Роль
валютной политики в
обеспечении макроэкономической
стабильности и благосостояния
народа
- Теоретические
аспекты валютной
политики
- Сущность
макроэкономической
стабильности
До Кейнса в экономической теории общая
экономическая стабильность как самостоятельная
макроэкономическая проблема не рассматривалось.
Поэтому классическая модель макроэкономической
стабильности представляет собой некоторое
синтезированное изложение взглядов экономистов
классической школы с использованием
современного терминологического аппарата.
Классическая
модель общего экономического равновесия
или стабильности базируется на основных
постулатах классической концепции, а
именно:
1.
Экономика представляется как
экономика совершенной конкуренции
и является саморегулируемой
в силу абсолютной гибкости
цен, рационального поведения
субъектов и в результате действия
автоматических стабилизаторов. На
рынке капитала встроенным стабилизатором
является гибкая ставка процента,
на рынке труда — гибкая
ставка номинальной зарплаты.
Саморегулируемость
экономики означает, что равновесие в
каждом из рынков устанавливается автоматически,
а любые отклонения от равновесного состояния
вызываются случайными факторами и являются
временными. Система встроенных стабилизатором
позволяет экономике самостоятельно,
без вмешательства со стороны государства,
восстановить нарушенное равновесие.
2.
Деньги служат счетной единицей и посредником
в товарных сделках, но не являются богатством,
то есть не имеют самостоятельной ценности
(принцип нейтральности денег). В результате
рынки денег и благ не являются взаимосвязанными
и при анализе денежный сектор отделяется
от реального, к которому классическая
школа относит рынки благ, капитала (ценных
бумаг) и труда. В соответствии с этим утверждается,
в реальном секторе определяются реальные
переменные и относительные цены, а в денежном
секторе — номинальные переменные и абсолютные
цены.
Государство
располагает определенными инструментами,
которые оно использует для воздействия
на макроэкономическую активность. Инструмент
политики – это экономическая переменная,
которая находится под контролем правительства
и может повлиять на достижение одной
или нескольких макроэкономических целей.
Иными словами, изменяя кредитно-денежную
и другие виды политики, государство может
направить экономику к более благоприятному
сочетанию выпуска, ценовой стабильности
и занятости.
Бюджетно
– налоговая (фискальная) политика
– это совокупность средств и
мероприятий государства, направленных
на изменение порядка государственных
расходов, налогообложения, представления
льгот, субсидий, трансфертных платежей.
Она реализуется с целью накопления
финансовых ресурсов, достижения макроэкономической
стабильности, перераспределения ресурсов
и доходов, обеспечения полной занятости,
снижения инфляции, а в сочетании
с мерами кредитно-денежной политики
– влияния на чистый экспорт товаров
и услуг.
К
важнейшим задачам фискальной политики
относятся усиление стимулирующей
и регулирующей функций налоговой
системы, подготовка законодательно-нормативного
обеспечения бюджетной и налоговой
реформ, своевременное формирование
доходов государства, совершенствование
структуры и повышение эффективности
использования государственных
средств, поддержание дифицита бюджета
на приемлемом уровне.
Основными
инструментами осуществления налогово-бюджетной
политики являются налоговые и бюджетные
регуляторы. К налоговым относятся
устанавливаемые виды налогов и
платежей, источники налогов, ставки,
льготы, санкции, сроки взимания, способы
внесения и др.
Предприятиям
и организациям также приходится
выплачивать различные сборы
во внебюджетные фонды, которые по величине
можно сравнить с налоговыми отчислениями,
что значительно повышает себестоимость,
цены.
Кроме
того, ряд налогов и неналоговых
платежей включены в выручку и
себестоимость.
Многие
предприятия выплачивают налоги
по сумме, превышающей размер прибыли,
а некоторым приходится расплачиваться
с государством даже при отсутствии
прибыли. В результате предприятия
изымают средства из амортизационных
отчислений, что обостряет проблемы
накопления и расширения инвестиционной
деятельности.
Все
эти недостатки обуславливают необходимость
пересмотра фискальной политики по следующим
направлениям:
- введение
общепринятых правовых норм и принципов
налогообложения и построения бюджетной
системы;
- снижение
общего уровня налогообложения посредством
пересмотра ставок налогов и прогрессивности
шкал налогообложения;
- повышение
роли стимулирующей функции налогов;
- модернизация
методов расчета, механизмов и принципов
взимания налогов;
- принятия
мер по повышению уровня собираемости
налогов;
- создание
сопоставимых налоговых законодательств,
позволяющих обеспечить равные конкурентные
условия и согласования налоговых
систем в рамках СНГ и ЕС;
- сокращение
бюджетных расходов (непроизводительных
затрат на оборону, управление, а также
субсидий, дотации);
- реструктуризация
внешнего долга, внешних источников
финансирования расходов на ликвидацию
последствий чернобыльской катастрофы,
использование неинфляционных источников
обслуживания дефицита бюджета;
- использование
практики бюджетного ограничения. Направление
бюджетных средств на селективную
социальную защиту малообеспеченных слоев
населения, поддержку здравоохранения,
образования, науки.
