Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 16:05, курсовая работа
Судя по результатам последнего исследования в рамках доклада «Индекс лучшей жизни», который недавно выпустила Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) жители Швейцарии наиболее удовлетворены своей жизнью.
Швейцария поднялась на первое место, столкнув Данию на пятое. «Индекс лучшей жизни» оценивает 36 стран-членов организации ОЭСР по 11 критериям с целью охватить все аспекты жизни, в том числе доходы, образование, здравоохранение, занятость и личную жизнь, а также удовлетворенность жизнью.
Введение
Глава 1. Теоритические подходы к оценке благосостояния населения
1.1. Уровень благосостояния экономические аспекты
1.2. Уровень благосостояния социальные аспекты
Глава 2. Анализ и динамика показателей уровня благосостояния
2.1. Сравнение основных экономических показателей
2.2. Степень удовлетворения жизни в разных странах
Глава 3. Направления и перспективы развития социально-экономических систем в мире
3.1. Глобальные проблемы в мировой экономике
3.2. Социальная политика государства как основа повышения благосостояния граждан
Заключение
Список литературы
Глава 3. Направления и перспективы развития социально-экономических систем в мире
3.1. Глобальные проблемы в мировой экономике
Сущность глобальных проблем
заключается в том, что они в той или иной
степени влияют на экономику и жизнь населения
любой страны, и решение этих проблем зависит
от усилий всех стран, мира.
Возникновение глобальных проблем
связано прежде всего с особенностями
экономического развития во второй половине
XX века. Впервые о глобальных проблемах
политики и экономисты стали говорить
в 60 – х – 70 – х г.г. XX – века. Именно с этого
периода в научный обиход вошел термин
глобалистика как особое направление
научных исследований.
В условиях растущей взаимозависимости
частная проблема одной страны или региона
может постепенно перерасти в глобальную
, если не находит своевременного решения.
Тем не менее все современные глобальные
проблемы имеют общие характеристики.
Можно выделить следующие
характеристики глобальных
1. Затрагивают интересы всех стран (или большинства стран).
2. Тормозят экономическое и
3. Требуют неотложного решения.
4. Взаимосвязаны между собой.
5. Требуют координации действий всех стран мира.
Сложным является вопрос
определение приоритетности
Проблема роста населения (демографическая проблема).
Взаимосвязь роста населения и экономического
роста длительное время является предметом
исследования экономистов. В результате
исследований выработалось два подхода
к оценке влияния роста населения на экономическое
развитие. Первый подход в той или иной
степени связан с теорией Мальтуса, которые
полагал, что рост населения опережает
рост продовольствия, и поэтому население
мира неизбежно беднеет. Современный подход
к оценке роли народонаселения на экономику
является комплексным, и выявляет как
положительные, так и негативные факторы
влияния роста населения на экономический
рост.
Но при любом подходе очевидно,
что игнорировать влияние роста населения
на экономику нельзя, особенно в современных
условиях.
Ежегодно население мира растет
на 93 млн. человек. При этом более 82 млн.
человек рождается в развивающихся странах.
Можно считать, что это беспрецедентный
рост в истории человечества. Однако проблема
роста населения затрагивает не только
его численность. Это проблема благосостояния
и развития человека.
Многие специалисты как
из промышленно-развитых, так и развивающихся
стран считают, что действительная проблема
– не рост населения сам по себе, а следующие
проблемы:
а) Слаборазвитость.
Действительная проблема – отсталость
в развитии, а развитие – конечная цель.
Экономический и социальный прогресс
создает механизмы, которые в той или иной
степени регулируют рост населения.
б) Истощение мировых ресурсов и разрушение
окружающей среды. Развитые страны, где
сосредоточено менее 25% населения мира,
потребляют 80% мировых ресурсов.
Экологическая проблема.
Как отмечает Всемирный
банк в Докладе о развитии
мира в 1992г., защита окружающей
среды является важной частью
развития. Процесс развития без ее эффективной
- защиты будет подорван.
В 70-х гг. XX века экономисты и
политики осознали важное значение проблем
окружающей среды для экономического
развития. Процессы деградации окружающей
среды могут иметь самовоспроизводящийся
характер, что грозит обществу необратимым
разрушением и исчерпанием ресурсов.
