Рынок труда в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

На рынке труда получают оценку стоимость труда, определяются условия найма работников, мобильность рабочей силы, безработица, проявляются основные тенденции в динамике занятости, ее структурах. Поэтому формирование и регулирование рынка труда – одна из ключевых и наиболее острых проблем рыночной экономики и очень актуальная тема для исследования. Особенно сложно формировать и регулировать рынок труда в условиях кризиса, который в нашей стране был обусловлен переходом от плановой экономики к рыночной в начале 90-х. В связи с этим, формирование рынка труда в России имеет свои особенности, свои недостатки и свои тенденции. Рассмотрению всех этих моментов и посвящена данная работа. Основными пунктами исследования являются: структура рынка труда в России, его особенности, спрос и предложение рабочей силы, ситуация на сегодняшний день на рынке труда, проблемы и недостатки, тенденции, перспективы.

Файлы: 1 файл

рынок труда в Российской федерации.docx

— 56.81 Кб (Скачать)

Если государство не примет мер по исправлению ситуации, то с каждым годом она безработица будет увеличиваться. Чтобы избежать этого, в ближайшее время правительство намерено изменить многие положения трудового законодательства.

2.2.3 Прогнозы

Заметное оживление экономики, имевшее место в 1999—2001 г. дало толчок к появлению оптимистических представлений в отношении перспектив нашего экономического роста.

Однако по данным Госкомстата РФ, численность постоянного населения РФ к 2010 г. сократится по сравнению с 2001 г. на 4,1%. В прогнозном периоде ожидается продолжение процесса старения населения, доля лиц старше трудоспособного возраста начнет интенсивно возрастать и к 2016 г. составит 24,8% общей численности населения. В то же время удельный вес детей и подростков сократится до 14,9% в 2010 г., численность вступающих в трудоспособный возраст уменьшится почти в 2 раза.

В последние 3—4 года текущего десятилетия число трудоспособных, а также экономически активных членов общества начнет постепенно снижаться, а коэффициент демографической нагрузки (число нетрудоспособных, приходящихся на одну тысячу человек трудоспособного возраста), напротив, повышаться. Останется проблема структурного дефицита трудовых ресурсов. Предположительная численность занятых в 2010 г. составит 69,2 млн человек (6,1% к уровню 2001 г.), из них 92,6% — трудоспособного возраста. Увеличение численности занятых произойдет за счет возможного (по официальным прогнозам) роста числа малых предприятий. Ожидается, что количество безработных приобретет устойчивую тенденцию к сокращению уже в среднесрочной перспективе [15, С.142]. Для этого правительству в первую очередь необходимо корректировать трудовое законодательство, чтобы «защитить граждан от безработицы, обеспечить им достойную заработную плату, предотвращать нарушения прав трудящихся, в том числе дискриминацию по тем или иным признакам в предоставлении рабочих мест» [16]. Тогда будет достигнут приемлемый для населения жизненный уровень, который, в свою очередь, является наиболее важным условием экономического подъема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 СТРУКТУРЫ  ЗАНЯТОСТИ

3.1 Регионально-территориальная структура занятости

При советской власти размещение производства в значительной мере было ориентировано на источники природных ресурсов, на слабо населенные территории; население перемещалось или планово направлялось вслед за строительством новых производственных объектов. В итоге сложились современная экономика семи федеральных округов и соответствующая условиям экономики регионов занятость населения.

О региональной структуре занятости федеральных округов РФ свидетельствуют данные Госкомстата. (Приложение 10) По эффективности структуры занятости Северо-Западный федеральный округ опережает все федеральные округа страны: по удельному весу занятого и экономически активного населения в численности населения округа.

Только в четырех федеральных округах — Центральном, Северо-Западном, Уральском и Дальневосточном — экономически активное население превышает 50% численности всего населения региона, а к занятому населению относится менее половины населения региона. Такое положение никак нельзя назвать удовлетворительным использованием трудового потенциала регионов.

Распад СССР, сопровождавшийся разрушением хозяйственных связей между бывшими республиками, стал причиной сложных миграционных процессов. Перемещение огромных масс людей, не имеющих жилья и необходимых жизненных средств, усиливает и без того сложную обстановку на рынке труда.

