Рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 09:54, доклад

Краткое описание

В современной экономической литературе имеется множество концептуальных подходов к анализу содержания и механизма функционирования рынка труда. Наиболее разработана в этом отношении западная экономическая теория. Но с начала 90-х годов проблемы рынка рабочей силы рассматриваются и в работах отечественных экономистов.

Файлы: 1 файл

Рынок труда.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

    Совокупность  товарно-денежных отношений, охватывающая спрос и предложение рабочей силы, ее найм (распределение работников по видам деятельности) и обмен на жизненные средства представляет собой рынок рабочей силы.

    Рабочая сила, как известно, включает разнообразные  способности к труду, но не все они используются в процессе труда. При этом вознаграждается не потенциальная, а функционирующая рабочая сила; не вся совокупность способностей, а только первичные, профессиональные востребованные способности к труду. Критерием выделения первичных способностей выступает конкретный труд (труд программиста, токаря, сапожника, портного и т.д.).

    При таком методологическом (теоретико-познавательном) подходе к данной проблеме обмену подлежат (и в нормальной работающей экономике действительно обмениваются на жизненные средства) только функционирующие способности к труду. Такой рынок рабочей силы можно назвать рынком функционирующей рабочей силы, или рынком труда. Рынок труда в данном контексте — это только те товарно-денежные отношения, которые связаны:

  • во-первых, со спросом на рабочую силу, определяемым спросом на товар в обществе;
  • во-вторых, связаны с использованием профессиональных востребованных способностей и их вознаграждением;
  • в третьих, со временем использования рабочей силы.

    Здесь объектом обмена выступают функционирующие  способности к труду, или функционирующая  рабочая сила. В этом заключается сущность рынка труда. Она наиболее четко прослеживается в условиях, когда достигнута высокая производительность труда в обществе. За относительно короткий рабочий день работник получает плату, позволяющую обеспечить восстановление жизненных сил, профессиональный рост, нормальную жизнь семьи, заниматься иной полезной деятельностью в свободное время. С этих позиций рынок рабочей силы выступает исходной формой существования рынка труда, характеризует его с количественной стороны. Понятие «рынок трудовых ресурсов», на наш взгляд, является менее точным. В плане соотношения сущности и формы проявления в указанном понятии интерес представляет та его часть (трудовой резерв), способности к труду которой могут быть использованы только в будущем. Это означает, что в данный момент они не вовлекаются в рыночные социально-трудовые отношения. Вместе с тем трудовой резерв должен быть в поле зрения общества, государства, общественных институтов. Они должны создавать условия для вовлечения незанятых людей в сферу реальной экономики. Иначе трудовой резерв может стать базой для теневой экономики, и/или криминальной деятельности.

    2.2. Структура рынка труда

    В зависимости от целей анализа  структура рынка труда определяется разными признаками. В данном параграфе  рынок труда рассматривается исходя из критерия минимума числа компонентов, необходимых для возникновения и начала функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.

    По  указанному критерию можно выделить следующие компоненты:

  • субъекты рынка труда;
  • экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;
  • рыночный  механизм (спрос и предложение  рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);
  • безработица и социальные выплаты, связанные  с ней;
  • рыночная  инфраструктура.

    Совокупность названных компонентов и их взаимосвязь между собой вполне достаточны для возникновения и функционирования рынка труда в современных условиях. Основные характеристики указанных компонентов рассматриваются ниже.

    Субъекты рынка труда— это наемные работники (и их объединения— профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

    Наемные работники — это граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей  силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства — менеджеру. Их благосостояние, воспроизводство зависит от того, насколько успешно они могут продать свою рабочую силу, заключить контракт, получить работу. А это зависит в свою очередь от профессиональной подготовки что может стать предметом самостоятельного анализа. В статистике Российской Федерации только с 1995 г. при анализе наемных работников выделяют некоторые из указанных выше параметров. Абсолютное большинство занятых (более 90%) это наемные работники, поэтому характеристика всех занятых в том или ином разрезе дает представление о качестве рабочей силы, способности и готовности индивидуумов участвовать в рыночных отношениях и выбирать способы этого участия.

    Незначительной  является четвертая группа — другие служащие. По приведенным данным можно сделать вывод об относительно высоком качестве наемной рабочей силы.

    Развитие  рыночных отношений сопровождается возникновением институтов, выступающих  от имени наемных работников, выражающих и защищающих их интересы. Наиболее массовая организация трудящихся —  профсоюз. В большинстве стран  они создаются, как правило, по общности социально-экономических интересов.

