Роль малых промышленных предприятий в современной рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 00:20, курсовая работа

Краткое описание

На основе изложенного, сформирована цель работы – рассмотрение роли малых промышленных предприятий в современной рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить теоретические подходы к определению малых промышленных предприятий.
2) Проанализировать функционирование малых промышленных предприятий.

Оглавление

Введение _______________________________________________________3

Глава 1. Теоретические подходы к определению малых промышленных предприятий ____________________________________________________5
1.1. Понятие малых промышленных предприятий________________5
1.2. Цели создания малых предприятий_________________________6
1.3. Социально-экономические функции малых промышленных предприятий______________________________________________________8

Глава 2. Функционирование малых промышленных предприятий____14
2.1. Виды малых промышленных предприятий в современной экономике России________________________________________________14
2.2. Характеристика экономической деятельности малых промышленных предприятий_______________________________________15
2.3. Место и роль малого предприятия в рыночной экономике_____18

Глава 3. Проблемы и перспективы малых промышленных предприятий____________________________________________________22
3.1. Опыт функционирования малых промышленных предприятий в разных странах___________________________________________________22
3.2. Текущие проблемы сектора малых промышленных предприятий_____________________________________________________24
3.3. Меры поддержки малых промышленных предприятий________27


Заключение______________________________________________________34

Список литературы_______________________________________________37

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Говоря о малом бизнесе, мы можем наглядно проследить его роль и функции в период становления этого сектора в нашей стране, при переходе от административно-командной экономики к рыночному хозяйству. Уже в одном из первых документов-постановлений №790 от 8 августа 1990 г. «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» - говорится, что переход к регулируемым рыночным отношениям требует ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменение потребительского спроса. [6]

Развитие малых предприятий должно было способствовать быстрому насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и регионального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса, повышению экспортного потенциала. Они позволяют расширить сферу приложений труда, создать новые возможности для трудоустройства незанятого населения и высвобождаемых работников с неэффективно действующих предприятий.

В. Афанасьев в статье, посвященной становлению малого бизнеса в России, отмечает следующие функции малого бизнеса в рыночной экономике.

Малый бизнес:

- придает рыночной экономике  необходимую гибкость;

- мобилизует значительные финансовые  и производственные ресурсы населения (в том числе трудовые и сырьевые);

- вносит вклад в формирование  конкурентной среды (особенно для  нашей высоко монополизированной  экономики);

- осуществляется прорыв по ряду важнейших направлений научно-технического прогресса;

- решает проблемы занятости;

- смягчает социальную напряженность  и способствует демократизации  рыночных отношений.

Не менее важны социальные функции малого бизнеса:

- смягчение социальной напряженности;

- демократизация рыночных отношений;

- формирование активного среднего  класса общества;

- ослабление имущественной дифференциации;

- расширение социальной базы  реформ;

- многие люди раскрывают и  используют свой творческий потенциал;

- используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров и др.)

- осуществляется произвольное  обучение, «обкатка» молодых кадров;

- в сфере услуг удовлетворяются  потребности людей в общении.

Отличительной особенностью малого предпринимательства в ряду других форм организации предпринимательской деятельности является его более высокая социальная значимость по сравнению с другими категориями бизнеса.

Очевидно, что значение способности малого предпринимательства выступать в качестве механизма социальной адаптации, безусловно, возрастает в периоды роста социальной напряженности, вызванной переходным состоянием экономики или кризисами. Однако, помимо этого в переходных экономиках становление и развитие данного сектора тесно связано с такими трансформационными процессами, как формирование среднего класса и становление частного сектора, когда появляются новые категории занятых (работающие не по найму, самостоятельно занятые и т.д.)

В качестве основного экономического признака малого предпринимательства можно выделить его особую роль в модели рыночной экономической экономике.

Основное экономическое свойство малого предпринимательства обусловливает следующие экономические функции, производные от него:

- обеспечение значительной части  налоговых поступлений;

- мобилизация разрозненных финансовых  и материальных ресурсов и  включение их в общественное  производство;

- обеспечение динамизма рыночной  экономической системы;

- обеспечение конкурентной среды;

- создание рабочих мест с  относительно низкими капитальными затратами;

- улучшение прямых и обратных  связей между секторами экономики, имеющие экономические, социальные  и географические различия;

- повышение уровня использования  природных и трудовых ресурсов;

- снижение совокупных издержек  на производство того или иного продукта за счет развития субподрядных отношений между крупными и мелкими предприятиями;

- повышение разнообразия предлагаемых  потребителем товаров и услуг;

- развитие техники и технологий, приспособленной к потребностям  незначительных по масштабам производств.

 

И экономические, и социальные свойства малого предпринимательства играют важную роль в рыночной экономической системе, однако опыт свидетельствует о том, что в условиях переходных экономик малый бизнес приобретает некоторые дополнительные свойства, которые в значительной мере нивелируют социальные издержки реформ, а именно:

- в период структурной коррекции  экономики малое предпринимательство  действует как «губка» в отношении  высвобождаемых трудовых ресурсов; особенно в условиях кризиса;

- малый бизнес способствует  сокращению неравенства, являясь  источником дополнительных доходов  для низкооплачиваемых групп  населения и способствует тем  самым удовлетворению их основных  жизненных потребностей;

- малый бизнес создает условия  для обучения предпринимательству и развитию частнопредпринимательской традиции в обществах, приступивших к осуществлению рыночных реформ;

- малый бизнес отличается гибкой  организацией и вместе с более  крупными предприятиями образует  экономические структуры с большей  возможностью адаптации к рынку, вследствие того, что выпускает продукцию мелкими партиями и может выполнять «завершающие операции», дополняющие деятельность крупных промышленных предприятий.

