Рынки факторов производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:00, контрольная работа

Краткое описание

Функционирование предприятий и домашних хозяйств основывается на использовании факторов производства и получении от их использования соответствующих доходов. Под факторами производства понимаются особо важные элементы или объекты, которые оказывают решающее воздействие на возможность и результативность хозяйственной деятельности.

Оглавление

Введение 3
1 Факторы производства и их анализ в экономике 4
2 Кругооборот ресурсов, продукта, доходов 10
3 Спрос и предложение на факторных рынках 13
4 Особенности ценообразования на факторных рынках 17
Заключение 20
Список литературы

Файлы: 1 файл

Рынки факторов производства.doc

— 102.50 Кб (Скачать)


Выручка от                                                       Платежи за

                     продажи ресурсов                                               ресурсы

 

Рисунок 2 Кругооборот  ресурсов и экономических благ

 

Представленная  схема функционирования рыночной экономики  является упрощенной моделью, которая  абстрагируется от многих реальных процессов. За пределами модели остаются два  важнейших момента. Во-первых, далеко не все используемые ресурсы предлагаются на рынок домашними хозяйствами. Они поставляют фирмам лишь так называемые первичные ресурсы (например, труд рабочего, землю под строительство). Остальные ресурсы поставляются одним фирмам другими (мебельщики закупают древесину, ткань, гвозди у других фирм и т. д.). Во-вторых, в модели не оставлено места для государства. Даже самое либеральное государство регулирует рынок труда, рынок ресурсов, рынок ценных бумаг и т. п.

Так, рынок труда  регулируется через установления минимальной заработной платы, максимальной продолжительности рабочего дня и т. д. Регулируется и рынок ресурсов (уголь, нефть и т. д.), т. к. именно на рынке ресурсов определяется основной доход общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Спрос  и предложение на факторных рынках

 

Спрос на факторы производства

 

Спрос – это количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определённого периода времени цен.

Закон спроса: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведёт к увеличению величины спроса и, наоборот, повышение цены (при прочих равных условиях) ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса (обратная зависимость).

Спрос на факторы  производства имеет свою специфику. Особенностью, специфической чертой спроса на любые факторы производства является то, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению  со спросом на конечные потребительские  блага. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага, т.е. товары или услуги обычно потребительского назначения.

Спрос на любой  фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости  от того, возрастает или снижается  спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного  фактора производства. Спрос на факторы  производства предъявляют лишь предприниматели, т.е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг, необходимых для конечного потребления. Предприниматели стремятся обнаружить возможности получения дохода, не замеченные конкурентами. Рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках товаров, уровне издержек производства, объемах предложения и т.д. Для организации производственного процесса требуются многие факторы: труд, земля, техника, сырье, энергия. Все они в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми: живот труд может быть частично заменен техникой, и, наоборот, природные сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и т.д. Однако и труд, и техника, и сырье сопряжены, взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот.

Следовательно, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные сопряженные с ними ресурсы и факторы.

Рынок дает информацию о движении цен на каждый из них. Цена – одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому фактору производства. Спрос более эластичен на те факторы, которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену. Это позволяет осуществлять взаимозамещение, вытеснить дорогостоящие факторы производства, снижать издержки производства. Высокие рыночные цены вызывают снижение спроса и переключение его на альтернативные факторы производства, имеющие относительно низкие цены.

Эластичность спроса по каждому конкретному фактору производства может изменяться в зависимости от:

  • уровня доходов фирмы и спроса на выпускаемую ею продукцию;
  • возможностей взаимозамещения применяемых в производстве ресурсов и факторов;
  • наличие рынков взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства по приемлемым ценам;
  • стремление к новациям и т.д.

 

Предложение факторов производства

 

На конкретных рынках цены факторов производства формируются  под влиянием как спроса, так и  предложения.

Предложение факторов производства – это то их количество, которое может быть предоставлено на рынке по существующим на данный момент ценам.