Под
денежно-кредитной (монетарной) политикой
понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых
правительством в денежно-кредитной
сфере с целью регулирования
экономики. Она является частью общей
макроэкономической политики. Основные
конечные цели денежно-кредитной политики:
- устойчивые
темпы роста национального производства;
- высокий уровень
занятости населения;
- равновесие
платежного баланса.
Эффективность
денежно-кредитной политики в значительной
мере зависит от выбора инструментов
денежно-кредитного регулирования. Их
можно разделить на общие и
селективные. Общие воздействуют практически
на все параметры денежно-кредитной
сферы. Селективные методы направлены
на регламентацию отдельных форм
кредита, условий кредитования и
т.д. Основными общими инструментами
денежно-кредитной политики являются:
- операции
на открытом рынке;
- изменение
резервной нормы;
- изменение
учетной ставки.
С
помощью всех этих методов государство
осуществляет контроль над макроэкономической
стабильностью с целью защиты
экономических интересов страны.
- Понятие
валютного регулирования
Прежде
чем перейти к анализу содержания
и форм осуществления валютного
регулирования, необходимо раскрыть содержание
самого понятия «регулирования».
Государственное
регулирование – это одна из форм
управления обществом. Оно осуществляется
с помощью совокупности имеющихся
в арсенале данного государства
мер с целью создания и определенного
правопорядка.
Валютное
регулирование представляет собой
комплекс осуществляемых государственными
органами мер (законодательных, административных,
экономических и организационных),
направленных на:
-
создание и обеспечение функционирования
государственных органов валютного
регулирования и валютного контроля;
-
установление и реализацию определенного
порядка проведения операций
с валютными ценностями на
внутреннем валютном рынке;
-
установление порядка перемещения
валютных ценностей за пределы
государства или на его территорию
из-за рубежа и режима осуществления
иностранных инвестиций;
-
обеспечение и защиту имущественных
прав на валютные ценности;
-
регламентацию международных расчетов;
-
поддержание стабильного курса
национальной валюты и национального
платежного баланса;
-
обеспечение желательного (интеграционного
или изоляционистского) режима
взаимодействия страны с мировым
валютным рынком.
В
учебнике «Финансовое право» под
редакцией Н.И. Химичевой, 1995 года страница
455 данное понятие определяется как
деятельность государственных органов,
направленная на регламентирование
порядка совершения валютных операций.
Объектом
регулирования являются порядок
и условия проведения:
-
операций в валютах;
-
операций и сделок с другими
валютными ценностями;
-
торговых и других экономических
отношений с нерезидентами.
Субъектами,
подвергающимися регулированию, являются:
-
резиденты (юридические и/или
физические лица);
-
нерезиденты (юридические и/ или
физические лица);
-
эмиссионные (центральные) банки;
-
правительства (исполнительные органы)
– по вопросам возможности
и объемам кредитования иностранными
государствами или Центральным
банком;
-
девизные (уполномоченные) банки;
-
экспортеры и импортеры;
-
инвесторы (резиденты и/ или
нерезиденты).
Методом
валютного регулирования является
установление и (или) изменение соотношения
спроса и предложения на рынках.
В
качестве предмета регулирования могут
выступать:
-
покупка - продажа иностранных
валют на внутреннем рынке
страны;
-
расчеты между резидентами и
нерезидентами в национальной
валюте;
-
расчеты между резидентами и
нерезидентами в иностранной
валюте;
-
трансфертные перемещения реальных
и финансовых ресурсов;
-
сроки расчетов по текущим
операциям;
-
обязанность и размеры продажи
экспортной выручки в иностранной
валюте на внутреннем рынке
или Центральному банку;
-
количество иностранной валюты
и сроки ее нахождения в
собственности юридических лиц
– резидентов;
-
размер ввоза и вывоза банкнот
и монет валют;
-
количество и виды перемещаемых
через границу товаров;
-
размер импортных и (или) экспортных
пошлин;
-
размещение активов (депозиты, участие
в капитале, приобретение недвижимости
и др.) в иностранных государствах
резидентами и на экономической
территории страны - нерезидента;
-
возможность, виды и размеры
сделок с драгоценными металлами
и камнями;
-
размер денежной массы национальной
валюты (операции на открытом
рынке, валютные интервенции,
нормы обязательного резервирования,
займы и кредиты Центрального
банка);
-
бюджетный дефицит;
-значение
обменного курса валют.
Инструменты
(способы), используемые государством
для обеспечения пропорций спроса
и предложения валют, можно разделить
на: