Росия и ее роль в межд рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:39, дипломная работа

Краткое описание

Начало XXI века характеризовались увеличением масштабов хозяйственной деятельности, расширением связей между различными странами, углублением международного разделения труда. Нет стран, которые не взаимодействовали бы между собой экономически, не были бы включены в систему производственных отношений и взаимозависимостей. В настоящее время весь мир - арена взаимосвязанной хозяйственной деятельности людей. В экономической литературе и в повседневной речи широко используются понятия «мировая экономика», «мировое (глобальное) хозяйство».

Оглавление

Введение
Особенности геополитического и экономико-географического положения России
.1 Оценка природных условий и ресурсов, экономических факторов для развития экономики
.2 Политико-административное деление России
. Экономика России и ее конкурентоспособность на мировом рынке
.1 Место экономики России среди других стран мира
.2 Россия на международном рынке товаров и услуг
.3 Россия в международном движении капитала
3. Особенности включения России в мировые интеграционные процессы
.1 Приоритетные направления внешнеэкономического сотрудничества
.2 Проблемы и перспективы развития России в ВТО
.3 Стратегии участия России в мирохозяйственных процессах
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

 

-Создание благоприятных условий  для развития торговли и прочих  форм внешнеэкономической деятельности.

 

-Ослабление дискриминации России на международных рынках в связи с непризнанием статуса рыночной экономики, распространение принципа наибольшего благоприятствования. Сейчас по степени дискриминации мы находимся на втором месте в мире после Китая. В целом ряде государств Россию продолжают считать страной с нерыночной экономикой, это даже записано в некоторых законодательных актах (поправка Джексона-Вэника у американцев). Наиболее известны - антидемпинговые расследования, которые влияют на ряд отраслей - химическая, металлургическая; как следствие - морской, ЖД транспорт. Конечно, было бы наивно ожидать, что на следующий день после вступления в ВТО будут автоматически убраны все преграды, дискриминирующие Россию на мировых рынках. Однако вступление в немалой степени будет этому содействовать.

 

-Развитие цивилизованного бизнеса  через внедрение в российское  законодательство и соответствующую  практику внешнеэкономической деятельности  международного опыта в области  регулирования торговли, норм и  правил ВТО. Присоединение к  ВТО позволит стабилизировать российское внешнеторговое законодательство, сделать правила игры постоянными и предсказуемыми, что в системном плане должно способствовать развитию внешней торговли. Кроме того, будет приведено в соответствие с федеральным законодательством законодательство субъектов федерации. Российские экспортеры и импортеры должны будут выучить новые правила игры на рынке. Это будет способствовать развитию нормальных форм участия во внешнеэкономической деятельности и в конечном итоге может снизить утечку капитала, повысить добросовестность участников ВЭД, облегчить деятельность государственных органов по реагированию на запросы отечественных производителей и потребителей.

 

-Стимулирование экономики: повышение  конкуренции на внутреннем рынке  заставит бизнес больше вкладывать в развитие и переоборудование производства, повышение конкурентоспособности своей продукции.

 

-Открывается доступ к рынкам. Россия получит выходы на новые  рынки, которые сегодня фактически  закрыты. Даже с учетом того, что (а) эти рынки не будут полностью открыты на следующий день после вступления и (б) некоторые из них нам могут быть пока «не по зубам», это послужит сильным стимулом развития производства. Это в первую очередь:

 

* Среднее и тяжелое машиностроение.

 

* Оборонная промышленность.

 

* Интеллектуальные технологии - высокие  технологии, инновации.

 

-Рост производства, в основном  в конкурентных областях:

 

* Энергетика.

 

* Сырьевые отрасли.

 

* Перерабатывающие отрасли.

 

* Рыбная промышленность.

 

* Сфера услуг.

 

* Туризм.

 

-Рост производства в наиболее сильных и конкурентных отраслях будет означать рост уровня жизни в стране:

 

* Рост рабочих мест, занятости,  зарплат.

 

* Повышение культуры производственных  отношений.

 

* Рост демографии.

 

* Снижение преступности.

 

-Приход новых технологий в Российскую экономику через увеличение объема импорта новой техники и технологий.

 

-Повышение деловой активности:

 

* Рост инвестиционной привлекательности  России и привлечет дополнительные  инвестиции.

 

* Приход западных финансовых  корпораций откроет источники получения дешевых и длинных кредитов.

