Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 19:19, реферат
Управленческие решения – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителя любого уровня.
Технология менеджмента рассматривает принятие управленческих решений как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения, принятие решения, реализация решения.
Решение — это выбор альтернативы. Вместе с тем решение — это продукт
управленческого труда, который в конечном счете повышает или снижает
эффективность функционирования предприятия.
Управленческие решения – это результат
конкретной управленческой деятельности
менеджера. Принятие решений является
основой управления. Выработка и принятие
решений – это творческий процесс в деятельности
руководителя любого уровня.
Технология менеджмента рассматривает
принятие управленческих решений как
процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения,
принятие решения, реализация решения.
Управленческое решение — это результат
анализа, прогнозирования, оптимизации,
экономического обоснования и выбора
альтернативы из множества вариантов
достижения конкретной цели системы менеджмента.
Импульсом управленческого решения является
необходимость ликвидации, уменьшения
актуальности проблемы за счет ее решения,
то есть приближение в будущем действительных
параметров объекта (явления) к желаемым,
прогнозным. [2]
Экономические законы- это установленные на основе
опыта, практической деятельности, выявленные
путем научных исследований устойчивые,
существенные связи, взаимосвязи между
экономическими явлениями, процессами,
отношениями, характеризующими их величинами
и показателями. Экономические законы
в отличие от физических не обладают всеобщностью,
не являются законами природы. Все дело
в том, что природа человека как разумного
существа проявляется в его экономическом
поведении, обусловленном не только объективными
законами, но и субъективной волей людей.
Поэтому экономические законы, выявляющие
только самые общие, типичные свойства
и признаки процессов производства, распределения,
обмена и потребления, следует считать
скорее закономерностями, чем законами.
Они не носят абсолютного характера, отдельные
люди и группы людей могут в своем экономическом
поведении отклоняться от линии, диктуемой
экономическими законами. К тому же совокупность
экономических законов не установлена
однозначным образом экономической наукой.
Широко известны такие экономические
законы, как закон спроса, закон предложения,
закон убывающей доходности, закон возрастающих
предельных издержек, закон возвышения
потребностей и ряд других[1].
Роль экономических законов в повышении эффективности решений
Эффективность управленческих решений можно повысить за счет анализа механизма действия в конкретных ситуациях следующих экономических законов:
1) закона зависимости между ценой и предложением;
2) закона спроса и предложения;
3) закона возрастания дополнительных затрат;
4) закона убывающей доходности;
5) закона экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления;
6) закона эффекта масштаба производства;
7) закона экономии времени;
8) закона конкуренции и антимонопольного законодательства.
Закон зависимости между спросом и ценой. Закон характеризует
изменение цены товара при изменении спроса на него (при неизменном
качестве). Со снижением цены товара спрос на него повышается, а с повышением цены, наоборот, снижается, т.е. покупатель либо не имеет
средств купить этот товар, либо он покупает товар-заменитель.
Закон зависимости между предложением и ценой. Закон характеризует изменение цены товара при изменении его предложения на рынке.
Если цена повышается, то на рынок будет поступать больше товаров данного наименования, рынок стимулирует увеличение объема предложения,
продавцам (изготовителям)
выгодно увеличивать объем
Закон зависимости между предложением и спросом. Кривая
предложения показывает, какое количество товара, и по какой цене проиводители могут продавать на рынке. Чем выше цена, тем большее число
организаций имеет
возможность производить и
предложения показывает, какое количество продукции потребители готовы приобретать по каждой цене. Потребитель обычно предпочитает покупать больше, если цена ниже. При равновесных цене и количестве товара
кривые пересекаются в точке равновесия спроса и предложения.
Закон возрастания дополнительных затрат. Закон характеризует
структуру богатства страны, соотношение между накоплением и потреблением.
Закон убывающей доходности. Исследование уровня эффективности инвестиций показывает, что на получение каждой последующей единицы эффективности требуется больше единиц затрат, чем на получение
предыдущей единицы эффективности.
Закон эффекта масштаба производства. С увеличением программы выпуска продукции или выполнения какой-либо работы условно-
постоянные (или косвенные) расходы на единицу продукции уменьшаются.
Закон экономии времени. Закон рассматривается как экономия прошлого и живого труда на единицу продукции или как неуклонное снижение себестоимости продукции на единицу потребительской стоимости
Закон конкуренции. Закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс постоянного повышения качества продукции
и услуг, снижения их удельной цены. Закон конкуренции - объективный
процесс «выталкивания» с рынка некачественной, дорогой продукции.
Рассмотрим последний закон подробней
на практическом примере.
Конкуренция - состязательность, соперничество,
напряженная борьба юридических или физических
лиц за покупателя, за свое выживание в
условиях действия жесткого закона конкуренции
как объективного процесса "вымывания"
некачественных товаров и услуг в рамках
антимонопольного законодательства, соблюдения
Закона "О защите прав потребителей".