В дальнейшем хозяйственное значение богатых природными и трудовыми ресурсами регионов будет по всей вероятности возрастать, использование их трудового потенциала должно улучшаться по мере его адаптации к новый рыночным условиям хозяйствования. [17, С.167-168]

3.2 Отраслевая структура занятости

Глубокое воздействие на регресс структуры отраслевой занятости оказывает кризисное состояние экономики, связанное с ее тотальным рыночным реформированием. Самое нежелательное заключается в том, что существенно сокращается занятость в ряде отраслей, определяющих прогресс в развитии экономики страны. Основной структурный сдвиг — снижение занятости в реальном секторе экономики, в значительной части наукоемких, технологически прогрессивных и социально ориентированных отраслях (Приложение 11).

Вместе с тем выросла занятость в таких отраслях, как торговля и общественное питание, сбыт и заготовки, кредитование, финансы и страхование.

Другие источники указывают на глубокие изменения структуры занятости в промышленности в пользу добывающих отраслей (газовой, нефтедобываюшей) и на сокращение занятости в обрабатывающих отраслях, прежде всего в легкой промышленности, машиностроении, металлообработке, что свидетельствует о сырьевой переориентации российской экономики.

На транспорте занятость сокращается, а связь как отрасль сохраняет занятость и имеет некоторую тенденцию к росту. Очевидно, ослабленная экономика нуждается в усилении информационных структур. [17, C.168-174]

3.3 Профессионально-квалификационная структура занятости

Кадровый потенциал занятого в экономике России населения обладает достаточно высокими профессионально-квалификационными характеристиками с устойчивой тенденцией повышения их уровня. Синтетическим показателем профессионально-квалификационной структуры занятости служит распределение численности занятого в экономике страны населения по уровню образования — общего, среднего и высшего специального. (Приложение 12)

Самые высокие профессионально-квалификационные показатели у лиц, занятых в науке и научном обслуживании, затем идут занятые в аппарате органов управления, образования, культуры и искусства, в сфере финансов и страхования; самые низкие показатели — у занятых в сельском хозяйстве и коммунально-бытовом обслуживании населения. В целом же более 50% занятых в экономике — лица со средним и высшим профессиональным образованием, из них 59,2% — женщины и 43,7% — мужчины. (Приложение 13) Идет тенденция увеличения доли лиц с высшим образованием. Но значительная часть выпускников высших и средних специальных учебных заведений идет на работу зачастую не по специальности, в коммерческие структуры, ради более высокого заработка, мигрирует в страны "дальнего" зарубежья. Наша страна несет огромные потери национального "человеческого капитала". [17, C.174]

3.4 Половозрастная структура занятости

С половозрастной структурой занятости связаны такие демографические характеристики, как рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, трудоспособный возраст и т.п.

Большая часть занятого населения в 2000 г. имела возраст 30—49 лет, но доля женщин в возрасте 30—55 лет среди всех занятых женщин выше, чем соответствующий показатель у мужчин. И в составе экономически активного населения доля женщин тоже выше. (Приложение 14) Настораживает постепенная убыль возрастной группы до 20 лет, т.е. фактическое уменьшение вступающих в трудоспособный возраст лиц. Известно также, что наибольшие сложности в трудоустройстве встречают на своем пути мужчины и женщины в возрасте 18—24 лет.

Вместе с этим наблюдается тенденция уменьшения удельного веса возрастной группы 55—59 лет и роста удельного веса группы 50—54 года, что свидетельствует о постарении трудоспособного населения. (Приложение 15) Что касается занятости по отраслям, то мужчин больше, чем женщин, в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, связи и т.д.Женщины заняты в большей мере, чем мужчины, в торговле, общественном питании, здравоохранении, социальном обеспечении, образовании, в сфере культуры и искусства, в науке и научном обслуживании, финансово-кредитной системе и страховании, в аппарате органов управления. (Приложение 14)

Практика показывает, что именно по признакам пола и возраста чаще всего имеют место случаи дискриминации в трудоустройстве. Под различными предлогами работодатели отказывают в трудоустройстве лицам младших возрастных групп, лицам предпенсионного возраста, беременным женщинам и т.п. Хотя, в п.З ст.37 Конституции РФ, принятой 12.12.1993 г. говорится: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации..." [17, C.174-175]

3.5 Национальная структура занятости

Россия — страна многонациональная. Конституция предоставляет равные права на труд своим гражданам, независимо от их национальной принадлежности.

Граждане той или иной национальности выбирают, как правило, определенный вид занятости. Это зависит от национальных традиций, привычек и склонностей.

