Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 11:36, контрольная работа

Краткое описание

Рынок ценных бумаг во всем мире является именно той финансовой сферой, где формируются источники экономической стабильности функционирования хозяйствующих субъектов, формируются благоприятные условия для получения организациями и индивидуальными предпринимателями необходимых им для инвестирования средств.
Во всём мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком – как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объёмом денежной массы, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач.

Оглавление

Введение
1. Общая характеристика государственных ценных бумаг
2. Государственные ценные бумаги промышленно развитых стран
3. Виды государственных ценных бумаг России
3.1. Государственные краткосрочные облигации
3.2. Облигации федерального займа
3.3. Государственные долгосрочные облигации
3.4. Золотые сертификаты
3.5. Облигации внутреннего валютного займа
3.6. Сберегательная бумага для населения (СБН)
3.7. Рынок муниципальный ценных бумаг
Заключение
Список использованной литературы
Задание 2

Файлы: 1 файл

Готовый вариант.docx

— 44.23 Кб (Скачать)

      Муниципальные облигации – ценные бумаги, выпускаемые местными органами власти и управления (правительствами штатов, провинций, городскими муниципалитетами) и другими местными административными единицами.

      Нерыночные  государственные ценные бумаги. Это  ценные бумаги, которые приобретаются  один раз и не могут переходить из рук в руки. К ним относят  сберегательные сертификаты (процентные и дисконтные), казначейские ноты, предназначенные  для иностранных инвесторов, и  др. Большинство этих ценных бумаг  находится в руках правительственных  учреждений, правительств других стран, местных органов управления (для  оплаты налогов, задолженности) и частных  лиц (в форме сберегательных облигаций). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Государственные  ценные бумаги  промышленнот развитых  стран

      Каждая  страна имеет свою сложившуюся историю  и практику рынка государственных  ценных бумаг, что находит отражение  в видах и формах выпускаемых  государственных облигаций, масштабах  национального рынка облигаций  и его участниках, порядке размещения облигаций и особенностях их налогообложения  и т.д.

      В промышленно развитых странах государственным  ценным бумагам принадлежит большая  роль в финансировании государственных  расходов, покрытии дефицитов бюджетов и развитии экономики в целом. Привычна ситуация, когда государство  становится крупным заемщиком на рынке ценных бумаг. Например, в США  и Великобритании более 90% задолженности  правительства приходится на государственные  ценные бумаги.

     Рыночные  ценные бумаги, представлены казначейскими  векселями, нотами и бонами. Векселя  – обязательства на 3, 6 и 12 месяцев  – не содержат процентных купонов  и реализуются со скидкой с  номинала, а выкупаются по полной нарицательной  стоимости. Они размещаются среди  кредитно-финансовых институтов и торгово-промышленных корпораций, а также используются как вторичный резерв ликвидных  средств. Это обеспечивает ссудным  капиталистам присвоение процентных доходов, так как бессрочные вклады не приносят дополнительных доходов. Ноты – среднесрочные  облигации сроком от 1 года до 5 лет, которые могут использоваться для  последующей уплаты налогов. Процент  по ним выплачивается один раз  в полугодие. Использование нот, как и сертификатов задолженности, позволяет корпорациям добиваться больших доходов на средства, предназначенные  для внесения налогов вплоть до наступления  срока платежа. Боны – долгосрочные облигации на период от 5 до 25 лет, процент  по которым выплачивается два  раза в год.

     Трудности размещения государственных ценных бумаг обусловили выпуск нерыночных бумаг, состоящих из сберегательных бон и налоговых сберегательных нот. Последние могут быть предъявлены  к оплате в любой момент по желанию  вкладчика. Однако по действующим условиям при досрочном предъявлении проценты резко снижаются. Главная цель выпуска  нерыночных бумаг – широкое привлечение  денежных сбережений населения.

