о сертификации, сформулированное в системе ГОСТ Р вводит в определение слова:

а) «третьей стороны» - сертификация осуществляется независимым компетентным органом;

б) «должным образом» - эти слова свидетельствуют о наличии строгой системы сертификации располагающей определенными правилами, процедурами и управлением.

  1. В определении расширяется область распространения сертификации. Ей подлежат не только продукция и услуги, но и процессы, в том числе процессы управления качеством;
  2. Согласно закону «О техническом регулировании» сертификация– это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

      Какие изменения внес закон «О техническом  регулировании» в понятие «сертификации»:

    1. Сертификация – это форма подтверждения соответствия;
    2. Продукция должна соответствовать не только требованиям стандартов, но и требованиям технических регламентов и условиям договоров.
 
    1. Сертификация  – как технический  барьер в торговле

     Возникновение сертификации связано с предоставлением  потребителю гарантий по соответствию покупаемых им товаров требованиям  конкретных стандартов. С развитием  сертификации стало очевидным ее положительное влияние на торговые связи между государствами: сроки  получения разрешения на ввоз значительно  сокращались для сертифицированного товара; не требовалось повторных  испытаний в принимающей стране, если она признавала сертификат поставщика.

     Однако  по мере увеличения количества национальных систем сертификации все более отчетливо  обозначились их различия. Эти различия связаны как со стандартами, на соответствие которым производятся сертификационные испытания, так и с законами, на основании которых введена сертификация, а также с правилами процедуры  сертификации и пр. В этой связи  определилась совсем другая роль сертификации в международной торговле — как  технического барьера.

     Сертификационные  барьеры возникают не только по указанным  причинам, которые, в определенной степени, складывались объективно. Совсем иной механизм возникновения препятствий  в торговле имеет превращение  сертификации в способ протекционизма для защиты внутреннего (или регионального, как в ЕС) рынка от проникновения  товаров иностранного производства. В таких случаях используют усложнение административной стороны испытаний  импортируемых товаров, ужесточают контроль качества, принимают стандарты (государственные или региональные), касающиеся процедуры испытаний (например, европейские стандарты серии 45000), что отражается на порядке признания зарубежных сертификатов, а для некоторых стран признание вообще оказывается невозможным. Протекционистские меры нередко связаны с принятием национальных обязательных стандартов или технических регламентов под давлением транснациональных корпораций, которые, как известно, принимают активное участие в стандартизации на национальном уровне, обеспечивая главную часть финансирования деятельности национальных организаций по стандартизации и стремясь нередко получить возможность контроля над деятельностью технических комитетов.

     Таким образом, вероятность превращения  стандарта в инструмент конкурентной борьбы велика, а поскольку иностранному поставщику подобной продукции придется доказывать ее соответствие, как правило, в таких случаях весьма высоким  требованиям, получить сертификат соответствия достаточно проблематично. В организации  систем сертификации нередки случаи создания таких условий получения  сертификата, которые невыполнимы  для средних и тем более  мелких фирм.

     Американская  корпорация испытательных лабораторий, например, представляющая собой национальную организацию по сертификации, обычно предпочитает заниматься сертификацией  продукции крупных фирм-изготовителей, в то время как небольшие предприятия  могут долго ждать своей очереди. В международной торговле сложились  жесткие правила по признанию зарубежного сертификата на импортируемую продукцию. Для успешного экспорта необходимо получить сертификат соответствия авторитетной, признанной во всех странах организации. А для этого требуется продолжительное время и немалые финансовые затраты. Подготовка к сертификации может быть сопряжена с необходимостью введения системы обеспечения качества, если этого требует схема сертификации.

     Проблемы, связанные с нетарифными барьерами  и путями их устранения, нашли отражение  в Соглашении по техническим барьерам в торговле, которое принято на Уругвайском раунде ГАТТ в 1993 г.1 Положения  этого документа, относящиеся к  стандартизации, рассмотрены в ч. I (гл. 4).

     В области сертификационных барьеров Соглашение затрагивает вопросы  процедуры оценки соответствия и  признания оценки соответствия; международных  и региональных систем оценки соответствия, а также информации о технических  регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия.

     Общий принцип Соглашения заключается  в том, что для импортируемой  продукции должен создаваться не менее благоприятный режим, чем  для товаров внутреннего производства.

     По  процедурам оценки соответствия Соглашение обязывает страны-участницы гарантировать  выполнение центральными правительственными органами следующих положений:

     • Принимать такие процедуры оценки, которые не создают дискриминации для иностранных поставщиков как по самой процедуре, так и по оплате за эту услугу. Дополнительных неудобств не должно создавать и месторасположение испытательного оборудования.

     • Поставщик должен иметь возможность  проводить оценку соответствия на месте  изготовления с получением знака  системы.

     • Процедуры оценки "не должны быть более строгими или применяться более строго, чем это необходимо" для удостоверения соответствия товара техническому регламенту (стандарту). Не должны создаваться препятствия в международной торговле и путем задержки испытаний; по просьбе заявителя его необходимо информировать о ходе оценки и объяснить причины задержки.

     • Соблюдение конфиденциальности информации об испытуемом товаре необходимо для защиты законных коммерческих интересов.

     • Если продукция, которая признана соответствующей техническому регламенту (стандарту), модифицирована, то следует процедуру ее оценки ограничить. В этом случае надо убедиться лишь в том, что продукция продолжает отвечать предъявленным требованиям.

     • В качестве нормативной основы для процедуры оценки соответствия необходимо применять международные стандарты, руководства и рекомендации, изданные или находящиеся на завершающей стадии разработки в международных организациях. Невозможность их полного или частичного использования должна быть четко обоснована. Основные причины расхождений, как правило, относятся к требованиям национальной безопасности; предупреждениям вводящих в заблуждение действий; безопасности и здоровью людей; защите окружающей среды; географическим факторам (например, климату); фундаментальным проблемам в области инфраструктуры и технологий. Для того чтобы достигнуть более полной степени гармонизации процедур оценки соответствия, странам-участницам следует использовать все возможности для активного участия в деятельности международных организаций по стандартизации.

     • При отсутствии международных разработок, а также когда национальные правила процедур оценки соответствия не гармонизованы с международными, страны-участницы обязаны: открыто публиковать сообщения о намерениях принятия конкретной процедуры оценки соответствия н на какие виды продукции она распространяется; уведомлять другие страны-участницы об этих нововведениях и предоставлять им время для обсуждения и подготовки письменных замечаний.

     • Если при рассмотрении странами-участницами подобных нововведений возникают проблемы, касающиеся национальной безопасности, угрозы жизни и здоровью людей, экологии, то страна имеет право отказаться от соответствующих положений. Процедуры оценки соответствия могут быть приняты местными правительственными и неправительственными органами.

Информация о работе Сертификация и рыночные барьеры в торговле