Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 17:22, реферат
Изменение экономических отношений в обществе, именуемое переходом к рыночной экономике, обусловило появление новых акцентов в системе экономического стимулирования. Усиление хозяйственной самостоятельности государственных предприятий, признание равноправия разных форм собственности, включая частную, развитие негосударственного сектора экономики, в том числе системы коммерческих банков, приводит к переориентации управления от преимущественно административных к экономическим и административно-экономическим методам.
1. Рыночное регулирование как новый экономический механизм в природоохранной деятельности. Понятие о рынке разрешений (лицензий), или торговля правами на выбросы (3)
2. Концептуальные основы институционализации системы экологических и экономических интересов хозяйствующих субъектов (4)
3. Институциональная среда согласования экологических и экономических интересов хозяйствующих субъектов (9)
4. Эколого-экономический механизм управления (по материалам закона об охране окружающей среды РФ) (11)
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРОЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
КАФЕДРА
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Реферат
на тему «Рыночные институты эколого-экономического
регулирования»
Выполнила:
Проверил:
Москва, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Список использованной литературы
Изменение экономических
отношений в обществе, именуемое
переходом к рыночной экономике, обусловило
появление новых акцентов в системе экономического
стимулирования. Усиление хозяйственной
самостоятельности государственных предприятий,
признание равноправия разных форм собственности,
включая частную, развитие негосударственного
сектора экономики, в том числе системы
коммерческих банков, приводит к переориентации
управления от преимущественно административных
к экономическим и административно-экономическим
методам. Государство перестает быть единственным
субъектом управления, который под прикрытием
обеспечения приоритета государственных
интересов мог игнорировать интересы
регионов, отдельных предприятий, граждан
и т.д. Расширение экономических возможностей
субъектов хозяйствования и управления
в переходный период создает предпосылки
создания эффективного экономического
механизма природопользования.
На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования
главным элементом экономического механизма
природопользования становится ценовое,
или налоговое, регулирование. Все инструменты
ценового регулирования, используемые
у нас в хозяйственной практике, можно
условно подразделить на:
По мере стабилизации
экономики необходимо также постепенное
освоение рыночных механизмов эколого-экономического
регулирования путем создания рынка
разрешений (лицензий). Если сравнить диапазон
применения экономических методов
регулирования природопользования в странах
с рыночной и государствах с переходной
экономикой (Россия, Беларусь), то нельзя
сказать о каком-то существенном нашем
отставании, за исключением использования
«чисто рыночных» рычагов, привязанных
к высокоразвитой рыночной структуре
всей экономики. А такие инструменты, как
экологические платежи, у нас нашли более
широкое распространение. Используемые
экономические регуляторы недостаточно
приспособлены к требованиям рыночных
реформ. В период перехода к рынку очень
важно оптимальное сочетание ценовой
и налоговой политики. Цены на продукцию
и сырье, например, в отраслях минерально-сырьевого
комплекса должны быть ориентированы
на выгодность их получения из отходов,
что следует подкреплять налоговыми льготами
на продукцию, производимую из отходов,
и экономией на платежах за загрязнение,
если максимально возможное их количество
улавливается и утилизируется.
Важно иметь в виду, что и в период становления
рыночной экономики экономические рычаги
управления тесно связаны с административными.
Административные методы как бы очерчивают
область применения экономических механизмов,
поскольку внедрение экологических платежей
возможно лишь при жестко регламентируемой
системе государственных стандартов,
которая нуждается в совершенствовании.
Необходимо и обновление многих нормативно-методических
документов для определения показателей
(эколого-экономического ущерба от загрязнения
окружающей среды, экономической эффективности
природоохранных мероприятий и др.), лежащих
в основе установления экологических
платежей, объемов природоохранного финансирования,
инвестиций в экологическую сферу и т.д.
