Российская практика и международный опыт управления экономическими рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 08:48, курсовая работа

Краткое описание

Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, так как связан с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Любое наше действие, оказывающее влияние на будущее, имеет неопределенный исход. Когда мы направляем деньги на свой счет, мы не знаем, какова будет их покупательская способность в тот момент, когда нам захочется ими воспользоваться.

Оглавление

Введение 3
1. Экономический риск как основа развития предпринимательства 4
1.1. Сущность и понятия экономических рисков 4
1.2. Классификация экономических рисков 5
1.3. История развития теории рисков 8
2. Анализ экономических рисков 11
2.1. Основные причины возникновения экономических рисков 11
2.2. Количественные и качественные методы оценки рисков 17
2.3. Факторы, влияющие на уровень экономического риска 22
3. Российская практика и международный опыт управления экономическими рисками 25
3.1. Системный подход в управлении рисками 25
3.2 Основные механизмы нейтрализации предпринимательских рисков. 29
3.3. Методы снижения рисков и оценка эффективности управления рисками 33
Заключение 36
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 125.72 Кб (Скачать)

• необязательность и безответственность хозяйственных субъектов всех видов;

• противоречивость законодательства;

• инфляция;

• отсутствие реального хозяйственного права;

• недееспособность правоохранительных органов;

• первенство политики над экономикой;

• раздутый управленческий аппарат;

• неустойчивое налоговое законодательство;

• недобросовестная конкуренция.

Рассматривают внешние и внутренние факторы, влияющие на уровень риска.

Внешние факторы - это те условия, которые нельзя изменить, но надо учитывать. Внешние факторы можно разделить на две группы: факторы прямого и косвенного воздействия.

Факторами прямого воздействия являются:

• изменение законодательства, регулирующего экономические взаимоотношения партнёров;

• непредвиденные действия органов государственного управления и самоуправления;

• налоговая система;

• взаимоотношения с партнёрами;

• конкуренция;

• коррупция и рэкет.

Обратим внимание на конкуренцию. Около четверти банкротств происходит вследствие конкуренции. Конкуренция создаёт механизм экономического соревнования, заставляет предпринимателей пересматривать свою стратегию. Для изучения своих конкурентов специалисты предлагают найти ответы на следующие вопросы:

— удовлетворён ли конкурент своим настоящим положением;

— какие вероятные шаги или изменения в стратегии примет конкурент;

— в чём уязвимость конкурента;

— что может спровоцировать самые крупные и наиболее эффективные меры со стороны конкурента;

Надо обратить внимание на недобросовестную конкуренцию:

— распространение ложных, неточных или искажённых сведений;

— введение в заблуждение потребителей относительно изготовляемых конкурентами товаров;

— некорректное сравнение товара;

— использование чужой марки или интеллектуальной собственности;

— разглашение научно-технической, производственной, торговой информации без соглашения её владельца;

— подкуп сотрудников;

— продажа товара по демпинговым ценам;

— переманивание сотрудников;

— тайный сговор на торгах;

— махинации с деловой отчётностью;

— физическое уничтожение конкурентов.

Особое место в конкурентной борьбе занимает реклама. Недобросовестной рекламой является реклама,

— дискредитирующая юридические и физические лица, не пользующиеся рекламируемыми товарами;

— содержащая некорректное сравнение рекламируемого товара с другими товарами;

— допускающая высказывания, порочащие достоинство и деловую репутацию конкурентов;

— вводящая в заблуждение потребителей. По ст. 10 Закона Украины о рекламе

1. Недобросовестной рекламой  считается реклама, которая вследствие  неточности, недостоверности, двузначности, преувеличения, умолчания, нарушений  требований относительно времени, места и способа распространения  и других требований, предусмотренных  законодательством Украины, вводит  или может ввести в заблуждение  потребителей рекламы, нанести вред  лицами государству.

Недобросовестная реклама запрещена.

Приемы и специфические эффекты, цель которых - привлечь внимание или вызвать смех, или другие положительные эмоции и которые при этом не создают неправильного понимания потребителем таких приемов, не считаются недобросовестной рекламой.

2. Решения о признании  рекламы недобросовестной принимают  государственные органы, в компетенцию  которых входят такие полномочия.

Факторами косвенного воздействия являются:

• политическая обстановка;

• международная обстановка;

• экономическая неустойчивость страны деятельности;

• инфляционные процессы в стране деятельности;

• стихийные бедствия;

• научно - технический прогресс.

Внутренние факторы, влияющие на уровень экономического риска, делят на четыре группы:

• стратегия фирмы;

• принципы деятельности фирмы;

• ресурсы и их использование;

• качество и уровень использования маркетинга. Главными внутренними факторами риска являются:

— некомпетентность сотрудников;

— недобросовестность;

— нерадивость;

— утечка конфиденциальной информации;

— качество продукции и услуг.