После развала СССР экономическое положение в бывших республиках Союза, ухудшилось, а границы остались "прозрачными". В этом одна из причин потока мигрантов и беженцев в Россию из других стран. Так, по данным Госкомстата РФ, численность граждан стран СНГ, привлеченных на работу в Россию, составляла в 1995 г. - 134,4 тыс. человек; в 1998 г. — 111,1; в 1999 г. - 94,7; в 2000 г. - 110,7; в 2001 г. - 148,5 тыс. человек. Больше всего мигрантов из Украины и Молдовы (в 2001 г. — 62,0 и 8,9%). (Приложение 16) Большинство из них занято торговлей, посредничеством, валютно-финансовыми операциями и т.п. [17, C.175-176]

3.6 Семейная структура занятости

Данные за 2001 г. показывают, что среди всего занятого населения страны состояли в браке, т.е. были семейными – 69,3%, холосты и не замужем — 15,9, вдовцы и вдовы — 3,9, разведенные — 10,9%.

В изменении семейной структуры занятости за 1992—2001 гг. обнаруживаются следующие тенденции: снижается удельный вес состоящих в браке, а это один из важных показателей снижения жизненного уровня занятых; растет удельный вес холостых мужчин и незамужних женщин, что говорит прежде всего о материальных затруднениях при решении вопроса о создании семьи, связанных с неустойчивостью экономического положения занятых; имеет место слабая повышательная тенденция количества разведенных.

Картина еще более прояснится, если рассмотреть структуру денежных доходов разных категорий домашних хозяйств в 2001 г по данным Госкомстата РФ (Приложение 17).

Существование большинства семей занятого населения на грани и за чертой бедности значительно ухудшило основные демографические показатели, каковыми являются прежде всего показатели рождаемости и смертности: показатель рождаемости имеет ясно выраженную тенденцию к снижению (на 1 тыс. населения в 1985 г. было 16,6 родившихся, в 2001 г. — только 9,1); показатель смертности имеет ясно выраженную тенденцию к возрастанию (на 1 тыс. населения 11,3 умерших в 1985 г. и 15,6 умерших в 2001 г.).

В итоге за годы реформ снизилась общая численность населения страны, соответственно уменьшилась численность трудоспособных граждан и экономически активного населения, а численность занятого населения оказалась меньше половины населения страны. [17, C.176-177]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 РОЛЬ  ГОСУДАРСТВА И ПРОФСОЮЗОВ В  РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА ТРУДА

    4.1 Государственное регулирование рынка труда в России

Рынок труда в России регулируется рядом законов. Главные из них – закон «О занятости населения РФ» и Трудовой кодекс, принятый в декабре 2001 г. [18, C.29]

Непременным условием создания необходимых предпосылок для экономического роста и повышения занятости должно стать новое обоснование и более четкий выбор направлений государственного регулирования экономического развития, повышение ответственности государственных органов в решении экономических проблем.

Активное участие государства в экономике означает, что оно выступает в экономической сфере в качестве предпринимателя и соответственно предъявляет спрос на рабочую силу. В государственном секторе спрос определяется общественными потребностями достижения социально значимых целей общества [2, C.79-80].

К числу первоочередных текущих задач государственного регулирования относится обеспечение и регулирование структурных преобразований и межотраслевых сдвигов в экономике. Такие преобразования и соответствующие им изменения потоков рабочей силы шли и идут сейчас, в связи с разрушением существовавших в дореформенное время хозяйственных связей, в результате действия нового рыночного механизма, и вследствие внедрения новых технологий и создания современных производств.

Среди важнейших функций государственного регулирования по обеспечению занятости необходимо назвать: совершенствование всей системы распределительных отношений в экономике и в обществе; организацию социальной защиты населения и обеспечение социальных гарантий в рамках занятости и охраны труда; мероприятия по непосредственному поддержанию и содействию занятости населения, созданию и обеспечению работы служб занятости; выработку и осуществление рациональной политики в области трудовой миграции населения [9, C.137,138].

Регулирование рынка труда предполагает также пропорциональное распределение наемного труда по всем сферам вторжения предпринимательской деятельности. Отлив наемного труда из отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность всего общества в настоящем и его процветание в будущем, может привести к тяжелым лишениям всего населения. Вместе с этим вовлечение наемного труда в те сферы предпринимательской деятельности, которые подрывают генофонд нации, скажем, в наркобизнес, требует регулирующего механизма, препятствующего такому распространению рынка труда.

Регулировать рынок труда — значит поддерживать работоспособность наемных работников, не допуская снижения их доходов до черты бедности, не допускать чрезмерного увеличения продолжительности рабочего дня и интенсивности труда.

Информация о работе Рынок труда в Российской Федерации