Роль нефтебаз и товарно-сырьевых парков в экономике Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 01:00, реферат

Краткое описание

Велико современное экономическое значение нефти и газа. Нефть и газ уникальные и исключительно полезные ископаемые. Продукты их переработки нужны и для мирного труда и для обороны государства. Их применяют практически во всех отраслях промышленности, на всех видах транспорта, в военном и гражданском строительстве, сельском хозяйстве, быту, энергетике и т.д. Перевозка нефти и нефтепродуктов потребителям и отгрузка на экспорт смешанным транспортом приводит к созданию необходимых промежуточных перевалочных нефтебаз с большими резервуарными парками и другими сооружениями для приема нефти и нефтепродуктов с одного вида транспорта и перевалки на другой.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 37.13 Кб (Скачать)

Введение

Велико современное экономическое  значение нефти и газа. Нефть и  газ уникальные и исключительно полезные ископаемые. Продукты их переработки нужны и для мирного труда и для обороны государства. Их применяют практически во всех отраслях промышленности, на всех видах транспорта, в военном и гражданском строительстве, сельском хозяйстве, быту, энергетике и т.д.

 

Перевозка нефти и нефтепродуктов потребителям и отгрузка на экспорт  смешанным транспортом приводит к созданию необходимых промежуточных  перевалочных нефтебаз с большими резервуарными  парками и другими сооружениями для приема нефти и нефтепродуктов с одного вида транспорта и перевалки  на другой.

Нефтебазами называются предприятия, состоящие из комплекса сооружений и установок, предназначенных для  приема, хранения и отпуска нефтепродуктов потребителям.

 

Основное назначение нефтебаз – обеспечение бесперебойного снабжения нефтепродуктами в необходимом количестве и ассортименте; сохранение качества нефтепродуктов и сокращение до минимума их потерь при приеме, хранении и отпуске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техническая чать

Классификация:

В зависимости от общего объема резервуарного  парка и максимального объема одного резервуара нефтебазы подразделяются на категории:

    I – общий объем резервуарного парка свыше 100 000 м3

    II – свыше 20 000 м3 по 100 000 м3

    IIIа – свыше 10 000 м3 по 20 000 м3, мах объем 1-го резервуара = 5000 м3

    IIIб – свыше 2 000 м3 по 10 000 м3, мах объем 1-го резервуара = 2000 м3

    IIIв – до 2 000 м3 включительно, мах объем 1-го резервуара = 700 м3

По величине годового грузооборота нефтебазы делятся на 5 классов:

 

Класс

Грузооборот, тыс. т./год

1

 

От 500 и более

2

 

Св. 100 до 500 вкл

3

 

Св. 50 до 100 вкл

4

 

Св. 20 до 50 вкл

5

 

От 20 и менее


 

По функциональному назначению:

Перевалочные - предназначены для перегрузки (перевалки) нефтепродуктов с одного вида транспорта на другой;

Распределительные - предназначены для непродолжительного хранения нефтепродуктов и снабжения ими потребителей обслуживаемого района. Разделяют на оперативные (обслуживают местных потребителей); сезонного хранения (предназначены как для удовлетворения местных потребностей, так и для компенсации неравномерности подачи нефтепродуктов на оперативные нефтебазы, входящие в зону влияния нефтебазы сезонного хранения);

 

 

Перевалочно-распределительные;

Хранения – осуществляют приём, хранение и периодическое освежение нефтепродуктов.

По транспортным связям делятся на:

Железнодорожные

Водные

Водно-железнодорожные

Трубопроводные

Глубинные (это распределительные  нефтебазы, получающие нефтепродукты  автомобильным транспортом, в некоторых  случаях водным).

 

По номенклатуре хранимых нефтепродуктов:

Общего назначения; только для легковоспламеняющихся (светлых) нефтепродуктов; только для  горючих (темных) нефтепродуктов.

Операции, проводимые на нефтебазах

Делят на основные и вспомогательные.

Основные операции:

прием нефтепродуктов, доставляемых на нефтебазу железнодорожным, водным, автомобильным транспортом и  по трубопроводам или отводам  от них;

хранение нефтепродуктов в резервуарах  и тарных хранилищах;

отпуск нефтепродуктов в железнодорожные  и автомобильные цистерны, нефтеналивные  суда или по трубопроводам;

замер и учет нефтепродуктов.

Объекты нефтебаз и их размещение.

 

Территория нефтебазы в общем  случае разделена на зоны (производственная, подсобная, резервуарный парк) и участки.

 

 

Производственная зона включает участки:

железнодорожных операций

водных операций

автомобильных операций

 

Подсобная зона включает участки:

очистных сооружений

водоснабжения и противопожарной  защиты

подсобных зданий и сооружений

внешнего энергоснабжения

административно-хозяйственных зданий и сооружений.

