Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 00:20, курсовая работа
На основе изложенного, сформирована цель работы – рассмотрение роли малых промышленных предприятий в современной рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить теоретические подходы к определению малых промышленных предприятий.
2) Проанализировать функционирование малых промышленных предприятий.
Введение _______________________________________________________3
Глава 1. Теоретические подходы к определению малых промышленных предприятий ____________________________________________________5
1.1. Понятие малых промышленных предприятий________________5
1.2. Цели создания малых предприятий_________________________6
1.3. Социально-экономические функции малых промышленных предприятий______________________________________________________8
Глава 2. Функционирование малых промышленных предприятий____14
2.1. Виды малых промышленных предприятий в современной экономике России________________________________________________14
2.2. Характеристика экономической деятельности малых промышленных предприятий_______________________________________15
2.3. Место и роль малого предприятия в рыночной экономике_____18
Глава 3. Проблемы и перспективы малых промышленных предприятий____________________________________________________22
3.1. Опыт функционирования малых промышленных предприятий в разных странах___________________________________________________22
3.2. Текущие проблемы сектора малых промышленных предприятий_____________________________________________________24
3.3. Меры поддержки малых промышленных предприятий________27
Заключение______________________________________________________34
Список литературы_______________________________________________37
● сложившаяся в последние годы система государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства и принимаемые в регионах целевые программы направлены преимущественно на стимулирование малого бизнеса не в промышленном секторе реальной экономики, а в иных видах экономической деятельности;
● механизм частно-государственного партнерства, разработанный и ныне действующий в регионах, ориентирован, к примеру, при создании промышленных центров и кластеров, особых экономических зон промышленно-производственного и технико-внедренческого типа, прежде всего на крупный и средний бизнес, но не на субъекты малого предпринимательства, занятые в промышленности;
● добывающие и обрабатывающие малые предприятия испытывают острый недостаток квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров;
● на становление и развитие малого сектора в промышленности отрицательно влияет высокая стоимость сырьевых ресурсов.
Таким образом, государственным и муниципальным органам власти в процессе регулирования развития малого производственного сектора следует учитывать не только общие для малого предпринимательства существующие и возникающие проблемы, но и те, которые присущи исключительно малому промышленному бизнесу. [23]
3.3. Меры поддержки малых промышленных предприятий
Роль малого бизнеса в национальных экономических системах развитых стран постепенно увеличивается, и вопросы развития и поддержки малого бизнеса необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими элементами экономических систем.
Последние несколько десятилетий развитые страны проводят активную поддержку малого бизнеса, который становится одним из крупнейших работодателей в экономике. С другой стороны, по мере развития новых отраслей промышленности, динамичный и гибкий малый бизнес становится одним из факторов долгосрочного экономического роста последних десятилетий. Пересечение двух множеств – промышленности и малого бизнеса – представляет собой малый промышленный бизнес, поддержка которого стала одним из приоритетов государственной экономической политики многих стран.
В качестве определения малого промышленного предприятия в настоящей работе предлагается рассматривать коммерческую организацию с персоналом до 100 человек и оборотом до 400 млн руб., осуществляющую деятельность в сфере промышленности. Малые промышленные компании в России характеризуются большим числом сотрудников и инвестиций в основные средства (в среднем, превышение 50%) по сравнению с малым бизнесом в целом. Вышеуказанные характеристики компании определяют специфику ее создания и развития. Как правило, компании нуждаются в долгосрочной аренде производственных помещений и требуют привлечения заемного или собственного капитала для приобретения собственных средств.
В исследовании выделяются этапы развития малых компаний - начальная стадия и стадия роста. Начальная стадия представляет собой начало деятельности, структура предприятия в большей мере неформальна, принятие решений осуществляется владельцем, а стадия роста характеризуется ростом продаж более 15% в течение 5 лет, организационная структура носит функциональный характер. Источники финансирования различаются на стадиях развития проекта: на начальной стадии инвестируют преимущественно бизнес-ангенты и инициаторы проекта, на стадии роста – венчурные фонды и банки.
