Сбалонсированность национальной экономики и экономический рост

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть понятия и особенности экономического роста.
Объект исследования – проблема экономического роста в РФ.
Предмет исследования – национальная экономика и экономический рост.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сбалансированность национальной экономики……………………....4
1.1.Сущность национальной экономики…………………………………4
1.2. Макроэкономические соотношения в развитии добывающих и обрабатывающих отраслей………………………………………………………8
Глава 2. Экономический рост и национальная экономика…………………….13
2.1. Сущность экономического роста……………………………………13
2.2. Экономический рост и его движущие силы………………………....17
2.3. Структура национальной экономики………………………………...20
Глава 3. Проблемы структурной перестройки экономики России……………..24
3.1. Особенности и направления структурной перестройки в России….24
3.2 Совершенствование воспроизводственной структуры экономики…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………….……………………..31

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.62 Кб (Скачать)

Стратегическим направлением совершенствования государственных  инвестиций является формирование эффективной  структуры государственных расходов. По мнению правительства, затраты на инвестиционные нужды не должны превышать  определенной доли ВВП. Если сейчас в  консолидированном бюджете концентрируется 28-30% ВВП, то в ближайшем будущем  планируется 32-34% ВВП. Оптимальный уровень  государственных инвестиций, в которых 70% приходится на социальные объекты, должен достичь 3-3,5% ВВП. В структуре государственных  инвестиций расходы на цели промышленной политики должны составлять не менее 30-40%, или 0,9-1,4% ВВП.

    Параллельно из хозяйственного оборота намечается вывод неэффективных, не имеющих перспектив предприятий и производств с учетом сохранения или создания новых рабочих мест, поддержания социальной сферы и жизнедеятельности конкретных городов и регионов.

    Одним из направлений перестройки воспроизводственной структуры экономики России является изменение существующей пропорции между отраслями материального производства и отраслями, обеспечивающими функционирование этих отраслей, илиинфраструктурой.

    Инфраструктура обычно подразделяется на производственную и социальную (непроизводственную).

    Производственная инфраструктура в основном продолжает процесс производства в пределах процесса обращения. Она обеспечивает перемещение и хранение сырья, топлива, энергии, различных материалов и готовой продукции, передачу информации и т.п., в сельском хозяйстве - мелиорацию земель. К производственной инфраструктуре относятся:

1) транспорт (включая не  только пути сообщения, но и  транспортные средства), связь, складское  хозяйство, материально-техническое  снабжение;

2) инженерные сооружения  и устройства, в том числе ирригационные  системы;

3) коммуникации и сети, среди них линии электропередачи  (ЛЭП) и распределительные сети, нефтепроводы и газопроводы, телефонные  сети и т.п.

    Производственная инфраструктура выступает как внутрипроизводственная (для отдельных предприятий, фирм или их объединений) и обычного назначения. Складывается международная инфраструктура, примером которой служат, в частности, инфраструктурные объекты топливно-энергетического назначения: газо- и нефтепроводы, ЛЭП, протянувшиеся по территории бывшего Советского Союза и идущие во многие европейские страны.

    Социальную инфраструктуру образуют, прежде всего, пассажирский транспорт, особенно городской, различные городские инженерные сооружения и коммуникации, сети водо- и энергоснабжения, канализации, телефонные сети и т.п., в более широком аспекте - коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов вообще.

    Инфраструктура, как производственная, так и социальная, обеспечивает целостность и комплексность народного хозяйства на различных его уровнях. Велика роль инфраструктуры в процессе освоения новых территорий, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в восточных и северных районах страны.

    Особое значение среди отраслей инфраструктуры России имеет транспорт.

    Транспорт выполняет огромную работу по перемещению грузов и людей. Суммарные затраты на перевозку грузов и пассажиров и на погрузочно-разгрузочные работы составляют десятки миллиардов рублей. Соответственно велика и доля этих затрат (транспортная составляющая) в стоимости промышленной продукции, достигающая в среднем 13%, а в отдельных отраслях- в черной металлургии, угольной промышленности и др. - значительно больше.

    Для сокращения транспортных издержек в народном хозяйстве необходимо снизить материалоемкость производства на основе прогрессивных технологий, рационализировать транспортно-экономические связи предприятий и районов, рационально разместить и специализировать производство, усилить комплексность в развитии хозяйства регионов и районов.