Нет единого мнения о величине
расходов на сохранение окружающей среды
в различных видах экономической деятельности.
Но большинство специалистов согласны,
что их необходимо учитывать при разработке
политики развития.
Проблема природных ресурсов.
Глобальная энергосырьевая
проблема содержит две сходные
по характеру происхождения
В 70 – х – начале 80 – х г.г. впервые
обнаружились явления, которые получили
название энергетический и сырьевой кризисы.
В тот период они сильно ударили
по сложившееся системе международных
экономических связей, ухудшили экономическую
и социальную ситуацию во многих странах.
Но в аспекте они создали стимулы для внедрения
в производство энергосберегающих и ресурсосберегающих
технологий. В 70–е – 80–е г.г. XX в.
Энергоемкость производства в развитых
странах снизилась примерно на 25%2 .
Глобализация в мировой экономике
В экономической литературе
существует множество
Сторонники глобализации, даже
упоминая связанные с ней реальные и потенциальные
риски, считают, что процесс этот необратим,
и нужно лишь им правильно управлять и
участвовать в нем.
Противники глобализации делятся на два
лагеря. Одни признают объективность глобализации
и считают ее злом, печальной, если не трагической,
неизбежностью. Другие ставят под сомнение
существование самого феномена.
Общее место всех пассажей по глобализации
– открытость границ для торговых и финансовых
потоков. Приверженцы глобализации видят
основное ее преимущество в усилении плодотворной
конкуренции, не ограниченной протекционистским
и идеологическими рамками в условиях
глобального разделения труда. Вообще
говоря, конкуренция противоречит кооперации.
Если эти тезисы воспринимать буквально,
то можно сделать вывод о том, что далеко
не однозначно понимаются выгоды от глобализации
и их источники. Какой именно ожидается
положительный эффект: то ли конкуренция
будет подстегивать эффективность, то
ли разделение труда принесет синергетический
эффект.
Видимое противоречие может быть
снято, только если мы рассматриваем глобальную
конкуренцию исключительно между транснациональными
корпорациями (ТНК), а не между странами,
так как для них будет использоваться
принцип разделения труда.
С целью повышения собственной
эффективности, компании стараются в процессе
своего развития найти инструменты, способные
уменьшить транзакционные издержки. Эти
издержки являются производными от неопределенности,
возникающей при любом взаимодействии
самой системы с внешним окружением или
между собственными элементами. Развитие
управленческой науки позволило снижать
транзакционные издержки внутри корпораций
и тем самым строить все более и более
крупные устойчивые комрании . Одновременно,
маркетинговая наука все более углубляется
в техники и приемы, способные снизить
неопределенность во взаимодействиях
с внешним окружением.
Революцию в борьбе с трением сыграли,
развивающиеся впечатляющими темпами,
информационные технологии. Развитие
специальных классов корпоративных информационных
систем, например ERP или Workflow , направлено
на снижение внутреннего трения. Развитие
технологий E - business , видимо, является следствием
стремления к поиску новых инструментов
снижения внешнего трения.
В этом свете, глобализация – это
не что иное, как тенденция к снижению
транзакционных издержек на уровне гигантских
систем. Во- первых, кроме того, стремление
к эффективному управлению капиталами
выльется в конечном итоге в необходимость
создания координирующего органа, некое
подобие глобального центробанка . Единственный
претендент на эту роль, имеющий более
высокие шансы – ФРС США. А вот этот факт
не устроит политические элиты многих
влиятельных в экономическом смысле стран.
Похоже, что конкуренция снова перейдет
в географическую плоскость, а не в плоскость
ТНК – они-то как раз обеспечат себе все
вышеперечисленные преимущества.
3.2. Социальная политика государства как основа повышения благосостояния граждан
Национальная экономика развивается
на основе социально - ориентированной
модели. Это означает, что главной
задачей на пути социально - экономического
прогресса в государстве должно стать
обеспечение предпосылок реализации прав
и свобод граждан, утверждение
среднего класса и преодоление бедности
населения.
