Роль коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:23, реферат

Краткое описание

Целью данного курсового исследования является анализ становления системы, функций и роли белорусских коммерческих банков, изучение показателей их развития и разработка предложений по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели решаются задачи:
Рассматривается понятие и виды коммерческих банков;
Раскрываются принципы деятельности и функции коммерческого банка;
Анализируется процесс становления отечественной банковской системы;
Изучаются показатели деятельности коммерческих банков Республики Беларусь в 2005г.;
Раскрываются проблемы совершенствования системы коммерческих банков Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ, ИХ ВИДЫ. ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
1.1. Понятие и виды коммерческих банков и основы их деятельности
1.2. Принципы организации и функции коммерческих банков
2.3. Роль коммерческих банков
2. СТАНОВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. Развитие системы коммерческих банков Республики Беларусь
2.2. Оценка развития коммерческих банков Республики Беларусь
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Роль коммерческих банков.docx

— 114.96 Кб (Скачать)
 

      Приведенные данные не вызывают сомнений в том, что денежная система Беларуси значительно  уступает по своим важнейшим параметрам не только денежной системе стран Евросоюза, включающего в себя большинство индустриально развитых стран, но и денежным системам восточноевропейских государств и крупнейших стран СНГ, осуществляющих переход от плановой к рыночной, то есть денежной, а не фондовой, экономике [9, с.33]. Так, по соотношению с ВВП денег в обращении то есть тех средств предприятий и населения, которые непосредственно обслуживают процессы товарно-денежного обмена и потому именуются активными деньгами, наша страна кардинально (от 2 до 8 раз) уступает не только большинству европейских государств, но и крупнейшим странам СНГ По еще одному весьма важному показателю — соотношению с ВВП валовых инвалютных резервов центральных банков — Беларусь уступает странам Евросоюза в 1,6 раза, России — в 2,4 раза, прибалтийским государствам — в 5,1 раза и ведущим восточноевропейским странам — в 7,7 раза [10, с.11].

      Однако  по уровню покрытия инвалютными резервами  активной денежной массы Беларусь не уступает России и Казахстану, опережает  Украину почти в 3 раза, а страны Евросоюза — в 5 раз. По этому показателю Беларусь близка к прибалтийским странам, проводящим политику жесткой привязки своих национальных валют к твердым валютам на принципах «Валютного комитета», то есть с эмиссией национальной валюты только для покупки твердой иностранной валюты, и в среднем уступает примерно в 2 раза ведущим восточноевропейским странам, наиболее преуспевшим в осуществлении экономических реформ. Однако это кажущееся на первый взгляд относительное достижение экономики Беларуси на самом деле отражает ее глубочайшую демонетизацию, а не наличие значительных инвалютных резервов, абсолютная величина которых не покрывает стоимости месячного объема импорта товаров и услуг, в то время как оптимальная величина инвалютных резервов должна быть близка к стоимости импорта за период от 3 до 6 месяцев [9, с.34].

      По  соотношению с ВВП чистого  кредита банковской системы, составившего в 2003 году 15,3%, Беларусь уступает России в 1,9 раза, прибалтийским государствам — в 2 раза, ведущим восточноевропейским странам — в 5 раз и странам Евросоюза — почти в 9 раз. Однако по доле чистых кредитов банков правительству и отечественным предприятиям, то есть резидентам национальной экономики, показатели банковской системы нашей страны выше аналогичных показателей всех рассматриваемых стран, за исключением стран Евросоюза и Украины. При всей кажущейся на первый взгляд патриотичности белорусских банков на самом деле это опять же свидетельствует о неконкурентоспособности отечественной банковской системы на мировых финансовых рынках на фоне столь же малой эффективности участия экономики страны в мировом обмене факторами производства.

      Банковская  система нашей страны находится  в заколдованном круге. Низкий уровень капитализации банковской системы не способствует увеличению масштабов банковского кредита и росту монетизации экономики. Низкий уровень монетизации экономики Беларуси, являющийся следствием длительно проводившейся в стране экспансивной эмиссионной политики, приводившей к безудержной инфляции, подрывавшей устойчивость национальной валюты и препятствовавшей росту внутренних сбережений, не дает оснований для надежд на быстрый рост капитализации белорусских банков за счет внутренних источников. Это означает, что важнейшим условием роста капитализации белорусских банков и расширения масштабов кредитования предприятий и населения страны является привлечение в страну зарубежного финансового капитала, то есть интернационализация отечественной банковской системы.