На рынках факторов производства спрос порождает предложение  так же, как и на рынках обычных  потребительских благ. Однако рынки факторов производства имеют свои особенности. Здесь предложение во многом зависит от специфики каждого конкретного фактора производства как экономического блага для осуществления производственной деятельности с целью получения дохода. Особенности предложения обусловлены редкостью, ограниченностью экономических ресурсов, прежде всего таких, как труд, земля природные ископаемые ресурсы сырья и продукты их переработки. Ограниченность, редкость первичных экономических ресурсов и производных от них факторов производства относительна. Они редки и ограничены по сравнению с потребностью производства в них для выпуска необходимых в каждый данный момент конечных благ. Если бы ресурсы не были ограничены, они были бы бесплатными, «как воздух», а разнообразные потребности людей были бы раз и навсегда полностью удовлетворены. «Отпала бы потребность в рынках каких-либо товаров, не нужна была бы экономика, и никто бы не задумывался о ее надобности». Однако люди неустанно и заинтересованно отслеживают показатели количества пригодных к использованию земель и цены этого использования; количества трудовых ресурсов, уровня их занятости и оплаты труда; количество добываемого сырья и цен в этой области. На основании этих и сопряженных с ними показателей отслеживается динамика, составляются прогнозы, меняется структура производства, а иногда и экономики в целом. Это означает, что предложение факторов производства испытывает на себе действие закона редкости, ограниченности ресурсов. В этом заключается важнейшая особенность всех рынков, и в частности рынка предложения любого фактора производства.

На рынках обнаруживается, что предложение конкретного  фактора производства имеет различную  эластичность. Первопричиной здесь  выступает закон ограниченности, редкости ресурсов, хотя могут иметь место и воздействия других факторов. Например, предложение земли чаще всего неэластично, потому что в каждый данный момент ее размеры фиксированы, альтернативного, заменяющего землю ресурса не существует, она представляет собой уникальное, невоспроизводимое благо. Практически невозобновляемы во времени и ископаемые ресурсы сырья, но их предложение более эластично, если найдены альтернативные, взаимозаменяемые, в том числе искусственные виды сырья и материалов. Количество трудовых ресурсов также в каждый данный момент фиксировано и изменяется достаточно медленно. Но эластичность предложения труда рабочей силы может зависеть от конкретной экономической ситуации, реализации возможностей полной занятости при данных доходах и уровне заработной платы.

 

4  Особенности ценообразования на факторных рынках

 

Ценообразование на факторы производства определяется ценой конечных продуктов потребления, производимых с помощью этих факторов.

Любой человек  получает свой доход от одного из перечисленных, принадлежащих ему лично факторов производства: либо от своего труда, либо от своего капитала, либо от своей земли.

Рыночная цена на факторы производства, как и  на блага, образуется в результате взаимодействия спроса и предложения.

Проблема ценообразования  на экономические ресурсы исключительно важна. Цены ресурсов определяют:

1) денежные доходы  владельцев ресурсов (зарплату, процент,  ренту, предпринимательскую прибыль);

2) распределение  ресурсов между различными отраслями  и фирмами, ведь очевидно, что  чем дороже ресурс, тем эффективнее он должен использоваться;

3) уровень издержек  производства фирмы-покупателя, которые  при данной технологии всецело  зависят от цен на ресурсы;

4) в зависимости  от цен на все четыре группы  факторов производства находится  распределение богатства в обществе между наемными работниками, владельцами земли, собственниками капитала и предпринимателями.

Все это свидетельствует  о том, что ценообразование на ресурсы играет важную роль в определении  поведения фирмы на рынке.

Проблема ценообразования  на факторы производства является весьма важной, что объясняется следующим:

1. Цены на ресурсы – основной фактор, влияющий на денежные доходы их владельцев (заработную плату, процент, ренту);

2. Цены на  ресурсы опосредуют их распределение  между различными отраслями и фирмами;

3. От цен на  ресурсы зависят издержки производства  фирмы – покупателя, которая стремясь  к максимизации прибыли, постарается  сократить свои издержки;

4. В прямой  зависимости от цен на ресурсы  находится распределение богатства  в обществе между наемными работниками, владельцами земли, собственниками капитала, предпринимателями.