Таким образом, центральным звеном экономического
механизма природопользования на современном
этапе является система платности, объединяющая
платежи за природные ресурсы, выбросы загрязняющих веществ,
размещение отходов, а также штрафы и компенсационные
выплаты по возмещению ущерба. Являясь
важным инструментом государственного
регулирования, такая система должна экономически
стимулировать природоохранную деятельность
предприятий и обеспечивать формирование
централизованных (местных, республиканских)
источников финансирования охраны и воспроизводства
природных ресурсов
Существует множество теорий, рассматривающих взаимодействие общества и природы. В одних теориях обращается внимание на экологические аспекты взаимодействия общества и природы, в других – на обеспеченность производства природными ресурсами. Методология системного подхода позволяет рассмотреть исследуемые объекты как определенные целостные образования, состоящие из элементов, взаимодействующих друг с другом. Институциональный подход рассматривает сложные трудноразрешимые противоречия и способы их преодоления через функционирование институтов. Возрастающая экологизация экономической теории, стремления исследователей учитывать экологические последствия экономических действий путем синтезирования теорий предполагают обнаружение концептуального единства между двумя подходами, открытие новой объединяющей идеи, принципа или метода, с помощью которых ранее обособленные теории оказываются взаимосвязанными.
Применение системно-институционального подхода как междисциплинарного направления позволяет наиболее детально рассмотреть изменения, происходящие в период трансформации эколого-экономической системы России. Эти преобразования создают объективные предпосылки к развитию кризисной ситуации, что в свою очередь определяет необходимость регулирования отношений через институты.
Целью функционирования институтов эколого-экономической системы является необходимость удовлетворения растущих потребностей общества путем решения триединой задачи: рационального природопотребления и воспроизводства природно-ресурсного потенциала при сохранении качества окружающей среды. Специфика функционирования институтов в рамках эколого-экономической системы заключается в том, что они призваны регулировать эколого-экономические отношения, в которые вступают хозяйствующие субъекты, и согласовывать их противоречивые интересы методом их экологизации, т. е. путем трансформации формальных институтов рационального природопользования в неформальные, обеспечивающие реальную эколого-экономическую устойчивость.
Характер деятельности институтов эколого-экономической системы определяется эффективностью осуществления присущих им функций при реализации интересов на современном этапе развития (рис.1).
Функционирование
институтов ЭЭС хорошо проявляется
при анализе институциональной
состоятельности рынка и
Рис. 1. Реализация функций институтов ЭЭС
Институционализация
эколого-экономических
Роль
эффективных институтов эколого-экономической
системы заключается в
Такой
подход к анализу институтов эколого-экономической
системы позволяет выявить
Для
выявления природы
Процесс
институционализации эколого-
Чтобы понять степень взаимодействия интересов в ЭЭС, мы предлагаем рассмотреть экономические и экологические интересы как отдельные категории.
Экономический
интерес обуславливает
В
связи с обострением
с 0,31 до 0,23 %, что свидетельствует о недостаточном
учете экологических требований в развитии
ЭЭС. Все это стимулирует становление
осознанной мотивации в усилении природоохранной
деятельности.
Определяем экологический интерес как форму проявления общественной потребности в сохранении природных ресурсов, здоровой и благоприятной окружающей среде для обеспечения безопасной жизнедеятельности и роста качества жизни населения.
Общественная реализация экологических интересов осуществляется только после осознания их первичности по отношению к экономическим, а это происходит, как правило, на том историческом этапе, когда экономический рост перестает ассоциироваться с улучшением качества жизни. Реализация экологического интереса возможна только путем трансформации установленных обществом формальных институтов в неформальные – в традиции, моральные нормы и привычки экологически ориентированного поведения. Именно этот процесс представляет наибольшую трудность при формировании институциональной среды эколого-экономических отношений.
Экологические и экономические интересы являются разнонаправленными, разновекторными интересами, но в то же время элементами эколого-экономической системы, основное направление развития которой определяет институциональная среда путем отбора наиболее эффективных институтов. Среда ограничивает процесс размещения ресурсов, содействует выявлению новых возможностей использования существующих и создания новых ресурсов. Она составляет экзогенную предсказуемую среду, сигналами которой руководствуются участники трансакций в процессе реализации своих экологических и экономических интересов.
Информация о работе Рыночные институты эколого-экономического регулирования