Сбалонсированность национальной экономики и экономический рост

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть понятия и особенности экономического роста.
Объект исследования – проблема экономического роста в РФ.
Предмет исследования – национальная экономика и экономический рост.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сбалансированность национальной экономики……………………....4
1.1.Сущность национальной экономики…………………………………4
1.2. Макроэкономические соотношения в развитии добывающих и обрабатывающих отраслей………………………………………………………8
Глава 2. Экономический рост и национальная экономика…………………….13
2.1. Сущность экономического роста……………………………………13
2.2. Экономический рост и его движущие силы………………………....17
2.3. Структура национальной экономики………………………………...20
Глава 3. Проблемы структурной перестройки экономики России……………..24
3.1. Особенности и направления структурной перестройки в России….24
3.2 Совершенствование воспроизводственной структуры экономики…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………….……………………..31

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.62 Кб (Скачать)

 

 

2.3. Структура национальной экономики.

Национальная экономика  каждой страны, несмотря на использование  в ней общих для всех государств механизмов регулирования общеэкономических  параметров, вполне четко определяется такими ограничениями, как государство, национальные интересы, национальный доход, национальный долг, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт  и др.

Структура национальной экономики  формируется под влиянием множества  факторов – географических, культурных, социальных, психологических и т. д. Она специфична применительно  к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может  быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.

Национальная экономика  как целостный организм характеризуется  следующими признаками:

1. Общее экономическое  пространство с единым законодательством,  единой денежной единицей, общей  кредитно-денежной и финансовой  системой.

2. Наличие тесных экономических  связей между хозяйственными  субъектами с общим воспроизводственным  контуром.

3. Территориальная определенность  с общим экономическим центром,  который выполняет регулирующую  и координационную роль.

Структура национальной экономики  может быть рассмотрена с позиции  следующих компонентов и критериев:

а) Воспроизводственная структура.

Критерий ее выделения  — особенности хозяйствования и  функции субъектов макроэкономики: домашних хозяйств, бизнеса и государства. Они являются элементами воспроизводственной  структуры;

б) Социальная структура. Здесь  структурные элементы объединяются по критериям различных форм собственности, видов труда и доходов, групп  предприятий;

в) Отраслевая структура.

Критерий выделения —  однородность выполняемых производственных функций, выпускаемых продуктов, услуг  и других результатов;

г) Территориальная структура.

Выделяется по критерию размещения производительных сил;

д) Инфраструктура.

Критерий выделения —  особенности обслуживания того или  иного производства;                               Структура внешнеэкономических связей.

Выделяется по критерию взаимодействия субъектов одной или нескольких стран.

Считается важным проведение структурного анализа экономики, так как он позволяет определить ее сущность и сделать прогноз  будущего состояния и развития, при  этом исходит из следующих особенностей структурного анализа национальной экономики:

1) он позволяет  более полно объяснить протекающие  в национальной экономике процессы;

2) он дает возможность  на основании данных, полученных  в результате проведения структурного  анализа, выработать более эффективную  и результативную национальную  экономическую политику, которая  будет более гибкой, адаптированной  и актуальной. Эффективность функционирования и регулирования национальной экономики невозможна без статистического учета показателей национальной экономики.

Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны.

Структура национальной экономики  – это совокупность исторически  сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных

взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.

Структура национальной экономики  отличается пропорциями и отношениями  между ее составляющими частями. Пропорция – это значение подвергнутой анализу единицы национальной экономики  по отношению к другим. Отношения  – это относительно устойчивые связи  между единицами национальной экономики, способные к изменению и сохранению.

Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:

  1. домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами.

Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства  являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального  богатства, влияющим на характер других взаимосвязей;

2) социальная структура,  исходящая из деления национальной  экономики на определенные сектора,  которые находятся между собой  в органичной взаимосвязи. Деление  производится по различным критериям,  например группам населения, предприятий,  видам труда. Обычно выделяют  государственный и частный сектора  экономики;

3) отраслевая структура,  предполагающая выделение отраслей  экономики и определение характера  и сущности взаимосвязи между  ними. Отрасль национальной экономики  – это единицы национальной  экономики, в процессе общественного  производства выполняющие схожие функциональные задачи.

Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое  значение, так как позволяет реализовать  качественное прогнозирование экономического развития;

4) территориальная структура,  предполагающая анализ географического  распределения производительных  сил в рамках национальной  экономики – разделение национальной  экономики на различные экономические  районы;

5) инфраструктура национальной  экономики, исходящая из определения  рода и характера взаимодействия  сфер экономики;

6) структура внешней торговли, предполагающая анализ характера  соотношений различных товарных  групп, их импорта и экспорта.

Мировой опыт показывает, что  при становлении рыночной экономики  происходит структурная перестройка  национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. Структура определенной национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера общественного производства, возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием. Структурные изменения происходят неравномерно, разными темпами. Целью преобразований является не только установление эффективной экономической структуры народного хозяйства, но и прекращение спада производства, решение социальных проблем и в конечном итоге – формирование рыночных отношений. Это достигается путем ликвидации убыточных производств, созданием новых высокоэффективных рабочих мест, переориентацией производства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции, а также огромным вложением финансовых средств, в т.ч. иностранных инвестиций. 