 

Резервуарный парк – участок хранения нефтепродуктов.

На участке железнодорожных  операций размещаются сооружения для  приема и отпуска нефтепродуктов по железной дороге.

 

Объекты: железнодорожные тупики; сливоналивные эстакады для приема и отпуска нефтепродуктов; нулевые  резервуары, располагающиеся ниже железнодорожных  путей; насосные станции для перекачки  нефтепродуктов из вагонов-цистерн  в резервуарный парк и обратно; лаборатории  для проведения анализов нефтепродуктов; помещение для отдыха сливщиков  и наливщиков (операторная); хранилища  нефтепродуктов в таре; площадки для  приема и отпуска нефтепродуктов в таре.

На участке водных операций размещаются  сооружения для приема и отпуска  нефтепродуктов баржами и танкерами.

 

Объекты: причалы (пирсы) для швартовки  нефтеналивных судов; стационарные и плавучие насосные; лаборатория; помещение  для сливщиков и наливщиков.

Участок автомобильных операций предназначен для размещения средств отпуска  нефтепродуктов в автоцистерны, контейнеры, бочки, бидоны и т.д.

 

Объекты: автоэстакады и автоколонки для отпуска нефтепродуктов в автоцистерны; разливочные и расфасовочные для налива нефтепродуктов в бочки и бидоны; склады для хранения расфасованных нефтепродуктов; склады для тары; погрузочные площадки для автотранспорта.

На участке очистных сооружений сосредоточены объекты для очистки  нефтесодержащих вод от нефтепродуктов.

 

Объекты: нефтеловушки; флотаторы; пруды-отстойники; иловые площадки; шламонакопители; насосные; береговые станции по очистке балластных вод.

Участок водоснабжения и противопожарной  защиты включает водопроводные и  противопожарные насосные станции, резервуары или водоемы противопожарного запаса, помещения хранения противопожарного оборудования.

На участке подсобных зданий и сооружений находятся объекты: котельная, снабжающая паром паровые  насосы, систему подогрева нефтепродуктов и систему отопления; трансформаторная подстанция для снабжения нефтебазы  электроэнергией; водонасосная;

 

механические мастерские; склады материалов, оборудования и запасных частей, а  также другие объекты.

 

Объекты вышеперечисленных участков соединяются между собой сетью  трубопроводов для перекачки  нефтепродуктов, их снабжения водой  и паром, а также для сбора  нефтесодержащих сточных вод.

На участке административно-хозяйственных  зданий и сооружений находятся объекты: контора; проходные; гаражи; пожарное депо; здание охраны нефтебазы.

На участке хранения нефтепродуктов находятся объекты: резервуарные парки  для светлых и темных нефтепродуктов; насосные станции; обвалование –  огнестойкие ограждения вокруг резервуарных парков, препятствующих розливу нефтепродуктов при повреждениях резервуаров.

Перечисленные зоны и объекты не обязательно входят в состав каждой нефтебазы. Их набор зависит от типа и категории нефтебазы, назначения и характера проводимых операций.

Техническая оснащенность нефтебаз должна удовлетворять следующим требованиям:

резервуарный парк должен обеспечивать прием, хранение и отгрузку заданного  количества и ассортимента нефтепродуктов;

технологические трубопроводы должны позволять вести одновременный  прием и отгрузку различных марок  нефтепродуктов без смешения и потери качества;

наливные и сливные устройства, а также насосное оборудование должны обеспечивать соблюдение нормативов времени  по сливу и наливу нефтепродуктов.

Экономическая часть вопроса

Сбытовая деятельность любой нефтяной компании начинается с приема нефтепродуктов от нефтеперерабатывающих предприятий и завершается их продажей конечным потребителям, что позволяет выделить две стадии движения продукции: 

  А) первичное распределение, то есть перемещение нефтепродуктов между сбытовыми подразделениями компании, или внутрикорпоративное перемещение                    

 Б) вторичное распределение, или продажа нефтепродуктов конечным потребителям.

 Внутрикорпоративное (первичное)  перемещение заключается в том,  что организации нефтепродуктообеспечения  компании принимают нефтепродукты  от нефтеперерабатывающих предприятий  и осуществляют их отгрузку  региональным предприятиям нефтепродуктообеспечения  и собственным филиалам и нефтебазам. Формами конечной реализации  нефтепродуктов (вторичное распределение)  являются: 

  1. оптовые продажи нефтепродуктов в виде прямых транзитных поставок в резервуарные емкости покупателей;
  2. мелкооптовые продажи нефтепродуктов покупателям с нефтебаз путем их доставки бензовозами;
  3. розничные продажи нефтепродуктов частным и корпоративным покупателям через сеть АЗС;
  4. розничные продажи фасованных моторных масел через собственные АЗС и дилерские сети.