 

-Будет разработан механизм допуска  иностранного капиатала в финансовую  сферу. Вступление в ВТО - это  возможность получить облегчить  доступ к кредитам, привлечь инвесторов.

 

-Возможно улучшение наполняемости  бюджета. Таможенные пошлины формируют до 37% федерального бюджета. При вступлении в ВТО России придется пойти на смягчение таможенного режима. Увеличившийся объем импорта, возможно, компенсирует снижение пошлин.

 

-Повышение прозрачности бизнеса  за счет адаптации нашего законодательства к международным нормам повысит деловую активность в так называемом реальном секторе экономики.

 

-Расширение возможностей для  развития производственной кооперации: создание совместных предприятий,  проведение совместных исследований, обмен объектами интеллектуальной собственности и т.п.

 

-Ослабится отраслевое и региональное  лоббирование новых законов.

 

-Снижение коррупции в силу  появления прозрачных и понятных  правил игры.

 

 

3.3 Стратегии участия России  в мирохозяйственных процессах

 

 

В настоящее время высказываются  различные точки зрения относительно путей включения России в мировые  интеграционные процессы. Но, несомненно то, что успешное решение этой зависит  от нескольких факторов:

 

-во-первых, от результатов деятельности  Правительства по оздоровлению национальной экономики путем ее структурной перестройки;

 

-во-вторых, от создания действенных  законодательных, организационных,  материальных и технических предпосылок  для этого. 

 

Как показал анализ проблем интеграции в мировое хозяйство других стран, основным условием создания жизнеспособной экономики переходного периода является ее открытость. В условиях открытой экономики цены мирового рынка прямо или косвенно определяют цены на отечественную продукцию и делают это намного эффективнее, чем любой государственный орган.

 

Важным преимуществом открытой экономики является ее значение для  борьбы с монополизмом. Отмечая роль мирового рынка как мощного средства борьбы с монополизмом и решения  проблемы эффективного функционирования народного хозяйства в переходный период, необходимо исходить из того, что делать экономику страны открытой следует только при условии экономической оценки и экономической защиты ее ресурсов. Только в этом случае можно избежать рисков негативных проявлений в экономике под воздействием ее открытости и получить положительные результаты воздействия мировой экономики и мирового рынка на российскую экономику в этих условиях.

 

РФ уже практически стала  страной с открытой экономикой, что  определяется как высокой степенью зависимости народного хозяйства от внешних связей, так и либеральным внешнеэкономическим режимом. Процессы, в результате которых это произошло, нельзя назвать здоровыми. Российский экспорт поддерживается за счет энергоресурсов, сырья и материалов, роль внешнего рынка для производителей которых резко возросла в связи с сужением рынка внутреннего. Благодаря работе на внешний рынок эти отрасли (нефте- и газодобыча, металлургия, производство лесоматериалов и удобрений) в условиях общего падения производства оставались конкурентоспособными, в то время как в других отраслях, особенно в машиностроении, выпуск продукции упал в два - три раза.

 

Мировой опыт показывает, что национальная экономика занимает достойное место  в мировом хозяйстве только в  том случае, если государство оказывает активную поддержку своим экспортерам, в том числе посредством создания системы государственного стимулирования экспорта и государственного страхования частных экспортных кредитов. В этой связи, более активную роль в продвижении российских товаров на рынки зарубежных стран могут сыграть не только собственно внешнеэкономическая политика, но также и внешнеполитические акции.

 

В этой связи, необходимо повышать роль России в международных организациях. В настоящее время уже ведется  целенаправленная работа по вступлению России в ВТО, однако с учетом тех противоречий, которые возникают в этой организации, Россия могла бы занимать свою позицию и добиваться приемлемых решений.

 

Более интенсивно включаясь в глобализационные процессы, Россия, как и другие страны, не может не заботиться об участии в интеграционных группировках. В настоящее время РФ стала членом Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в которую входят страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Америки, а также Австралия и Новая Зеландия - всего 21 страна. Однако наша страна обращена к региону АТЭС своей малоразвитой и малонаселенной дальневосточной частью, и существенных результатов от участия в этой организации пока, к сожалению, ожидать не приходится.