 

  1. Российская практика и международный опыт управления экономическими рисками.

 

    1. Системный подход в управление рисками.

В связи с усложнением условий производственно-хозяйственной деятельности, нарастающим многообразием источников и возможных последствий риска их необходимо рассматривать в системной связи с другими факторами и параметрами хозяйственной и производственной деятельности субъектов рынка.

Необходимость системного подхода связана и с ростом расходов на контроль и управление рисками на всех иерархических уровнях (государство, предприятие, индивидуум). Эти расходы снижают эффективность общественного производства, а также могут влиять на социально-экономическую ситуацию в стране.

Системный подход в управлении рисками основывается на том, что все явления и процессы рассматриваются в их системной связи, учитывается влияние отдельных элементов и решений на систему в целом. Системный подход может находить свое выражение в том, что:

1)  целью обеспечения  безопасности деятельности должна  быть системная параллельная защита геополитических, политических,    социальных,    экономических,    финансовых    процессов, защита  окружающей  среды,  конструкторских  и  технологических структур экономики от чрезмерных  (недопустимых)  рисков.  Одновременно    должны    использоваться    техника    безопасности, охрана труда, управление конфликтами. Если не удается обеспечить баланс целей при управлении  рисками,  то положительный эффект не будет достигнут.  Если не удастся обеспечить безопасность  хотя бы по  одному фактору,   то  не удастся обеспечить  и безопасность  в  целом.   Например,   если  отсутствует экологическая безопасность, то одного этого уже достаточно, чтобы население чувствовало себя незащищенным;

2)  риски    (различной    физической    природы    и    имеющие различные  источники),  связанные  с  одним  объектом  или  операцией, рассматриваются   как единый комплекс факторов,  влияющих   на   эффективность   и   расход   ресурсов.   3)  рассматривается   связь   управления   рисками   с   эффективностью  систем   и   расходом   ресурсов   на   нескольких  иерархических уровнях:  государство; территория;  финансово-промышленная группа  или холдинг;  предприятие или  предприниматель без образования юридического лица;  семья  и  гражданин.  Речь идет  о  том,   что  должен  соблюдаться   баланс   и   предусматриваться возможность создания или выделения необходимых для управления риском резервных ресурсов на различных иерархических  уровнях.   Если  будет  отдаваться  приоритет  управлению рисками  только   на   одном   из   иерархических  уровней,   то   это снизит   безопасность в   системы   управления   рисками   в   государстве в целом;

4)  как  некоторая  единая  система  рассматриваются  мероприятия    по   управлению   рисками  на:   различных   этапах   жизненного цикла товара  (разработка,  производство,  эксплуатация, утилизация)  и  цикла  разработки  товара  (эскизный проект, технический проект, опытные образцы).

5)  мероприятия    по    подготовке,    проведению,    расчетам, учету  операции   (сделки)   формируются   и   рассматриваются  таким   образом,   чтобы   разумно   снизить   риски   этой   операции. Например, при    подготовке    операции    необходимо    убедиться в   состоятельности   партнеров,    выделить   в   условиях   сделки положения  снижающие  риск  (вплоть до  применения   приемов не фондового     страхования     -     специальных     видов     сделок - аккредитив,   факторинг,   лизинг  и  др.);   при   проведении   сделки нужно   уделить особое    внимание   транспортным    рискам;    при проведении расчетов    исследуются факторы способные повлиять на возможность отказа от платежа и   его своевременность; на   этапе  учета важно  правильно  отразить  полученные  финансовые результаты и др.;

6)  разрабатывается комплекс  мероприятий, ограничивающих риск   на   различных   циклах   предприятия   (создание,   развитие, зрелость,  старение;   инвестиционный,  текущих  операций,  денежный)  в их взаимной связи для защиты от рисков деятельности предприятия в целом.  Например,  при осуществлении инвестиционного   цикла   необходимо   особое   внимание   уделить   оценкам риска инвестиций в конкретный объект или финансовый инструмент;  в цикле текущих операций важно обеспечить бесперебойность  поставок  комплектующих  и  сырья,   но   не   «раздувать»   их запасы;  в денежном цикле важно обеспечить текущую деятельность   предприятия   необходимыми   денежными   ресурсами.   При этом  важно  учесть  все   влияющие  факторы   (периодичность  поступлений, покупок, причины сбоев и др.);