Экономические свойства малого предпринимательства позволяют хозяйственной системе функционировать в более динамичном и гибком режиме и с меньшими капитальными затратами. Социальные свойства малого предпринимательства расширяют возможности трудоустройства населения, сокращая при этом безработицу, и делают существующую в экономике систему рабочих мест более гибкой и разнообразной, что позволяет малому бизнесу выступать одним из факторов подержания социальной стабильности. [8]

 Итак, малые промышленные предприятия создаются с многочисленными целями, направленными на улучшение экономики страны, трудоустройство населения. Развитие новых городов, возрождение промыслов и др.

     Малые предприятия  играют важную как социальную, так и экономическую роль.  Поддержание экономического и  социального равновесия является  основной социально-экономической ролью малых промышленных предприятий, которую они могут сыграть особенно в условиях экономического кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАЛЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

2.1 Виды малых предприятий в современной экономике России

 

В зависимости от того, какой вид деятельности и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике западных стран выделяют следующие виды малых предприятий: коммунанты, патиенты, эксплеренты.

• Коммунанты. Малые предприятия этой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.

• Патиенты. Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, иногда могут составить и сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.

• Эксплеренты. Предприятия этой группы — так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.

 

2.2 Характеристика экономической  деятельности малых промышленных предприятий

 

Малые предприятия наиболее динамично осваивают новые виды продукции и экономические ниши, развиваются в отраслях, менее привлекательных для крупного бизнеса, имеют высокую оборачиваемость оборотных средств, способны осуществлять активную инновационную политику. Малым предприятиям свойственны гибкость и высокая приспособляемость к изменениям рыночной конъюнктуры.

Наряду со всем этим для малых предприятий характерны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, ограниченность собственных ресурсов, повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

Объективную характеристику экономической деятельности малого предприятия можно дать на основе анализа, который должен идти по следующим направлениям:

1. Состояние и развитие малых  предприятий.

 При этом следует анализировать  следующие показатели и процессы: изменение количества малых предприятий, т. е. процессы возникновения и  ликвидации таких субъектов; изменение объемов производства продукции и услуг, создаваемых предприятиями малого бизнеса как в целом, так и в расчете на одно предприятие; определение места малых предприятий по объему произведенной продукции в общем объеме производства; характеристика численности занятых и определение места малого предприятия по численности работников в общей численности занятых.

Рассмотрение состояния и развития малых предприятий ведется в разрезе территорий, отраслей и видов деятельности. Это позволяет делать выводы об отношении местной администрации к развитию предприятий малого бизнеса, о том, каким отраслям и видам деятельности отдается предпочтение, где необходим углубленный анализ причин неудовлетворительного развития малого предпринимательства, каково положение конкретных регионов в развитии малых предприятий по отраслям, видам деятельности.

2.  Малые предприятия и проблемы рынка рабочей силы.

При этом, анализируются следующие вопросы: характеристика численности занятых на предприятиях малого бизнеса; изменение места малых предприятий по численности занятых в общей численности работающих; изменение средней численности занятых на одном хозяйствующем субъекте малого предпринимательства; изменение величины заработной платы занятых на малых предприятиях; соотношение зарплаты на малом предприятии и на предприятиях, не включаемых в категорию малых; первичная и вторичная занятость на малых предприятиях; влияние изменения численности занятых на предприятиях малого бизнеса на безработицу в данном регионе. Указанные показатели анализируются в территориальном и отраслевом разрезах, а также по видам деятельности.

3. Структурные изменения о деятельности малых предприятий.

Это направление анализа должно ответить на следующие вопросы: изменение удельного веса объема продукции, произведенной на малых предприятиях, в общем объеме ее производства; изменение удельного веса численности занятых в малом бизнесе в общей численности работающих; изменение удельного веса объемов производства по основному виду деятельности в общем объеме произведенной на малых предприятиях продукции. Анализ ведется в разрезе территорий, отраслей и видов деятельности, что дает возможность делать выводы о структурных изменениях в деятельности малых предприятий, о формировании многоукладности в экономике, для чего используются данные первого направления анализа об изменении количества хозяйствующих субъектов и второго направления анализа о численности занятых в малом предпринимательстве, о значимости величин рассматриваемых показателей, их различиях по территориям, отраслям, видам деятельности, отклонениям от средних по России.

4. Оценка эффективности деятельности малых предприятии.

Данное направление включает анализ следующих показателей: динамики производительности труда, удельного веса балансовой прибыли в расчете на I рубль реализуемой продукции, величины балансовой прибыли в расчете на одного работающего, производство продукции в расчете на 1 рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов, материальные затраты в расчете на 1 рубль производимой продукции. Эти и некоторые другие показатели эффективности рассчитываются по малым предприятиям в сопоставлении с аналогичными показателями средних и крупных предприятий.

5. Воспроизводственный аспект деятельности малых предприятий.

Это направление анализа призвано осветить следующие вопросы: динамика объема инвестиций в основные фонды и в прирост оборотных средств; изменение соотношений объемов капитальных вложений и балансовой прибыли; динамика соотношений инвестиций на 1 рубль прибыли и соотношений величины инвестиций на 1 рубль заработной платы на малых предприятиях и на предприятиях, не относимых к категории малых.

Информация о работе Роль малых промышленных предприятий в современной рыночной экономике