Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 01:11, контрольная работа
Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества.
Рынок земли обладает целым рядом специфических особенностей.
Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости.
Дифференциальная рента фиксируется как разность между индивидуальной ценой производства на участках, располагающих монополизированной естественной силой, и ценой, которая складывается на рынке. Земельная собственность не имеет никакого отношения к созданию избыточной прибыли, но она является причиной превращения ее в форму земельной ренты.
Надо заметить, что далеко не всегда и не вся добавочная прибыль превращается в ренту. Разница между общей суммой чистого дохода и средним чистым доходом включает в каждой группе хозяйств сумму других видов чистого дохода: конъюнктурного, рационализаторского, страхового и др. Эти виды дохода можно рассматривать как процент (или прибыль) на текущие инвестиции (например, рационализаторский доход и др.).
Возможно образование добавочной прибыли, обусловленной случайно лучшими погодными условиями. Но она носит мимолетный характер и не может превратиться в ренту.
Важно отметить, что дифференциальный земельный доход превращается в ренту не благодаря особым трудовым усилиям работников, занятых в земледелии, а вследствие особых условий производства, связанных с редкостью, невоспроизводимостью и разно качественностью земли. Но сила природы не источник добавочной прибыли, а лишь естественный базис. Источником ее является труд аграриев.
Дифференциальная рента существует в двух видах дифференциальная рента I и дифференциальная рента и II.
Дифференциальная рента I связана с различием в качестве земли. Она, в свою очередь, делится на ренту по плодородию, получаемую с более плодородных земель, и ренту по месту положения земельных участков, получаемую с земель, стратегически выгодно расположенных но отношению к материалам, труду и потребителям.
Дифференциальная рента II предполагает интенсивный метод земледелия, добавочное вложение капитала: повышение плодородия почвы, применение прогрессивных биотехнологии, использование сортов растений с повышенным потенциалом продуктивности и т. д. В результате повышается урожайность, быстрее окупаются затраты. Предприниматель получает дополнительную прибыль.
Дифференциальная рента II выступает стимулом земледелия. Она, в отличие от дифференциальной ренты I, до истечения срока договора присваивается арендатором. Но по истечении срока аренды и эта рента становится достоянием земельного собственника, что является одной из величайших помех внедрения рыночной экономики в аграрный сектор. Таким образом:
- дифференциальная рента I возникает при экстенсивном ведении хозяйства, дифференциальная рента II только при интенсивном земледелии;
- дифференциальная рента I образуется на лучших и средних землях, дифференциальная рента II и на худших землях;
- дифференциальная рента I присваивается земельным собственником, дифференциальная рента II временно присваивается предпринимателем-арендатором как вознаграждение за применённый капитал.
Целесообразность института государственной собственности в современной рыночной экономике сомнению уже не подвергается. Однако при обсуждении экономической активности государства проблема определения границ, масштабов, динамики, функций государственной собственности, соотношения негосударственного и государственного секторов остается по-прежнему острой.
Ключевой характеристикой рыночной экономики является преобладающая роль частного сектора.
Объективная необходимость присутствия государственного сектора в аграрной сфере обусловлена спецификой сельскохозяйственного производства, когда государственный сектор занимает определенную «нишу» и необходим для сглаживания отрицательных последствий международной агропродовольственной конкуренции, защиты отечественного товаропроизводителя от субсидируемого импорта, а также в случаях эпидемий, экологических угроз, неблагоприятных погодных условий и т. д.
Действенный механизм взаимодействия государственного регулирования и рыночных сил невозможно построить без полноценного государственного сектора.
Механизм государственного регулирования должен быть настроен, прежде всего, на реализацию двух важнейших задач: поддержку сельскохозяйственных производителей на основе концепции паритета цен и организационно-структурной макроперестройки аграрной сферы на основе горизонтальной и вертикальной интеграции и кооперации с формированием законченных производственно-сбытовых комплексов по всей цепочке движения сельхозпродукции. Государственное вмешательство должно быть направлено на формирование и развитие комплекса взаимосвязанных институтов, в том числе аграрных укладов, например кооперативного и корпоративного, как органичных систем взаимодействия производителей агропродукции по горизонтали и вертикали.