    Работодатель — это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. Статистика зафиксировала в ноябре 2001 г. 899 тыс. работодателей, или 1,4% от занятого населения. Это наиболее образованная часть занятых в экономике. Среди них 38% имеют высшее и 29% средне-профессиональное образование. На малом предприятии работодатель обычно собственник средств производства. В крупных акционерных компаниях, на государственных и муниципальных предприятиях работодатель сам является наемным работником акционеров, государства или муниципии. В акционерных обществах работодателем выступает менеджер (управляющий), который может иметь часть (иногда немалую) акций предприятия. На унитарном государственном или муниципальном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства. Менеджеры и директора управляют производством, осуществляют прием и увольнение персонала от имени акционеров, государства и муниципии. 

    Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления. Местное самоуправление — муниципиями. В качестве субъекта они выполняют следующие функции:

    - социально-экономические, связанные с обеспечением полной занятости путем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики;

  • законодательные, связанные разработкой основных юридических норм и правил;
  • регулирования рынка труда косвенными методами; защиты прав всех субъектов рынка труда;
  • ролевые (функции работодателя на государственных и муниципальных предприятиях).

    Степень выполнения указанных функций зависит  от экономических, политических, социальных факторов, и их конкретного сочетания  в том или ином историческом периоде.

    Второй компонент — юридические нормы и экономические программы. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы предусмотрены в Конституции Российской Федерации, в Законе «О занятости населения Российской Федерации», других законах. Данные нормы конкретизируются в Указах Президента РФ, решениях правительства в ежегодно, или на два года принимаемых Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, в коллективных договорах, заключаемых на предприятиях.

    Успешное  функционирование рынка невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости, разработки и осуществления федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и др.

    Законодательные нормы и экономические программы  создают основу для более полного  и цивилизованного действия третьего компонента рыночного механизма, т.е. взаимосвязи

          и взаимодействия спроса и предложения как реакции на информацию рыночной цены труда и конкуренцию.

    Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, — четвертый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для их переподготовки и повторное вовлечение в трудовой процесс, законом о занятости населения предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и др. Значительная безработица возникла в начале XIX в., тогда как социальные выплаты появились только в XX в. после упорной борьбы рабочего класса за свои права.

    Рыночная инфраструктура (пятый компонент) — это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров; сеть центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы, центров профессиональной ориентации и т.д.

    Основной  элемент инфраструктуры рынка труда  — государственная служба занятости, включающая в себя органы трех уровней  управления: общегосударственного, регионального  и местного. Наряду с ней развиваются  негосударственные структуры занятости (биржа труда молодежи, центр занятости женщин, служба занятости «Триза», биржа труда для инвалидов и т.д.).

    Центры  подготовки и переподготовки рабочей  силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, способствуют более быстрому вхождению  безработных в состав занятого населения.

    Все компоненты рынка труда призваны в совокупности обеспечить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, на определенную социальную защиту. В конечном счете взаимодействие всех компонентов нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.

    Рынок труда в России окончательно в  развитом виде не сформировался, но имеются  все его основные компоненты.  Поэтому можно утверждать, что  рынок труда, хотя и несовершенный в России есть. О нем можно составить определенное представление по масштабам и структуре движения рабочей силы в экономике.

    О масштабах и структуре рынка  труда в узком смысле можно  судить по обороту рабочей силы в  народном хозяйстве и отдельных отраслях. Оборот рабочей силы — это отношение выбывших и принятых по всем причинам к среднесписочной численности работников. Если речь идет о выбывших, то говорят об обороте по выбытию; если — о принятых, то имеют в виду оборот по приему. В Российской Федерации в современный период оборот рабочей силы в решающей степени связан с причинами рыночного характера, а именно, с недостаточным спросом рабочей силы, обусловленным слабым сбытом отечественной продукции, отсутствием перспектив труда на многих предприятиях.

    Часть работников, выбывающая из состава  занятых и пополняющая ряды безработных, формирует рынок рабочей силы в узком смысле. Он также пополняется  выпускниками учебных заведений, незанятой  частью населения. Предложению рабочей  силы противостоит спрос на нее в виде вакансий и вновь вводимых рабочих мест в экономике.

    Структуру рынка рабочей силы можно анализировать  по признаку увольнений, или обстоятельствам  незанятости. Так, в 2001 г. по данным Госкомстата  РФ2 по указанному признаку безработные распределялись следующим образом (в %).

    Безработные — всего  100

    в том числе имеют опыт работы  80,1

    из  них оставили прежнее место работы: в связи с высвобождением, ликвидацией  предприятия или собственного дела                                                    24,9

    по  собственному желанию 26,2

    ранее не имели работы 19,9

    Рынок трудовых ресурсов в узком смысле — это скорее потенциальный рынок  трудового резерва. Он представлен  выпускниками учебных заведений, которые  готовят рабочих, специалистов, менеджеров. К этому рынку также относятся военнослужащие, подлежащие увольнению, особенно в связи с сокращением Вооруженных Сил России; лица, лишенные свободы, но амнистированные или ожидающие досрочного освобождения; домашние хозяйки, чье материальное положение заставляет их пойти работать и т.д.

Информация о работе Рынок труда