Ценообразование на факторы производства имеет ряд  существенных особенностей:

  • Если предложения товаров и услуг поступают от фирм, а спрос на них предъявляют домашние хозяйства, то первичные факторы производства (труд, землю, капитал) предлагают домашние хозяйства, являющиеся их собственниками, а спрос на них предъявляют фирмы. Такая перемена ролей рыночных агентов ведет к тому, что на рынках факторов индивидуальное предложение выводится из максимизации полезности, а индивидуальный спрос – из максимизации прибыли или других целевых установок фирмы, в то время как на товарных рынках – наоборот.
  • Для фирмы полезность фактора состоит в приращении прибыли, вызванном его использованием. Поскольку прибыль реализуется на рынке благ, то полезность фактора, а, следовательно, и  спрос на него, зависят не только от того, что происходит на рынке фактора, но и от состояния рынков товаров. Таким образом, спрос на факторы является производным от спроса на блага.
  • Первичные факторы производства являются объектами длительного пользования, оказывая производительные услуги в течение многих циклов изготовления продукции. Вследствие этого каждый фактор имеет две цены: прокатную и капитальную.

 Прокатная цена фактора представляет собой сумму денег, которую необходимо уплатить за использование фактора в течение определенного периода времени.

Капитальная цена фактора – сегодняшняя ценность услуг фактора за весь срок его службы.

От цен факторов  производства зависят размеры доходов их собственников. Поэтому теория ценообразования факторов производства одновременно является теорией распределения национального дохода в рыночной экономике. Распределительная роль цен первичных факторов производства проявляется в частности в том, что каждая из них имеет свое название: заработная плата, ссудный процент, земельная рента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рынок ресурсов во многом аналогичен рынку товаров  и услуг. Спрос на факторы производства предъявляют фирмы, которым ресурсы необходимы для организации производства и получения прибыли. Спрос на факторы определяется спросом на конечный продукт и предельной производительностью фактора. Предложение факторов производства формируют домашние хозяйства – собственники факторов.

Факторы производства представляют собой совокупность, взаимосвязанную систему использования экономических ресурсов в производственном процессе.

 Как продавец  своей продукции фирма выходит  на рынок товаров; как покупатель  ресурсов - на рынок факторов производства. Каковы поведенческие особенности фирмы как продавца? Его главный интерес в соответствии с законом предложения - продать больше продукции по более высокой цене. При высокой цене продукции фирмы увеличивают свое производство и предложение на рынке. 

  На рынке факторов производства предприятия выступают как носители спроса и стратегии покупки необходимых ресурсов как можно дешевле. Поведение фирмы как покупателя в целом описывается уже известным законом спроса: больше покупок ресурсов по более низким ценам.

Важной особенностью рынка факторов производства является то, что товаром на этих рынках являются не сами факторы, а право воспользоваться  этими факторами в течение  определенного периода времени. Например, на рынке труда продаются  не сами рабочие, а рабочее время, которое эти рабочие проведут, работая на фирме (если бы продавались сами рабочие, то это было бы рабовладение).

Цена на фактор производства, которая одновременно является доходом его собственника, определяется его предельной производительностью  – чем она выше, тем выше будет цена на фактор. Также цена на фактор зависит от редкости фактора. Чем более редкий фактор, тем ниже эластичность его предложения, тем выше будет доход собственника. Например, высококвалифицированные работники являются более редким ресурсом по сравнению с неквалифицированными, поэтому их доходы выше.

 Купив факторы  производства и организовав процесс  изготовления товара, предприниматель  впоследствии получит доход от  продажи готовых изделий. Доход   этот распределяется в определенной зависимости от того, сколько и каких факторов использовано. Величина заработной платы зависит от количества вложенного труда (рабочей силы); рента - от величины  стоимости используемого земельного участка; процент и прибыль - от величины приведенного в действие капитала.

Предприниматели стремятся обнаружить возможности  получения дохода, не замеченные конкурентами. Рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках  товаров, уровне издержек производства, объемах предложения и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика: Справочник./М.: Финансы и статистика, 2007.

Информация о работе Рынки факторов производства