Роль валютной политики в обеспечении макроэкономической стабильности и благосостояния народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

До Кейнса в экономической теории общая экономическая стабильность как самостоятельная макроэкономическая проблема не рассматривалось. Поэтому классическая модель макроэкономической стабильности представляет собой некоторое синтезированное изложение взглядов экономистов классической школы с использованием современного терминологического аппарата.

Файлы: 1 файл

Роль валютной политики в обеспечении макроэкономической стабильности и благосостояния народа.docx

— 29.03 Кб (Скачать)

Роль  валютной политики в  обеспечении макроэкономической стабильности и благосостояния народа 

  1. Теоретические аспекты валютной политики
    1. Сущность  макроэкономической стабильности
       До Кейнса в экономической теории общая экономическая стабильность как самостоятельная макроэкономическая проблема не рассматривалось. Поэтому классическая модель макроэкономической стабильности представляет собой некоторое синтезированное изложение взглядов экономистов классической школы с использованием современного терминологического аппарата.
     Классическая  модель общего экономического равновесия или стабильности базируется на основных постулатах классической концепции, а  именно:
     1. Экономика представляется как  экономика совершенной конкуренции  и является саморегулируемой  в силу абсолютной гибкости  цен, рационального поведения  субъектов и в результате действия  автоматических стабилизаторов. На  рынке капитала встроенным стабилизатором  является гибкая ставка процента, на рынке труда — гибкая  ставка номинальной зарплаты.
     Саморегулируемость  экономики означает, что равновесие в каждом из рынков устанавливается автоматически, а любые отклонения от равновесного состояния вызываются случайными факторами и являются временными. Система встроенных стабилизатором позволяет экономике самостоятельно, без вмешательства со стороны государства, восстановить нарушенное равновесие.
     2. Деньги служат счетной единицей и посредником в товарных сделках, но не являются богатством, то есть не имеют самостоятельной ценности (принцип нейтральности денег). В результате рынки денег и благ не являются взаимосвязанными и при анализе денежный сектор отделяется от реального, к которому классическая школа относит рынки благ, капитала (ценных бумаг) и труда. В соответствии с этим утверждается, в реальном секторе определяются реальные переменные и относительные цены, а в денежном секторе — номинальные переменные и абсолютные цены.
     Государство располагает определенными инструментами, которые оно использует для воздействия на макроэкономическую активность. Инструмент политики – это экономическая переменная, которая находится под контролем правительства и может повлиять на достижение одной или нескольких макроэкономических целей. Иными словами, изменяя кредитно-денежную и другие виды политики, государство может направить экономику к более благоприятному сочетанию выпуска, ценовой стабильности и занятости.
     Бюджетно  – налоговая (фискальная) политика – это совокупность средств и  мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных  расходов, налогообложения, представления  льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она реализуется с целью накопления финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании  с мерами кредитно-денежной политики – влияния на чистый экспорт товаров  и услуг.
     К важнейшим задачам фискальной политики относятся усиление стимулирующей  и регулирующей функций налоговой  системы, подготовка законодательно-нормативного обеспечения бюджетной и налоговой  реформ, своевременное формирование доходов государства, совершенствование  структуры и повышение эффективности  использования государственных  средств, поддержание дифицита бюджета  на приемлемом уровне.
     Основными инструментами осуществления налогово-бюджетной  политики являются налоговые и бюджетные  регуляторы. К налоговым относятся  устанавливаемые виды налогов и  платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы  внесения и др.
     Предприятиям  и организациям также приходится выплачивать различные сборы  во внебюджетные фонды, которые по величине можно сравнить с налоговыми отчислениями, что значительно повышает себестоимость, цены.
     Кроме того, ряд налогов и неналоговых  платежей включены в выручку и  себестоимость.
     Многие  предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия  изымают средства из амортизационных  отчислений, что обостряет проблемы накопления и расширения инвестиционной деятельности.
     Все эти недостатки обуславливают необходимость  пересмотра фискальной политики по следующим  направлениям:
  • введение  общепринятых правовых норм и принципов  налогообложения и построения бюджетной  системы;
  • снижение  общего уровня налогообложения посредством  пересмотра ставок налогов и прогрессивности  шкал налогообложения;
  • повышение роли стимулирующей функции налогов;
  • модернизация  методов расчета, механизмов и принципов  взимания налогов;
  • принятия  мер по повышению уровня собираемости налогов;
  • создание  сопоставимых налоговых законодательств, позволяющих обеспечить равные конкурентные условия и согласования налоговых  систем в рамках СНГ и ЕС;
  • сокращение  бюджетных расходов (непроизводительных затрат на оборону, управление, а также  субсидий, дотации);
  • реструктуризация  внешнего долга, внешних источников финансирования расходов на ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы, использование неинфляционных источников обслуживания дефицита бюджета;
  • использование практики бюджетного ограничения. Направление  бюджетных средств на селективную  социальную защиту малообеспеченных слоев  населения, поддержку здравоохранения, образования, науки.
     Под денежно-кредитной (монетарной) политикой  понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых  правительством в денежно-кредитной  сфере с целью регулирования  экономики. Она является частью общей  макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики:
  • устойчивые  темпы роста национального производства;
  • стабильные  цены;
  • высокий уровень  занятости населения;
  • равновесие  платежного баланса.
     Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и  селективные. Общие воздействуют практически  на все параметры денежно-кредитной  сферы. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и  т.д. Основными общими инструментами  денежно-кредитной политики являются:
  • операции  на открытом рынке;
  • изменение резервной нормы;
  • изменение учетной ставки.
     С помощью всех этих методов государство  осуществляет контроль над макроэкономической стабильностью с целью защиты экономических интересов страны.
    1. Понятие валютного регулирования
 

