Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:06, реферат
3.1. Структура и строение рынка труда.
3.2. Саморегулирование рынка труда.
3.3. Государственное регулирование рынка труда.
3.4. Правовое регулирование рынка труда.
Со второй половины 80-х гг. и до настоящего времени в России наблюдаются негативные демографические изменения: сокращается рождаемость, растет смертность населения, уменьшилась средняя продолжительность жизни людей.
Преодолению отрицательных тенденций в процессах воспроизводства населения служит политика государства, направленная на стимулирование рождаемости, упрочение семьи, снижение заболеваемости и смертности населения.
3.2. Саморегулирование рынка труда
К основным рычагам саморегулирования рынка труда относятся цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение, конкуренция.
На рынке труда ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок труда ту часть населения, которая не имеет других источников к существованию. Высокий уровень заработной платы увеличивает предложение труда во всех сегментах рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий, а на внутрифирменном повышается оплата труда за рост его продолжительности и эффективности. Уровень заработной платы, а следовательно, и состояние рынка труда, определяются прежде всего стоимостью необходимых жизненных средств или благ для обеспечения нормальных условий для воспроизводства рабочей силы. Кроме того, уровень заработной платы определяется следующими факторами:
- природно-климатическими условиями;
- уровнем научно-технического и социально-экономического развития страны;
- уровнем производительности труда;
- уровнем общественной интенсивности труда;
- уровнем материальных и духовных запросов нации;
- степенью вовлеченности женщин и подростков в трудовую деятельность.
Динамика заработной платы, или, иными словами, цены труда, воздействует как на спрос, так и на предложение на рынке труда. При этом спрос и предложение являются также одними из основных факторов, а значит, и элементов рынка труда.
На предложение рабочей силы на рынке труда влияют следующие факторы:
· величина заработной платы;
· численность населения;
· профессиональная и квалификационная структура рабочей силы;
· мобильность рабочей силы;
· национальные, культурные, религиозные, этнические традиции.
Спрос рабочей силы на рынке труда определяется следующими факторами:
§ масштабом общественного производства;
§ уровнем его технической оснащенности;
§ структурой общественного производства и происходящими структурными сдвигами в нем.
Повышение общего уровня реальной заработной платы повышает общий уровень жизни работоспособных наемных работников. Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различные фонды, что расширяет возможности социальной защищенности населения. Колебания цены труда в сторону ее снижения приводят к обратным результатам: ограничивается приток рабочей силы на рынок труда, уменьшается его предложение, снижаются налоговые поступления и т. д.
Цена труда также колеблется в зависимости от спроса и предложения труда на рынке, но здесь нужно учитывать и то, что спрос на труд предприниматель предъявляет, когда найм работников дает ему прирост доходов после продажи произведенной продукции на рынке. Если данный прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель ощущает это через снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому он должен сокращать производство и персонал. При экономическом подъеме резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает инфляцию, съедает рост доходов наемных работников за счет быстрой потери деньгами покупательной способности. Все меры по сдерживанию инфляции в конечном итоге ведут к росту безработицы.
Регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и определяющей динамику рынка труда, является прибыль предпринимателя. Именно поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Это тот самый экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющей цену труда. Цена труда побуждает наемных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и т. п.
Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство.
3.3. Государственное регулирование рынка труда
Государство регулирует рынок труда, используя прямые и косвенные методы, в том числе нормативно-законодательные, налоговые, кредитные, бюджетные.
Важнейшими принципами государственного регулирования рынка труда являются:
1) соответствие характера социально-трудовых отношений потребности прогрессивного развития экономики в целом и росту эффективности использования всех видов ресурсов;
2) достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости;
3) сочетание централизованных отраслевых и региональных программ регулирования;
4) содействие изменению качественных характеристик рабочей силы в соответствии с потребностями прогрессивных технологических и информационных систем;
5) более рациональное использование работников приоритетное направление по сравнению с сохранением существующих рабочих мест;
6) обеспечение социальной защиты наиболее уязвимых и слабо конкурентоспособных категорий работников;
7) обеспечение экономической, социальной, политической стабильности через регулирование рынка труда.
Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда, стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы. Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т. п.
Рынок труда финансируется государством через министерство труда по трем самостоятельным направлениям – трудоустройству ищущих работу, обучению пользующимся спросом специальностям необходимой квалификации; профессиональной реабилитации и обеспечению работой лиц, требующих особого социального внимания (люди с ограниченной трудоспособностью, инвалиды, иммигранты, молодежь без полного школьного образования и специальности и т. д.).
3.4. Правовое регулирование рынка труда
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений можно отнести следующие:
1) признание правового равенства сторон трудовых отношений и выработка механизма защиты более слабой стороны – работника;
2) учет интересов работников и работодателей, государственная защита их интересов;
3) гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности перед интересами производства;
4) учет особенностей специфических категорий трудящихся и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;
5) установление действенных мер ответственности за нарушение трудового законодательства.
Изменение экономической ситуации в РФ, широкое развитие негосударственного сектора экономики, утрата государством функции основного работодателя, признание многообразия форм собственности – всё это потребовало изменения действующего законодательства о труде. Однако это не снимает вопроса о том, что необходимо всеобъемлющее реформирование всего законодательства о труде. Оно должно быть глубоко продуманным, опирающимся на положения Конституции РФ, отечественный опыт в данном вопросе, и максимально учитывать реалии сегодняшней экономической ситуации. Трудовое законодательство должно предусматривать равноправие, взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи в юридически равном положении с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений и во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязывать работнику свою волю. Реально противостоять этому работники могут, лишь объединившись в профсоюз. Однако и он сам по себе не может обеспечить принцип равноправия, поэтому решающую роль здесь играет государственное законодательное регулирование, содержащее механизмы защиты прав сторон трудового договора при реальном их исполнении.
Рынок труда при этом реализуется через государственные и негосударственные службы занятости, через кадровые службы организаций, между работником и работодателем. При этом статистику непрерывного движения рынка труда производит Федеральная служба занятости.
Вместе с тем особенностью современной государственной политики России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон. Для преодоления этого государством должна проводится такая политика, которая позволила бы стимулировать воспроизводство населения, снижение смертности и т. п.
Дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым Кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.
Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка.
Правила внутреннего трудового распорядка организации – локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с Трудовым Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации.
Для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, утверждаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации и, как правило, являются приложением к коллективному договору.
Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
3.4.1. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
Особенности регулирования труда – нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.
Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников в возрасте до восемнадцати лет, руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, а также в других случаях устанавливаются Трудовым Кодексом и иными федеральными законами.
3.4.1.1. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными
обязанностями
Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.
Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.
Беременным женщинам, в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению, снижаются нормы выработки, нормы обслуживания, либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.
До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.
При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы.
Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся, по их заявлению, на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.
Женщинам, по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением, предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при рождении двух или более детей – 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью, независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.
Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Информация о работе Рынок труда в системе рыночного хозяйства