Сегодня в национальной экономике являются
следующие критерии социальных гарантий
минимальный размер заработной платы, минимальный размер пенсий по возрасту,индексация доходов населения. Для обеспечения
этих гарантий государство должно способствовать
развитию социальной сферы и проводить
взвешенную социальную политику. Социальная
сфера является подсистемой национальной экономической системы, которая охватывает явления, процессы, виды деятельности и объекты, которые касаются обеспечения жизнедеятельности
общества, человека, удовлетворение его потребностей,интересов.
Социальная политика это деятельность
государства по созданию и регулированию
социально - экономических условий жизни
общества, устранения негативных последствий функционирования
рынка, обеспечения социальной справедливости
и социально - политической стабильности
в стране. Социальная политика является системой правовых,организационных, регуляторно - контрольных действий государства
с целью согласования социальных целей
с целями экономического развития.
Социальная политика является
элементом жизнеспособности, стабилизации, развития и консолидации общества.
Социальная политика государства
реализуется в общественных программах
и социальной практике и включает: регулирование
социальных отношений в обществе, обеспечение эффективной занятости, распределение и перераспределение доходов, формирование стимулов к высокоэффективному
труду, обеспечение развития социальной инфраструктуры,защита окружающей среды.
В основе социальной политики должны
лежать принципы: рациональности (достижение
оптимального соотношения цели социальной
политики и средств ее реализации) ;
социальной справедливости (создание
равных возможностей для всех членов общества
) ;
социальной безопасности (предвидение
определенных жизненных рисков).
Объектами социальной политики
являются: рынок труда и занятости, система социального обеспечения и защиты
населения; элементы социальной инфраструктуры, граждане как потребители. Субъектами социальной политики являются:
государство, которое отвечает за создание и осуществление
этой политики, органы законодательной и исполнительной
власти.
Для оценки социальной политики
используют ряд показателей:
социально - демографические ( численность
населения, его состав по возрасту, полу,социальному положению, особенности воспроизводства и миграции
населения) ;
обобщенные показатели благосостояния населения (валовой национальный продукт
на душу населения, объем фондов непроизводственного назначения, совокупные ресурсы для потребления)
;
показатели, характеризующие условия и оплату труда
( темпы сокращения ручного труда,повышение квалификации рабочих, оплата труда) ;
показатели развития сферы услуг ;
показатели роста доходов и потребления
населения ( динамика и структура реальных
доходов населения, объем продаж товаров на душу населения;
потребления продуктов питания и непродовольственных
товаров ) ;
показатели, которые оценивают результативность
социальной политики (уровень и качество
жизни населения).
Уровень и качество жизни является
интегрированным показателям социально
- экономического развития страны.
Уровень жизни населения отражает
степень удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей
людей, обеспечивается совокупность материальных
и социальных условий жизни. К основным элементам, определяющих уровень жизни, относятся: уровень и структура потребления
материальных благ, уровень потребления услуг, уровне здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, физкультуры, а также уровень обеспечения жильем.
Для определения и оценки уровня
жизни в странах ООН предложила в 1990 году
применять понятие « индекс развития человеческого
потенциала» или « индекс человеческого
развития ( ИЧР ) ». ИЧР формируют следующие
составляющие: продолжительность жизни
населения,уровень образования, объем валового внутреннего продукта
( ВВП) на душу населения. При этом для каждой
компоненты задано предельные (минимальные
и максимальные ) значения,по которым оценивается уровень жизни
населения в той или иной стране, то есть уровень цивилизованности страны.
Так, предельные значения продолжительности
жизни составляют от 25 до 85 лет ; уровня
образования от 0 до 100 % ( по количеству
лет, провел в режиме обучения «средний гражданин» после 15 лет) ; ВВП на душу населения
200... 4000 долларов США. Следовательно, уровень жизни населения
за
оказателем ИЧР считается низким, когда ИЧР меньше 0,5, и относительно высоким, если ИЧР составляет 0,9 1.
Для формирования мероприятий
и оценки эффективности социальной политики
в мировой практике используют также показатель
индекса стоимости жизни, который представляет собой индекс розничных
цен специального набора товаров и услуг, входящих в бюджет среднего потребителя
( « потребительская корзина » ) и составляют
прожиточный минимум.