Формы и инструменты государственной поддержки работают на разных этапах развития проекта. Их основная цель - поддержать проект на этапах отсутствия частных инвесторов и других «провалов». Двумя основными задачами поддержки малого бизнеса являются: увеличение числа малых предприятий, и не менее важной - поддержка роста предприятий и переход из микро- в малые, из малых – в средние предприятия.
Опыт создания и развития систем поддержки малого промышленного бизнеса рассматриваются на основании существующего опыта их использования в развитых и развивающихся странах. Логика и взаимосвязь инструментов поддержки рассматривается на успешном опыте США, Израиля и Финляндии. Успешные модели поддержки предполагают поддержку малых компаний на протяжении всех этапов развития (начальная стадия – стадия роста), а также создание и развитие малых компаний в технологических кластерах. Технологические парки обеспечивают доступ малых компаний к технологиям, лабораторным и производственным помещениям.
Опыт развитых стран свидетельствует о необходимости учета времени и контекста создания инструментов поддержки. Необходимыми условиями являются наличие спроса на предлагаемые формы поддержки (например, развитию венчурной индустрии предшествует этап развития конкурентоспособных технологий и компаний ранних стадий) и поддержка законодательных инициатив необходимой инфраструктурой. Эффективная поддержка, как правило, осуществляется при координации поддержки одним из федеральных органов, формах поддержки с совместным участием нескольких государственных органов.
В сфере финансовой и нефинансовой инфраструктуры государственная поддержка по возможности создается с использованием частного государственного партнерства. После развития частных форм поддержки, государство может выйти из реализованных форм поддержки. Это касается не только наиболее развитой сферы - венчурного инвестирования, но и сферы инфраструктуры (приватизация технологических инкубаторов в Израиле).
На основании мирового опыта разработаны концептуальные основы государственной поддержки малых промышленных предприятий. Предложено использовать следующие формы поддержки малых промышленных компаний, входящие в 3 группы (формирование инновационной среды, финансовая инфраструктура поддержки и нефинансовая инфраструктура поддержки) и изображены на рисунке1. (Пример рисунка дан в приложении 2)
В сфере нефинансовой инфраструктуры получают популярность кластерные инициативы по созданию конкурентоспособных технологических центров, вокруг которых появляется множество малых компаний.
Комплексная система государственной поддержки, связанная со стадиями развития предприятия, на рисунке 2, представленном в приложении 3.
По мере развития финансового сектора и рынка венчурного финансирования в большинстве развитых стран, акцент инструментов поддержки смещается на раннюю стадию компаний.
При создании инструментов государственной поддержки необходимо в максимальной степени привлекать частный бизнес и постепенно выходить из инструментов поддержки, по мере развития частного сегмент и выполнения им необходимых функций (например, бизнес-инкубирования). [16]
Промышленность является одним из ключевых сегментов малого бизнеса, однако в течение последних 10 лет доля малых промышленных предприятий в общем числе малых предприятий снизилась с 16% до 11%, тогда как доли торговли (оптовой и розничной), операций с недвижимостью и строительства составили 41,1%, 18,0% и 12,1%.
Снижение доли промышленных предприятий в общем числе малых предприятий сопровождается снижением ключевых показателей деятельности в совокупных показателях малого бизнеса. Однако, доля таких показателей промышленности, как количество занятых и инвестиций, в 1,5 раза больше (около 16% по результатам 2009 г.), чем доля промышленных предприятий в малом бизнесе. Доля промышленных компаний в обороте малого бизнеса ожидаемо ниже, т.к. торговые компании, как правило, имеют больший оборот по сравнению с промышленными компаниями.