     Особенность современного рынка ценных бумаг  США – постоянное появление на нем новых финансовых продуктов  и инструментов, например, секьюритизация долгов различных компаний и государств, т.е. продажа долгов. Появление этого  инструмента связано прежде всего  с наличием больших долгов в государственном  и частном секторах, которые, как  правило, переплетаются с различными компаниями и кредитно-финансовыми  институтами, а также с населением. Цель продажи долгов – стремление получить дополнительные денежные средства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3 Виды государственных  ценных бумаг России

      Государственные ценные бумаги в Российской Федерации  являются наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга. Они обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета путем  покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающими из-за несовпадения во времени налоговых поступлений  и расходов бюджета. Кроме того, они  выступают при проведении денежно-кредитной  политики государства регулятором  не только денежного обращения, но и  развития экономики в целом, могут  выступать в качестве залога по кредиту, представленному Центральным банком Российской Федерации Правительству  Российской Федерации, по ссудам, взятыми  коммерческими банками у Центрального банка Российской Федерации, а также  по кредитам, получаемым предприятиями  в коммерческих банках. Посредством  вложения денег в государственные  ценные бумаги мобилизуются средства для финансирования целевых государственных  и местных программ, имеющих важное социально-экономическое значение.

3.1. Государственные  краткосрочные облигации

      Государственные краткосрочные облигации (ГКО) – в РФ дисконтные ценные бумаги, периодически эмитировавшиеся в бездокументарной форме Министерством финансов с гарантией Центрального банка погашения в срок. Погашение облигаций производилось перечислением номинальной стоимости ГКО на расчетный счет владельца, а доход формировался как разница между ценой погашения (номиналом) и ценой покупки.

      Размещение облигаций происходит на аукционе, организованном ЦБР по поручению Министерства финансов РФ. Дата его проведения, предельный объём выпуска, место и время объявляются Банком России не позднее, чем за семь календарных дней, хотя этот порядок не всегда соблюдается.

      Министерство  финансов РФ, выпуская в обращение  ГКО, получает денежные средства, необходимые  для финансирования бюджетного дефицита. Следует отметить, что эти средства заимствуются на рыночных условиях. ЦБР, обеспечивая организационную сторону  функционирования рынка ГКО (аукционы, погашения, подготовку необходимых  документов и т.д.), активно участвует  в работе рынка ГКО в качестве дилера через Главное управление по ценным бумагам в Москве, а  также через наиболее крупные  банки. Практически ЦБР открыто проводит свой курс. Данное обстоятельство дает возможность оказывать целенаправленное воздействие на рынок в зависимости от событий, происходящих непосредственно на нём и вокруг него. При этом ЦБР не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке, ориентируясь на поддержание определённого уровня некоторых показателей рынка ГКО, поскольку сохранение этих характеристик на достаточно высоком уровне определяет для инвесторов привлекательность рынка государственных облигаций. Контрольную функцию он реализует только в той степени, в какой это необходимо для стабильного бесперебойного функционирования и развития рынка ГКО.

      В качестве официальных дилеров выступают  коммерческие банки, финансовые компании, брокерские фирмы, преследующие собственные  инвестиционные цели и цели своих  клиентов.

      ГКО – высоко ликвидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежных средствах минимальны. Это позволяет официальным дилерам и их клиентам быстро и надёжно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные средства.

      Эволюция  рынка привела к тому, что ГКО  при первичном размещении в известном  смысле играют определенную макроэкономическую роль. Если раньше они не фигурировали в инструментарии Банка России по проведению денежной политики, то теперь операции на открытом рынке могут занять заметное место в спектре рычагов регулирования предложения денег со стороны ЦРБ. Приобретая или продавая облигации, ЦБР тем самым будет соответственно увеличивать дополнительную ликвидность либо изымать избыточную с денежного рынка. Вторым следствием, обусловленным характером структурного свойства, стало расширение рынка ГКО, закономерно вызывающее существенное перераспределение оборотов и финансовых средств между валютными, кредитным и облигационными секторами денежного рынка.

      Что касается вторичного размещения ГКО, то анализ его базовой характеристики строится на оценке  средневзвешенной эффективной доходности по отношению  к погашению действующих выпусков - учётной ставке. Если в данный период происходит ускорение или торможение роста котировок ГКО, то оно затрагивает все обращающиеся выпуски независимо от текущего срока до погашения каждого из них.

      Как любые ценные бумаги, государственные  ценные бумаги имеют три основных критерия, по которым они поддаются  анализу. Первый из них - надёжность. Надёжность ГКО по сравнению со всеми другими  инструментами финансового рынка, в том числе и государственными, представляется достаточно высокой, поскольку  агентом выступает Центральный  Банк России, который по соглашению с Минфином в случае, если Минфин окажется не в состоянии что-либо погасить, автоматически погашает рефинансируемые  выпуски. Это говорит о том, что  в случае затруднения Минфина  возникают сложные взаимодействия между Министерством и Центробанком, но при этом не страдают инвесторы  этого займа. Так, что надёжность ГКО исключительно высока, и тот  несколько ажиотажный интерес к  этой бумаге, который проявляется  сегодня на Западе, объясняется этой надёжностью.