    Однако роль транспортного фактора нельзя сводить только к доле транспортных затрат. Осуществляя производственные связи между отраслями и районами, транспорт является непременным условием и активным рычагом специализации и комплексного развития экономических районов и целых стран, т.е. процессов, оказывающих прямое влияние на эффективность общественного производства и рынка. Само развитие территориального разделения труда, специализации районов немыслимо без наличия межрайонных транспортных путей, а комплексное развитие хозяйства республики или района без внутренних связей и соответствующей им транспортной системы.

    Поэтому наряду с необходимостью снижения транспортных издержек как одного из факторов повышения эффективности развития производства стоит и более глобальная задача-снизить издержки на функционирование всей территориальной организации производства. Критерием оптимальности в этой задаче выступает минимизация не отдельных видов издержек производства, а суммарных затрат на производство и транспортировку продукции до потребителя.

    Отрасли инфраструктуры, в значительной степени определяющие общую эффективность производства, являются, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, малопривлекательными для частного капитала. Обычно они характеризуются значительными капитальными вложениями, медленной окупаемостью инвестиций, отсутствием сверхприбыли.

    Сбалансированное развитие российской экономики требует ускоренного развития отраслей производственной и социальной инфраструктуры, что объясняется их определенным отставанием в прошлом, диспропорциональностью (особенно территориального и регионального) развития. Очевидно, что это может быть достигнуто только при значительном участии государства.

    Структурная перестройка экономики предполагает также сглаживание неравномерности технического оснащения отсталых отраслей и предприятий, преодоление сохраняющихся тенденций к монополизации, снижение уровня концентрации в отдельных отраслях и видах производств.

    Наиболее высокий уровень концентрации наблюдается в промышленности. Особенно это типично для тяжелой индустрии, прежде всего таких ее отраслей, как электроэнергетика, черная металлургия, нефтехимия. Однако за последнее время наметилась тенденция строительства относительно небольших предприятий, например, в машиностроении, черной металлургии, текстильной промышленности. Этот процесс связан, в частности, с необходимостью развития малых и средних городов путем размещения в них специализированных производств, филиалов предприятий и объединений, дублирующих производств, что способствует созданию условий для рынка.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для России обеспечение экономического роста является главной экономической  задачей на сегодняшний день. Для  этого необходимо разработать и  реализовать инвестиционную политику, предусматривающую использование  всех свободных денежных средств, в  том числе сбережений населения. Реализация такой политики возможна лишь в том случае, если будет  изменена налоговая система и  закрепится относительная стабильность экономики. Одновременно должны быть разработаны  меры по предотвращению инфляции, улучшению  собираемости налогов, реформированию банковской системы, социальной поддержке  населения.

С точки зрения обеспеченности природными ресурсами для экономического роста, Россия имеет существенные конкурентные преимущества по сравнению с другими  странами. В структуре минерально-сырьевой базы 71% составляют топливно-энергетические ресурсы, представленные газом, углем, нефтью, 15% - нерудное сырье, 13% - черные, цветные и редкие металлы.

Сложились и финансовые предпосылки  для экономического роста, состоящие  в довольно высокой доле сбережений в доходах населения.

Кроме того, Россия обладает высокоразвитым научно-техническим  потенциалом, особенно в областях ядерной  энергетики, освоения космического пространства, биотехнологии, генной инженерии.

Однако наличие значительных резервов в экономике является необходимым, но недостаточным условием для стабилизации производства и дальнейшего экономического роста. Основной проблемой экономического развития России по-прежнему остается отсутствие действенного механизма  реализации имеющегося природно-сырьевого, демографического, научно-технического и финансового потенциала страны.

В то же время рост экспорта сырья при падении его добычи свидетельствует о сокращении внутреннего  потребления сырья в связи  с продолжающимся спадом производства. Таким образом, наличие в России богатой минерально-сырьевой базы пока не является источником экономического роста. Отсутствие механизма трансформации сбережений в инвестиции и неблагоприятный инвестиционный климат не позволяют полностью использовать финансовый потенциал страны.