 

Россия вошла и в организацию  Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), членами которой являются некоторые  экс-республики СССР, а также примыкающие  к Черному морю Турция, Греция, Болгария и Румыния. Участие России в этой организации полезно, и его предстоит активизировать, тем более, что некоторые бывшие союзные республики пытаются противопоставить сотрудничество в ЧЭС сотрудничеству в рамках СНГ.

 

Анализ практики показывает, что  в настоящее время в силу прежде всего географических причин, настоятельной становится необходимость более масштабного участия России в решении глобальных проблем человечества (освоение Мирового океана, проблема окружающей среды, регулирование мирового хозяйства и т. д.).

 

В этом случае подход России с глобальных позиций к участию в мировых делах должен стать основной составляющей национальной интеграционной политики. Однако активное участие России, как и любой иной страны, в решении глобальных проблем через национальный интерес требует серьезного участия в работе международных многосторонних структур.

 

В условиях перехода к открытой экономике  в России существует проблема выбора стратегии и тактики эффективного участия в мирохозяйственных  процессах. В стратегическом плане  Россия должна придерживаться деполитизации  международных экономических отношений и их развития на принципах экономической целесообразности. Такого рода прагматический подход предполагает реальную оценку (переоценку) и создание предпосылок для эффективной перестройки всей системы внешнеэкономических связей России как со странами дальнего, так и ближнего зарубежья, прежде всего со странами СНГ, так как степень экономической взаимозависимости с ними остается весьма значительной.

 

Заключение

 

 

Мировое хозяйство представляет собой  совокупность национальных хозяйств, взаимосвязанных системой международного разделения труда, экономических и политических отношений.

 

В структуру внешней торговли России входят следующие ее виды: экспорт, импорт, транзитная торговля (покупка  товара за рубежом с одновременной  продажей в третью страну), реэкспорт или реимпорт товаров, лицензионные торговые соглашения и др.

 

Условиями расширения участия России в мировой торговле являются:

 

-конкурентоспособность российских  товаров на мировом рынке;

 

-развитие структуры внешней  торговли;

 

-динамичное развитие национальной экономики.

 

Географическая структура торговли России характеризуется двумя основными  направлениями: страны СНГ и дальнее  зарубежье. В десятку основных торговых партнеров России входят Германия, Нидерланды, Италия, Китай, Турция, Польша, Швейцария, Великобритания, США и Финляндия. Основными торговыми партнерами России из стран СНГ остаются Республика Беларусь, Украина и Казахстан, формирующие вместе с Россией единое экономическое пространство.

 

В стратегическом плане Россия должна придерживаться деполитизации международных экономических отношений и их развития на принципах экономической целесообразности. Такого рода прагматический подход предполагает реальную оценку (переоценку) и создание предпосылок для эффективной перестройки всей системы внешнеэкономических связей России как со странами дальнего, так и ближнего зарубежья, прежде всего со странами СНГ, так как степень экономической взаимозависимости с ними остается весьма значительной.

 

Библиографический список

 

 

1.Балацкий Е. Перспективные направления роста внешнеэкономической активности России / Е. Балацкий, В. Евсеев // Экономист. - 2010. - № 2. - С. 36-43

 

.Басовский Л.Е. Мировая экономика:  курс лекций / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 537 с.

 

.Богомолов О. Сложный путь интеграции России в мировую экономику / О. Богомолов // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - №9. - С. 3-12

 

.Булатов А. Россия в мировом  инвестиционном процессе / А. Булатов  // Вопросы экономики. - 2010. - №1. - С.74.

 

.Воронова Т. Конкурентные позиции России на мировом рынке инвестиций / Т. Воронова // Экономист. -2009. - №9. - С.38

 

6.Вступление России в ВТО  [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // <#"justify">10.Международная торговля  услугами / Под ред. И.И. Дюмулен. - М.: Экономика, 2008. - 560с.

 

.Минаков И.А. Экономическая география  и регионалистика / И.А. Минаков. - М.: Колос, 2008. - 464с.

 

.Мировая экономика / Под ред.  И.П. Николаевой. - М.: Экономика, 2007. - 450с.

 

.Морозова Т.Г. Экономическая  география России. Учеб. пособие для студентов / Т.Г. Морозова. - М, ЮНИТИ, 2009. - 412с.

 

.Оболенский  В. Россия в международном разделении  труда: вечный поставщик энергоресурсов? / В. Оболенский // Мировая экономика  и международные отношения. - 2010. - № 6. - С.71-84


Информация о работе Росия и ее роль в межд рынке