Понятие качества жизни конкретизирует
категорию « уровень жизни». В ООН, например для оценки качества жизни предложено
индекс качества жизни, который характеризует : уровни образования
и медицинского обслуживания, продолжительность жизни, степень занятости населения, его платежеспособность, доступ к политической жизни и др. Конкретными показателями качества жизни
количество автомобилей, телевизоров, квадратных метров жилья, больничных коек на одного человека (на
одну тысячу населения ), качество медицинского обслуживания
и т.д..
Одним из важнейших показателей
уровня жизни населения, его благосостояния реальные
доходы населения, на основе которых прогнозируются общий
объем, структура и динамика потребления населением
материальных благ и услуг, состав и источники доходов, размеры и уровни дифференциации доходов
отдельных социальных групп.
С целью обеспечения соответствующего
жизненного уровня государство поддерживает
те слои населения, которые могут подвергаться негативному
влиянию рыночных процессов, то есть социально защищать население. Социальная защита охватывает меры по
оказанию правовой, финансовой, материальной помощи отдельным гражданам (наиболее малоимущим слоям населения), а также создание социальных гарантий
для экономически активного населения.
Практически социальная защита населения
является комплексом законодательно закрепленных
гарантий, противодействующих дестабилизирующим
жизненным факторам : инфляции, экономическому спаду, безработице. Итак, социальная защита это система законодательных, экономических, социальных и социально - психологических
гарантий.
Целью государственной политики
является обеспечение существенного повышения
уровня жизни граждан нашей страны. Его показатели следует
ориентировать на уровеньблагосостояния населения, достигнутый в развитых странах. Выполнение такой задачи предполагает
принятие соответствующих программ на
долгосрочную перспективу,конкретизированных на каждый определенный
период. При этом следует осознавать таких результатов
можно достичь лишь при условии, что Страна по уровню экономического
развития достигнет потенциала развитых
государств.
Принятие взвешенной программы, направленной на достижение повышения благосостоянияукраинских граждан, следует отнести к важным факторов развития
нашей страны. Ее выполнение должно обеспечить
консолидацию общества, интеграцию интересов граждан и властных структур, укрепления их сотрудничества, активизацию развития творческой активности
населения. Важно и то, что выполнение перечисленных задач
будет способствовать повышению ответственности
правительства. Необходимо активизировать
деятельность не только по разработке, но и по обеспечению финансирования и
выполнения принятых программ.
Средством достижения поставленных
целей является прежде всего обеспечение
поступательного развития экономики. Острые социальные проблемы, наблюдаемые в нашей стране, должны решаться путем ускорения структурной
перестройки экономики, наращивания производственного потенциала, обновление технической базы хозяйственного
комплекса,повышения конкурентоспособности и эффективности
национального бизнеса, активизации участия граждан в производственных процессах и др..
Государственная финансовая политика
направлена на выполнение целого комплекса
задач.В первую очередь, это обеспечение экономического роста,
отражается в динамике показателей прироста
ВВП. Впрочем достижения высоких темпов
прироста ВВП правительство не рассматривает
как конечную цель. Не менее важным является
рациональное использование достигнутых
результатов. Увеличение доходов как следствие обеспечение
высокого прироста ВВП должна направляться
на укрепление финансового потенциала
отечественного бизнеса, повышения его конкурентоспособности
и эффективности, обеспечения роста оплаты труда занятых. Причем такие результаты должны способствовать
увеличению доходов государственного
и местных бюджетов, что позволит обеспечить социальные
выплаты со стороны органов государственного
управления в расширенных объемах.
Стратегической целью бюджетной
политики в Украине согласно прогнозу
показателей сводного бюджета Украины
по основным видам доходов, расходов и финансирования на 2008 - 2010
годы, одобренным Постановлением № 1359 Кабинета
Министров Украины от 25 сентября 2006 г.,
является построение конкурентоспособной, социально ориентированной рыночной
экономики и интеграция ее в европейское
сообщество. к основых целей государственной бюджетной
политики отнесены достижения высокого
уровня жизни граждан, повышение конкурентоспособности экономики, обеспечение эффективной и справедливой
власти, превращение Украины в интегрированную
в глобальные процессы и уважаемое в мире
государство.
