-формирование национального механизма
содействия международному развитию.
Реализация указанных приоритетных
направлений предполагает дальнейшее
развитие институтов внешнеэкономической
деятельности по следующим направлениям.
Первое направление - приведение институтов
формирования и реализации государственной
внешнеэкономической политики
Российской Федерации в соответствие
с потребностями российских участников
внешнеэкономической деятельности с учетом
мировой практики, включая:
-идентификацию, мониторинг и
устранение регуляционных и административных
барьеров для расширения присутствия
российских компаний на глобальных рынках,
содействие разрешению проблем антидемпинговых
расследований в отношении экспорта российской
промышленной продукции;
-снижение и устранение барьеров
для внешнеэкономической деятельности
российских компаний, в том числе
связанных с проведением ограничительной
политики иностранными государствами;
-стимулирование имеющегося или
потенциального экспортно-ориентированного
производства (приоритетных отраслей
промышленности и услуг) и обеспечение
интегрированного подхода к финансовой
поддержке экспорта;
-содействие российским инвестициям
за рубежом, способствующим приобретению
технологий и бизнес-компетенций,
а также облегчение доступа
на международные рынки товаров
и услуг;
-создание системы информационно-аналитического
сопровождения выработки внешнеэкономической
политики и мер по ее реализации, оценки
рисков и постоянного мониторинга ее проведения,
деятельность которой обеспечивается
на основе частно-государственного партнерства;
-создание системы комплексной
поддержки экспортной деятельности
российских компаний, включая выставочно-ярмарочную
деятельность;
-эффективную защиту прав интеллектуальной
собственности в Российской Федерации
и российских правообладателей
за рубежом;
-использование связанных кредитов
и механизмов международной помощи
развитию для продвижения российских
товаров и услуг на рынки развивающихся
государств;
-развитие институтов участия
предпринимательского сообщества
в формировании внешнеэкономической
политики;
-содействие позиционированию российских
компаний и регионов за рубежом (маркетинг
регионов, создание позитивного имиджа);
-проведение целенаправленной государственной
политики по привлечению к
работе в России или с российскими
компаниями, университетами и научными
учреждениями специалистов российского
происхождения, проживающих за рубежом,
разработка в рамках программ помощи развитию
системы стимулов, в том числе финансовых,
для обучения иностранных граждан в российских
вузах и активизации обменных программ
с целью налаживания экономических связей
с государствами - участниками совместных
образовательных программ;
-создание на правительственном
уровне инфраструктуры юридического
обеспечения участия Российской
Федерации в международных процедурах
разрешения споров (как по вопросам,
связанным с доступом на рынки иностранных
государств, так и в связи с применением
Российской Федерацией мер, ограничивающих
доступ на российский рынок иностранных
компаний).
Второе направление - применение инструментов
таможенно-тарифного и нетарифного
регулирования в целях рационализации
импорта и привлечения новых технологий,
включая:
-реализацию принципа эскалации
таможенного тарифа в целях
рационализации импорта, снижения
издержек производителей и стимулирования
организации производства конкурентоспособной
готовой продукции на территории России;
-постепенное уменьшение значения
фискальной функции таможенного
тарифа;
-применение на временной основе
нетарифных мер и инструментов
защиты внутреннего рынка;
-обеспечение конкурентных условий
на рынках путем применения
специальных защитных антидемпинговых
или компенсационных мер в случаях импорта,
осуществляемого на недобросовестных
конкурентных условиях;
-обеспечение стабильности и
транспарентности в применении
правил внешнеэкономического регулирования;
-снижение издержек бизнеса, в том
числе путем обеспечения прозрачности
и упрощения таможенных процедур и внедрения
новых прогрессивных технологий таможенного
администрирования.
