Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 08:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить природно-ресурсный потенциал в мировой экономике.
Цель работы, определяет задачи исследования:
1) Изучить понятие природно-ресурсного потенциала.
2) Выявить роль природных ресурсов в мировой экономике.
3) Рассмотреть виды природных ресурсов и особенности распределения их между странами.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Природно-ресурсный потенциал мировой экономики………………5
1.1.Особенности распределения природных ресурсов в мировом хозяйстве...5
1.2. Использование ресурсного потенциала в МЭ…………………………….12
1.3. Современные проблемы и интересы стран в борьбе за природные ресурсы…………………………………………………………………………...14
Глава 2. Анализ использования природных ресурсов в мировой экономике…………………………………….........................................19
2.1. Анализ современного состояния использования природных ресурсов в мировой экономике……………………………………………………………...19
2.2. Анализ современного состояния использования природно-ресурсного потенциала в РФ…………………………………………………………………25
Глава 3. Перспективы развития природно-ресурсного потенциала РФ…………………………………………………………………………………353.1 Расчёт прогнозной модели на перспективу 5 лет……………….................35
3.2. Перспективы развития использования природно-ресурсного потенциала РФ…………………………………………………………………………………46
Выводы и предложения…………………………………………………………57
Список используемой литературы……………………………………………...59
Приложения……………………………………………………………………...63
- устойчивое обеспечение страны минеральными ресурсами и продуктами их переработки;
- повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики на ресурсосберегающий путь развития; — дальнейшее развитие сырьевой базы;
- поддержание и наращивание экспортного потенциала страны, изменение его структуры в пользу торговли продуктами переработки и промышленной продукции;
- развитие обрабатывающей промышленности и ее экспортного потенциала и др.
Можно также выделить подсистемы научного обеспечения, экологического и экономического образования и повышения квалификации и др. Рациональное ресурсопотребление и ресурсосбережение — проблема комплексная и многоплановая. Наряду с социально-экономическими и экологическими аспектами исследователями выделяются аспекты технико-технологические. Совершенствование и кардинальное обновление технологий должно быть поставлено во главу угла развертывания предпринимательской деятельности. Во всех развитых государствах в наибольшей мере (хотя и далеко не всегда результативно) регулируется именно природопользование — вне зависимости от существующих форм собственности на землю и ее недра, от форм хозяйствования. Важнейшей целью природно-ресурсной политики является обеспечение рационального и эффективного использования природно-ресурсного потенциала России с целью удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики страны и экспорта. Она должна обеспечить осуществление принципиальных структурных преобразований, исключающих неэффективное ресурсорасточительное природопользование, создание экономических механизмов комплексного решения задач рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, включая государственную поддержку новых методов и способов изучения, прогнозирования, мониторинга состояния природной среды на основе цифровых систем. В этой связи стратегической целью государственной политики в сфере восполнения (восстановления) использования и охраны природных ресурсов на ближайшее десятилетие становятся: достижение оптимальных уровней воспроизводства; неистощительное рациональное и сбалансированное потребление и охрана всего комплекса природных богатств, направленные на повышение социально-экономического потенциала страны, качества жизни населения, реализацию прав нынешнего и будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом и благоприятную окружающую среду обитания; усиленная экономия сырья, материалов, энергии на всех стадиях производства и потребления; создание основы для перехода к устойчивому развитию; высокая ответственность при принятии различных внутри внешнеполитических решений, направленных на реализацию геополитических интересов и соблюдение национальной безопасности России.
При этом основными стратегическими задачами для природно-ресурсного блока являются:
- завершение перехода к рациональному сочетанию административных и экономических методов государственного регулирования в области природопользования;
- формирование эффективной системы органов государственного управления в сфере природопользования, чёткая координация и разграничение сфер их деятельности;
- развитие правовой базы в целях стимулирования инновационного и инвестиционного процессов в сфере природопользования;
- развитие государственного регулирования экспортно-импортных операций в сфере природных ресурсов;
- осуществление государственной поддержки научных исследований как важнейшей исходной части технологического цикла в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;
- создание условий для сбалансированного природопользования как основного фактора устойчивого развития страны;
- обеспечение разграничения функций и прав федеральных органов и субъектов Российской Федерации в сфере природопользования;
- учёт региональных особенностей и потребностей природопользования при совершенствовании структуры экономики России в целом.
На первом этапе усилия государства должны быть направлены на решение следующих проблем:
- совершенствование природно-ресурсного законодательства, в том числе усиление административной и уголовной ответственности за его нарушение;
- углубление и совершенствование экономического механизма природопользования; — уточнение и корректировку системы лицензирования и регламентации режимов природопользования;
- разработку механизма аудита в области природопользования;
- расширение перечня видов природных ресурсов, используемых на платной основе;
- создание федерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых и иных видов естественных богатств и др.
