Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 17:22, реферат
Изменение экономических отношений в обществе, именуемое переходом к рыночной экономике, обусловило появление новых акцентов в системе экономического стимулирования. Усиление хозяйственной самостоятельности государственных предприятий, признание равноправия разных форм собственности, включая частную, развитие негосударственного сектора экономики, в том числе системы коммерческих банков, приводит к переориентации управления от преимущественно административных к экономическим и административно-экономическим методам.
1. Рыночное регулирование как новый экономический механизм в природоохранной деятельности. Понятие о рынке разрешений (лицензий), или торговля правами на выбросы (3)
2. Концептуальные основы институционализации системы экологических и экономических интересов хозяйствующих субъектов (4)
3. Институциональная среда согласования экологических и экономических интересов хозяйствующих субъектов (9)
4. Эколого-экономический механизм управления (по материалам закона об охране окружающей среды РФ) (11)
Список использованной литературы
В условиях развития рыночных отношений в процессе взаимодействия экологических и экономических интересов возникает множество противоречий:
– между общественным характером происхождения ресурсов и стремлением индивида к их частному присвоению, использованию и потреблению на праве частной собственности;
– между личной заинтересованностью индивида максимально расширять частное ресурсопотребление и общественным интересом в рациональности природопользования, бережном и экономичном использовании ресурсов, по причине их абсолютной ограниченности на планете;
– между частным интересом минимизировать издержки, связанные с необходимостью охранять природу, и общественной заинтересованностью в максимальном сохранении природопользователем качества среды, обеспечении ее безопасности для людей.
Процесс преодоления противоречий между экономическими и экологическими интересами хозяйствующих субъектов является источником развития и совершенствования эколого-экономической системы.
Автором
эколого-экономическая система
Рис. 2. Институционализация эколого-экономической системы
Для согласования взаимодействий и преодоления противоречий как внутри подсистем, так и между ними, необходимо институционализировать их взаимоотношения через формирование или совершенствование рыночных и нерыночных институтов. Законы государства, нормативы и стандарты представляют формально установленные правила, а рыночные закономерности деятельности, традиции, обыкновения – неформально существующие в обществе.
Современный
механизм согласования экологических
и экономических интересов
Проблемы
развития эколого-экономической системы
связаны с реализацией
Рынок предстает как институционально оформленное пространство, в котором взаимодействия актеров определены объективными законами и способом присвоения и распределения ресурсов, основанном на праве частной собственности, и определяющее структуру управления и формы обмена. В рамках ЭЭС это проявляется как усиление противоречий между экономическими интересами хозяйствующих субъектов, стремящимися к частному присвоению редких ресурсов, и экологическими интересами всех людей в обеспечении безопасности своей жизнедеятельности и равенству доходов. Тем самым порождается неравенство, которое закрепляется во всем, в том числе и в праве собственности на истощимые ресурсы природы. Нерегулируемый рынок разрушает динамическое равновесие ЭЭС, деформирует ее и приводит к катастрофе.
В условиях развития рыночной экономики институционализация механизмов согласования интересов сопровождается формированием ловушек (коррупционный интерес частных лиц, высокая доля «теневой» экономики, высокая дифференциация населения по уровню доходов) и проявлением оппортунизма в природоохранительной деятельности. В условиях затянувшейся трансформации социально-экономической системы и неэффективности механизма рационального природопользования именно корпоративный сектор становится наиболее невосприимчивым к существующим проблемам.
Экологическая
несостоятельность рынка
Анализ сложившейся системы формальных институтов госрегулирования эколого-экономических противоречий показывает, что этот механизм тоже требует совершенствования. Предприятиям выгоднее загрязнять окружающую среду, а не вкладывать средства в природоохранные мероприятия. Поэтому нуждается в развитии и доработке правовое обеспечение экономического регулирования природопользования, регламентации разрешительной деятельности и платы за негативное воздействие на окружающую среду. Правовые нормы, касающиеся льготного налогообложения для природопользователей, не имеют необходимых механизмов реализации. Используемые экономические механизмы носят сугубо фискальный характер и отличаются низкой эффективностью своего воздействия. Так, по Пензенской области размер платы за загрязнение окружающей среды в 2006 г. составил 15 122,1 тыс. руб., а в 2007 г. – 55 878,4 тыс. руб., что показывает несостоятельность компенсирующей функции института платежей за загрязнения.
Действующий
институт законодательства по-прежнему
не стимулирует переход на экологически
эффективные технологии и проведение
природоохранных мероприятий. Неэффективность
правовой базы порождается
Механизм согласования экологических и экономических интересов субъектов эколого-экономических отношений выступает структурообразующим фактором формирования и развития эколого-экономической системы. Его целью является повышение устойчивости ЭЭС посредством упорядочивания отношений между субъектами на основе определенных норм и правил действий, направленных на удовлетворение противоречивых интересов. В зависимости от выбранной стратегии он может быть направлен на разрушение устаревших неэффективных институтов (квотирование при распределении ресурсов между природопользователями на нерыночной основе); сохранение, укрепление перспективных институтов (институт аренды природного объекта); создание основ новых институтов (рынок прав на загрязнение);
К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:
- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
- разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;
- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;
- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
- иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за не-гативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирую-щими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ.
Список использованной литературы
Информация о работе Рыночные институты эколого-экономического регулирования