      Парадоксальным  является факт кардинального отставания Беларуси от ведущих стран мира в уровне обеспеченности внешнеторговой деятельности иностранными активами (4,3% ВВП) и пассивами коммерческих банков (1,5% ВВП). Еще наглядней это при сопоставлении валовых иностранных активов коммерческих банков с экспортом товаров и услуг (6%) и пассивов с импортом (2%).

    Таблица 1.2. Объемы экспорта и иностранных активов банков [25]

  
 
 
Население (млн. человек) Экспорт товаров  и услуг (млрд. долларов) То же на душу населения (тыс. долларов) Иностранные активы банков (млрд. долларов) Тоже на душу населения (тыс. долларов)
Сингапур 4,0 166 41 52 13
Гонконг 6,8 244 36 450 66
Швейцария 7,1 119 17 464 65
Евросоюз 291,5 265 0,9 1882 65
США 281,4 1103 3,9 373 1,3
Япония 1269 529 4,2 739 5,8
Швеция 8,9 108 12 101 11
Дания 5,3 71 13 64 12
Норвегия 4,5 75 17 15 3.4
Чехия 10,3 36 3,5 13 1,3
Венгрия 100 32 3,2 2,8 0,3
Польша 38,7 39 1,0 7,9 0,2
Россия 145,5 115 0,8 17 0,1
Украина 49,6 20 04 0,9 0,02
Беларусь 10,2 8 0,8 0.3 0,03

      Как видно из этих статистических данных, по уровню экспорта на душу населения  Беларусь опережает лишь Украину  и не уступает России, однако проигрывает последней по величине банковских активов в иностранной валюте на душу населения более чем в 3 раза Россия является крупнейшим экспортером сырья, а Беларусь вывозит за границу преимущественно готовую промышленную продукцию. По этой причине уровень поддержки отечественными банками национального экспорта должен быть намного выше, чем в России, поскольку такие товары, как нефть, газ, уголь, лес и другое сырье, покупаются с быстрой оплатой в денежной форме, в то время как поставки машинотехнической и другой сложной промышленной продукции без экспортных кредитов весьма затруднены, что и является главным препятствием для наращивания объемов экспорта нашими заводами даже в страны третьего мира, которые вполне удовлетворяет современное качество относительно дешевой продукции и уровень ее сервиса.

 

2. СТАНОВЛЕНИЕ  И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ  БАНКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

2.1. Развитие  системы коммерческих банков 

      Белорусская банковская система, являясь практически  ровесницей Беларуси как государственного образования, прошла вместе со своей страной через все периоды ее непростой истории. Как специфический сектор экономики, она пережила годы почти полного отрицания роли денег в народном хозяйстве и господства натурального обмена; длительное время существовала в условиях, когда деньги и банки использовались как учетно-распределительные инструменты в плановом хозяйстве и, наконец, дождалась их признания в качестве всеобщего эквивалента и универсального платежного средства в последние годы.

      Датой рождения банковской системы Беларуси принято считать 3 января 1922 года — начало работы Белорусской конторы Государственного банка при Наркомфине БССР. Исторически это совпало с началом реализации новой экономической политики (НЭПа), основанной на сочетании плановых и рыночных подходов к управлению экономикой. После образования конторы Госбанка были открыты местные отделения в Витебске, Борисове, Бобруйске, Могилеве, агентства — в Слуцке, Мозыре, Орше, Климовичах, Полоцке.

      Банковская  система тех лет известна активными усилиями по стабилизации денежного обращения и ликвидации дефицита госбюджета. Денежная реформа 1922—1924 годов, проведенная без иностранной помощи, создала прочную основу для восстановления и развития страны. Этот период в отечественной экономической истории характеризуется снижением цен на товарном рынке, повышением доходности крестьянских хозяйств, ростом реальной заработной платы. В 1925 году кредитные вложения по секторам экономики были распределены следующим образом: промышленность — 44,4%, сельское хозяйство — 14,5%, торговля — 40,4%, частный сектор — 0,7%.

      В 1923 г. в связи с образованием СССР Госбанк РСФСР был преобразован в Госбанк СССР, в состав которого вошла и Белорусская контора, подчинявшаяся ранее Наркомфину БССР.