 

Движение  нефтепродуктов от нефтеперерабатывающих  предприятий до конечных потребителей сопряжено с созданием добавленной  стоимости в процессе организационно и технологически необходимых видов деятельности и работ. Эта добавленная стоимость в блоке сбытовой деятельности компании оказывает воздействие на уровень оптовых и розничных цен на нефтепродукты, что требует поддержания затрат по реализации на конкурентоспособном уровне.

 

    Для проведения анализа  эффективности финансово-хозяйственной  деятельности в сети реализации  нефтепродуктов суммарные издержки  обращения представляют как совокупность  постоянных и переменных затрат. При этом используют соотношение:  «затраты—объем реализации—прибыль» (Cost—Volume—Profit). Этот вид анализа позволяет выявить оптимальные пропорции между постоянными и переменными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать риск предпринимательской деятельности. Базовыми элементами анализа являются маржинальный доход и порог рентабельности (точка безубыточного объема реализации нефтепродуктов). Маржинальный доход — разница между выручкой от реализации и суммой переменных затрат. Порог рентабельности — показатель, характеризующий объем реализации нефтепродуктов, при котором выручка от реализации равна всем совокупным затратам сети нефтепродуктообеспечения.

 

    Для определения порога  рентабельности на практике используют  величину и норму маржинального  дохода. Величина маржинального  дохода показывает вклад сети  нефтепродуктообеспечения в покрытие  постоянных затрат и получение  прибыли. Известны два способа  определения такого дохода. По  первому способу из выручки  от реализации продукции вычитают  все переменные затраты, то  есть все прямые расходы и  часть накладных (общепроизводственных) расходов, зависящих от объема  реализации и относящихся к  категории переменных затрат. При  использовании второго способа  величина маржинального дохода  определяется путем суммирования  постоянных затрат и прибыли  сети реализации.

   

    Управление издержками  обращения и рост прибыли реальны  за счет увеличения маржинального  дохода. Для этого можно использовать  разнообразные приемы: снизить цену  продаж и в результате увеличить  объем реализации; увеличить объем  реализации и снизить уровень  постоянных издержек; пропорционально  изменять переменные, постоянные  затраты и объем реализации  продукции.

 

    Основной задачей анализа  издержек обращения нефтепродуктов  является содействие достижению  главной цели предприятия нефтепродуктобеспечения — максимизации прибыли — путем выявления неиспользованных резервов снижения расходов на реализацию продукции. К числу факторов, являющихся объектом анализа и оказывающих существенное влияние на изменение издержек обращения, можно отнести: общие факторы, которые влияют на значительное число показателей (например, изменение объема реализации нефтепродуктов может повлиять на состояние нескольких статей затрат);

   1)частные факторы, то есть специфические, присущие только определенному показателю (изменение тарифа на перевозку нефтепродуктов повлияет только на одну статью затрат — «услуги по транспортировке грузов»);

   2)внутренние основные факторы (расход материалов, численность персонала, организационная структура управления и т.п.);

   3)внутренние неосновные факторы (например, структурные сдвиги в товарообороте);

   4)внешние факторы (изменение уровня цен на материалы, услуги сторонних организаций, новшества налогового законодательства);

   5)интенсивные факторы (установление контроля над уровнем нормативных запасов и их рациональным использованием, своевременный и качественный ремонт основных средств, квалифицированный подбор и повышение уровня подготовки персонала, применение рациональных схем по транспортным поставкам нефтепродуктов, ускорение оборачиваемости финансовых средств);

   6)экстенсивные факторы (например, необоснованное увеличение численности персонала, предметов и средств труда).

  В процессе анализа влияния интенсивных факторов следует оценить динамику использования ресурсов по статьям затрат, а также рассчитать снижение затрат в зависимости от изменения объемов реализации нефтепродуктов, определить долю влияния интенсивных и экстенсивных факторов на изменение издержек обращения. Объектами анализа настоящего исследования являются: 

- затраты по мелкооптовой реализации нефтепродуктов (анализ зависимости затрат от мощности действующих нефтебаз нефтяной компании и продолжительности их эксплуатации);

  - затраты при розничной реализации нефтепродуктов (анализ зависимости затрат от мощности, продолжительности эксплуатации и удаленности действующих АЗС от обеспечивающих нефтебаз).

Информация о работе Роль нефтебаз и товарно-сырьевых парков в экономике Российской Федерации