Недостаточное использование  научно-технического потенциала страны в целях возобновления экономического роста проявляется в несоответствии динамики созданных образцов новой  техники и ее освоения в производстве. В дальнейшем тенденция к сокращению промышленных инноваций сохранится вследствие значительного сокращения финансирования науки.

Вышеперечисленные негативные тенденции в экономическом развитии страны препятствуют полноценной реализации возможностей экономического роста  на современном этапе и, как следствие, сдерживают процесс интеграции России в мировую экономику. Если прогнозируемые темпы роста мировой экономики  до конца столетия составят 2,5-3% в  год, то для сокращения разрыва в  уровне экономического развития необходимо, чтобы среднегодовые темпы роста  российской экономики, по крайней мере, вдвое превышали среднемировые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

    1. Бекетов Н.В. Экономический рост и развитие инновационной экономики в России // Финансы и кредит. - 2008. - № 15.
    2. Добровольский В.П. Инвестиционный потенциал российской экономики и точки роста // Деньги и кредит. - 2010. - № 9.
    3. Коновалов В. Модели стабилизации экономического роста в условиях кризиса // Общество и экономика. - 2009. - № 10.
    4. Коновалов Ю.М. Корпоративный бизнес России и формирование инвестиционного потенциала развития национальной экономики // Финансы и кредит. - 2008. - № 28.
    5. Овчарова Л.Н. Бедность и экономический рост в России // Уровень жизни населения регионов России. - 2008. - № 11-12.
    6. Петриков Е.М. Институты развития как факторы экономического роста // Финансы и кредит. - 2008. - № 36.
    7. Скиба А.Н. Современные взгляды на экономическое развитие: формирование теоретических основ // Финансы и кредит. - 2008. - № 30.
    8. Сухарев О. Экономический рост и развитие: динамика богатства и структурная политика // Инвестиции в России. - 2007. - № 6.
    9. Чистяков В.Е. Влияние образования на экономический рост и социальное развитие региона // Вопросы статистики. - 2009. - № 6.
    10. Чупров С.В. Неустойчивое равновесие и устойчивое неравновесие экономической системы. От воззрений Н. Д. Кондратьева к современной парадигме // Экономическая наука современной России. - 2006. - № 3.
    11. Веретенникова, И.И. Инвестиции как условие экономического роста / И.И. Веретенникова; И.И. Веретенникова // Экономический анализ: теория и практика. – 2005. – №11. – С. 2-7.
    12. Кудров, В.М. Экономика России: сущность и видимость / Кудров В.М. // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. – N 2. – С. 39-48.
    13. Мицек, С.А. Экономический рост и экологическая динамика в России и регионах[Текст] : на основе экономической модели показаны перспективы экологической обстановки в стране. / С.А. Мицек // Региональная экономика: теория и практика. – 2012. - № 16 (247). – С. 10-21.
    14. Веревкин, Л.П. Факторы риска российской экономики / Л.П. Веревкин, Ю.П. Кожаев // Энергия: экономика, техника, экология. – 2011. – N 7. – С. 52-59.
    15. Райхлин Э. Основы экономической теории. Экономический рост и развитие. – М.: НАУКА, 2010. – 320 с.
    16. Иванченко, И.С. Воздействие денежного рынка на экономический рост[Текст] / И.С.Иванченко // Финансы и кредит. – 2012. - №15. – С. 11-19.
    17. Сидорович, А. Формирование национальной модели экономики в переходных обществах / А. Сидорович // Общество и экономика. – 2001. – №11-12. –С. 28-41.
    18. Зевин, Л. Национальная экономическая система в глобальных процессах / Л. Зевин ; Л. Зевин // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. - № 11. – С. 17-24.
    19. Дудко, С. Национальная экономика: открытость миру или защита национальной самобытности / С. Дудко ; С. Дудко // Экономические науки. – 2008. - № 7. – С. 12-15.
    20. В., Кушлин. Переход к новой модели экономического развития / В. Кушлин ; В. Кушлин // Экономист. – 2006. -№10. –С. 3-10.
    21. Кибальчич, А. Экономика должна быть национальной[Текст]: соврем. Рос. Экономика / Кибальчич А. // Молодая гвардия. – 2012. - № 3. – С. 238-244.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Сбалонсированность национальной экономики и экономический рост