Для
реализации государственной политики
в области использования, охраны
и воспроизводства минерально-
- предотвращение процесса исчерпания поисково-разведочного задела прошлых лет путем усиления геологических исследований и геологоразведочных работ;
- ликвидация острого дефицита в стране отдельных видов минерального сырья (марганца, хрома, урана и др.);
- приостановление отставания прироста запасов от объемов добычи полезных ископаемых;
- развитие минерально-сырьевой базы на региональном уровне за счет выявления, оценки и промышленного освоения небольших месторождений угля, торфа и агрохимического сырья, прежде всего в удаленных районах России, в которых отсутствуют альтернативные источники твердого топлива и минеральных удобрений: повышение комплексности использования минерального сырья;
- разработка мероприятий по модернизации геологоразведочных работ, внедрению новой техники для буровых и геофизических работ, адаптированной к геологическим и природным условиям конкретных нефтегазоносных и рудоносных регионов России;
- расширение объёмов изучения и использования ресурсов шельфа и Мирового океана.
В
качестве завершающего общего вывода
следует отметить, что сложившиеся
социально-экономические
Инвестиционная емкость недр России с учетом разведанных запасов и прогнозных ресурсов для экспортно-ориентированного минерального сырья составляет 147—170 млрд. долл. Из них 100—110 млрд. долл. приходится на месторождение нефти и газа, 14-19 млрд. долл.— на благородные металлы, 12-17 млрд. долл.— на алмазы, 21-24 млрд. долл.— на другие виды минерального сырья, включая уголь. При этом государственный Фонд недр насчитывает около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых.
В России проживает 3 % мирового населения, а доля разведанных запасов нефти в стране составляет 10 %, газа — 30 %, железной руды — 27 %, меди — 11 %. Отрасль обеспечивает порядка 30 % валового внутреннего продукта, более 50 % валютной выручки страны. С учетом налогов и косвенных отчислений она обеспечивает также порядка 50 % доходов в бюджет. Стоимость сырья, извлекаемого из недр, составляет ежегодно от 95 до 105 млрд долл. Из них около 80 % приходится на энергетические ресурсы (газ, нефть, уголь, уран).
В области природных ресурсов Россия остается экспортно-ориентированной страной. Потребление нефти и угля на душу населения в России в 2,5-3 раза меньше, чем в других странах мира, по остальным ресурсам также наблюдаются значительные отставания. Такое положение заставляет задуматься над тем, что структуру производства и потребления минеральных ресурсов необходимо менять. Согласно концепции развития топливно-энергетического комплекса добыча нефти в ближайшие пять лет не должна упасть. Более того, она должна увеличиться к 2015 г. до 435 млн. тонн. Добычи природного газа в 2011г. достигнет больше 780 млрд. м3, а в дальнейшем возрастет до 650—700 млрд. м3.
Выводы и предложения
В завершение проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1) Одна из наиболее значимых тенденций развития мировой экономики в современном мире – наращивание объемов добычи и переработки природных ресурсов, необходимых для стабильного и прогрессивного развития экономики каждого государства.
2) Природные ресурсы в мире расположены крайне неравномерно, поэтому активность отдельных стран в этой области зависит непосредственно от «щедрости природы». Но ограниченность в природных ресурсах не всегда говорит об экономической слабости экономики, в пример можно привести Японию. При минимальных запасах природных ресурсов она является одним из лидеров мирового экономического сообщества.
3) Наиболее «одаренные» природными ресурсами страны это США (нефть, газ, уголь, земельные ресурсы), Европа (нефть, уголь, залежи различных руд), страны южноамериканского континента щедро «одарены» запасами пресной воды и плодородными землями. Отдельно следует выделить Россию, т.к. она является уникальной в мире страной по причине сосредоточения на ее территории огромного многообразия и около 30 % всех природных ресурсов. Но при таком запасе природных ресурсов, которые являются залогом прогрессивного развития экономики страны, наша страна является «отстающей» от мировых лидеров.
4) На сегодняшний момент в мировой экономике наметилась тенденция постоянно возрастающего объема добычи природных ресурсов. По прогнозам (приведенным во 2 главе) многие минеральные ресурсы исчерпаются к 2100 году.
На основании сделанных выводов можно внести следующие предложения:
1)
Необходимо усиление мирового
контроля со стороны
2) Для России можно предложить следующие меры - приватизировать предприятия добычи, переработки и реализации природных ресурсов. Доходы от природных ресурсов должны служить народу и государству.
3) Пересмотреть заключенные с грубейшим нарушением российского законодательства и других международных актов, направленных «против» отечественной экономики; принять решение о целесообразности дальнейшей реализации указанных соглашений.
4) Восстановить принцип формирования программы проектов промысловых испытаний и освоения современных методов увеличения нефтеотдачи на конкурсной основе, с предоставлением нефтяным компаниям экономических стимулов за их реализацию.
5) Разработать долгосрочную программу разведки, добычи, и использования основных природных ресурсов, с целью оптимизации их использования.
6) Принять неотложные меры по восстановлению нормативной базы по охране водных объектов, ограничению, касающемуся использования водных объектов для сброса сточных вод.
7) Освободить от налогообложения капитальные вложения, предназначенные на реконструкцию предприятий и освоение новых мощностей.
8)
Освободить организации, занимающиеся
освоением природных ресурсов от ввозных
таможенных пошлин на ввозимое оборудование,
используемое для добычи ресурсов, а также
установить нулевую ставку по налогу на
имущество в отношении вновь изготовленного
(приобретенного) оборудования сроком,
установить ускоренную амортизацию для
оборудования при исчислении налога на
прибыль.
Список используемой литературы
1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география понятийно- терминологический словарь. М.: Мысль, 2007. 350 с.
Информация о работе Роль и место природных ресурсов в мировой экономике