В настоящее время нет ясного понимания возможностей, масштабов и границ государственного экономического влияния в аграрной сфере, что усугубляется нечеткой дефиницией самого понятия "государственный сектор". В Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации рассматриваются экономические отношения в сфере управления государственным сектором экономики, связанные с использованием государственного имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, государственной казной, а также имущественных прав РФ, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях. Такое определение на является полным, так как из него выпали муниципальные и субфедеральные унитарные предприятия, что, однако, может быть объяснено пределами компетенции разработчика концепции - Правительства РФ. Статья 178 Бюджетного кодекса РФ также закрепляет усеченное понимание государственного сектора как совокупность государственных и муниципальных унитарных предприятий, исключая госучреждения и коммерческие организации, контролируемые государством.
На практике государство не является пока эффективным собственником, что ведет к различного рода злоупотреблениям в сфере государственных финансов, нецелевому и незаконному использованию имущества, убыточности ряда унитарных предприятий, выводу активов из госпредприятий. В таких условиях количественная и качественная оптимизация государственного сектора в аграрной сфере невозможна, а значит, взаимное усиление государственного и частного секторов также находится под вопросом, что существенно дезориентирует макроэкономическую аграрную политику и существенно искажает агропродовольственную структуру страны.
Недостаточность объемов и интенсивности государственной активности в условиях сбоев и недостатков рынка не позволяет реализовать основные функции государства в отношении аграрной сферы, которые можно объединить в три макрогруппы: перераспределение ресурсов для оптимизации межотраслевых пропорций; перераспределение доходов населения для сокращения социального неравенства; макроэкономическая стабилизация.
Выход из ситуации возможен при дифференциации функций государственного управления, которое представляет собой некую пирамиду, обусловленную иерархическими связями и субординацией. Вершина ее представлена федеральными, а основа - муниципальными органами власти. Взаимодействие рыночных сил и государства должно выстраиваться соответственно структуре этой пирамиды.
Современной аграрной политике свойственна некоторая двойственность: сочетание принципа самофинансирования предпринимательской деятельности и необходимость государственной поддержки сельского хозяйства, как приоритетной и социально значимой отрасли. Оценивая эффективность аграрной политики в России, чаще всего приводят данные о государственной поддержке в других странах и сетуют на недостаточное финансирование отечественного сельского хозяйства.
Финансовое положение предприятий в сельском хозяйстве значительно хуже, чем в других отраслях. На начало 2000 года их кредиторская задолженность превысила дебиторскую в 7,6 раза, а по всем отраслям народного хозяйства в 1,7 раза. В большинстве отраслей промышленности задолженность поставщикам ниже, чем долги покупателей, то есть долги могут быть взысканы с покупателей. Сельское хозяйство не располагает внутренними источниками для погашения долгов, так как задолженность его поставщикам превышает долги покупателей. Из-за этого отрасль стала основным источником цепи неплатежей. Без стабилизации расчетов в сельском хозяйстве невозможно решить проблему неплатежей в экономике в целом.
Переходный период в аграрной экономике требует оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов.
Государственное регулирование в АПК предполагает преимущественно экономические методы.
Регулирующая роль государства особенно важна на нынешнем этапе перехода к рыночной экономике, когда еще не сформировался эффективный механизм экономического регулирования. При этом должны быть приняты во внимание специфические особенности аграрного сектора: сезонность производства, медленный оборот капитала, повышенный производственный риск, связанный с подверженностью стихийным силам природы, с тем, что значительная часть сельскохозяйственных угодий России находится в зоне рискованного земледелия.
Активное воздействие на развитие АПК экономическими методами государство может осуществлять через кредитное и налоговое регулирование, бюджетное финансирование, регулирование условий и уровня оплаты труда, социальное развитие, через государственные программы, госзаказы, эффективную таможенную политику и т.д.
