Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 09:54, доклад
В современной экономической литературе имеется множество концептуальных подходов к анализу содержания и механизма функционирования рынка труда. Наиболее разработана в этом отношении западная экономическая теория. Но с начала 90-х годов проблемы рынка рабочей силы рассматриваются и в работах отечественных экономистов.
Совокупность товарно-денежных отношений, охватывающая спрос и предложение рабочей силы, ее найм (распределение работников по видам деятельности) и обмен на жизненные средства представляет собой рынок рабочей силы.
Рабочая сила, как известно, включает разнообразные способности к труду, но не все они используются в процессе труда. При этом вознаграждается не потенциальная, а функционирующая рабочая сила; не вся совокупность способностей, а только первичные, профессиональные востребованные способности к труду. Критерием выделения первичных способностей выступает конкретный труд (труд программиста, токаря, сапожника, портного и т.д.).
При
таком методологическом (теоретико-познавательном)
подходе к данной проблеме обмену
подлежат (и в нормальной работающей
экономике действительно
Здесь объектом обмена выступают функционирующие способности к труду, или функционирующая рабочая сила. В этом заключается сущность рынка труда. Она наиболее четко прослеживается в условиях, когда достигнута высокая производительность труда в обществе. За относительно короткий рабочий день работник получает плату, позволяющую обеспечить восстановление жизненных сил, профессиональный рост, нормальную жизнь семьи, заниматься иной полезной деятельностью в свободное время. С этих позиций рынок рабочей силы выступает исходной формой существования рынка труда, характеризует его с количественной стороны. Понятие «рынок трудовых ресурсов», на наш взгляд, является менее точным. В плане соотношения сущности и формы проявления в указанном понятии интерес представляет та его часть (трудовой резерв), способности к труду которой могут быть использованы только в будущем. Это означает, что в данный момент они не вовлекаются в рыночные социально-трудовые отношения. Вместе с тем трудовой резерв должен быть в поле зрения общества, государства, общественных институтов. Они должны создавать условия для вовлечения незанятых людей в сферу реальной экономики. Иначе трудовой резерв может стать базой для теневой экономики, и/или криминальной деятельности.
2.2. Структура рынка труда
В
зависимости от целей анализа
структура рынка труда
По указанному критерию можно выделить следующие компоненты:
Совокупность названных компонентов и их взаимосвязь между собой вполне достаточны для возникновения и функционирования рынка труда в современных условиях. Основные характеристики указанных компонентов рассматриваются ниже.
Субъекты рынка труда— это наемные работники (и их объединения— профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.
Наемные
работники — это граждане, включающиеся
в процесс общественного
Незначительной является четвертая группа — другие служащие. По приведенным данным можно сделать вывод об относительно высоком качестве наемной рабочей силы.
Развитие рыночных отношений сопровождается возникновением институтов, выступающих от имени наемных работников, выражающих и защищающих их интересы. Наиболее массовая организация трудящихся — профсоюз. В большинстве стран они создаются, как правило, по общности социально-экономических интересов.
Работодатель — это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. Статистика зафиксировала в ноябре 2001 г. 899 тыс. работодателей, или 1,4% от занятого населения. Это наиболее образованная часть занятых в экономике. Среди них 38% имеют высшее и 29% средне-профессиональное образование. На малом предприятии работодатель обычно собственник средств производства. В крупных акционерных компаниях, на государственных и муниципальных предприятиях работодатель сам является наемным работником акционеров, государства или муниципии. В акционерных обществах работодателем выступает менеджер (управляющий), который может иметь часть (иногда немалую) акций предприятия. На унитарном государственном или муниципальном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства. Менеджеры и директора управляют производством, осуществляют прием и увольнение персонала от имени акционеров, государства и муниципии.
Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления. Местное самоуправление — муниципиями. В качестве субъекта они выполняют следующие функции:
- социально-экономические, связанные с обеспечением полной занятости путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;
Степень выполнения указанных функций зависит от экономических, политических, социальных факторов, и их конкретного сочетания в том или ином историческом периоде.
Второй компонент — юридические нормы и экономические программы. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы предусмотрены в Конституции Российской Федерации, в Законе «О занятости населения Российской Федерации», других законах. Данные нормы конкретизируются в Указах Президента РФ, решениях правительства в ежегодно, или на два года принимаемых Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, в коллективных договорах, заключаемых на предприятиях.
Успешное функционирование рынка невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости, разработки и осуществления федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и др.
Законодательные
нормы и экономические
и взаимодействия спроса и предложения как реакции на информацию рыночной цены труда и конкуренцию.
Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, — четвертый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для их переподготовки и повторное вовлечение в трудовой процесс, законом о занятости населения предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и др. Значительная безработица возникла в начале XIX в., тогда как социальные выплаты появились только в XX в. после упорной борьбы рабочего класса за свои права.
Рыночная инфраструктура (пятый компонент) — это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров; сеть центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы, центров профессиональной ориентации и т.д.
Основной
элемент инфраструктуры рынка труда
— государственная служба занятости,
включающая в себя органы трех уровней
управления: общегосударственного, регионального
и местного. Наряду с ней развиваются
негосударственные структуры
Центры подготовки и переподготовки рабочей силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, способствуют более быстрому вхождению безработных в состав занятого населения.
Все компоненты рынка труда призваны в совокупности обеспечить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, на определенную социальную защиту. В конечном счете взаимодействие всех компонентов нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.
Рынок труда в России окончательно в развитом виде не сформировался, но имеются все его основные компоненты. Поэтому можно утверждать, что рынок труда, хотя и несовершенный в России есть. О нем можно составить определенное представление по масштабам и структуре движения рабочей силы в экономике.
О масштабах и структуре рынка труда в узком смысле можно судить по обороту рабочей силы в народном хозяйстве и отдельных отраслях. Оборот рабочей силы — это отношение выбывших и принятых по всем причинам к среднесписочной численности работников. Если речь идет о выбывших, то говорят об обороте по выбытию; если — о принятых, то имеют в виду оборот по приему. В Российской Федерации в современный период оборот рабочей силы в решающей степени связан с причинами рыночного характера, а именно, с недостаточным спросом рабочей силы, обусловленным слабым сбытом отечественной продукции, отсутствием перспектив труда на многих предприятиях.
Часть работников, выбывающая из состава занятых и пополняющая ряды безработных, формирует рынок рабочей силы в узком смысле. Он также пополняется выпускниками учебных заведений, незанятой частью населения. Предложению рабочей силы противостоит спрос на нее в виде вакансий и вновь вводимых рабочих мест в экономике.
Структуру рынка рабочей силы можно анализировать по признаку увольнений, или обстоятельствам незанятости. Так, в 2001 г. по данным Госкомстата РФ2 по указанному признаку безработные распределялись следующим образом (в %).
Безработные — всего 100
в том числе имеют опыт работы 80,1
из
них оставили прежнее место работы:
в связи с высвобождением, ликвидацией
предприятия или собственного дела
по собственному желанию 26,2
ранее не имели работы 19,9
Рынок трудовых ресурсов в узком смысле — это скорее потенциальный рынок трудового резерва. Он представлен выпускниками учебных заведений, которые готовят рабочих, специалистов, менеджеров. К этому рынку также относятся военнослужащие, подлежащие увольнению, особенно в связи с сокращением Вооруженных Сил России; лица, лишенные свободы, но амнистированные или ожидающие досрочного освобождения; домашние хозяйки, чье материальное положение заставляет их пойти работать и т.д.