Рис.1
Механизм действия
закона конкуренции
Допустим, однородную продукцию выпускают 6 фирм. Рис.1. Сравнивать продукцию фирм можно по показателю удельной цены (Цуд) как отношению цены к полезному эффекту, отражающему отдачу потребительских свойств продукции в конкретных условиях.
В первое время самой отстающей фирмой оказалась первая, у которой самая высокая удельная цена. Поэтому 1-я фирма принимает стратегию перехода на вторую модель продукции, с лучшим показателем удельной цены. Аналогично поступили 2-я, 3-я и 4-я фирмы. 5-я фирма не успела перейти на новую модель, а старую модель потребители не стали покупать, и она обанкротилась. Ее место на рынке заняла 7-я фирма, сразу освоившая конкурентоспособную продукцию. Таким образом, постоянно идет процесс "вымывания" с рынка некачественной, дорогой продукции. Никто никого не заставляет повышать качество работы, кроме угрозы банкротства. В соответствии с законом конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения ее удельной цены.
Закон конкуренции длительное время может действовать только при наличии качественного антимонопольного законодательства. Во всех промышленно развитых странах введены антимонопольные или антитрестовские законы, ограничивающие действия монополистов (например, в США — в 1890 г.).
Суть антимонопольного законодательства здесь в том, что оно регламентирует перечень общих требований к товарам, их упаковке, безопасности применения, организации торговли, контроля доли рынка, занятой данным изготовителем, порядок осуществления санкций в случае нарушения антимонопольного законодательства. Допустим, по данному виду продукции законодательство ограничивает действия шести предприятий: для одного изготовителя не более 35% общего объема внутреннего рынка по данной продукции, для двух изготовителей — в сумме 45 %, трех — 55% и т.д. Больше можно выпускать, но тогда прибыль от программы свыше этого норматива (допустим, свыше 35%) идет в бюджет. В некоторых странах вводится и второй норматив, допустим, первый — 35%, второй — 40%. Тогда прибыль от реализации продукции объемом до 35% от объема рынка идет изготовителю, от 35% до 40% — в бюджет, а cвыше 40% — в бюджет идет не только прибыль, но и часть себестоимости продукции. Таков механизм ограничения внутренней монополии (международная монополия не ограничивается)Рис.2..
Рис. 2. Схема ограничения рынка по антимонопольному законодательству
Объем рынка -V =100%
V +V 1 2
V - норматив захвата рынка одним производителем
норматив захвата
внутреннего рынка двумя в
сумме производителями, допустим 45%.
В Казахстане основу антимонопольного законодательства составляет Закон РК от 07.07.2006 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности", который регулирует отношения хозяйствующих субъектов на республиканском и местных товарных рынках. Государственным комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур утверждены методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков. Установленные в соответствии с данными рекомендациями характеристики товарных рынков используются для определения доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Со стороны государства принимаются меры по предотвращению доминирующего положения на товарных рынках. ГКАП Казахстана формирует Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов.
Игнорирование изучения факторов конкурентного преимущества фирмы, конкурентов, региона и страны в целом, других стран, конкурентоспособности товаров и услуг конкурентов и других проблем конкуренции приведет к снижению качества и эффективности управленческого решения, банкротству фирмы.
Несоблюдение
антимонопольного законодательства приведет
к значительным штрафным санкциям со
стороны Антимонопольного комитета.
Применение к разработке
решений научных подходов
Эффективность и качество управленческого решения определяется, прежде всего,обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Однако в настоящее время к менеджменту применяют только некоторые научные подходы и принципы. Это можно объяснить «узостью» понятия «менеджмент», отсутствием в нём цели управляющей подсистемы (коллективы, индивидуумы) – обеспечение конкурентоспособности объекта на конкретном рынке. Если руководствоваться «широким» понятием «менеджмента», то автоматически добавляются
комплексный, функциональный,
динамический, интеграционный подходы,
которые применяются в настоящее время
при управлении качеством и экономичностью
продукции.
Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов:
*Системного;
*Комплексного;
*Интеграционного;
*Маркетингового;
*Функционального;
*Динамического;
*Воспроизводственного;
*Процессного;
*Нормативного;
*Количественного (математического);
*Административного;
*Поведенческого;
*Ситуационного.
Каждый из перечисленных подходов отражает или характеризует один из аспектов менеджмента.Они не являются синонимами, не дублируют, а дополняют друг друга, что подтверждает сравнение их содержания.
Системный подход. При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе «вход» перерабатывается в «выход».
Комплексный подход. При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет решена. К сожалению, на практике редко соблюдается это требование. Например, при строительстве новых предприятий социальные вопросы откладывают «на потом», из-за чего