Третье направление - создание институтов
участия предпринимательского сообщества
в формировании внешнеэкономической
политики, включая:
-создание эффективного и гибкого
механизма, обеспечивающего расширение
участия предпринимательского сообщества
в выработке и реализации внешнеэкономической
политики, включая получение информации
о потребностях, связанных с осуществлением
международных сделок;
-создание современной системы
доведения до предпринимательских
кругов актуальной информации
о возможностях и условиях
торговли и инвестирования на
рынках иностранных государств
на основе объединения информационных
ресурсов загранпредставительств России,
федеральных министерств и ведомств, органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и бизнес-организаций.
.2 Проблемы и перспективы развития
России в ВТО
Всемирная торговая организация
(ВТО) - международная организация <#"justify">-Непосредственное
участие в разработке норм, регулирующих
международные торговые связи.
-Защита. Исключение ущемления прав
России в сфере международной
торговли, обеспечение достаточной
степени защищенности отечественных
производителей в условиях разумно открытой
экономики на основе применения норм и
правил ВТО
-Доступ. Обеспечение реального
улучшения доступа на мировые
рынки товаров и услуг, т.е.
получение лучших и недискриминационных
условий доступа для российских
товаров и услуг на зарубежные рынки, особенно
высокоэффективных видов изделий обрабатывающей
промышленности
-Развитие. Улучшение торгово-политического
режима по сравнению с нынешней
ситуацией с учетом баланса
прав и обязательств нашей
страны в ВТО, содействие развитию
экспортных возможностей страны и «облагораживанию»
структуры российского экспорта
Угрозы и риски. Наша экономика
как неконкурентоспособная рискует
потерпеть поражение в силу следующих
причин:
-Рост конкуренции. Российской
промышленности, подчас сильно устаревшей,
придется конкурировать не с абстрактными
среднестатистическими зарубежными компаниями,
а с сильнейшими мировыми игроками - ведь
именно такие компании обладают волей
и достаточными ресурсами, чтобы захватить
открывшиеся рынки в России. Некоторые
из них уже сегодня более чем успешно работают
на российском рынке - P& G, Mars, Coca-Cola, Unilever,
BP, Texaco, GM, Boeing, Sony, Philips, LG и многие другие.
-Поглощение производства зарубежными
компаниями. В условиях повышения
конкуренции неизбежно поглощение относительно
слабых производств.
-Закрытие предприятий и рост
безработицы. Наплыв дешевого
импорта приведет к закрытию
ряда самых слабых производств
не выдержавших конкуренции и
нарастанию безработицы.
-Рост цен. России придется в
ближайшие годы выровнять свои внутренние
цены на энергоносители и транспортные
тарифы с мировыми, что отрицательно скажется
на себестоимости производства, приведет
к дополнительной инфляции и снижению
конкурентоспособности на мировом рынке
продукции энергоемких производств (металлургии)
и обрабатывающей промышленности.
-Отток капиталов из России -
имеется ввиду отток прибыли
от деятельности российских филиалов
западных компаний за рубеж
на счета их центральных управляющих
структур с целью выплаты
дивидендов. Справедливости ради следует
отметить, что этому процессу будет предшествовать
относительно более короткий процесс
инвестирования в Российскую экономику.
-Прощай политика. ВТО фактически
запрещает проводить промышленную
политику, то есть политику целенаправленного
и прагматичного протекционизма.
-Возникают угрозы для ряда
отраслей в связи с ликвидацией
защитных барьеров. После вступления
России в ВТО на российский
рынок придут международные корпорации,
усилят своё присутствие уже
работающие. В итоге вырастет конкуренция
во всех отраслях экономики, что приведет
значительному увеличению маркетинговых
расходов на поддержание рыночных позиций.
В связи с этим наметятся значительное
падение рентабельности бизнесов отечественных
предприятий и снижение их конкурентоспособности.
Наиболее уязвимые отрасли:
. Низкая производительность приведет
к падению конкурентоспособности
продукции следующих отраслей
* Аграрный сектор. В первую очередь
пострадает сельскохозяйственный
сектор.
* Металлургия - высокая энергоемкость
производства.
* Обрабатывающая промышленность.
* Текстильная.
* Химическая промышленность.
* Машиностроение.
* Автостроительная промышленность.
* Авиастроительная промышленность.