      В 1923—25 гг. были открыты филиалы общесоюзных акционерных банков — Промбанка, Всесоюзного кооперативного, — а с 1936 г. — Торгбанка. В эти годы сформировалась система местных банков. В 1923 г. был открыт Гомельский рабочий банк, преобразованный в 1924 г. в местный коммунальный банк; в 1925 г. был создан Белкоммунбанк.

      С целью концентрации свободных средств  для кредитования сельского хозяйства  были организованы окружные товарищества сельскохозяйственного кредита: Белорусское и Гомельское — в 1923 г.. Витебское и Оршанское — в 1924 г., Калининское — в 1925 г., Бобруйское и Могилевское — в 1926 г., Мозырское и Полоцкое — в 1927 г. Систему сельскохозяйственного кредитования возглавил Бепсельбанк, организованный в 1924 г. Представителям частного капитала было разрешено открывать товарищества взаимного кредита [4, с.8].

      В соответствии с вышедшим в 1927 г. постановлением ЦИК и СНК СССР "О принципах построения кредитной системы". Госбанк стал играть доминирующую роль. А после кредитной реформы 1930—32 гг. акционерные банки, сельскохозяйственные кредитные учреждения и товарищества взаимного кредита были ликвидированы.

      В 1930-1932 годах в стране была проведена кредитная реформа, суть которой сводилась к полной замене коммерческого кредитования прямыми банковскими кредитами с одновременным внедрением принципов хозрасчета и контроля рублем. В совокупности это позволило банкам увеличить объемы краткосрочного кредитования за последующие десять лет в 23 раза, причем на долю промышленности в предвоенном 1940 году приходилось 58% всех кредитов. К этому году в банковской системе Беларуси трудилось уже свыше 4 тысяч человек. В послевоенные годы банки Беларуси решали задачи, связанные с восстановлением разрушенного хозяйства, включая проведение в 1947 году денежной реформы.

      С 1932 г. до 1959 г. в Белоруссии функционировали Коммунальный банк, филиалы Госбанка СССР, Промбанка СССР, Сельхозбанка СССР и до 1957 г. — Торгбанка СССР [4, с.7].

      В 1959 году была реорганизована и сама банковская система — упразднены специализированные банки, а их функции сосредоточены в Госбанке и Стройбанке. Весь послевоенный период банки работали в условиях жесткого централизованного планирования и их деятельность была направлена на решение задач своего времени — создание мощного промышленного и научного потенциала, развитие отраслей, определяющих технический прогресс. В 1981 году кредитные ресурсы банковской системы были распределены следующим образом: промышленность — 33,4%, сельское хозяйство — 23,4%, торговля и заготовки — 21,8%, прочие — 21,4%.

      В 1987 г. были учреждены белорусские республиканские банки, ставшие филиалами Госбанка, Внешэкономбанка, Сберегательного банка, Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка СССР. После объявления суверенитета Беларуси все банковские учреждения на территории страны были объявлены собственностью Республики Беларусь. На базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР был создан Национальный банк Белорусской ССР.

      С этого момента началась новейшая история белорусской банковской системы.

      В декабре 1990 г. были приняты законы "О Национальном банке Белорусской ССР" и "О банках и банковской деятельности в Белорусской ССР", то есть было положено начало формированию двухуровневой банковской системы страны: первый уровень — Национальный банк Белоруссии, второй — коммерческие банки. Специализированные государственные банки были преобразованы в акционерные коммерческие, стали создаваться новые универсальные банки, у истоков которых стоял уже частный капитал. Среди них — Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и другие.

      В конце 2000 года положения перечисленных  законов были объединены в принятом на смену им Банковском кодексе Республики Беларусь.

     Согласно  ст. 69 Банковского кодекса Республики Беларусь, банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в  порядке, установленном законодательством, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции [2].

     Банк  может создаваться в форме  акционерного общества или унитарного предприятия.

     В Республике Беларусь могут создаваться  в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь либо нормативными правовыми актами Национального  банка универсальные банки, имеющие  лицензию на осуществление всех видов  банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций.

     Банк  имеет устав, утверждаемый в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь для юридического лица соответствующей  организационно-правовой формы.  В  уставе банка должны содержаться:

  • наименование банка;
  • указание на его организационно-правовую форму;
  • сведения о месте нахождения (юридический адрес) банка;
  • перечень банковских операций и видов деятельности;
  • сведения о размере уставного фонда;
  • сведения об органах управления, в том числе исполнительных  органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях;
  • иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь для устава юридического лица соответствующей организационно-правовой формы [2].

Информация о работе Роль коммерческих банков