Число малых промышленных предприятий было стабильным в течение 1996-2008г (150-160 тыс. предприятий, с учетом изменения статистических критериев), и резкий рост до 180 тыс. предприятий произошел только в 2007-09 гг. В 2009 г. наблюдалось сокращение на 15% числа малых промышленных предприятий, при одновременном росте числа микропредприятий на 27%. С большой вероятностью, около 5 тыс. малых промышленных предприятий сократили показатели деятельности и попали в разряд микропредприятий, тогда как было создано порядка 25 тыс. новых промышленных микропредприятий.
Уровень государственной поддержки малого бизнеса в российской экономике существенно ниже, чем в развитых странах. С начала 2000-х запущено, и особенно в 2008-10 гг. в связи с кризисными явлениями, было существенно увеличено финансирование программ финансовой и нефинансовой поддержки малых инновационных компаний.
В настоящее время в Российской Федерации используется большое число финансовых и нефинансовых форм и инструментов государственной поддержки малого бизнеса, специфические формы для поддержки промышленных предприятий почти не развиты. Используемые в России на конец 2010 г. инструменты поддержки (институциональные, финансовые и нефинансовые) анализируются с точки зрения объемов финансирования, количества поддерживаемых компаний начальной стадии и стадии роста, и перспектив их развития.
Основную роль в поддержке малого бизнеса играет Министерство экономического развития РФ, которое выделяет субсидии федерального бюджета региональным органам государственной власти, контролирует деятельность Российской венчурной компании и Особых экономических зон. Отсутствует государственный орган, ответственный за поддержку малого бизнеса в промышленных отраслях. Вторую по значимости роль в поддержке федерального уровня играет Российский Банк Развития, который осуществляет поддержку кредитования малого бизнеса через банки-партнеры и институты инфраструктуры малого бизнеса.
В таблице (приложение 4) представлены существующие формы поддержки малого промышленного бизнеса в России.
В целом, выявлена тенденция «перекоса» господдержки в РФ в сторону финансовых инструментов, при дефиците нефинансовой - как в отдельных отраслях, так и в экономике в целом. Остро стоит вопрос количества проектов на ранней стадии, как источников проектов для венчурного финансирования.
Государственная поддержка малого бизнеса, как и доля малого бизнеса в экономике, существенно отстает от развитых стран, и только во время экономического кризиса была существенно увеличена. В результате антикризисных мер существенно увеличилось число малых предприятий, однако наблюдалось снижение числа сотрудников, оборота и инвестиций в основной капитал.
Практически все существующие инструменты нефинансовой инфраструктуры (центры коллективного пользования, технологические инкубаторы, научные и технологические парки) в России не развиты. Их в несколько раз меньше, чем в развитых странах, а средние показатели результатов деятельности ниже аналогов. В то же время большие средства инвестируются в создание инфраструктуры, ориентированной на средний и крупный бизнес (особые экономические зоны, технопарки в сфере высоких технологий). Инструменты нефинансовой поддержки недоступны или имеют существенные недостатки с точки зрения малых компаний, в том числе не имеют необходимой отраслевой специфики, которая критически важна ввиду высокой капиталоемкости проектов. [17]
Итак, малые промышленные предприятия пользуются поддержкой в разных странах. Эта деятельность является полезной не только для страны в целом, но и для каждого гражданина, поэтому и получила государственное признание и поддержку, но не смотря на это, существует множество проблем разных видов (правовые, политические, экономические, финансовые и др.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с поставленными задачами, можно выделить особенности малого предпринимательства и сделать следующие выводы:
Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия. Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером.
Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг, высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.
Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы. Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Государство оказывает поддержку тем, кто желает начинать предпринимательскую деятельность, создает собственное дело. Затем – обеспечивает благоприятные и стабильные условия для функционирования бизнеса. И, наконец, обеспечивает защиту прав и безопасность личности и собственности. По существу, речь идет о поддержке процесса саморазвития бизнеса, а не о каких-то «социальных» мерах. Однако решение этой задачи требует большой политической воли и наличия четко сформулированной программы совместных действий государства и предпринимательского корпуса.
Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.
Информация о работе Роль малых промышленных предприятий в современной рыночной экономике