Для достижения перечисленных
целей необходимо прежде всего обеспечить
высокие темпы роста реального ВВП путем
снижения индекса потребительских цен, значительного увеличения фонда оплаты
труда, обеспечение ускоренного роста экспорта
и стабилизации импортных операций.
Таким образом, обеспечение существенного
повышения благосостояния граждан возможно лишь при увеличении темпов
экономического роста. Достижения стабильного
прироста реального ВВП в 6,5.7 % в год позволит
решить сложные социальные проблемы, которые накопились за последние годы
в нашей стране, а также создать благоприятную макроэкономическую
среду для развития отечественного бизнеса
и повышения его конкурентоспособности. Особого внимания заслуживают вопросы
усиления социальной направленности развития
экономики, реальный ее прирост следует ориентировать
на решение социальных проблем за счет
повышения инвестиционной активности
и конкурентоспособности отечественных
предприятий.
Закладка предпосылок стабильного
динамичного социально - экономического
роста требует сосредоточения внимания
на комплексе приоритетных задач экономической
и социальной стратегии:
Развитие национального конкурентной
среды и внутреннего рынка. Политика развития
национального конкурентной среды и внутреннего
рынка должен играть ведущую роль в укреплении
функций конкуренции как главного фактора
повышения эффективности экономики и
стимула экономического развития и социальной
ответственности бизнеса. Государство
должно создавать и гарантировать правила
игры на национальном рынке, поддерживать сбалансированность отношений
между субъектами хозяйствования, равенство их прав и экономических свобод.
Инвестиционно - инновационное
развитие национальной экономики. Формирование инвестиционно -инновационной
модели развития национальной экономики
- безальтернативный путь к сокращению
значительного отставания уровня жизни
населения Украины от жизненного уровня
населения развитых стран мира, радикального повышения производительности
использования национального ресурсного
потенциала. Снижение энергетической зависимости, преодоление противоречий между задачами
экономического и социального развития.
Поддержка экспортной деятельности
и улучшения структуры экспорта из Украины. С целью по крайней мере частичного решения
проблемы отрицательного сальдо внешней
торговли должен быть разработан комплекс
инструментов для поддержки развития
экспорта ориентированных производств
и усовершенствована структура товарного
экспорта по увеличению в нем доли товаров
с высоким уровнем добавленной стоимости.
Усиление защиты внутреннего рынка.
Урегулирование величины внешнеторгового
сальдо и обеспечение адекватной реакции
национальной экономики на повышение
внутреннего потребительского и инвестиционного
спроса нуждаться проведения взвешенной
политики импортозамещения и защиты внутреннего
рынка, в частности путем применения средств
нетарифного регулирования и совершенствование
методов таможенного контроля.
Модернизация ориентиров социальной
политики. Выход из опасной ситуации противопоставления
задач социального и экономического развития
потребует соответствующей модернизации
ориентиров и приоритетов социальной
политики государства в сфере реформирования
политики в отношении заработной платы, реформирования рынка труда, улучшение качества услуг социальной
сферы и повышения эффективности их предоставления, предотвращения дальнейшей социальной
поляризации.
Реформирование экономических
отношений в агропромышленном комплексе. Подготовка сельхозпредприятий и индивидуальных
хозяйств к деятельности в условиях полноценного
функционирования рынка земли и предотвращения
возможных негативных тенденций,связанных с отставанием аграрного сектора
в рыночной реформировании, требует осуществления комплексных рыночных
преобразований в агропромышленном секторе
страны, в частности создание действенных экономических
механизмов стимулирования и поддержки
развития аграрного производства, внедрения рыночных механизмов регулирования
цен на аграрных рынках, поощрение развития инфраструктурных
элементов аграрного рынка.
Реформирование жилищно - коммунального
сектора и сферы естественных монополий. Опыт последних лет показал необходимость
перестроения жилищно - коммунального
хозяйства в направлении радикального
улучшения качества услуг, эффективного использования государственных
капиталовложений в этот сектор и диверсификации
источников инвестиций, внедрения современных эффективных инструментов
регулирования деятельности естественных
монополий.
Развитие партнерских отношений
между властью и бизнесом. Сформировать
общественный консенсус и внедрить дееспособную
политику социально - экономических реформ
нельзя без создания механизмов реального
партнерства между государством и структурами
бизнеса в сферах формирования государственной
экономической и социальной политики, социальной ответственности бизнеса, реализации социально значимых инвестиционных проектов.
Заключение
Оценив политические
свободы, социальные гарантии, отсутствие
коррупции - факторы, по мнению ученых,
гораздо более важные, чем доход
населения -, а также здоровье
граждан и гарантии стабильных
и счастливых браков в более,
чем 150 странах, известные экономисты Джон
Хеллиуэлл, Ричард Лэйард и Джеффри Сакс,
выступившие авторами доклада, пришли
к выводу, что самые счастливые страны
находятся в Северной Европе.
В докладе "отражен новый мировой
спрос на большее внимание к счастью и
отсутствие страданий в качестве критериев
государственной политики", отмечают
авторы. Дело в том, что в последние годы
экономисты и социологи пришли к выводу,
что такого инструмента, как ВВП, недостаточно
для измерения экономического и социального
успеха страны, и ведут поиски новых критериев,
уточняет ИТАР-ТАСС.
Исследователи из World Value Survey утверждают,
что год от года уровень счастья во всем
мире только растет, однако объяснить
этот феномен не в состоянии. Интересно,
что в среднем после 40 лет мужчины чувствуют
себя счастливее, чем женщины, хотя до
этого возраста в лидерах счастья значится
как раз слабый пол. Известно также, что
чем старше человек становится, тем чаще
он считает себя счастливым. Считаеться, что в некоторых культурах исторически
заложено воспринимать жизнь в более позитивном
ключе, а в других, наоборот, ощущение неудовлетворенности
жизнью является частью национального
менталитета. Частично этот тезис отражают
слова уличной продавщицы из Парагвая
по имени Мария Солис: "Жизнь коротка,
и нет никаких причин для грусти, потому
что даже если бы мы были богаты, мы все
еще будем иметь много проблем".
Список литературы
1. Курашева Т., Основы международной социально-экономической статистики /
МГИМО-УНИВЕРСИТЕТ, 2011г., 156стр.
2. Лемешевская Л.В., Макроэкономика: социально-экономический аспект / Омега-Л, 2006 г.
3. Лемешевский И., Микроэкономика. Социально-экономический аспект / ФУАинформ, 2006 г., 512 стр.
4. Вертакова Ю.В., Исследование социально-
5. Мартынов В.Е., Файбусович Э.Л.,
Социально-экономическая
6. Степанюга Н., Социально-экономическая география зарубежных стран / КноРус, 2008 г., 416 стр.
7. Кудров В.М., Мировая экономика: социально-экономические модели развития. Учебное пособие / Магистр, 2009 г.
8. Корнекова С.Ю., Социально-экономическая география. Конспект лекций / Эксмо, 2007 г.
9. Парсаданов Г.А., Прогнозирование
и планирование социально-
10.Социально-экономические и
11. Прохорова Е.Б., Социально-экономические карты / КДУ, 2010 г., 414 стр.
12. Смитиенко П., Мировая экономика / Научная Книга, 2008 г., 352 стр.
13. Мировая экономика и
14. Джинджолия А.Ф., Морозова И.Б., Попкова Е., Шаховская Л.Д., Мировая экономика и международные экономические отношения / Кнорус, 2013 г., 256 стр.
15.Веснин В.Р., Цыпин И., Мировая экономика / Проспект, 2012 г., 248 стр.
16.Бревдо Т.В., Глобализация мировой экономики / Феникс, 2008 г.
17.Мелкумов Я.С., Социально-экономическая статистика / Инфра-М, 2011 г., 240 стр.
18.Базиков А.А., Экономическая теория
в микро-, макро- и мировой экономике.
Теоретико-практические и
19.Николаева И.Р., Шаховская Л.Д.,
Мировая экономика и
20. Ефимова М., Социально-экономическая статистика / ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2012 г., 591 стр.
Информация о работе Самые счастливые страны мира: социально-экономические аспекты