Роль коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:23, реферат

Краткое описание

Целью данного курсового исследования является анализ становления системы, функций и роли белорусских коммерческих банков, изучение показателей их развития и разработка предложений по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели решаются задачи:
Рассматривается понятие и виды коммерческих банков;
Раскрываются принципы деятельности и функции коммерческого банка;
Анализируется процесс становления отечественной банковской системы;
Изучаются показатели деятельности коммерческих банков Республики Беларусь в 2005г.;
Раскрываются проблемы совершенствования системы коммерческих банков Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ, ИХ ВИДЫ. ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
1.1. Понятие и виды коммерческих банков и основы их деятельности
1.2. Принципы организации и функции коммерческих банков
2.3. Роль коммерческих банков
2. СТАНОВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. Развитие системы коммерческих банков Республики Беларусь
2.2. Оценка развития коммерческих банков Республики Беларусь
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Роль коммерческих банков.docx

— 114.96 Кб (Скачать)

      Проведенное курсовое исследование позволяет утверждать, что финансовое оздоровление банковского  сектора должно проводится по двум направлениям:

  • реструктуризация задолженности предприятий реального сектора экономики перед банками;
  • рекапитализация самих банков через привлечение дополнительных финансовых средств в банковскую систему.

      Реструктуризация  сомнительной к погашению задолженности  предприятий банкам может проводиться  двумя способами: путем осуществления  согласительных процедур и принудительным путем.

      В случае отказа предприятия от заключения мирового соглашения, банк имеет право  инициировать начало процедуры банкротства  независимо от формы собственности  предприятия согласно действующему законодательству (Закону о банкротстве).

      Рекапитализация самих банков в период общего оздоровления экономики может включать в себя следующие мероприятия.

  1. В целях оперативной безопасности привлеченных средств во всех коммерческих банках предпринять чрезвычайные временные меры по восстановлению общей ликвидности банковской системы.
  2. Существенно повысить суммарный собственный капитал белорусских банков в течение первых двух лет после перехода к радикальным реформам.
  3. Расширить спектр кредитно-финансовых учреждений за счет создания специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений (инвестиционных, ипотечных, лизинговых компаний, создания обществ взаимного кредитования и т.п.), предполагая переход в это качество банков, не имеющих возможности нарастить собственный капитал.
  4. Стимулировать первоочередное признание группы ведущих белорусских банков на международных финансовых рынках, в том числе путем присвоения им соответствующих кредитных рейтингов.
  5. Обеспечить переход белорусских банков на международные правила бухгалтерского учета и предоставление основной статистики по коммерческим банкам независимым аналитическим центрам для систематической разработки и публикации внутреннего банковского рейтинга.
  6. Ограничить операции по активным счетам банков, не создавших резервов по сомнительным кредитам.
  7. Предложить всем банкам, просроченная задолженность которых по выданным кредитам превышает 5% от суммы всех выданных кредитов, предоставить план собственного оздоровления, включая график заключения предполагаемых мировых соглашений с заемщиками и инициирования процедур банкротства [24].

      Помимо  этого, принять комплекс мер по побуждению банков к собственному финансовому  оздоровлению:

  • в течение 2-3 лет перейти к сохранению генеральных лицензий только у банков, имеющих международный рейтинг;
  • разработать механизм принудительной продажи контрольного пакета банков, регулярно не соблюдающих пруденциальные нормативы и ставящих под угрозу безопасность всей банковской системы, закрепив это право за органом надзора за банковской деятельностью (либо Агентством по реструктуризации банков);
  • установить предельный удельный вес акций предприятий в активах банков с целью побуждения их к скорейшему восстановлению денежной ликвидности.

      Кроме того, государству в лице Правительства  и Нацбанка следует осуществить  определенные действия по сокращению государственного вмешательства в  банковскую деятельность. В частности  следует провести следующие мероприятия:

