Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:44, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть понятия и особенности экономического роста.
Объект исследования – проблема экономического роста в РФ.
Предмет исследования – национальная экономика и экономический рост.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сбалансированность национальной экономики……………………....4
1.1.Сущность национальной экономики…………………………………4
1.2. Макроэкономические соотношения в развитии добывающих и обрабатывающих отраслей………………………………………………………8
Глава 2. Экономический рост и национальная экономика…………………….13
2.1. Сущность экономического роста……………………………………13
2.2. Экономический рост и его движущие силы………………………....17
2.3. Структура национальной экономики………………………………...20
Глава 3. Проблемы структурной перестройки экономики России……………..24
3.1. Особенности и направления структурной перестройки в России….24
3.2 Совершенствование воспроизводственной структуры экономики…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………….……………………..31
Стратегическим направлением
совершенствования
Параллельно из хозяйственного оборота намечается вывод неэффективных, не имеющих перспектив предприятий и производств с учетом сохранения или создания новых рабочих мест, поддержания социальной сферы и жизнедеятельности конкретных городов и регионов.
Одним из направлений перестройки воспроизводственной структуры экономики России является изменение существующей пропорции между отраслями материального производства и отраслями, обеспечивающими функционирование этих отраслей, илиинфраструктурой.
Инфраструктура обычно подразделяется на производственную и социальную (непроизводственную).
Производственная инфраструктура в основном продолжает процесс производства в пределах процесса обращения. Она обеспечивает перемещение и хранение сырья, топлива, энергии, различных материалов и готовой продукции, передачу информации и т.п., в сельском хозяйстве - мелиорацию земель. К производственной инфраструктуре относятся:
1) транспорт (включая не
только пути сообщения, но и
транспортные средства), связь, складское
хозяйство, материально-
2) инженерные сооружения и устройства, в том числе ирригационные системы;
3) коммуникации и сети,
среди них линии
Производственная инфраструктура выступает как внутрипроизводственная (для отдельных предприятий, фирм или их объединений) и обычного назначения. Складывается международная инфраструктура, примером которой служат, в частности, инфраструктурные объекты топливно-энергетического назначения: газо- и нефтепроводы, ЛЭП, протянувшиеся по территории бывшего Советского Союза и идущие во многие европейские страны.
Социальную инфраструктуру образуют, прежде всего, пассажирский транспорт, особенно городской, различные городские инженерные сооружения и коммуникации, сети водо- и энергоснабжения, канализации, телефонные сети и т.п., в более широком аспекте - коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов вообще.
Инфраструктура, как производственная, так и социальная, обеспечивает целостность и комплексность народного хозяйства на различных его уровнях. Велика роль инфраструктуры в процессе освоения новых территорий, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в восточных и северных районах страны.
Особое значение среди отраслей инфраструктуры России имеет транспорт.
Транспорт выполняет огромную работу по перемещению грузов и людей. Суммарные затраты на перевозку грузов и пассажиров и на погрузочно-разгрузочные работы составляют десятки миллиардов рублей. Соответственно велика и доля этих затрат (транспортная составляющая) в стоимости промышленной продукции, достигающая в среднем 13%, а в отдельных отраслях- в черной металлургии, угольной промышленности и др. - значительно больше.
Для сокращения транспортных издержек в народном хозяйстве необходимо снизить материалоемкость производства на основе прогрессивных технологий, рационализировать транспортно-экономические связи предприятий и районов, рационально разместить и специализировать производство, усилить комплексность в развитии хозяйства регионов и районов.
Однако роль транспортного фактора нельзя сводить только к доле транспортных затрат. Осуществляя производственные связи между отраслями и районами, транспорт является непременным условием и активным рычагом специализации и комплексного развития экономических районов и целых стран, т.е. процессов, оказывающих прямое влияние на эффективность общественного производства и рынка. Само развитие территориального разделения труда, специализации районов немыслимо без наличия межрайонных транспортных путей, а комплексное развитие хозяйства республики или района без внутренних связей и соответствующей им транспортной системы.
Поэтому наряду с необходимостью снижения транспортных издержек как одного из факторов повышения эффективности развития производства стоит и более глобальная задача-снизить издержки на функционирование всей территориальной организации производства. Критерием оптимальности в этой задаче выступает минимизация не отдельных видов издержек производства, а суммарных затрат на производство и транспортировку продукции до потребителя.
Отрасли инфраструктуры, в значительной степени определяющие общую эффективность производства, являются, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, малопривлекательными для частного капитала. Обычно они характеризуются значительными капитальными вложениями, медленной окупаемостью инвестиций, отсутствием сверхприбыли.
Сбалансированное развитие российской экономики требует ускоренного развития отраслей производственной и социальной инфраструктуры, что объясняется их определенным отставанием в прошлом, диспропорциональностью (особенно территориального и регионального) развития. Очевидно, что это может быть достигнуто только при значительном участии государства.
Структурная перестройка экономики предполагает также сглаживание неравномерности технического оснащения отсталых отраслей и предприятий, преодоление сохраняющихся тенденций к монополизации, снижение уровня концентрации в отдельных отраслях и видах производств.
Наиболее высокий уровень концентрации наблюдается в промышленности. Особенно это типично для тяжелой индустрии, прежде всего таких ее отраслей, как электроэнергетика, черная металлургия, нефтехимия. Однако за последнее время наметилась тенденция строительства относительно небольших предприятий, например, в машиностроении, черной металлургии, текстильной промышленности. Этот процесс связан, в частности, с необходимостью развития малых и средних городов путем размещения в них специализированных производств, филиалов предприятий и объединений, дублирующих производств, что способствует созданию условий для рынка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для России обеспечение экономического
роста является главной экономической
задачей на сегодняшний день. Для
этого необходимо разработать и
реализовать инвестиционную политику,
предусматривающую
С точки зрения обеспеченности
природными ресурсами для экономического
роста, Россия имеет существенные конкурентные
преимущества по сравнению с другими
странами. В структуре минерально-
Сложились и финансовые предпосылки для экономического роста, состоящие в довольно высокой доле сбережений в доходах населения.
Кроме того, Россия обладает высокоразвитым научно-техническим потенциалом, особенно в областях ядерной энергетики, освоения космического пространства, биотехнологии, генной инженерии.
Однако наличие значительных резервов в экономике является необходимым, но недостаточным условием для стабилизации производства и дальнейшего экономического роста. Основной проблемой экономического развития России по-прежнему остается отсутствие действенного механизма реализации имеющегося природно-сырьевого, демографического, научно-технического и финансового потенциала страны.
В то же время рост экспорта сырья при падении его добычи свидетельствует о сокращении внутреннего потребления сырья в связи с продолжающимся спадом производства. Таким образом, наличие в России богатой минерально-сырьевой базы пока не является источником экономического роста. Отсутствие механизма трансформации сбережений в инвестиции и неблагоприятный инвестиционный климат не позволяют полностью использовать финансовый потенциал страны.
Недостаточное использование
научно-технического потенциала страны
в целях возобновления
Вышеперечисленные негативные
тенденции в экономическом
Список литературы.
Информация о работе Сбалонсированность национальной экономики и экономический рост