Роль транспортных средств в развитии торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 17:44, реферат

Краткое описание

Отдельные экономические высказывания античных авторов были вызваны стремлением осмыслить некоторые явления и процессы, характерные для их эпохи. Так, мы встречаемся у них с попытками первого научного обобщения и оценки общественного разделения труда, обмена, денег. Но все эти проблемы ставились и рассматривались с точки зрения класса рабовладельцев, защиты рабовладения и натуральных форм хозяйства. Эта классовая позиция обусловила непонимание исторической закономерности возникновения товарно-денежных отношений и отрицательное отношение к первым формам капитала — торговому и ростовщическому, отрицательное отношение к прибыли и проценту. Стремление оправдать рабовладение лежит в основе презрительного отношения античных мыслителей к физическому труду, как унизительному для свободного человека занятию.

Оглавление

Введение.......................................................................................................2
1.Развитие экономических отношений в античном мире...........................................................................................................................3
а)Замена товарообмена торговлей.............................................................6
б)Расширение торговых путей за пределы Греции,Рима,Византии..........................................................................................13
2.Роль транспортных средств в развитии торговли..............................15
3.Торговля-проводник цивилизации на новые земли............................17
Заключение................................................................................................22

Файлы: 1 файл

ЭССЕ ПО МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ..docx

— 47.17 Кб (Скачать)

       Поэтому за попытками рассматривать обращение  товаров как источник прибавочной  стоимости скрывается обыкновенно, смешение потребительной стоимости  и меновой стоимости.

       Как мы видим, Кондильяк не только смешивает  потребительную стоимость и меновую  стоимость, но с чисто детской  наивностью подменяет общество с  развитым товарным производством таким  строем, при котором производитель  сам производит средства своего существования  и бросает в обращение лишь избыток, остающийся по удовлетворении собственных потребносте . Тем не менее аргумент Кондильяка часто повторяется современными экономистами, а именно в тех случаях, когда требуется представить развитую форму товарообмена, торговлю, источником прибавочной стоимости.

       “Торговля”, — говорят, например, — “присоединяет  стоимость к продуктам, так как  те же самые продукты имеют больше стоимости в руках потребителя, чем в руках производителя, и  потому торговля должна в буквальном смысле слова рассматриваться как акт производства”) .

       Но  товары не оплачивают дважды: один раз  их потребительную стоимость, другой раз  их стоимость. И если потребительная стоимость товара полезнее для покупателя, чем для продавца, то его денежная форма полезнее для продавца, чем  для покупателя. Разве он стал бы в противном случае продавать  товар? Мы можем поэтому с таким  же правом сказать, что покупатель в  буквальном смысле (strictly) совершает  “акт производства”, когда он, например, чулки купца превращает в деньги.

       Если  обмениваются товары или товары и  деньги равной меновой стоимости, т. е. эквиваленты, то, очевидно, никто  не извлекает из обращения большей стоимости, чем пускает в него. В таком случае не происходит образования прибавочной стоимости. В своей чистой форме процесс обращения товаров обусловливает собой обмен эквивалентов. Однако в действительности процессы не совершаются в чистом виде. Предположим поэтому, что обмениваются не эквиваленты.

       Во  всяком случае, на товарном рынке только товаровладелец противостоит товаровладельцу, и та власть, которой обладают эти  лица один по отношению к другому, есть лишь власть их товаров. Вещественное различие товаров есть вещественное основание обмена, оно обусловливает  взаимную зависимость товаровладельцев, так как ни один из них не владеет  предметом своего собственного потребления  и каждый из них владеет предметом  потребления другого. Помимо этого  вещественного различия потребительных стоимостей товаров, между последними существует лишь одно различие: различие между натуральной формой и их превращенной формой, между товарами и деньгами. Таким образом, товаровладельцы  различаются между собой лишь как продавцы, владельцы товара, и как покупатели, владельцы денег.

       В обращении производители и потребители  противостоят друг другу лишь как  продавцы и покупатели. Утверждать, что прибавочная стоимость возникает  для производителей вследствие того, что потребители оплачивают товары выше их стоимости, значит только повторять  в замаскированном виде простое  положение, будто товаровладелец, как  продавец, обладает привилегией продавать  товары по завышенной цене. Продавец сам  произвел свой товар или является представителем его производителей, но равным образом и покупатель сам  произвел товары, выраженные в его  деньгах, или является представителем их производителей. Следовательно, производитель  противостоит производителю. Их различает  лишь то, что один покупает, в то время  как другой продает. Мы не подвинемся ни на шаг далее, если допустим, что  товаровладелец под именем производителя  продает свой товар выше стоимости, а под именем потребителя он же покупает товары выше их стоимости .