* Электронная промышленность.
* Легкая промышленность.
* Транспорт.
* Фармацевтическая промышленность.
* Розничная торговля.
* Пищевая промышленность.
* Общественное питание.
. Автомобильная промышленность
лишится защитного барьера в
виде высоких пошлин на импорт
иномарок, в т.ч. бывших в употреблении
и запчастей к ним.
. Финансовые услуги. Капиталы западных
банков на порядки выше капиталов
наших. ВТО требует обеспечения
равного доступа частного капитала
к оказанию любых услуг и
открытой международной конкуренции
в этой области. Открытие филиалов
иностранных финансовых и страховых компаний
предоставит российским гражданам и компаниям
возможность пользоваться более крупными,
длинными и дешевыми кредитными ресурсами
и более качественными услугами. Западные
банки легко смогут поглотить нашу банковскую
систему с учетом очень высокого уровня
их «капиталоемкости».
. Страховой рынок может быть
полностью захвачен иностранными
страховщиками, имеющими значительно
больший капитал, чем отечественные
компании.
. Услуги. Запад, руководство ВТО,
настаивает, чтобы Россия реально
открыла рынок услуг - консалтинговых,
юридических, медицинских.
-Ухудшение наполняемости бюджета.
Таможенные пошлины формируют
до 37% федерального бюджета. При
вступлении в ВТО России придется
пойти на смягчение таможенного
режима, что может отрицательно сказаться
на наполняемости бюджета. Справедливости
ради, надо отметить, что это снижение
не будет критичным, пока государство
получает сверхприбыли от возросших цен
на нефть.
-Не в коня корм. Российская
промышленность получает выходы
на рынки, которые ей сейчас все равно
«не по зубам», поэтому не сможет воспользоваться
открывающимися возможностями, какими
бы радужными не были перспективы. В первую
очередь это касается высокотехнологичных
производств, таких, например, как производство
современных микропроцессоров, жидкокристаллических
матриц и так далее.
-Угроза малому бизнесу. С
учетом нынешнего отношения и
незаинтересованности со стороны
государства к развитию малого
бизнеса и особенно с учетом
его, государства небольшой осведомленности
о нуждах малого бизнеса, можно предположить,
что государство приложит не слишком много
и не слишком квалифицированных усилий,
чтобы обеспечить малому бизнесу комфортные
условия после вступления в ВТО.
-Угроза продовольственной безопасности.
Страна станет еще более зависимой
от импорта продовольствия. Без повышения
импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного
рынка будет очень сложно.
-Сырьевой придаток запада. Резкое
усиление конкуренции со стороны
иностранных производителей товаров
и услуг на внутреннем рынке,
которое может привести к спаду промышленного
и сельскохозяйственного производства,
еще более усилится сырьевая специализация
России.
-Ухудшение торгового и платежного
балансов, обострение проблемы обслуживания
государственного внешнего и
внутреннего долга.
-СНГ. Серьезные проблемы возникнут
в области интеграционных процессов
стран - членов СНГ и Таможенного
союза в связи с необходимостью
изменять всю систему предоставляемых
в рамках Содружества преференций
в области торговли и оказания
услуг.
Выгоды и преимущества:
-Интеграция в мировую экономику.
Современная экономика может
эффективно развиваться только
при активном взаимодействии
с мировым рынком товаров и
услуг. И ВТО играет не последнюю
роль при определении правил
игры на этом рынке.
-Россия станет полноправным
участником новых раундов переговоров
и сможет или самостоятельно,
или в коалиции с другими
государствами отстаивать выгодные
для себя позиции. В противном
случае, так как переговоры и
принятие решений в ВТО проходят
постоянно, мы должны будем присоединяться
к совершенно другой организации и не
сможем повлиять на принимаемые решения.
-Разрешение споров. В качестве
члена ВТО Россия сможет использовать
специальный механизм для более
эффективного разрешения торговых
споров. Сегодня это практически единственный
инструмент защиты торговых интересов
стран-членов организации от их несправедливого
ущемления