     Прежде  чем перейти к анализу содержания и форм осуществления валютного  регулирования, необходимо раскрыть содержание самого понятия «регулирования».

     Государственное регулирование – это одна из форм управления обществом. Оно осуществляется с помощью совокупности имеющихся  в арсенале данного государства  мер с целью создания и определенного  правопорядка.

     Валютное  регулирование представляет собой  комплекс осуществляемых государственными органами мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на:

     - создание и обеспечение функционирования  государственных органов валютного  регулирования и валютного контроля;

     - установление и реализацию определенного  порядка проведения операций  с валютными ценностями на  внутреннем валютном рынке;

     - установление порядка перемещения  валютных ценностей за пределы  государства или на его территорию  из-за рубежа и режима осуществления  иностранных инвестиций;

     - обеспечение и защиту имущественных  прав на валютные ценности;

     - регламентацию международных расчетов;

     - поддержание стабильного курса  национальной валюты и национального  платежного баланса;

     - обеспечение желательного (интеграционного  или изоляционистского) режима  взаимодействия страны с мировым  валютным рынком.

     В учебнике «Финансовое право» под  редакцией Н.И. Химичевой, 1995 года страница 455 данное понятие определяется как  деятельность государственных органов, направленная на регламентирование  порядка совершения валютных операций.

     Объектом  регулирования являются порядок  и условия проведения:

     - операций в валютах;

     - операций и сделок с другими  валютными ценностями;

     - торговых и других экономических  отношений с нерезидентами. 

     Субъектами, подвергающимися регулированию, являются:

     - резиденты (юридические и/или  физические лица);

     - нерезиденты (юридические и/ или  физические лица);

     - эмиссионные (центральные) банки;

     - правительства (исполнительные органы) – по вопросам возможности  и объемам кредитования иностранными  государствами или Центральным  банком;

     - девизные (уполномоченные) банки;

     - экспортеры и импортеры;

     - инвесторы (резиденты и/ или  нерезиденты).

     Методом валютного регулирования является установление и (или) изменение соотношения  спроса и предложения на рынках.

     В качестве предмета регулирования могут  выступать:

     - покупка - продажа иностранных  валют на внутреннем рынке  страны;

     - расчеты между резидентами и  нерезидентами в национальной  валюте;

     - расчеты между резидентами и  нерезидентами в иностранной  валюте;

     - трансфертные перемещения реальных  и финансовых ресурсов;

     - сроки расчетов по текущим  операциям;

     - обязанность и размеры продажи  экспортной выручки в иностранной  валюте на внутреннем рынке  или Центральному банку;

     - количество иностранной валюты  и сроки ее нахождения в  собственности юридических лиц  – резидентов;

     - размер ввоза и вывоза банкнот  и монет валют;

     - количество и виды перемещаемых  через границу товаров;

     - размер импортных и (или) экспортных  пошлин;

     - размещение активов (депозиты, участие  в капитале, приобретение недвижимости  и др.) в иностранных государствах  резидентами и на экономической  территории страны - нерезидента;

     - возможность, виды и размеры  сделок с драгоценными металлами  и камнями;

     - размер денежной массы национальной  валюты (операции на открытом  рынке, валютные интервенции,  нормы обязательного резервирования, займы и кредиты Центрального  банка);

     - бюджетный дефицит; 

     -значение  обменного курса валют. 

     Инструменты (способы), используемые государством для обеспечения пропорций спроса и предложения валют, можно разделить  на:

Информация о работе Роль валютной политики в обеспечении макроэкономической стабильности и благосостояния народа