Ограниченность ресурсов при кризисе сбыта сельскохозяйственной продукции предполагает строгое подчинение протекционистской политики в аграрной сфере задаче повышения эффективности производства. В этой связи экономический механизм и комплекс мер поддержки сельских товаропроизводителей должны быть направлены на то, чтобы система экономических рычагов (цены, кредит, налоги и бюджетные субсидии) прежде всего использовалась для стимулирования более рентабельных групп предприятий и более эффективных вложений по регионам.
В системе регулирования агропромышленного производства важно полнее использовать интервенционные товарные закупки и залог сельскохозяйственной продукции. В области ценовой политики должен сочетаться принцип свободного ценообразования с государственным регулированием цен в интересах ограничения тенденции к их монополизации, установление гарантированного уровня на закупки по госзаказу. В области кредитно-финансовой политики необходимо строго целевое использование кредитов с пониженной процентной ставкой для сельского хозяйства.
В налоговой политике следует исключить многоканальность и дублирование налоговых изъятий. Стратегическим направлением этой политики должен стать переход к единому земельному налогу, дифференцированному в зависимости от качества и местоположения земельных участков. При этом земельный налог должен иметь уровень, стимулирующий эффективное использование земли.
Задачам овладения рыночным механизмом и методами государственного регулирования в условиях рынка будет отвечать принципиально новая система управления АПК. В этих целях целесообразно осуществить переориентацию государственных функций от управления предприятиями и отраслями к экономическому регулированию взаимодействия между субъектами рыночного хозяйства.
Государственное регулирование АПК обязательно включает и внешнеэкономическое направление, одна из важнейших задач которого - защита отечественного сельского хозяйства. Степень и формы внешнеторговой защиты и аграрного протекционизма зависят от состояния сельскохозяйственного производства и рынка по отдельным товарам и товарным группам, от насыщения рынка и конкурентоспособности отечественной продукции. У этой проблемы две стороны: сельскохозяйственные товаропроизводители и потребители, интересы которых далеко не всегда и не во всем совпадают с интересами отечественных товаропроизводителей. Это означает, что характер и уровень аграрного протекционизма должны носить компромиссный характер, являясь результатом учета многих разнонаправленных сил.
В будущем представляется вполне реальным повышение экспортных возможностей аграрного сектора России. В частности, перспективным ресурсом для экспорта может стать зерновое хозяйство. Во внешнеэкономических связях
АПК необходимо соблюдение пропорций, сочетание протекционизма, свободной торговли и сотрудничества.
Крупные сельскохозяйственные предприятия требуют проведения по отношению к ним избирательной политики. Они должны получать кредиты по строго целевому назначению, с обязательным контролем за использованием выделенных средств. Целесообразно выделять предприятиям средства в рамках специальных программ на конкурсной основе. В этих условиях средства получат те хозяйства, которые могут обеспечить их использование с наибольшей отдачей. Это примерно четверть всех сельхозпредприятий, производящих ныне основную массу товарной продукции.
Что касается крестьянских (фермерских) хозяйств, основной задачей на ближайшие годы становится не столько создание новых хозяйств, сколько повышение устойчивости и подготовка условий для их последующего роста и развития. Видимо, в течение ряда лет процессы формирования новых крестьянских хозяйств и их ликвидации будут протекать относительно вяло и уравновешивать друг друга. Многое здесь будет зависеть от аграрной политики и бюджетных возможностей.
Особым направлением любого аграрного реформирования, его центральным звеном является земельная реформа. Земельные преобразования призваны обеспечить рациональное использование и охрану земель как важнейшего природного ресурса, создание условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, равноправное развитие различных форм хозяйствования на земле.
В земельной политике государства особое место надлежит уделять развитию арендных отношений, которые позволяют наиболее простым способом и в относительно короткие сроки оптимизировать соотношение между землей, производственными фондами и рабочей силой, облегчить и удешевить процесс концентрации земли в пределах, необходимых для эффективного хозяйствования.