       Поэтому последовательные сторонники иллюзии, будто прибавочная стоимость  возникает из номинальной надбавки к цене, или из привилегии продавцов  продавать товары слишком дорого, предполагают существование класса, который только покупает не продавая, следовательно, только потребляет не производя. Существование такого класса с той  точки зрения, которой мы пока достигли, с точки зрения простого обращения, еще не может быть объяснено. Но забежим  вперед. Деньги, на которые постоянно  покупает такой класс, должны, очевидно, постоянно притекать к нему от тех же товаровладельцев, и притом без обмена, даром, на основании какого-либо права или насилия. Продавать  представителям такого класса товары выше стоимости - значит только возвращать себе часть даром отданных денег 29) . Так, например, города Малой Азии платили Древнему Риму ежегодную  денежную дань. На эти деньги Рим  покупал у них товары, и покупал  по завышенным ценам. Малоазийцы надували римлян, выманивая у своих завоевателей посредством торговли часть уплаченной им дани. И все же в накладе  оставались малоазийцы. За их товары им во всяком случае платили их же собственными деньгами. Это отнюдь не метод обогащения или создания прибавочной стоимости.

       Будем поэтому держаться в границах товарного обмена, где продавец является покупателем и покупатель - продавцом. Быть может, мы попали в затруднение  вследствие того, что рассматривали  лиц только как персонифицированные  категории, а не индивидуально.

       Как ни вертись, а факт остается фактом: если обмениваются эквиваленты, то не возникает никакой прибавочной  стоимости, и если обмениваются неэквиваленты, тоже не возникает никакой прибавочной стоимости . Обращение, или товарообмен, не создает никакой стоимости .

       Отсюда  понятно, почему в нашем анализе  основной формы капитала, той его  формы, в которой капитал определяет собой экономическую организацию современного общества, мы пока совершенно не будем касаться наиболее популярных и, так сказать, допотопных форм капитала, т . е. торгового капитала и ростовщического капитала.

       То, что мы сказали о торговом капитале, еще в большей степени применимо  к ростовщическому капиталу. В  торговом капитале оба крайние пункта, — деньги, бросаемые на рынок, и  возросшие деньги, извлекаемые с  рынка, — связаны, по крайней мере, через посредство купли и продажи, опосредствованы движением обращения. В ростовщическом капитале форма  Д — Т — Д' сокращена, крайние  пункты соединяются без всякого  посредствующего звена: Д - Д ' деньги, обмениваемые на большее количество денег, — форма, противоречащая самой  природе денег и потому необъяснимая с точки зрения товарообмена. Поэтому Аристотель говорит:“Существует двоякого рода хрематистика: одна относится к торговле, другая к экономике; последняя необходима и достойна похвалы, первая основана на обращении и потому справедливо порицается (ибо она покоится не на природе вещей, а на взаимном надувательстве). Таким образом, ростовщичество справедливо ненавидимо всеми, ибо здесь сами деньги являются источником приобретения и употребляются не для того, для чего они были изобретены. Ведь они возникли для товарного обмена, между тем процент делает из денег новые деньги. Ибо порожденное подобно породившему. Но процент есть деньги от денег, так что из всех отраслей приобретения эта — наиболее противна природе” .

       Мы  получили, таким образом, двойственный результат. Превращение денег в  капитал должно быть раскрыто на основе имманентных законов товарообмена, т. е. исходной точкой должен послужить нам обмен эквивалентов .Владелец денег, который представляет собой пока еще только личинку капиталиста, должен купить товары по их стоимости, продать их по их стоимости и все-таки извлечь в конце этого процесса больше стоимости, чем он вложил в него.

       .

         2.Роль транспортных средств в развитии торговли 

       Транспорт играет важную роль в развитии экономики  страны, связывая промышленность и  сельское хозяйство, обеспечивая условия  для нормального развития производства и обращения, содействуя развитию межрегиональных  связей. От работы транспорта во многом зависит эффективная деятельность торговых организаций и предприятий, так как расходы на перевозку  товаров занимают значительную долю в издержках обращения. Кроме  того, рациональное использование различных  видов транспортных средств позволяет  более оперативно осуществлять доведение  многих миллионов тонн товаров от производства до конечных потребителей. Перевозка товаров осуществляется железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным и гужевым транспортом.