Необходимость структурных  реформ обычно связана с упадком  национальной экономики, затяжным экономическим  кризисом. В ситуации, когда функционирование национальной экономики не отвечает требованиям достойного уровня жизни, под давлением населения правительство  страны вынуждено пойти на ряд  крайних мер по изменению состояния  национальной экономики – на структурные  реформы.

Проведение структурных  реформ национальной экономики всегда входит в поле деятельности государственного аппарата. Ни один хозяйственный субъект, кроме государства, не обладает достаточными ресурсами для того, чтобы осуществить  структурное реформирование. Поэтому  источником и разработчиком реформирования является только государство – государственный  аппарат.

Структура конкретной национальной экономики формируется под влиянием множества факторов – географических, культурных, социальных, психологических  и т. д. Она специфична применительно  к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может  быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы структурной перестройки экономики  России.

3.1. Особенности  и направления структурной перестройки  в России.

     В России  структурная перестройка экономики  осуществляется в условиях перехода  от административно-командной хозяйственной  системы к рыночной экономике.  Сам переход означает коренную  трансформацию хозяйственной системы,  которая характеризуется глубокими  преобразованиями системы социально-экономических  отношений, изменением форм и  методов хозяйствования, отношений  собственности, включая формирование  частного сектора и приватизацию  преобладающей или значительной  части государственного сектора  экономики. Необходимость структурной  перестройки объясняется сменой  приоритетов в формировании народнохозяйственной  структуры. Прежняя структура  народнохозяйственного комплекса  оказалась нежизнеспособной и  экономически неэффективной в  условиях либерализации экономики,  развития рыночных методов хозяйствования. Существовавшая структура характеризовалась  крайне высокой степенью огосударствления  всех экономических процессов, сверхмонополизацией производства, искаженной структурой народнохозяйственного комплекса со значительным развитием добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при значительном отставании отраслей, работающих на потребительский рынок.

   Специфика структурной перестройки в России заключается в том, что она осуществляется в условиях трансформационного спада, сопровождающего всякий переход от одной экономической системы к другой, который в условиях нашей страны наложился на структурный кризис, начавшийся еще в 80-х гг. Структурная перестройка осуществляется в условиях изменения форм и методов государственного воздействия на экономику, значительного сокращения государственных расходов и централизованного кредитования.

   Основными направлениями  структурной перестройки являются  свертывание и перепрофилирование  объективно ненужных и недееспособных  предприятий, замедление падения  и стабилизация выпуска продукции,  пользующейся спросом на внутреннем  и внешнем рынках; создание условий  для оживления и развития перспективных  видов деятельности, формирующих  реальный экономический потенциал  страны.

 

 

3.2. Совершенствование воспроизводственной структуры экономики.

    Воспроизводственная структура экономики определяется соотношениями между подразделениями общественного воспроизводства, между потреблением и накоплением. Для России в настоящее время характерно абсолютное и относительное снижение накопления. Структурная перестройка осуществляется в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов.

    В 1992 г. снижение инвестиций составило 40%, в 1993 г. - 12, в 1994 г. - 26. При этом изменилась структура капитальных вложений: для не производственных целей их доля возросла, а для производственных - сократилась (с 67% в 1992 г. до 55% в 1994 г.).

    Анализ динамики капитальных вложений по отраслям показывает, что наименьшее их сокращение было в топливно-энергетическом комплексе и металлургии. Более резко они снизились в химической, легкой и пищевой промышленности (на 40-50% в 1993 г. и на 50% в 1994 г. по сравнению с предшествующим годом).

    В результате проведения реформ и приватизации изменилась структура капитальных вложений по источникам финансирования: сократилось бюджетное финансирование, но возросли капитальные вложения за счет собственных и привлеченных средств предприятий; снизился объем капитальных вложений за счет льготных государственных кредитов и увеличилась доля государственных внебюджетных инвестиционных фондов.

    Структурные изменения в экономике, необходимость приспособления производства к меняющемуся потребительскому спросу, повышение конкурентоспособности отечественных изделий требуют значительных инвестиций в основной капитал. Наращивания оборотных средств и лучшего использования имеющихся мощностей в большинстве случаев недостаточно, особенно в обрабатывающих отраслях, из-за неприспособленности этих мощностей к требованиям рынка.

    Однако проблема увеличения инвестиций в основной капитал не может быть решена путем наращивания государственных инвестиций как в силу ограниченности средств государственного бюджета, так и, главным образом, из-за их низкой эффективности. Это означает, что в современных условиях на первый план выдвигается задача повышения эффективности инвестиций, приносящих отдачу в минимальные сроки, способных переломить тенденции спада в производстве, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения и бюджета, увеличивая платежеспособный спрос и не усиливая инфляцию.

Информация о работе Сбалонсированность национальной экономики и экономический рост