      Что касается ликвидности, т.е. возможности  быстро продать и быстро купить, то проблем с ГКО практически  нет. Хотя, некоторые проблемы с ликвидностью были в январе 1995 г., когда в стране была очень сложная обстановка. Ещё  один случай – в конце июня 1995 г., когда на рынке была довольно низкая ликвидность и соответственно бумаг больше продавалось, чем покупалось. Но для этого случая на рынке присутствует маркет-мейкер, роль которого выполняет Центральный Банк России, который вполне в состоянии поддержать ликвидность в тот момент, когда предложений на продажу больше, чем на покупку, поддержать тем, чтобы в такой момент купить бумаги, а потом продать.

      А когда у ценной бумаги высокая  надёжность и высокая ликвидность, то доходность её бывает ниже, чем у  тех рыночных инструментов, которые  не обладают двумя первыми замечательными качествами. Известно, чем больше риска, тем больший доход платит эмитент.

3.2. Облигации федерального  займа

    Облигации федерального займа (ОФЗ): являются государственными ценными бумагами на предъявителя и выпускаются в документарной форме без обязательного централизованного хранения. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями каждого выпуска, является сертификат, реквизиты которого устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Генеральными условиями.

      По  срокам обращения облигации являются среднесрочными долговыми обязательствами  Российской Федерации.

      Они выпущены сроком на один год и две  недели, что объясняется особенностями  российского законодательства (нужен  срок более года, чтобы бумага считалась  среднесрочной), так и удобством  начисления доходности (плюс две недели). По этой бумаге доходы выплачиваются  раз в квартал, причём доход привязан к доходу на рынке ГКО: берутся  четыре последних выпуска ГКО, исчисляется  средняя взвешенная и по этой величине ОФЗ продаётся (в безбумажном  виде) на аукционе на ММВБ. Как и цены на ГКО, цену на эту бумагу ставят сами инвесторы. А роль Минфина сводится к тому, чтобы определить, устраивает ли министерство эта цена или нет. Это называется ценой отсечения: Министерство финансов отсекает те предложения, которые ему невыгодны, и принимает те, которые выгодны.

      Само  по себе появление ОФЗ и для  Минфина, и для всей финансовой системы  имеет исключительно важное значение, поскольку при этом появляется некоторая  стабильность на рынке государственного долга. Не нужно думать каждые три  месяца о том, чтобы рефинансировать  займы.  

3.3. Государственные долгосрочные облигации 

      Заем осуществляется в виде государственных долгосрочных облигаций (ГДО) сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. по 1 июля 2021 г. Облигации выпускаются в бланковом виде с набором купонов и реализуются только среди юридических лиц.

      Общий объём займа в 80 млрд. рублей разделён на 16 разрядов по 5 млрд. в каждом. Облигации могут выпускаться с разной номинальной стоимостью, кратной 10 тысячам рублей. В настоящее время их номинал равен 100 т. рублей.

      Разряды объединены в четыре группы:

1-й – ь4-й разряды – группа «Апрель»

5-й – 8-й разряды – группа «Июль»

9-й – 12-й разряды – группа «Октябрь»

13-й  – 16-й разряды – группа «Январь»

      Обслуживание  возложено на учреждения Банка России. Для каждой группы разрядов он может  устанавливать особые условия обращения. По облигациям один раз в год 1 июля выплачивается доход путем погашения соответствующих купонов. В настоящее время он составляет 15% от номинальной стоимости и выплата его производится только в безналичной форме путем зачисления соответствующих сумм на счета держателей облигаций.

      Владельцы ГДО могут использовать их в качестве залога при получении кредита. Коммерческие банки могут получить такую ссуду  в Банке России на срок до 3 месяцев в размере до 90% от номинальной стоимости заложенных облигаций. В случае не возврата ссуды в срок Банк России имеет право реализовать заложенные облигации, направив доход на покрытие задолженности.

Информация о работе Рынок ценных бумаг