  1. Вывод средств государства и Национального банка из уставных капиталов коммерческих банков, в первую очередь - Беларусбанка, Белагропромбанка, с последующей продажей их на свободных аукционах. Это необходимо, во-первых, для создания равных условий для всех банков, во-вторых, для исключения возможности нерыночного давления органов власти и Национального банка на денежный рынок через зависимые от него банки.
  2. Восстановление специализированного Сберегательного банка, работающего исключительно с населением и на денежном рынке. Это даст возможность повысить степень сохранности сбережений населения и укрепить рынок долгосрочных денежных ресурсов. Кроме того, чрезмерная концентрация вкладов населения в одном банке — АСБ "Беларусбанк" – крайне опасна. Малейшая паника среди его вкладчиков может привести к системному банковскому кризису.
  3. Реорганизация Белагропромбанка путем его раздела на шесть (по числу областей) местных земельных банков, передав контрольные пакеты акций местным органам власти. Это позволит сформировать в будущем вокруг местных земельных банков региональные финансовые рынки.
  4. Создание третьего уровня кредитно-финансовых учреждений - специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений с ограниченными лицензионными полномочиями и без права ведения расчетных счетов юридических и физических лиц (инвестиционные, трастовые, ипотечные и т.д. компании, общества взаимного кредита, кредитные союзы и т.п.). В результате произойдет привлечение дополнительных средств на денежный рынок, в том числе из "серой" экономики, специализация и повышение качества предоставляемых кредитно-финансовых услуг.
  5. Учреждение специального негосударственного фонда страхования вкладов физических лиц и срочных депозитов юридических лиц в форме акционерного общества, пополняемого за счет пропорциональных безвозвратных отчислений банков и небанковских кредитно-финансовых учреждений и предназначенный для возмещения указанных выше вкладов в случае банкротства кредитных учреждений - членов фонда. Это повысит степень доверия к банкам и тем самым позволит увеличить их ресурсную базу.
  6. Ограничение операций по активным счетам банков, не создавших резервов по сомнительным кредитам [22].
  7. Разработка механизма ускоренного судебного разбирательства с предприятиями-заемщиками, не способными погасить полученный банковский кредит, их банкротство и передача имущества во временное управление по рекомендации банков-кредиторов.
  8. Разработка и принятие механизма принудительной продажи контрольных пакетов акций банков, не обеспечивающих соблюдение пруденциальных нормативов и создающих угрозу ликвидности всей банковской системы. Это позволит ускорить процедуры смены собственника у неэффективных банков без их банкротства и социальных потрясений, привлечение более профессионального менеджмента и снижение доли проблемных банков в банковской системе.
  9. Инициирование создания союза коммерческих банков, который примет на себя солидарную ответственность за финансовое состояние банков-членов данного союза, вплоть до учреждения специальной негосударственной компании, страхующей депозитные риски вкладчиков и кредиторов "банков-союзников", с одной стороны, и предоставления рекомендации органу, осуществляющему надзор за банками, о принудительной продаже контрольного пакета акций банков, испытывающих финансовые проблемы, с другой стороны. Это должно предотвратить неожиданные банкротства банков.
  10. Переход к расчету всех пруденциальных нормативов, исходя из собственного капитала банков, а не их уставных капиталов, что позволит отказаться от искусственного привлечения новых акционеров и повысить капитализацию уже выпущенных акций и их рыночную стоимость.
  11. Привлечение на территорию страны филиалов надежных иностранных банков, поощрение их участия в капитале уже действующих белорусских банков, в том числе через выпуск американских и европейских депозитарных расписок. Это позволит привлечь дополнительные средства в банковскую систему и повысить конкуренцию между коммерческими банками.
  12. Переход к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) для белорусских банков с целью их скорейшей адаптации к мировым финансовым рынкам и получения соответствующих банковских рейтингов.
  13. Обеспечение необходимого алгоритма действий для получения Беларусью кредитного рейтинга, а коммерческими банками - соответствующего банковского рейтинга. У банков, не имеющих соответствующего общепризнанного международного рейтинга, будут ограничены валютные лицензии. Кроме того, у банков, не имеющих внутреннего национального рейтинга, будет ограничена внутренняя лицензия по работе с населением.
  14. Пересмотр всего действующего банковского законодательства страны в направлении:
  • четкого разграничения правомочий субъектов денежно-кредитных отношений;
  • конкуренции субъектов денежно-кредитных отношений;
  • главенства закона о регулировании денежно-кредитных отношений;
  • рассмотрения спорных вопросов в судебном порядке;
  • материальной, административной и иной ответственности любого субъекта, в том числе органов государственной власти и управления, за ущерб, причиненный неправомерными действиями;
  • прозрачности взаимоотношений субъектов;
  • информирования общественности о политике Банка Беларуси и состоянии кредитных учреждений.

      В заключение главы следует отметить, что предложенные мероприятия направлены на финансовое укрепление белорусской  банковской системы, придание ей динамичности, прозрачности и выход на мировые  финансовые рынки в качестве полноправного  их участника. В отличие от монетарной политики, их реализация не требует  комплексности и может быть осуществлена в разные сроки по мере подготовки соответствующих экономических  и политических условий.

       
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      В заключение проведенного курсового  исследования, необходимо сделать следующие  выводы.

     Современная кредитная система представлена разнообразными кредитно-финансовыми  институтами, которые выполняют  аккумуляцию и мобилизацию доходов. Банковская система является основным звеном кредитной системы, играет исключительно  важную роль в рыночной экономике. Банки, по существу, выступают в роли финансовых посредников. Они аккумулируют вклады, предоставляют полученные средства в качестве ссуд юридическим и  физическим лицам, а так же выполняют  различные расчетные, гарантийные  и иные операции.

     Банковская  реформа в нашей стране началась в годы перестройки с реорганизации  Государственного Банка СССР, из состава  которого было выделено несколько государственных  специализированных банков. Несколько  позже возникли первые коммерческие банки. На рубеже 80-х — 90-х годов  стала формироваться двухуровневая  структура банковской системы. характерная  для современной экономики. Эта  система предусматривает наличие  Центрального банка, наделенного эмиссионными и нормативными функциями, и сети коммерческих банков, выполняющих обслуживание юридических и физических лиц. Несмотря на бурное развитие коммерческих банков за последние годы, их численность еще далеко не достаточна. По плотности банков Беларусь значительно уступает развитым зарубежным странам. Кроме того, в связи с острым экономическим и финансовым кризисом в нашей стране положение подавляющего большинства коммерческих банков было и остается крайне тяжелым.