       Наибольшую  долю в грузообороте страны занимает железнодорожный транспорт, используемый для транспортирования грузов на значительные расстояния. Поэтому средняя  себестоимость железнодорожных  перевозок значительно ниже, чем  на автомобильном транспорте. Для  перевозки товаров на железнодорожном  транспорте используют крытые вагоны, платформы, полувагоны, цистерны и специальный  холодильный транспорт. 
В крытых вагонах перевозят упакованные товары, не требующие поддержания в пути следования строго заданных влажностно-температурных режимов. Длинномерные грузы и товары, уложенные в контейнеры, перевозят на платформах и в полувагонах. Цистерны применяют для перевозки наливных грузов. 
Скоропортящиеся товары перевозят железнодорожным холодильным транспортом. Для этих целей используют вагоны-ледники, вагоны-рефрижераторы, 5- и 12-вагонные секции рефрижераторов, 21- и 23-вагонные поезда-рефрижераторы, а также специальные изотермические вагоны для перевозки молока, виноградных вин и живой рыбы. Автомобильный транспорт используют для перевозки грузов преимущественно на короткие расстояния. Для этих целей служат автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы. Для выполнения нетранспортных работ применяют специальный подвижной состав (автокраны и др.). 
Различают транспортный подвижной состав общего назначения и специализированный. Подвижной состав общего назначения наиболее распространен и включает автомобили и прицепы с универсальными открытыми кузовами и откидывающимися бортами. Ко второй группе относятся автомобили, прицепы и полуприцепы с кузовами, приспособленными для перевозки специальных грузов.

       По  грузоподъемности все виды автотранспортных средств подразделяются на следующие  пять классов:

-Особо  малой грузоподъемности 
-Малой грузоподъемности 
-Средней грузоподъемности 
-Большой грузоподъемности 
-Особо большой грузоподъемности

       По  типу кузова автомобили подразделяют на автомобили с бортовой платформой, фургоны, рефрижераторы, цистерны и 
самосвалы.

       Перевозка товаров осуществляется также речным и морским транспортом, которые  играют особенно важную роль для снабжения  северных, восточных и других отдаленных районов.

       Сравнительно  небольшую долю в общем грузообороте занимает воздушный транспорт, используемый для транспортировки срочных  грузов, а также для доставки товаров  в труднодоступные районы. 
 
 
 

       б)Расширение торговых путей за пределы Греции,Рима,Византии 

       Основные  тенденции социально-экономического и политического развития средиземноморского мира к середине II в. до н. э. выявились  ещё более чётко: в пределах всего  Средиземноморья происходит бурный рост рабовладения, притом главным  образом в форме античного  рабства; постепенно вырисовываются признаки экономического упадка, обостряется  социальная борьба внутри эллинистических  государств; необычайно усиливается  Рим — государство, сумевшее использовать результаты хозяйственного и социального  развития эллинистических стран.

       Изменения в экономической обстановке во II—I вв. до н. э. сводятся, по существу, к  перемещению центров хозяйственного развития и торговых путей. Расширяются  торговые связи Западного Средиземноморья  с восточными странами. На смену  прежним центрам сельского хозяйства, ремесла и торговли выдвигаются  новые — на западе, распространяющие свои продукты и изделия по всему  Средиземноморью. Области, через которые  шла транзитная торговля (города Финикии, остров Делос), переживают подъём, начинают играть крупную роль в экономических  отношениях между государствами. Но все они неизбежно попадают в  зависимость от той силы, которая  становится важнейшим фактором всего  этого развития,— в зависимость  от Рима.

       На  внутреннюю и внешнюю политику эллинистических  государств во II—I вв. большое влияние  оказывало наряду с изменениями  общих условий экономической  жизни расширение поля действия римского торгового и ростовщического  капитала. Задолго до того, как появлялись римские вооружённые силы на территории того или иного из эллинистических  государств, оно уже испытывало на себе воздействие римской и7ли связанной  с Римом торговли, спекуляций, жадной погони за рабами для италийских имений, воздействие подкупов, интриг и злоупотреблений  римских дельцов и дипломатов. В истории отдельных государств ярко сказывается вся сложность и напряжённость борьбы, как внешней, так и внутренней, отражается огромное влияние международной обстановки.

       Греко-персидские войны вызвали перемещение экономических  центров из Эолии и Ионии на запад – в Балканскую Грецию, Южную Италию и Сицилию: многие малоазийские города были разрушены или пришли в упадок; конфронтация с Персией  привела к закрытию для греков ближневосточных рынков. Война стимулировала  развитие кораблестроения, монументального  строительства (крепости, стены), оружейного дела и связанных с ним металлургии, металлообработки и кожевенного  ремесла. Благодаря военным победам  в 479–449 до н.э. Греция получила большое  количество пленных, как и материальных ценностей, что способствовало росту  товарного производства и использованию  в нем рабов. Главным торгово-ремесленным  центром к середине V в. до н.э. стали  Афины. Сельское хозяйство окончательно приобрело многоотраслевой характер с преобладанием трудоемких интенсивных  культур (виноградорство, маслиноводство); ведущая роль в нем принадлежала мелкому производителю; крупных  поместий, связанных с рынком, было немного.

Информация о работе Роль транспортных средств в развитии торговли