Рыночный механизм и рыночное равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромные количества людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.

Привести краткое и однозначное определение рыночной системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее, раз и навсегда данное явление, а процесс эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, поступающих в индивидуальное и производственное потребление.

Файлы: 1 файл

Курсач по макре.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Данные  свободы позволяют выбирать интересующие его товары из множества взаимозаменяемых и независимых благ. Потребитель  может также отыскать тех продавцов, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходным условиям. Продавец свободен выбирать наиболее подходящего покупателя и распоряжаться вырученными деньгами от продажи по своему усмотрению. И покупатель, и продавец могут без ограничений выбирать условия торговой сделки.

По степени  развитости этих или иных хозяйственных  свобод рынки можно подразделить на три типа:

  • Свободный;
  • Нелегальный;
  • Регулируемый.

Свободный рынок обладает максимумом экономических  свобод в их классическом понимании, о котором сказано выше.

Между тем определение “свободный” рынок требует уточнения в двух отношениях: для кого он свободен и от кого? Свободным такой рынок является для его субъектов. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет (полная независимость) . Так, продавцы сами решают, что продавать, кому сбывать продукты и по какой цене. Подобным суверенитетом обладают и покупатели. В силу этого на классическом рынке экономические связи только по горизонтали. Между контрагентами (лат. Contrahens-договаривающийся) складываются партнерские отношения на основе хозяйственного договора, контракта (соглашения, устанавливающего права и обязательства для обеих сторон на какой-то срок) .

Рынок первого типа свободен от вмешательства  государства и строгого правового  регулирования.

Ради  истины нужно признать, что такая свобода имеет неприглядную сторону. Из-за своеволия субъектов рынка и несоблюдения ими “правил игры” этот тип рынка получил нелестные названия - “дикий” , “блошиный” , “нецивилизованный” .

Второй  тип рынка нелегальный – близок по характеру поведения его субъектов к первому типу. Но они существенно различаются между собой. Нелегальный рынок включает в себя его разновидность – теневую торговлю. Она ведётся с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (при отсутствии необходимых патентов, лицензий, при неуплате рыночных сборов, налогов и т.п.) Нелегальным является и черный рынок. На нем подпольно торгуют товарами, которыми законом запрещено реализовывать (например, наркотики, оружие) .

Первому и второму типам рыночных отношений присуща определяющая черта – стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость. Эти качества не случайны. Они выражают основные черты классического капитализма в рыночной сфере: на рынке свободно действуют единоличные собственники небольших предприятий; предприниматели обычно создают продукты на свой страх и риск, без предварительной договоренности с покупателями; сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продуктов населению.

Такое положение было характерно для рыночного обмена XV-XIX вв. Но в ХХ в. возник и полностью развился новый тип рыночных отношений.

Рынок третьего типа – регулируемый, подчиненный  определенному порядку, который  закреплён в правовых нормах и  поддерживается государством. Такой  порядок обусловлен объективными причинами.

Прежде  всего, важную роль сыграли резко  возросший уровень концентрации и централизации производства и  расширение масштабов фактического обобществления экономики. Крупные  предприятия уже не могут, как  было прежде, вслепую работать на неизвестный им рынок, подверженный стихийным переменам. Чтобы не рисковать огромными капиталами, они стремятся заблаговременно, обеспечить себе рынки, сбыта, охотно идут на выполнение выгодных государственных заказов. Примечательно, что по предварительным заказам фирм и государства реализуется, например, автомобилей до 60%, станков 100%.

Ко второй половине ХХ в. столетия рыночные связи  существенно усложнились. Теперь на пути от производителя товара до потребителя  выстроилась большая армия посредников. Они занимаются разными видами торгового сервиса (обслуживания) населения, который для многих изделий охватывает длительный период после приобретения товара (наладка и ремонт бытовой техники, автомобилей и т.п.) . Например, в США насчитывается свыше 380 тысяч фирм оптовой торговли и 1500 тысяч фирм розничной торговли, которые приобретают товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Все это привело к усилению общественного характера рыночных связей превратило регулируемый рынок в социальный институт.

  1. Рыночная  цена и законы её динамики
 

Рыночная  цена – эта фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий  купли – продажи благ и услуг  встречаются неодинаковые виды цен. Их можно классифицировать на определённые основные группы.

1. С  учетом способов регулирования  выделяются такие виды цен.  Свободные цены. Они зависят от  состояния рынка и устанавливаются  без государственного вмешательства,  на основе свободной договоренности продавца и покупателя. Договорные цены. Участники рынка устанавливает их по взаимному согласию до момента купли – продажи товара. В договоре могут указываться не абсолютные величины цен, а лишь верхний и нижний уровень их изменений. Регулируемые цены. Для отдельных групп товаров государство верхний предел цен, превышать который запрещено. В условиях рыночной экономики такое ценообразование касается жизненно-важных товаров и услуг (стратегического сырья, энергоносителей, общественного транспорта, потребительских товаров первой необходимости) . Государственные твердо установленные цены. Государственные органы фиксируют такие цены в плановых и иных документах. Ни производители, ни продавцы не имеют право их изменять.

2. В  зависимости от форм и сфер торговли выделяются следующие виды цен. Оптовые , по которым большие массы товаров реализуется в оптовой торговле. В нашей стране по таким ценам предприятия – производители сбывают свою продукцию иным посредникам или торговым посредникам. Розничные , по которым в розничной торговле продукты продаются потребителям. Тарифы на услуги – цены (расценки) , устанавливающие уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг за пользование телефоном, радио и др.

3. Биржевые  и аукционные цены образуются  на разных конкретных рынках формах рынков, относящихся к типу свободного рынка. Об их характере и способах образования подробно поговорим в дальнейшем.  

Цены  мирового рынка – цены, которые:

  • фактически установились на товары данной группы на всемирном рынке.
  • признаны организациями, ведающими международной торговлей, на определённый период.

Кстати, в странах с открытой рыночной экономикой знание мировых цен имеет  очень важное значение для правильной ориентации в хозяйственной деятельности производителей товаров, торговых посредников и покупателей. Изменение цен на мировом рынке сильно влияет на внутренние цены в той или иной стране. В еще большей мере уровень цен определяет выгодность или убыточность внешней торговли.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Рыночное равновесие

 

     Рыночное равновесие – примерное  равенство спроса и предложения  на определенный товар в данное  время и на данном рынке.

     В условия конкуренции взаимодействие  рыночного спроса и рыночного  предложения корректирует цену  до того момента, пока величина спроса и величина предложения не совпадут. Это равновесная цена. Соответствующее количество (продукта) – это равновесное количество. Равновесная цена разгружает рынок, не оставляя обременительный излишек у продавцов и не создавая ощутимых нехваток у покупателей. Если бы конкурентные цены автоматически не согласовывали друг с другом решения о предложении и спросе, то понадобилась бы какая-то форма административного контроля со стороны правительства, чтобы устранять или регулировать нехватки или избытки, которые в противном случае могли бы возникнуть. Способность рыночных сил, таким образом, синхронизировать решения рынка о продажах и покупках, чтобы исключались потенциальные излишки и нехватки продукта, называется "уравновешивающей функцией" цен.

Рисунок 1. Равновесная цена и количество продукта определяется

рыночным  спросом и предложением.

     Выше уже было рассмотрено,  как неценовые факторы спроса  и предложения влияют на равновесную  цену. Теперь давайте рассмотрим, как влияет на равновесную цену взаимодействие спроса и предложения.

     Изменение спроса. Вначале рассмотрим  влияние изменения спроса, приняв  допущение, что предложение остается  постоянным. Предположим, что спрос  вырос. Обратимся к рисунку  1 отметим, что новая точка пересечения кривых предложения и спроса окажется выше точки пересечения показателей на осях цены и количества, мы можем заключить, что увеличение спроса, при прочих равных условиях, порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Аналогично, уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект уменьшения количества продукта. Короче, мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесных цены и количества.

     Изменение предложения. Теперь проанализируем воздействие изменения предложения, когда величина спроса остается постоянной. Когда предложение увеличивается, новая точка пересечения предложения и спроса находится ниже прежней, но равновесное количество продукта возрастает. С другой сторону, сокращение предложения ведет к повышению цены. Короче, увеличение предложения порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продукта. Существует обратная связь между изменением предложения и, вытекающим из этого, изменением равновесной цены. Но связь между изменением предложения и изменением количества продукта остается прямой.

 

  1. Рыночный  спрос
    1. Рынок и закон спроса
 

     Рынок – косвенное, опосредованная  взаимосвязь между производителями  и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок – основа рыночной экономики.

     Рынок – это инструмент, или  механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными – на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

     Состояние рынка определяется  соотношением величины спроса  и предложения.

     Спрос и предложение – взаимозависимые  элементы рыночного механизма,  где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

     Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. Цена спроса - максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.

     Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.

     Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси. 
 

 Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.

Информация о работе Рыночный механизм и рыночное равновесие