      За  непродолжительный период существования  системы коммерческих банков в Республике Беларусь в ней возник ряд проблем. В вопросах регулирования банковской системой они заключаются в следующем: банковская система играет исключительно важную роль в обеспечении нормального функционирования экономики. Поэтому она должна управляться не специальным ведомственным органов управления в лице Национального банка, а структурой типа независимого совета, представляющего интересы крупнейших банков страны. Последние два года в Беларуси происходит монополизация банковской деятельности: мелкие и средние банки объединяются с более крупными, становясь их филиалами. Против реорганизации банков не может быть никаких возражений. Однако, централизация банковского капитала и концентрация банковской деятельности не должны приводить к ухудшению обслуживания хозяйствующих субъектов и населения.

      Поставленные  вопросы выходят за рамки чисто  банковской сферы и финансового  законодательства, однако, они имеют  важное значение для дальнейшего  развития банковской системы Республики Беларусь.

      Эволюция  стандартного набора банковских услуг  такова, что постепенно на рынке  происходит как рост их объема, так  и расширение их состава. Особенно это  заметно в работе коммерческих банков.

     От  качественного и количественного  роста банковского сектора в  огромной степени зависит выход  нашей страны из экономического кризиса. Несмотря на обремененность многочисленными  проблемами, современные банки уже  сложились в мощную экономическую  силу. Для повышения их роли в  экономике и способности перераспределять финансовые ресурсы в интересах  всего народного хозяйства необходимо укреплять финансовую базу банковского  сектора и существенно улучшить законодательные условия в банковской деятельности.

      Сегодня, в условиях развития товарного и  становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживание клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в Беларуси. Задача усложняется тем, что кроме чисто экономических трудностей добавляются социальные: постоянно меняется законодательная база; стремление большинства банкиров получить сиюминутную прибыль - как следствие - развитие только одного направления деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков и кризисам банковской системы в целом.

      Понятно, что недостаточно просто объявить о  создании новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться вся система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника - хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти на обдуманный и взвешенный риск. На это требуется время.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
  1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994г. №2875 // Газета "Звязда". –1996. -№276. –С.1 (с  изменениями и дополнениями)
  2. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000г. №441-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2000. -№106. –Ст.2/219
  3. Об утверждении Правил размещения банками Республики Беларусь денежных средств в форме кредита: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 24.05.2001г. №116 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2001. -№61. –Ст.8/6239
  4. Банкауская сiстэма Беларусi: крок за крокам / пад рад. Дашкевiч В. -Мн.: Агенцтва Ул. Грауцова, 1997.
  5. Банковский портфель – 1. / под ред.: Коробов Ю.И., Рубин Ю.Б., Солдаткин В.И. - М.: «СОМИНТЕК»,  1995.
  6. Банковское дело / Под ред. И.О. Лаврушина. -  М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1992.
  7. Банковское дело: Учебник /. Под ред. проф. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. - М.: Финансы и статистика, 1995.
  8. Большой экономический словарь. / Под ред. Ганаго Л.Л. -М.: Биржи и банки, 1994.
  9. Власкин Ю. Банки в экономике Беларуси // Экономика. Финансы. Управление. –2001. -№10. –С.33-35
  10. Власкин В. Роль банков в экономике Беларуси. // Банковский вестник. –2001. -№34. –С.11-15
  11. Егоров С.Е. Проблемы деятельности коммерческих банков на современном этапе развития экономики //  Деньги и кредит. –1995. -№6. –С.45
  12. Ефимова Л.Г. Банковское право: Учебник. - М.: Издательство БЕК, 1994.
  13. Ковалев М. Банковский рейтинг: итоги 2005 года // Национальная экономическая газета. – 2005. – №89. –С.27-28.
  14. Коган М.Л. Предприятие и банк: операции и сделки, права и обязанности. - М.: ПТФ «Аркаюр»,  1993.
  15. Маркова О.М., Сахарова М.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банк и их операции. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  16. Меломед А Банковская гарантия — новый институт в российском законодательстве // Российская юстиция 1995. №7.
  17. Рид Э., Коттер Р., Гилл Э., Смит Р. Коммерческие банки. / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. Ред. В. Лукашевича. - М.; 1983.
  18. Роде Э. Банки, биржи, валюты современного капитализма. / Пер. с нем., Под ред и с предисл. В.Н. Шенаева. - М.: Финансы и статистика, 1986.
  19. Теория  финансов: Учеб. пособие / Под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е.Бондарь и др. –2-е изд., стереотип. –Мн.: Выш. шк., 1998. –368с.
  20. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. -М.: Вазар-Ферро, 1994.
  21. Ханкевич Л.А. Банковское право Республики Беларусь. –Мн.: Молодёжное научное общество, 2000.
  22. http://www.nbrb.by.htm
  23. http://www.cbr.ru/system/Credorg.htm
  24. http://www.ucpb.org
  25. http://www.imf.org

Информация о работе Роль коммерческих банков