7)  определяется   множество   (совокупность)  действий  объединенных   целью   повышения   безопасности   деятельности   за счет использования  ограниченного объема  ресурсов,  распределенных   во   времени   и   пространстве,   рассматривают  операции по    предупреждению,    снижению,    страхованию    и    поглощению различных   по   своей   природе   рисков.   Речь   идет   о   том,   что каждая из существующих альтернативных возможностей по использованию некоторых ограниченных ресурсов на предупреждение (исключение) риска, его ограничение (контроль) или страхование рисков имеет свое отношение «эффективность /затраты». Поэтому важно определить, какая из альтернатив даст больший эффект в конкретной ситуации, и использовать именно эти наиболее эффективные действия или их комбинацию;

8)  некоторое  множество  взаимосвязанных  элементов  рассматривают как систему управления рисками с использованием: законодательных   мер;   экономического   и   финансового   воздействия;  конструктивных  и технологических  решений;   организационных  мер   (техника   безопасности  и   охрана   труда),   природоохранных   мероприятий.   Для   государства   важно   обеспечить баланс  и  эффективность   разносторонних  действий   по  снижению   рисков   деятельности.   Для  этого   законодательно   запрещают  определенные   опасные   и   вредные  для   общества   виды деятельности   (например,   производство   и   захоронение   особо опасных   веществ),   лицензируется   определенная   деятельность и др.    Одновременно    и    параллельно    с    этим    государство, местные органы власти устанавливают специальные налоги (например,  налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы),    создают    и    руководят   деятельностью различного    рода санитарно-эпидемиологических,    технических и др. инспекций;

9)  рационально   обеспечить   некоторый   баланс   расхода  ресурсов,  интенсивности  мер  по управлению  рисками  и другими     направлениями     производственно-хозяйственной    деятельности.  Особенно  важно  соблюдать  такой  баланс  в  отношении управлении рисками и целевой деятельностью при ограничении на выделенные   ресурсы;

10)  в управлении целесообразно  исследовать риск целей, определения  способов   и   средств   их достижения   (риск-маркетинга), менеджмента;

11)   в  менеджменте   могут  рассматриваться   риски   изучения и действия; риски планирования, организации, мотивации и контроля;   риски  тайны   и   конфиденциальности;   риски   управления конфликтом.

Всегда существует разумный баланс между стремлением к безопасности и необходимыми для ее обеспечения ресурсами.

Стремиться к абсолютной безопасности за счет чрезмерного расхода ресурсов так же неразумно, как и пренебрегать опасностью без ее анализа.

Для всякой практической ситуации существует основанное на объективных рисках, располагаемых ресурсах и субъективных оценках рациональное или оптимальное (наилучшее) соотношение между уровнем опасности и расходуемыми на обеспечение безопасности ресурсами.

Рассматривая управление рисками на сельскохозяйственных предприятиях важно   помнить, что управление  риском достигается  за  счет расхода  ресурсов (людских, финансовых,  времени и др.),  которые резервируются и   отвлекаются   из   производственной   сферы.   Это   несомненно снижает эффективность производства, поскольку расходы по контролю ложатся на издержки производства,   ограничивают  конкурентоспособность   отечественных продовольственных товаров  на внутреннем рынке.   Малое и всё сокращающееся   число   предприятий-производителей   снижает   число   плательщиков налогов  в  бюджет.   Это  в  свою  очередь  вынуждает повышать налоговое   бремя   на   существующих   налогоплательщиков,   что может приводить их к неплатежеспособности. Однако на сегодняшний день в Российской Федерации продолжают вестись работы в этом направлении – введённый с 2002 г. упрощенный режим налогообложения для сельхозпредприятий  планируется еще более упростить, а именно – заменить существующие налоги, уплачиваемые производителями сельскохозяйственной продукции в бюджет, на единый.

Работа в многочисленных контролирующих органах отвлекает трудоспособное население из производственной сферы, а их содержание требует расхода бюджетных средств. При этом непомерный расход средств на контроль может порождать политические и финансовые риски.

Вместе с тем, как показала практика, в переходный период развития особенно важно, чтобы риски деятельности на рынке не были слишком велики, а рыночная деятельность -бесконтрольной. В частности, необходимо государственное регулирование с целью защиты и поддержки отечественного производителя продовольствия и минимизации главного на сегодняшний день риска – обеспечение продовольственной безопасности страны.

Важно и то, что ограничение сфер и форм деятельности, сложный порядок лицензирования могут не только ограничивать «экономическое поле» государства, но и нарушать рыночный принцип равенства возможностей;

12)  управление   рисками   должно   иметь   свою   стратегию, тактику и оперативную  составляющие;

13)  управление   рисками   должно   рассматриваться   одновременно и как наука, и как искусство. На всех стадиях проектирования   систем  должно  учитываться   влияние   человеческого фактора,  творчество,   необходимость   работы   в  условиях жестких ограничений на время, влияние стресса.

Информация о работе Российская практика и международный опыт управления экономическими рисками