Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 19:19, реферат
Управленческие решения – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителя любого уровня.
Технология менеджмента рассматривает принятие управленческих решений как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения, принятие решения, реализация решения.
объект либо совсем не вводится, либо используется частично. При проектировании новых орудий труда показателям экологичности уделяется второстепенное внимание, поэтому они сразу становятся неконкурентоспособными. При формировании новых коллективов или ре-
организации структур редко учитываются социальные и психологические аспекты.
Интеграционный подход. Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:
а) между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;
б) между стадиями жизненного цикла объекта управления;
в) между уровнями управления по вертикали;
г) между субъектами управления по горизонтали.
Маркетинговый подход. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора критериев маркетинга:
1) повышение
качества объекта в
2) экономия ресурсов
у потребителей за счет
3) экономия ресурсов
в производстве за счет
научно-технического прогресса, применения системы менеджмента.
Для данного подхода характерно выражение авиаконструктора Антонова O.K.,
сначала снижайте «себестоимость» продукции за счет повышения ее качества и только потом – себестоимость.
Функциональный подход. Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. При применении функционального подхода, когда идут от обратного, от потребностей, иногда создают совершенно новые оригинальные объекты.
При альтернативном предметном подходе совершенствуется существующий объект, что не позволяет коренным образом улучшить структуру объекта, принципы его работы и т.д.
Динамический подход. При применении динамического подхода объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5-10 и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).
Воспроизводственный подход. Воспроизводственный подход – подход, ориентированный на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Элементами воспроизводственного подхода
являются:
1) применение
опережающей базы сравнения
2) трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и
будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта;
3) рассмотрение
во взаимосвязи
4) пропорциональное
по качеству и количеству
5) интеграция
для крупных фирм науки и
производства в рамках
объединения.
Процессный подход. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.
Нормативный подход. Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:
а) целевой подсистемы (показатели качества и ресурсоемкости товара, параметры
рынка, показатели организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды);
б) функциональной подсистемы (нормативы качества планов, организованности
системы менеджмента, качества учета и контроля, нормативы стимулирования качественного труда);
в) обеспечивающей подсистемы (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для нормальной работы, выполнения стоящих перед ними целей и задач, нормативы эффективности использования различных видов ресурсов в целом по фирме). Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности (во времени и по масштабу применения).
Нормативами функционирования элементов внешней среды фирма не управляет,
но она должна иметь банк этих нормативов, строго соблюдать (особенно правовые и экологические нормативы) и принимать участие в развитии системы нормативов внешней среды фирмы. Чем больше обоснованных нормативов по каждому элементу системы менеджмента, тем выше будет ее организованность, уровень автоматизации планирования, учета и контроля на всех уровнях управления.
Количественный подход. Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др. Управлять можно цифрами, а не словами.
Административный подход. Сущность административного подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т.п.).
Ситуационный подход. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.
Поведенческий подход. Цель поведенческого подхода — оказание помощи работнику в осознании своих возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основное назначение этого подхода — повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.
Перечисленные
подходы рекомендуется
Рассмотрим подробней последний подход. Чтобы эффективно двигаться навстречу цели, руководитель должен координировать работу и заставлять или стимулировать людей выполнять ее.
Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.
Мотивация — процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы и личных.
Самым
первым приемом мотивации к труду
был метод кнута и пряника
(вознаграждения и наказания), который
применяется и сейчас.
Соблюдение норм способствует повышению эффективности деятельности работника и организации.
В социологии есть
понятие "девиантное поведение".
Это поведение личности, отклоняющееся
от общепринятых норм и вызывающее соответствующее
реагирование со стороны общества или
социальной группы.
В широком смысле понятие "девиантное поведение" охватывает любые отклонения в поведении от социальных норм - как положительные (трудоголик), так и отрицательные (преступник).
Девиация в деловой жизни допускается, но в определенных пределах, не нарушающих функционирование и целостность производственных и социально-экономических систем. Девиации могут быть индивидуальными и групповыми. Задача менеджера низшего уровня: наблюдение за личностью или группой и координация их действий и поступков. Задачи менеджера высшего уровня: передача полномочий подчиненному (общие директивы); контроль за выполнением заданий (качество, срок исполнения, все ли пункты выполнены); внушение подчиненному уверенности в его собственных силах; помощь, если необходимо, в выполнении задания.
Кризисное состояние общественной жизни, при котором значительная часть ее субъектов нарушает установленные социальные нормы, а нормативное социальное регулирование оказывается резко ослабленным вследствие его непоследовательности, противоречивости и неопределенности, социологи называют «социальная аномия».
На уровне менеджера, организации этот вопрос не решается, но это состояние определенным образом сказывается на корпоративном духе организации, результатах ее деятельности.
Например в какой-либо
компании сотрудник маркетингового отдела
фирмы отсутствовал на рабочем месте в
течение дня. На следующий день выяснилось,
что он был задержан органами милиции
за нарушение паспортного режима. Никаких
мер воздействия к работнику принято не
было. Через некоторое время этот случай
повторился снова. Если в первый раз коллеги
высказали сочувствие работнику маркетингового
отдела, то во второй раз данный поступок
вызвал негативную реакцию коллег, так
как было сорвано ответственное задание
и нарушены планы фирмы. Встал вопрос об
увольнении работника. То есть, здесь необходимо
применить поведенческий подход к решению
данной проблемы. С одной стороны, нужно
войти в положение сотрудника и выслушать
его, возможно в силу непредвиденных обстоятельств
сотрудник не смог среагировать правильным
образом, тогда уже в качестве наказания
может послужить какой-либо материальный
штраф, либо выговор с учетом вопроса того,
что если и в следующий раз повторится
такая ситуация, последует его увольнение.
С другой стороны, такое отношение сотрудника
можно счесть некомпетентным. Так как,
этот сотрудник сорвал важный проект для
компании, соответственно компания из-за
него потеряет прибыль и объем работы.
Таким образом, здесь уже следует рассмотреть
вопрос об увольнении такого некомпетентного
сотрудника.
Вывод
Эффективность и качество управленческого решения определяется, прежде всего,обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов.
Основными условиями обеспечения высокого качества и эффективности
управленческого решения является применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента и изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения.
Говорят, что без хорошей теории практика
слепа. Действительно, не владея информацией,
трудно говорить об эффективности деятельности.
Современному руководителю необходимо
владеть информацией как внутреннего
так и внешнего характера, причем постоянно
обновляя свои познания, так как, в век
современности информация как и наука
и время не стоит на месте. Находясь в постоянной
динамике информация имеет свойство
устаревания, полной недостоверности,
поэтому следует следить за этими процессами.
И тогда, эффективный руководитель, оперируя
своими знаниями, сможет правильно и оптимально,
где-то с выгодой, принять какое-либо решение,
при этом применяя научные подходы.
Cписок
использованной литературы:
1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.. 1999.
2. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.:
Эльга, Ника-Центр,2004. – 784с.
3. 21. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. — М.: Дело, 1992.
4. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов, 3-е изд., доп. — М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999.
5.Фатхутдинов
Р.А. Стратегический